Индусская традиция сохранения мудрости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индусская традиция сохранения мудрости



Как мы говорили выше, поведенческая реакция мифа начинается тогда, когда Арджуне полностью возвращена память, или смрити. Смрити означает не только память, но и священный канон. Арджуне, таким образом, возвращена память священного закона. В результате трагической ситуации Арджуна в начале повествования не знает, что ему делать, как ему разрешить противоречие между "быть" и "должен".

Как и многие до него (вспомним свидетельство "Мокша-дхармы" о тех, кто утратил знание священного закона и его осуществления, впал в неведенье), Арджуна не устоял в своем законе и теперь ему возвращена память священного закона, т. е. смрити (шлоки 18.72-18.73, см. выше). Напомню, что корпус священных индуистских текстов так и называется "смрити", причем характерно, что Шанкара в комментарии к этим шлокам настаивает именно на непосредственном значении слова смрити как памяти9.

Смрити возвращается Арджуне не как корпус священных текстов, хотя такое толкование тоже возможно, а именно как память о Боге, память о Его священном законе, данном людям. Иначе говоря, эта память о священном законе есть исторический миф, или мифический закон в своем историческом действии, поэтому традиционные тексты — в основе своей тексты священного закона.

При оценке этого закона, как и любого другого, мы должны опираться на мнение специалиста, человека, знающего, в чем здесь дело, обладающего неизвестными для непосвященного знаниями. (Вспомним, что мы говорили выше о законах и их оценке).

В качестве такой экспертной оценки мифического закона кармы, поддерживающего систему воздаяния и возмездия в

 

===

182

===

 

космосе индуистской культуры, я хотел бы привести комментарий Прабхупады к шлоке 6.42.

Выше я приводил эту шлоку для иллюстрации положения о том, что даже если человек совершил ошибки на пути нравственного совершенствования, например, в йоге, он не разрушил накопленной положительной кармы и соответственно в будущем может рассчитывать на благодатное рождение. Я приведу вопрос Арджуны и четыре шлоки из ответа Кришны.

Арджуну беспокоит, что очень трудно идти по пути добродетели, обуздывать свои страсти. Если я не смогу выполнить до конца аскезу, не смогу удержать свое сердце в йоге, спрашивает Арджуна, значит, я погибну? Пропаду, как облако в небе? Кришна отвечает:

 

Не погибнет ни в здешнем он, Партха,

ни в ином после смерти мире,

ведь никто не приходит к дурному концу,

кто творит здесь добро, моя радость!

 

Но достигнув миров благой кармы,

Проведя там бессчетные годы,

в доме чистом и благословенном

вновь родится заблудший в йоге.

 

Или даже он в доме аскетов

возродится, обильных знаньем,

ведь такое рожденье, Партха,

очень трудным считается в мире.

 

Так возникнув на свет, обладая

своей буддхи из прежнего тела,

он потрудится с большим усердьем

чтоб теперь совершенства достигнуть. (6.40—43)

(Пер. B.C. Селиниова)

 

Значит, родившись в семье мудрых, знающих йогинов  этот человек обретет те знания, которые он достиг в прежнем рождении  и с этого уровня он опять начнет движение к совершенству

Мы с вами, с индуистской точки зрения люди погрязшие в неведенье (авидья), живущие в плену заблуждений (моха), ил-

 

===

183

===

 

люзии (майя), конечно, не можем знать, как и почему происходият эти перевоплощение, воздаяние и возмездие. Так же как, не обладая специальными знаниями, мы не можем знать действия других законов. Мы не знаем, как в действительности происходят деление и умножение, как товар "переходит" в деньги, а деньги — в товар. Мы даже не очень ясно представляем, в каком мире мы живем — конечном или бесконечном.

Тем не менее мы пользуемся законами, принятыми в нашей культуре, так же как индус пользуется законом кармы в индуистском космосе. Мы делаем это потому, что закон — это не то, что "на самом деле", а поведенческая схема, позволяющая правильно относиться к тому, что "на самом деле".

Мы не понимаем закона кармы, как и действие многих научных, технических, математических, юридических, экономических и других законов нашего общества. Но, как и действие законов для нашего общества, мы можем оценить действие закона кармы для мира индуистской культуры. Именно для этой оценки мне нужен комментарий Прабхупады к шлоке 6.42.

Прабхупада пишет, что в этом стихе отдается должное рождению в семье тех, кто обладает "великой мудростью, потому что ребенок, родившийся в таких условиях, получает духовный импульс с самого начала своей жизни. В особенности это касается семей ачарий и госвами. Члены таких семей в силу традиций и воспитания очень сведущи и набожны и поэтому они становятся духовными учителями. В Индии есть очень много таких семей... Это, конечно, великое счастье — родиться в подобной семье. Наш духовный учитель Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа и смиренный автор этих строк милостью Господа имели счастье родиться в таких семьях, и оба мы были воспитаны в преданном служении Господу с самого начала нашей жизни"10.

Значит, действие мифического закона кармы, закона, установленного идеальным трансцендентным деятелем в целостности индуистского культурного космоса, приводит к сохранению величайшего из всех достояний — духовной культуры. Выдающийся вклад индийцев в мировую сокровищницу культуры — способность целого народа поддерживать и пестовать семейно-общинную традицию мудрости.

Сакральные фигуры европейской цивилизации, о которых мы говорили выше, — врач, священник, учитель, отвечающие

 

===

184

===

 

за духовно-телесное выживание европейского общества, — это в основном, так же как и на Востоке, представители профессионально-семейных общин.

Если с этой точки зрения посмотреть на истоки эвентуального ряда целостной цепи европейской культуры, то мы увидим великие мифорелигиозные события: жертвы Сократа и Христа, мифы Платона и Нового Завета, а также специальные духовно-образовательные пространства, где происходит прояснение смыслов этих событий и где в констелляции смыслов возникают новые идеи.

Европейская цивилизация — это не пылесосы и кофеварки, как нам иногда кажется, а духовные жертвы, духовные законы и идеи, а также места, где всему этому учат, над всем этим размышляют, все это духовно созерцают, т. е. академии, лицеи, университеты, церкви, их общины и школы.

В этом отношении между европейской и индуистской цивилизациями нет принципиальной разницы.

 

===

185

===

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.007 с.)