Минимальная заработная плата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимальная заработная плата.



 

        МРОТ отражает минимально приемлемую для данных экономических условий величину потребления и является базой для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника. Подходы к минимальной заработной плате различны: в одних странах ее задача — поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума, в других — выступать в качестве базы для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника.

       МРОТ призван выполнять две основные функции:

1) защищать трудящихся от неоправданно низкой заработной платы;

2) являться базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.

     В России государственный минимум заработной платы с самого начала вхождения в рынок не стал фактором роста экономики, отражая кризисное состояние с заработной платой вообще. Резкое снижение требований со стороны государства к уровню минимальной заработной платы на начальном этапе преобразований экономисты относят к просчетам Правительства РФ в сфере регулирования процессов реформирования экономики.

    Согласно Конвенции МОТ № 131 (1970) «Об установлении минимальной заработной платы» при определении МРОТ должны учитываться потребности трудящихся и их семей (общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия), уровень экономического развития государства. Минимальные ставки заработной платы должны обеспечивать трудящемуся удовлетворительный образ жизни (разд. 3 Конвенции МОТ № 26 (1928) «О создании процедуры установления минимальной заработной платы»). МРОТ – это предел оплаты труда работников, ниже которого не может производиться выплата заработной платы при выполнении условий, предусмотренных ст. 133 ТК РФ.

    Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 1998 г., его расчеты осуществляются на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (они утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192); постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 232 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»; Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденной постановлением Минтруда России и  Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34.

      Прожиточный минимум, ориентированный на минимальные размеры потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, так как не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей. По мнению ученых, его надо рассматривать как временный ориентир в социальной политике, ограниченный периодом кризисного состояния экономики.

     В качестве первоочередных мер для обеспечения повышения МРОТ предусматривается ввести новые принципы его индексации, при которых сроки и размеры индексации определяются на основе соотношения между МРОТ и величиной прожиточного минимума, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из экономических возможностей бюджетов всех уровней, показателей индекса потребительских цен и уровня инфляции, динамики средней заработной платы. В ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы предполагается осуществлять за счет: 1) периодического пересмотра содержания потребительской корзины трудоспособного человека, определяющей величину прожиточного минимума; 2) индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

       Законодательство не запрещает индексацию МРОТ в порядке договорного регулирования. Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.) и ст. 41 ТК РФ предусматривают, что соглашения и коллективные договоры могут содержать положения о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением сторон. Закон Свердловской области от 8 апреля 1997 г. «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» в ст. 8 закрепляет в качестве обязательного требования при заключении коллективных договоров на территории области определять в договорах порядок индексации заработной платы.

       Другая важная функция МРОТ — выступать в качестве базовой величины для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. В соответствии с трудовым законодательством оплата труда может осуществляться на основе тарифной системы оплаты труда, бестарифной или по иным системам. Тарифная ставка — основной элемент тарифной системы. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже МРОТ Генеральное соглашение на 2002—2004 гг. предусматривает:

- провести в 2002 г. индексацию тарифных ставок (окладов) ETC, предусмотрев их повышение не менее чем в 1,5 раза;

- в 2002-2004 гг. обеспечить опережающий темп роста ставок (окладов) ETC no оплате труда работников бюджетной сферы по сравнению с уровнем инфляции;

- при поэтапном повышении тарифной ставки первого разряда ETC до уровня прожиточного минимума и принятии решений о снижении дифференциации тарифных ставок учитывать необходимость соблюдения обоснованных соотношений в оплате труда основных профессионально квалификационных групп работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей).

       В настоящее время государство не ограничивает напрямую максимальный размер заработной платы, закрепляя в ст. 129 ТК РФ лишь принцип зависимости оплаты труда каждого работника от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

     В настоящее время в соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: 1) работникам организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; 2) работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; 3) работникам других организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

      Нормы Трудового кодекса, предусматривающие, что заработная плата не должна быть ниже минимального прожиточного уровня, являются принципиально новыми и имеют гарантированный характер. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Прожиточный минимум является самостоятельной оценкой потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ, в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитываются для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров и детей. В основу минимального размера заработной платы кладется величина прожиточного минимума для трудоспособных граждан.

     Право на получение месячной оплаты труда не ниже минимального размера возникает у работника лишь в том случае, если он выполнил нормы труда, рассчитанные на месячный период. К числу таких норм относится также месячная норма рабочего времени. Право на получение заработной платы не ниже минимального размера сохраняется у работника и в том случае, если нормы рабочего времени и нормы труда не были выполнены не по вине работника.

     Доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты не включаются в минимальный размер оплаты труда.

     Работник вправе обратиться в комиссию по трудовым конфликтам или в суд в том случае, если получаемая им заработная плата ниже минимальной. Суд в свою очередь может принудить работодателя выплатить недостающую сумму, а также компенсацию за задержку выплаты. Правовым основанием для этого действия будет являться решение суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.01 с.)