Коллективные договоры и соглашения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные договоры и соглашения.



Общая характеристика законодательства о коллективных договорах и соглашениях

Впервые коллективный договор в России появился в 1904 г. на Бакинских нефтепромыслах как результат стачки нефтяников, требования которых были отражены в коллективном договоре с нефтепромышленниками. Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом КЗоТ 1918 г. и в «Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 02.07.18 г. (Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1918. № 48).

Конвенция МОТ № 98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» от 15.11.91 г. (Ведомости РСФСР, 1991. № 47. Ст. 1611), а впервые урегулировал коллективные переговоры и социально-партнерские соглашения Закон РФ от 11.03.92 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Этот закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он дополненный и измененный Федеральным законом от 24.11.95 г. (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.) является основным нормативным актом по данной проблеме. Значение этого закона в том, что он:

—установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенций МОТ;

—значительно расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях;

—закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон;

— установил соотношение договорного и законодательного регулирования социально-трудовых вопросов;

— расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил на организации, учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор;

— предусмотрел, что разногласия в ходе коллективных переговоров решаются в порядке, установленном для коллективных трудовых споров;

— установил правовую ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8.12.95 г. предусмотрел в ст. 11 право профсоюзов на представительство от имени работников (независимо от членства в профсоюзах) в области коллективных прав и интересов в случаях наделения их таким полномочием на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Ст. 13 этого закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профорганизации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Если в организации действует несколько первичных профорганизаций (что редко: у нас это не привилось), их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещено вести переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников лицами, представляющими работодателя.

 

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX в. в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда в 1948 г. предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ № 98 «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию № 154 «О содействии коллективным переговорам».

В России коллективные переговоры впервые урегулировал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г., определив в гл. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ.

Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям, указанным в ст. 2 закона. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается для решения спора соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий.

 

  Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» закрепил в ст. 4 основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений:

— соблюдение норм законодательства: все стороны (а их может быть две или три при трипартизме соглашений) и их представители должны соблюдать не только указанный закон, но и другие нормы трудового законодательства;

— полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;

— равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;

— свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается ст. 5 всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников;

— добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. она может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);

— реальность обеспечения принимаемых обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности: является правоохранительной гарантией выполнения коллективных договоров, соглашений.

Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление договорного регулирования социально-трудовых отношений выше, чем предусмотрено законодательством при согласовании интересов сторон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.006 с.)