Соотношение законодательства о труде РФ с международными договорами и конвенциями Международной организации труда (МОТ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение законодательства о труде РФ с международными договорами и конвенциями Международной организации труда (МОТ).



 

        Особое место среди источников трудового права практически любой страны, включая Российскую Федерацию, занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.

        К ним, в частности, относятся многосторонние международные договоры, принимаемые международными организациями (членом которых является Россия) как всемирного масштаба — прежде всего ООН и МОТ, так и регионального масштаба — Советом Европы и СНГ. Возрастающая роль и значение общепризнанных принципов и норм международного права, в частности международных трудовых норм, содержащихся в конвенциях и рекомендациях МОТ, состоит в том, что они, отражая мировой опыт регулирования отношений в сфере труда с учетом происходящих в этой сфере глобальных технических, экономических и социальных изменений, способствуют унификации трудового законодательства государств, входящих в систему этих международных организаций, на новой прогрессивной основе.

        С учетом этого в конституциях многих государств, являющихся членами названных международных организаций, закреплен принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права. В Конституции РФ он закреплен в ст. 15, и, кроме того, в ст. 17 установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с нормами Конституции РФ.

        Для трудового права наиболее значимы Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., где в ст. 6 сформулировано положение, согласно которому государства, участвующие в Пакте, «признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги в обеспечении этого права». В последующих статьях Пакта дается понятие «права каждого на справедливые и благоприятные условия труда» и раскрывается его содержание, которое служит международным стандартом таких условий, позволяя на основе сравнительного метода определять соответствие национального законодательства о труде требованиям этого стандарта. К сожалению, законодательство России о труде не в полной мере соответствует этому стандарту, в первую очередь в части, касающейся уровня оплаты труда, понятия справедливой заработной платы, сформулированного в указанном Пакте.

         Первостепенное значение в качестве источника трудового права приобретают нормативные акты МОТ, принимаемые в форме конвенций и рекомендаций. Правовые нормы, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ, образуют своеобразный международный трудовой кодекс, который охватывает все стороны трудовых отношений, обобщая мировой прогрессивный опыт в области труда с учетом реальных возможностей

каждого государства по применению международных трудовых норм.

         По состоянию на конец 2001 г. МОТ принято 183 конвенции и 190 рекомендаций, из которых в России действуют 50 ратифицированных конвенций. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002—2004 гг. предусмотрена возможность ратификации еще 15 конвенций МОТ, среди которых наибольшее значение имеют конвенции № 158 (1982) «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», № 168 (1988) «О содействии занятости и защите от безработицы» и № 173 (1992) «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя».

         Приобретение конвенциями МОТ в силу их ратификации статуса источника трудового права Российской Федерации на практике дает возможность ссылаться на содержащиеся в них международные трудовые нормы при обосновании работником своих требований в случае трудового спора с работодателем, а юрисдикционный орган в лице суда обязан применить нормы соответствующих конвенций с учетом положений ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных норм.

          Это означает, что любые международно-правовые обязательства России автоматически становятся частью ее правовой системы и соответственно могут и должны применяться органами государственной власти, в том числе судами. К сожалению, в Российской Федерации принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права недостаточно применяется в нормотворческой и правоприменительной практике, прежде всего по причине того, что до настоящего времени не создан и законодательно не установлен механизм его реализации. Трудовой кодекс также не дает решения данной проблемы, поскольку ст. 10 «Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права» практически воспроизводит текст ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.004 с.)