Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития этнографического туризма в крымском регионе

Поиск

Бахтина С.М. Проблемы и перспективы развития этнографического туризма в Крымском регионе. [67] В статье рассматривается этнографический туризм как перспективное направление в Крымском регионе. Анализируются актуальные проблемы в данном виде туризма на сегодняшний день. Приведены отдельные аргументы для изменения ситуации в этнографическом туризме на крымском пространстве и улучшения развития туристской отрасли.

Bakhtin а S.M. Problems and prospects of development of ethnographic tourism in the Crimean region. In the work deals with the ethnographic tourism as a promising trend in the Crimean region. Analyzed the current problems in this type of tourism today. Were present some arguments to change the situation on the Crimean ethnographic tourism space and improve the development of the tourism industry.

Постановка проблемы. Крымский регион выделяется своей полиэтничностью, своими различными историческими памятниками и уникальностью культурного наследия. В каждом отдельном районе Крыма обязательно найдется то, что может привлечь внимание любознательного туриста. На сегодняшний день на территории полуострова насчитывается более 70-ти этнических групп и свыше 30-ти национально-культурных объединений [7, с.123]. Наличие достаточно богатой ресурсной базы для этнографического туризма дает полное право говорить о существование этнографического туризма в Крыму.

Цель статьи – показать современное состояние и перспективу развития этнотуризма в Крымском регионе. Изложение основного материала. Этнографический туризм – это вид познавательного туризма, целью которого является посещение объектов этнографии, познание быта, культуры и традиций этнической группы, проживающей ныне или ранее на определенной территории [3, с.65]. При этом этнографический туризм представляет собой не только интересное и занимательное времяпровождение, но он и способствует сохранению культуры этноса и его традиций, оказывает влияние на патриотические чувства и расширяет кругозор туристов.

Однако по-прежнему вклад этнографического туризма в туристскую индустрию довольно скромный, о чем свидетельствует отсутствие профессиональных организаторов на рынке туристских услуг, которые специализировались бы исключительно только на этнографических турах. Кроме этого, эксперты в последние годы отмечают снижение интереса к этнографическому туризму внутри страны, а соответственно и на Крымском полуострове, но в тоже время впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного этнографического туризма. Этнографический туризм, как и другие виды туризма, является источником социально-экономического развития страны. Но, к сожалению, все также доля путешествий с этнографическими целями в структуре национального туризма не превышает нескольких процентов [1].

На территории Республики Крым у всех желающих есть возможность познакомиться как со своей традиционной культурой, так и с другими национальными культурами народов Крыма. Этнографический туризм относительно новый вид туризма и на протяжении истории его развития возникает немало преград. Этот вид туризма недостаточно изучен и точно не выявлены его разновидности, а также его территориальные особенности и их роль в области организации развития этнографического туризма, что и есть одной из главных проблем развития этнографического туризма в Крыму. Для устранения этой проблемы необходимо решить такие задачи как изучение особенностей этнографического туризма, выбор территории, которая была бы потенциально пригодной для развития этнографического туризма [2, с.43].

К традиционным проблемам развития этнографического туризма относится неразвитая инфраструктура. В Крыму есть множество этнографических ресурсов, до которых очень сложно добраться, то есть, нет хорошей транспортной доступности. В селах представляющие собой этнографические центры отсутствует достаточное количество средств размещения и предприятий питания, а то и вовсе их нет. Немаловажную роль играет узнаваемость на рынке или еще как называется это явление брендирование. Крым всегда ассоциируется с морем, солнцем, историческими памятниками, виноградом, вином, а такое понятие как этнографический туризм только начинает выходить на рынок для потенциальных потребителей [9]. Кроме этого возможно такое, что в некоторых небольших населенных пунктах местные жители не готовы пускать туристов в свой микромир, не каждое село готово к приему туристов. Очень часто местные жители определенного села сами не знают о возможности организации этнографического туризма, а именно аборигенного туризма. Необходимо для этого найти точки соприкосновения с местными жителями, которые могли бы быть проводниками и экскурсоводами. На сегодняшний день аборигенный туризм для коренных малочисленных этнических групп может стать видом деятельности, способствующим решению вопроса по безработице на местах и одновременно сохранению традиционной культуры. Аграрный туризм может выступать как вариант организации этнографического туризма самими жителями сел. В нем используются национальные жилища, предметы быта, демонстрация национальных обрядов, фольклор и декоративно-прикладное искусство, приготовление и дегустация национальных блюд. Конечно, для самих жителей это привычные и обыденные вещи, но для потенциальных туристов это своеобразная экзотика [5].

Выделяются отдельно специфические проблемы развития этнографического туризма в Крыму [4, с.112]: очень малая часть культурно-этнографического комплекса охвачена развитой туристской инфраструктурой; огромный этнографический и культурный потенциал Крыма используется всего лишь на 20%; разрушение памятников культуры, большое количество музеев находится в предаварийном состоянии, и требуют реконструкции.

Преградой для развития туризма служит отсутствие пропаганды этнокультурного единства и разнообразия народов Крыма. Зачастую культурно-этнографические центры не имеют необходимого штата научных сотрудников, благоприятного транспортного и географического положения, информационной базы. Для решения всех возникших проблем развития этнографического туризма необходимо регулирование туристического бизнеса государством и взаимодействие всех участников туристского рынка, что включает в себя укрепление законодательно-правовой базы туристского комплекса, установление и укрепление взаимодействия органов государственного управления туризмом с производителями туристских услуг. В решении проблем развития активное участие должны принимать учебные заведения и туристские ассоциации, одной из необходимостей является разработка и создание новых необычных туристских маршрутов, которые должны быть включены в республиканские, межрегиональные и федеральные программы по развитию туризма в Крыму и в стране в целом.

На данный момент этнографический туризм активно развивается во всем мире, в том числе имеются большие перспективы его развития и на территории Республики Крым.

Выделяются следующие потенциальные выгоды [10, с.208]:

-   увеличение финансирования природных, культурных территорий и этнических общин;

-   временные рабочие места предоставляются местным жителям в качестве гидов, владельцев домиков, музеев, проводников;

-   продвижение образовательных программ о регионе и окружающей среде для туристов, то есть способ повысить осведомленность людей и возможность увеличить сторонников этого вида туризма, сохранения окружающей среды;

- получение прибыли без отрицательного воздействия на культуру и природу;

-  этнографический туризм является средством объединения охраны окружающей среды и социально-экономического развития;

-  никакой другой вид туризма в отличие от этнографического туризма не обеспечивает нетронутой природе экономическую ценность;

-  этнографический туризм оказывает меньше отрицательного влияния и приносит больше выгоды по сравнению с традиционным туризмом;

-  этнографический опыт можно использовать в продвижении, как отдельных районов Крыма, так и республики в целом;

-  этнографический туризм более совместим с образом жизни малочисленных этнических групп Крыма, чем совершенно другие виды туризма;

-  этнографический туризм является хорошим способом продвижения и развития культурного туризма в Крыму;

-  этнографический туризм не требует огромных инвестиций. Это связано с тем, что в этнографическом туризме потребители обращают внимание больше на получение впечатлений, чем на роскошь в сервисе.

К потенциальным издержкам относятся [10, с.209]:

- возможность деградации окружающей среды, связанная с поведением и действиями организаций и потребителей туристских услуг;

- нестабильность экономики, так как доход от туризма считается не постоянным и очень часто зависит от природных факторов;

- изменения в социально-культурной структуре, что может выражаться как в положительных изменениях, так и в отрицательных. В основном они негативны, примером этого может послужить ситуация, когда представители местной общины не привлекаются к планированию стадий этнографического тура.

Предпосылки развития этнографического туризма в Крыму [6]:

- степень этнического разнообразия населения очень высока, она проявляется не только в республиканском масштабе, но и в пределах отдельных районах;

- наличие уникального сочетания разных культурно-этнографических комплексов, которое сложилось вследствие длительной межэтнической ассимиляции и интеграции;

- необходимость в активной пропаганде межэтнической толерантности, учитывая напряженную политическую ситуацию;

- необходимость в более эффективном продвижении крымского этнографического туристского продукта на внутреннем рынке туристских услуг;

- деструктивное влияние урбанизации на культурный комплекс всех этнических групп региона.

Необходимо получать своевременную информацию и точные сведения об этнографических ресурсах. Это и есть обязательным условием для успешного развития этого вида туризма. В связи с этим заинтересованные стороны должна быть обеспечены улучшенной соответствующей базой данной. Поиск и комплектование информационных источников по тематике этнографии должны заниматься многие научные институты, в первую очередь федеральный университет. Вместе с институтами, форумами и центрами участие должны принимать культурные организации разных этнических общин в комплектовании этнографических материалов и их популяризации. Средства массовой информации играют особую роль в процессе, они должны освещать вопросы этнокультурного развития Крыма [8].

В наше время и в перспективном будущем более устойчивым представляется сочетание этнографического туризма с экологическим и культурно-познавательным туризмом. Иметь определенные перспективы может продвижение этнографических туров, которые включают в себя элементы лечебно-оздоровительного, экстремального и религиозного видов туризма. В случае отсутствия реальных этнокультурных сред может практиковаться один из возможных приемов организации этого вида туризма – использование традиционного фольклора и местной топонимики. Необходимым ресурсом для развития культурно-этнографического направления являются разнообразные народные промыслы. Инновационным для Крыма может быть проект экодеревень, который представляет создание на основе одного объекта условий для сельского, экологического и этнографического туризма. В этом случае происходил бы не только учет этнокультурных особенностей полуострова, но и ярко выражена система человека и природы [9, с.231].

В целом в качестве основных направлений развития этнографического направления внутреннего туризма можно выделить [3, с.58]:

- разработка проектов и создание музеев этнографической направленности «под открытым небом» для популяризации культур этнических групп;

-  проведение фольклорного и событийного этнографического туризма;

-  проведение охотничьего и рыболовного этнографического туризма;

-  создание и открытие центров этнокультурных промыслов и ремесел, формирование и распространение новых культурно-этнографических брендов;

-  развитие идеи экодеревень с целью сохранения систем традиционного жизнеобеспечения и популяризации народной медицины.

Стоит отметить, что неотъемлемым фактором успеха развития этнографического туризма в регионе будет являться наличие ведомственных или целевых программ на региональном и муниципальном уровнях. В них утверждены мероприятия направленные на поддержку данного вида туризма. Многообразие этнических групп Крыма и России в целом и их взаимовлияние на протяжении всей истории является предпосылкой к развитию у россиян интереса к этнографическому туризму. 

Вывод: рассматриваемый вид туризма представляет собой одно из перспективных внутренних туристских направлений Крыма и России в целом. Очевидна важность развития этнографического туризма для Республики Крым. С одной стороны, это направление туризма может способствовать удовлетворению потребностей крымчан и россиян таких как: этнокультуные, социально-психологические и познавательные потребности. Кроме этого данный вид туризма может содействовать более тесному этнографическому знакомству и взаимодействию между культурами. С другой стороны, этнографический туризм может выступать в качестве эффективного средства воздействия на экономику региона, а соответственно и на экономику в масштабах страны.

 

Список использованных источников:

1. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития [Текст]: монография / В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159 с.

2. Исаченко, Т. Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения культурного ландшафта [Текст] / Т.Е. Исаченко // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – № 1. – 70 с.

3. Клейман, А.А. Туризм как важнейшая отрасль экономики: динамика, проблемы и перспективы развития [Текст] / А.А. Клейман // Межрегион. науч.-практ.конф. «Туризм – путь достижения Целей Тысячелетия». Ч.I. – СПб.: Невский фонд, 2008. – 61-55 с.

4. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме [Текст]: монография / Н.А. Зайцева. –  М.: Советский Спорт, 2003. – 234 с.

5. Мельникова, Е. В. Культура и традиции народов мира [Текст] / Е.В. Мельникова. – М.: Диалог культур, 2009. – 304 с.

6. Моралева, Н.В. Аборигенный экотуризм [Текст]: метод. пособие / Н.В. Моралева – М., 2008. – 108 с.

7. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.

8. Сафонов, А.Л. Нация и этнос: социальные группы в «плавильном котле» глобализации» [Текст] / А.Л. Сафонов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – 290 с.

9. Сергеева, Т.К. Экологический туризм [Текст]: монография / Т.К.Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с.

10. Широкова, Е.А. Пути совершенствования развития международного туризма в Крыму [Текст] / Е.А. Широкова // Культура народов Причерноморья. – 2001. – №18, т. 2. – 206-209 с.

Ключевые слова: этнографический туризм, социально-экономическое развитие, инфраструктура, брендирование, туристский продукт, этнокультурные центры, государственные программы, полиэтничность, экодеревни.

 

 

УДК 338.48

Шакиров Р.В., м агистрант направления подготовки «Туризм»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»,

г. Севастополь

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 3085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.01 с.)