Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безусловно-мифическое культуры (каирос)
Я сознательно сгущаю краски и создаю такую ауру экзистенциалистской тревоги, чтобы убедить вас в одной из главных мыслей нашего дискурса: все мы как люди, как "человеки" являемся существами не только культуры и текста, но и мифа.
=== 179 ===
Для того чтобы жить как люди, как нормальные, здоровые человеческие индивиды, мы должны верить в трансцендентальное знание, которое является для нас ценностью. Например, в знание нашего благополучного существования, истины которого в каждый отдельно взятый момент нашей жизни запредельны по отношению к бытию здесь-и-сейчас. Именно в этом смысле мы и являемся имманентно-мифическими существами, потому что именно миф соединяет в человеческом сознании и в культуре веру, знание и ценность в неразложимые с гносеологической точки зрения единства. Для того чтобы действовать, я должен что-то выбирать, т. е. чем-то жертвовать, и знать правила своих действий и своего выбора. Все эти три момента — действие, выбор-жертва, правило-закон действия — непосредственно связаны с мифом как с некоторым кодокомпонентом, соединяющим в культурном пространстве и в сознании веру, знание и ценность в неразложимые единства. Мы делаем что-то только потому, что верим в знания об этом деле и полагаем наше знание и наше дело ценным для нас. Например, я хочу сварить себе кофе. Я абсолютно уверен, что я это сделаю и вот прямо сейчас начну это делать. Что означает моя уверенность? Она означает мою веру в знание того, как это делается, и веру в ценность этого знания применительно к данной конкретной ситуации, а также веру в то, что мне удастся соединить это ценное знание со своими конкретными действиями. Как вы прекрасно понимаете, все это может не произойти. У нас под рукой может не оказаться кофе, сахара или спичек, могут неожиданно отключить воду, внезапно может зазвонить телефон и нас куда-нибудь неожиданно вызовут и т. д. Из-за какой-нибудь нелепой случайности — утечки газа, неисправности лифта или автомобиля — вся цепь наших действий может привести к трагическим результатам. Каждый день, выходя из дома, мы должны чувствовать себя Улиссом, отправляющимся в путешествие, или Арджуной на поле Куру, потому что самое казалось бы незначительное действие может вызвать неожиданное и катастрофическое следствие. Мы не задумываемся над этим, потому что существуем в мифе, как я уже говорил выше. Наша проблема заключается в
=== 180 ===
том, что мы не отдаем себе в этом отчета, современная культура скрывает свое мифологическое поле, в то время как традиционная культура открыто его представляет. Традиционная культура, открывая человеку свою эффицирующую причину, — законы выбора и действий — признает, что эту причину устанавливает идеальный деятель, трансцендентный по отношению к феноменальному миру. Этот идеальный деятель и вся его атрибутика — ритуалы, обрядность, знаки и т. д. — являются мифом в своем классическом смысле, как мы уже говорили, "мютосом", т. е. рассказом о богах. Семантическое поле мифа работает в культуре как его внутренняя эффицирующая причина или система культурных знаков, которая устанавливает порядок долженствований, соотношений между человеческим "быть" и "должен". Если мы абстрагируемся от принятой в таксономических науках методики рассмотрения культуры в различных аспектах — историческом, политическом, экономическом и т. д. — и представим в нашем сознании культуру как одномоментную целостность, то увидим, что эвентуальный ряд такой культурной целостности, проходящий сквозь ее пространственно-временной и причинно-следственный континуум, состоит из событий веры, знания и ценностей, соединенных в гносеологически неразложимые единства. Современная культура посредством своих метатехнических центров, специальных текстов и некоторых специальных "вещей", например, товарно-стоимостной связи или постава, закрывает мифорелигиозные истоки этого событийного ряда, как бы заслоняет то безусловное — кайрос, как писал Тиллих8, откуда исходят подлинные события человеческого бытия, состоящие из слитной метафорической мозаики веры, ценности и знания. Следует подчеркнуть при этом, что закрывая свои религиозные истоки, современная культура не становится от этого менее мифической. Самый рациональный, самый просвещенный человек живет в мифическом, иначе говоря, в совокупности слитных отношений веры, знания и ценностей.
Правы Хабермас, Хюбнер, Дюркгейм, которых я цитировал выше, а также и другие философы и культурологи, которые отмечали значимость мифа в своих работах. Я считаю необходимым добавить к приведенным выше цитатам, что современ-
=== 181 ===
ное значение мифа определяется не его корнями в сознании, а тем, что миф представляет собой неустранимую, всегда присутствующую часть культурной целостности, причем такую ее часть, которая постоянно кодирует культурное пространство, создавая в нем схемы поведенческих маркировок.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.) |