Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический опыт осуществления краеведческого туризма на черноморском побережье в советский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дзарасов А.А., Кара А.П. Исторический опыт осуществления краеведческого туризма на черноморском побережье в советский период. [47] Статья посвящена одному из направлений краеведческой деятельности – туризму. В советский период на различных исторических этапах это направление научно-просветительской, общественной и познавательно-воспитательной деятельности на Черноморском побережье имело большое государственное значение. Формы туристско-краеведческой деятельности варьировались от «дикого» до организованного туризма для посещения мест важных исторических событий, связанных с Черноморским регионом.
Dzarasov A. A., Kara, A. P. The historical experience of the implementation of the local lore tourism on the sea coast in the soviet period. The article deals with one of the directions of regional tourism activities. During the Soviet period at different historical stages in this direction scientific-educational, social and informative-educational activities on the Black Sea coast was of great national importance. Forms of regional tourist activities ranged from "wild" to organized tourism places to visit important historical events related to the Black Sea region. The article is devoted to a tourism as an area of Local History activities. This direction was very important. Постановка проблемы. Актуализация изучения проблем становления и развития краеведческого туризма определяется современной ситуацией в России, связанной с усилением исследовательского интереса к региональным процессам. Краеведение, будучи комплексным явлением, представляет особую сферу научной, научно-просветительской и общественной деятельности, в процессе взаимодействия которых проявляется взаимосвязь многих явлений, происходящие в общественной жизни. Обращение к этой проблеме дает возможность расширить сложившиеся представления о взаимодействии людей с окружающей общественной и природной средой страны в процессе развития их познавательной деятельности и становления активной гражданско-патриотической жизненной позиции в различные исторические периоды. Основной научной базой для изучения и развития краеведческого туризма являются работы широко известных и авторитетных отечественных исследователей.Уже в первые годы советской власти шел процесс накопления краеведческих знаний по различным аспектам истории, культуры и этнографии народов региона. Здесь следует отметить работы С. Сиюхова, У. Алиева и Б. Городецкого [1]. Они стали авторами книги: «Адыгея: историко-этнологический и культурно-экономический очерк», изданного в 1927 г. в серии «Республики и области СССР. Северный Кавказ». Эта работа использовалась для составления туристско-краеведческих маршрутов в регионе. К концу 1920-х г. были изданы обобщающие труды по вопросам краеведческой деятельности в общероссийском масштабе. В работе Б.Б. Веселовского исследуются формы туристско-краеведческой работы в РСФСР в первое десятилетие Советской власти. Немаловажная роль отводилась распространению краеведческих знаний среди населения через туристско-краеведческую деятельность в публикациях Д. Святского[2]. Эти труды положили начало изучению вопросов туристического краеведения. Последующий период с 30-х - до середины 50-х гг. XX в. характеризуется жёстким идеологическим контролем над краеведческим туризмом. Понятно, что в годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления народного хозяйства по объективным причинам средства на развитие туризма и краеведения почти не выделялись. Со второй половины 1950-е гг. исследователи начинают проявлять повышенный интерес к туристско - краеведческой тематике. Среди исследований, вышедших в конце XX - начале XXI в.в. можно отметить работу Муртузовой З.Д. «Туризм и экскурсионное дело на Кубани и Черноморье: становление и развитие: 1860-1917 гг.» (дисс… канд. ист. наук. - Краснодар, 2006). Мы, в свою очередь, предлагаем обратиться к историческим сведениям о становлении и развитии краеведческого туризма на Черноморском побережье в советский период на примере территории современного Краснодарского края Южного федерального округа. С нашей точки зрения,краеведческий туризм является эффективным способом реализация познавательного интереса к своей малой родине. Есть чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведческого туризма. В нём нет «двух уровней». Одного уровня – для ученых-специалистов и другого – для «широкой публики». Краеведческий туризм популярен сам по себе. Он существует постольку, поскольку в нём участвуют широкие массы людей. В этом отношении туристско-краеведческая деятельность занимает исключительное место в жизни современного общества. Изложение основного материала. Анализируя первые годы советской власти, можно говорить о расцвете экскурсионного дела и туристско-краеведческого направления в краеведении, что подтверждается многими историческими фактами. Основоположником экскурсионного метода в краеведении заслуженно следует признать И.М. Гревса [3; С. 245-258.]. Наряду с академиками С.Ф. Ольденбургом и С.Ф. Платоновым он активно включается в краеведческое движение. Его учениками были известные организаторы музейного, туристского и экскурсионного дела: краеведы Н. П. Анциферов, А. Я. Закс и многие другие. И.М. Гревс считал, что краеведом может быть не только специалист, но любой «образованный сын края», любящий свою малую родину и приобретший необходимые методические навыки по организации туристско-краеведческого дела. В 1920 г. был создан Экскурсионный институт, состоявший из отделов: гуманитарного, который возглавил И.М. Гревс, музейного - во главе с профессором Ф.Ф. Зелинским, экономико-технического, который возглавил директор электротехнического института профессор Дмитриев и естественноисторического во главе с профессором Б. Е. Райковым. Ими издавались экскурсионные сборники. Под руководством Б.Е. Райкова были разработаны методики естественноисторических экскурсий для школьников и выпущен ряд сборников на эту тему[4]. Кроме учителей, студентов и сотрудников в работе семинаров, проводимых экскурсионным институтом, принимали участие и крупные исследователи, стремившиеся познакомиться с методикой экскурсионного дела. Именно И.М. Гревсом были заложены основы городского туристического краеведения - «градоведения». Принципиально новым в его концепции был целостный подход к изучению городской среды. Его ученик Н.П. Анциферов был лучшим теоретиком и практиком особого типа экскурсий, основанных на приложении литературного материала к изучению городской среды, и по существу - создателем нового жанра на стыке литературоведения и культурологии[5;С.167-182]. Градоведение существовало и в изучаемом регионе. Здесь этим новым направлением занимался П.В. Миронов. В Государственном архиве Краснодарского края сохранился его фонд. В нём содержится большое количество документов, отражающих деятельность, включая экскурсионные маршруты [6; Л.86]. По архивным материалам можно сделать вывод о поддержке в начале 20-х гг. направления региональными партийными и государственными органами. В этот период в Петрограде успешно издается и журнал для пользователей всей страны «Экскурсионное дело» под редакцией И.И. Полянского. Неизменный интерес к краеведению привел к возникновению новых краеведческих обществ, занимавшихся туристско-краеведческой деятельностью: это Совет обследования и изучения Кубанского края, Общество изучения Черноморского побережья, Кубано-Черноморское областное управление по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, народного быта и природы, возглавляемое профессором Г.Г. Григором [7; С.38]. К середине 1920-х гг. общественные краеведческие организации проводили большую и многообразную работу: вели поиск полезных растений и месторождений полезных ископаемых, собирали сведения о природных ресурсах, организовывали охрану памятников истории и культуры, искали исторические документы и архивные материалы, изучали культуру, быт, народное творчество, хозяйственную деятельность населения. На основе этой деятельности впоследствии издавали географические, исторические, этнографические, экономические описания своего края, справочники, путеводители для прокладывания туристических маршрутов. В первое десятилетие Советской власти туристско-краеведческое движение признавали «массовым научно-культурным движением», о нём говорили на съездах Советов, даже на партсъездах, краеведческие общества характеризовали как «Органы самопознания страны» [8; C.4]. В помощь для проведения местных экскурсий открывались специальные экскурсионные станции. В 1918 г. в Москве по распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 г. было переведено в статус Детской экскурсионно-туристской станции Отдела Народного Образования (ДЭТС ОНО). Буквально через 2 года, в 1923 г. было создано бюро дальних экскурсий. Центральное бюро школьных экскурсий реорганизуется в Опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпросса. Арт Яковлевич Закс стал ее первым руководителем [ 9; Оп. 2, Д.8, Л.18]. Для разработки вопросов организации и методики туристско-краеведческой работы с подрастающим поколением были организованы специальные школьно-краеведческие комиссии при Центральном бюро краеведения, а также при губернских и уездных бюро краеведения. В решениях II Всесоюзной конференции по краеведению в 1924 г. отмечалось, что одним из основных должно стать «общественно-прикладное направление краеведческой работы», т.е. туристическое[10; С.205]. Успешное развитие краеведческого движения и краеведческого туризма в первое десятилетие существования советского государства стало возможным благодаря совпадению интересов краеведов и новой власти, которая учитывала мировоззренческую и практическую значимость краеведческого туризма для развития молодой советской страны. В военный период практически единственной формой осуществления краеведческой деятельности на неоккупированных территориях стали экскурсии и краеведческие походы. Маршруты походов по территориям краёв и областей намечались местными отделами народного образования. Во время войны детский краеведческий туризм носил исключительно внешкольный характер, не связанный с учебными целями, краеведческая работа организовывалась и проводилась главным образом краеведческими кружками Домов пионеров, туристско-краеведческими станциями. Имели место и полевые работы краеведческого характера в пионерских и туристских лагерях. О такой работе в течение лета 1944 г. в лагере докладывал на заседании Научного общества учителей-географов при Московском городском педагогическом институте С. И. Тимофеев[ 11]. В Черноморском регионе сразу же после освобождения от оккупации началась работа по сбору вещественных и письменных свидетельств военного времени для подготовки туристско-краеведческих маршрутов по местам боевой славы. Показательно письмо заведующего особым сектором Краснодарского крайкома ВКП(б) И. Орбова секретарям райкомов от 12 октября 1943 года, направленное через три дня поле завершения освобождения Кубани от немецко-фашистский захватчиков: «9 октября войска Северокавказского фронта окончательно ликвидировали оперативно-важный плацдарм немцев на Кубани. Пройдёт время и интересно будет каждому знать историю изгнания немецких поработителей с пределов Кубани и Черноморского побережья. Поэтому необходимо уже сейчас, пока свежо в памяти, составлять некоторые справки для истории. В частности, особый сектор крайкома ВКП(б) просит Вас составить, на первый раз краткую, но важную по своей значимости, справку о том, какого числа и какого месяца освобождён каждый населённый пункт Вашего района от немецких оккупантов. Постарайтесь дать точные данные с указанием времени (ночью, утром, днём или вечером) освобождения села, станицы. Если известно, какая часть освободила село или станицу, то укажите и это. Если у Вас будут другие материалы к этой справке, то давайте и их. Справку за подписью секретаря райкома и председателя райисполкома шлите особому сектору крайкома ВКП (б)»[ 12; Оп. 1, Д. 50, Л. 96]. Для решения поставленной задачи было решено создать специальную комиссию. Все документы и материалы собирались и сортировались отделом пропаганды и агитации крайкома, который курировал туристско-краеведческую деятельность. В послевоенный период краеведческому туризму придавалось большое значение, особенно во второй половине 50- начале 60-х гг. В регионе создаются новые общественные организации, активно ведущие туристско-краеведческую деятельность. Было восстановлено Географическое общество СССР и его отделения в регионах, в том числе Сочинский отдел Географического общества СССР, основанный в 1957 г. видными учёными, деятелями просвещения и культуры, краеведами-общественниками как региональный центр Общества на Черноморском побережье Кавказа. Члены Сочинского отделения вели системную и комплексную в современном понимании туристско-краеведческую работу[13; Л. 1-4 ]. В г. Тихорецке в 1959 году под руководством Полиенко В.С. открывается Тихорецкое отделение Географического общества СССР. Сочинским и Тихорецким отделениями Русского географического общества внесён значительный вклад в изучение Черноморского побережья и развитие их как центров туризма и экскурсионных маршрутов. Всё это свидетельствует о важной роли общественной организации в системе краеведческого туризма. Сочетание «дикого» и организованного туризма стали отличительной особенностью рассматриваемого периода. Туристические маршруты составлялись для посещения мест исторических событий, памятников истории и культуры. В 1956 году Анатолий Михайлович Коломиец создал краевую секцию туристов и альпинистов при физкультурно-спортивном отделе Крайсовпрофа. Позднее в октябре 1958 г. это объединение получило официальный статус в виде краснодарского краевого клуба туристов и альпинистов. С января 1959 г. клуб получил финансирование, активизировал свою работу, и за три года в разных районах края были созданы более двадцати районных и городских клубов туристов[14; С. 45]. В 1959 году в истории детского туризма региона произошло важное событие - состоялся первый краевой слет туристов - краеведов из числа учащихся. А. М. Коломиец участвовал в его организации и проведении. Слет способствовал большей активизации внешкольной деятельности юных туристов и в результате необходимость организации краевого центра школьного туризма и краеведения стала очевидной. Поэтому в 1960 году была открыта краевая детская экскурсионно-туристская станция при КрайОНО. теперь это КрайСЮТур. В исследуемый период детский краеведческий туризм имел весьма высокие темпы развития. В 1970 году Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения. В 1970-1972 годах была проведена Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое отечество», которая посвящалась 50-летию образования СССР и 50-летию пионерской организации. Целью экспедиции являлось изучение родного края. В походах по родному краю приняло участие 16 миллионов детей. В 1971 году были проведены первые Всероссийские соревнования на кубок РСФСР по туризму среди школьников, в которых принимала участие и команды детей из всех территорий Черноморского побережья. В 1973-1975 годах был объявлен первый этап Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Экскурсионные маршруты предусматривали посещение домов, где жили писатели, художники, революционеры, где проходили военные политические события, а также промышленные и сельскохозяйственные объекты, места боев и захоронений. Отпечатана была в типографии специальная индивидуальная маршрутная книжка, в которой дети отмечали посещение всех памятных мест, экспедиционных объектов и контрольных пунктов маршрута. В экспедиции в целом по России были задействованы 10 миллионов школьников. Детские маршруты были приурочены к 30-летию победы над фашистской Германией и носили военно-патриотический характер. На местах боев становились обелиски, собирались трофеи и экспонаты для музеев, информация о войне. Второй этап Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» проводился в 1975 по 1977 год и был посвящен 24 съезду КПСС и 60-летию Октября. В нем принимали участие 356 экспедиционных отрядов, 8 860 000 человек[15; С.5]. 23 июля 1965 г. Совет Министров РСФСР для координации деятельности общественных организаций, занимающихся краеведением и краеведческим туризмом, в частности, и в целях привлечения широкой общественности к активному участию в туристско - краеведческой работе постановил организовать Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры[16; С.101]. У истоков Общества охраны памятников истории и культуры стояли выдающиеся люди России. В регионе это были: учёные-исследователи Н. Анфимов[17; Л. 2.], Т. Агапова, А.Г. Хагуров[18; 6-9], М.А. Азаматова, П.В. Аутлев[19; Л. 32], писатели П. Иншаков и В. Лихоносов, краеведы-общественники Н. Гойдин, А. Красненко, И.В. Шевченко, Г.И. Дзекун, П.И. Скляр, А.И. Шеуджен[20; Л. 18]. В постановлении об организации общества говорилось: «… это добровольная самоуправляемая общественная организация, имеющая целью сохранение, возрождение и популяризацию объектов историко-культурного наследия Российской Федерации, общественный контроль за состоянием и использованием памятников истории и культуры, проведение благотворительных акций, организация и координация общественной инициативы и деятельности, развитие общественного движения в этой области; привлечение граждан Российской Федерации к выявлению, изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического и культурного (материального и духовного) наследия; формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма»[21; Л. 5]. В документах оргкомитета определялось, кто может участвовать в работе общества: «все советские люди, желающие участвовать в благородном деле-сохранении великого культурного наследия советского народа, его изучения и пропаганды…» [22; Л. 7]. Участниками общества были разработаны памятки по сбору материала о состоянии и охране памятников истории и культуры, составлялись списки памятников и памятных мест, маршрутов по местам боевой славы. В городских и сельских школах создавались краеведческие кружки, клубы, общества юных путешественников. Школьники вели поисковую работу по заданиям местных научных учреждений, участвовали в экспедициях «По родному краю», совершали походы по местам боевой и трудовой славы советского народа. Краснодарское краевое отделение ВООПИК проводит в эти годы активную работу по созданию туристско-краеведческих маршрутов и предлагаемых мест посещения в ходе их реализации. В городе Новороссийске создаётся уникальный музей цементной промышленности, мемориальная квартира Ф.В. Гладкова, которые возглавила энтузиаст-краевед Г.А. Крымпоха. Она же участвовала в создании Новороссийского музея дворца творчества, музея генерала Н.Н. Раевского, музея истории поста № 1. Число членов ВООПИК, участников туристско-краеведческого движения неуклонно растёт[23; С.20-23]. Советским государством придавалось большое значение развитию детского краеведческого туризма. На всём Черноморском побережье были открыты станции юных туристов. Основными целями станций являлись: реализация дополнительных программ и услуг в сфере туризма и краеведения в интересах личности, общества, государства; организация массовых туристских, краеведческих и экскурсионных мероприятий; развитие познавательных интересов и способностей по основе краеведческих материалов, воспитание любви и бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры и т.д. В этот период особенно интенсивно развивается кружковая работа в школах. Практически в каждой школе региона работало по несколько туристских кружков. Дети ходили в походы, участвовали в слетах и соревнованиях. Большое внимание уделялось подготовке кадров для детского туризма. При станциях юных туристов создаются школы инструкторов и маршрутно-квалификационные комиссии, расширяются направления туристско-краеведческой работы с детьми. Вывод. На Черноморском побережье России в исследуемый период развитию краеведческого туризма, как взрослого, так и детского придавалось особое государственное значение. В свою очередь, общественная туристско-краеведческая работа в это время получила в регионе широкий размах и являлась одной из форм проявления высокой познавательной, и гражданско-патриотической активности населения. Список использованных источников: 1. Алиев У., Городецкий Б., Сиюхов С. Адыгея (Адыгейская автономная область): историко-этнологический и культурно-экономический очерк. - Ростов н/Д, 1927. 2. Святский Д. Проникает ли краеведение в массы? // Краеведение. Т.4. – М., 1927; Веселовский Б.Б. Краеведческая работа организаций в РСФСР к 1930 г. // Краеведная работа в РСФСР. – М., 1930. 3. Гревс И. М. Город как предмет краеведения // Краеведение. - 1924. - № 3. 4. Райков Б.Е. Школьные экскурсии, их значение и организация. - М., 1921. 5. Анциферов Н. П. Город как объект экскурсионного изучения // Краеведение. - 1926. - № 2. 6. ГАКК. Ф. Р.- 1547. Оп. 1. 7. Ратушняк Т.В. Развитие краеведения на Кубани (конец XVIII века - начало 30-х годов XX века): дисс. канд. ист. наук. – Краснодар, 1999. 8. Учредительный съезд Северокавказской горской краеведческой ассоциации. – Пятигорск, 1924. 9. ГАРФ. Ф. А-2307. Оп. 2 Д. 8. Л. 18. 10. На путях к новой школе. № 2 - М., 1925. 11. Тимофеев С.И. Опыт краеведческой работы с детьми в летнем лагере. - М., 1945. 12. ЦДНИКК. Ф. 1383. Оп. 1. Д. 50. Л. 96 13. ГАКК Ф. Р. – 1355. Оп. 1. Д. 25. 14. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения. № 1.- Краснодар, 2003. 15. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 июля 1965 г., № 1882: Об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры // СП РСФСР. № 17, 1965. 16. ГАКК. Ф. Р-1748. Оп. 1. Д.1 17. НАРА Ф. Р. – 270. Оп. 1 Д. 1. 18. НАРА Ф.Р. – 1146. Оп. 1. Д. 1. 19. НАРА Ф. Р. – 559. Оп. 1. Д. 1. 20. НАРА Ф. Р. – 270. Оп. 1 Д. 1. 21. ГАКК Ф. Р. – 1748. Оп. 1. Д.1 22. Кара А.П. Краеведческий туризм как одно из направлений краеведческой деятельности в Краснодарском крае и Адыгее в 50-70 –х гг. XX в.// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. № 3(16).- Махачкала, ДГПУ, 2011. Ключевые слова: Краеведение, краеведческий туризм, краеведческие общества и организации, туристические станции.
УДК 338.486(470) Богданов Е.И., к.э.н., профессор ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», г. Санкт-Петербург Филиппова И.Г., к.и.н, доцент ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», г. Санкт-Петербург
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.013 с.) |