Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы внедрения государственно-частного партнерства в туристическом бизнесе

Поиск

Рославцева Е.А. Проблемы внедрения государственно-частного партнерства в туристическом бизнесе. [22] В работе рассмотрены проблемы государственно-частного партнёрства. Сделан анализ внедрения основных форм государственно-частного партнерства (сокр. – ГЧП), а также выделены наиболее перспективные направления ГЧП для развития туристического бизнеса Донецкой Народной Республики (сокр. – ДНР).

Roslavceva E. А. Implementation of public-private partnership in tourism. The paper considers the problem of public-private partnership. Analysis of the positive and negative effects of major forms of PPP, as well as the most promising for the development of tourist business DNI.

Постановка проблемы. На территории Донецкой Народной Республики до сих пор идут военные действия, нестабильная экономическая и политическая ситуация. Следствием этого является низкая инвестиционная привлекательность предпринимательства. Проблемой развития туристического бизнеса являлся недостаток ресурсов для осуществления запланированных идей и инвестиционных проектов.

Анализ последних исследований и публикаций. Особое внимание развитию государственно-частного партнёрства уделяли ученые-экономисты Ковалев А.М.,Крюкова, Е.Л., Лемьева, И.В. [2], Марчук Е. В. [7], Денисов П. А. [5]. Среди ученых-экономистов Донецкой Народной Республики Ангелина И.А.

Выделение нерешенной проблемы. Отсутствие инвестиций государства в развитие туристического бизнеса.

Цель статьи. Разработать формы внедрения государственно-частного партнерства для туристической отрасли ДНР.

Изложение основного материала исследования. Развитие туристического бизнеса на основе ГЧП в Донецкой Народной Республике является «шагом в будущее», где государственно-частное партнерство служит механизмом развития инфраструктуры и осуществления социально важных проектов, а также является эффективным инструментом реализации инвестиционной и инновационной политики, нацеленной на ускорение темпов экономического роста.

В связи с этим, Министерство экономического развития (сокр. - МЭР) Донецкой Народной Республики поставило основной задачей создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций с целью восстановления экономического потенциала, а также создания новых рабочих мест.

Отделом инвестиционно-инновационной деятельности, развития малого и среднего бизнеса Департамента стратегического развития экономики и социальной сферы МЭР ДНР оказывается содействие и помощь в разработке, поиске инвесторов, а также сопровождение реализации бизнес-проектов на территории Донецкой Народной Республики [8]. 

В рамках реализации Программы восстановления и развития экономики и социальной сферы города Донецка на 2015г сформирована база инвестиционных проектов, которая включает 41 проект, и каталог инновационных проектов г. Донецка, включающий 21 проект и аннотированный перечень предложений Донецкого национального технического университета. Восемнадцать проектов вошли в каталог инвестиционных проектов реального сектора экономики ДНР. На ежемесячной основе проводится их актуализация.

Сегодня проблемы реализации инвестиционных проектов реального сектора экономики, разработанных и готовых к внедрению предприятиями города Донецка в 2015 году, остаются не решенным в связи с недостаточностью собственных средств предприятий, а так же невозможностью кредитования. При этом, привлечение иностранных инвестиций не представляется возможным, поскольку несовершенна нормативно-правовая база, которая определяет гарантии прав инвесторов, льготы и преференции. 

Поэтому для решения этих проблем необходимо внедрить государственно-частное партнерство в туристический бизнес и рассмотреть формы этого партнерства при возможности применения в ДНР.

Государственно-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. Государственно-частное партнерство – инструмент экономической политики, который используется для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней. В широком смысле под государственно-частным партнерством понимают совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для комплексного и эффективного решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [2].

ГЧП позволяет осуществлять общественно значимые проекты, сосредоточивая большой объем ресурсов в регионе, со справедливым распределением рисков между публичным и частным партнерами. Публичный партнер (государство в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов) заинтересован в привлечении индивидуальных предпринимателей, российских и отечественных юридических лиц для реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП. [4].

Основными целями государственно-частного партнерства являются привлечение в экономику Республики частных инвестиций, объединение ресурсов и распределение рисков партнеров для реализации инвестиционных проектов и республиканских программ, имеющих важное государственное и общественное значение [2].

В Донецкой Народной Республике подготовлен законопроект «О государственно-частном партнерстве», который находится в стадии доработки. Принятие данного законопроекта позволит создать условия для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в Республике [6]. Это будет способствовать привлечению финансовых ресурсов бизнеса для взаимовыгодного сотрудничества с государством в рамках различных проектов – это может быть строительство, реконструкция, модернизация, а также эксплуатация и техническое обслуживание определённого объекта. Рамки этого закона расширены и предусматривают муниципально-частное партнерство. Это позволит и местным администрациям привлекать частных инвесторов для реализации своих проектов в туристическом бизнесе.

Инвесторы в свою очередь смогут инвестировать в долгосрочные проекты с фиксированной доходностью под гарантии и обязательства государства. Также положительным моментом является то, что бизнес сможет свободно распоряжаться инвестициями и полученной в результате предусмотренной соглашением деятельности продукцией и доходами.

В рамках законодательного проекта основными задачами государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства [9], являются:

· создание условий для эффективного взаимодействия партнеров в целях устойчивого социально-экономического развития ДНР;

· повышение уровня жизни населения;

· повышение эффективности использования имущества;

· развитие инновационной деятельности, наукоемких производств;

· повышение технического уровня производства, совершенствование технологических процессов;

· развитие объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

· эффективное использование бюджетных средств;

· повышение качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) населению (для населения);

· обеспечение роста занятости населения.

Внедряя государственно-частное партнерство в туристический бизнес, необходимо проанализировать наиболее распространённые формы. К основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести [1]:

· государственные контракты;

· арендные отношения;

· финансовую аренду (лизинг);

· государственно-частные предприятия;

· соглашения о разделе продукции (СРП);

· концессионные соглашения.

Рассмотрим отрицательные и положительные стороны форм ГЧП при внедрении в ДНР.

 

Таблица 1. – Сравнительная характеристика наиболее распространенных форм взаимодействия властных и предпринимательских структур при внедрении в ДНР (построено на основании  [7,3,5]).

Наименование формы взаимодействия Краткое описание Положительный эффект от внедрения в ДНР Отрицательное воздействие на экономику ДНР
1 2 3 4
Государственные контракты это договор поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. 1. Уверенность исполнителя в выполнении заказчи-ком обязательств по оплате. "Без вариантов" 3. Исполнителю могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, а также кредиты на льготных условиях. 1. Расходы и риски полностью несет государство.
Арендные отношения форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.   получение государством прибыли в виде арендных платежей Выкуп арендного имущества
Концессионные соглашения Концессионный механизм: создание, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству. - привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета государственных органов - решение социальных задач за счет средств частных партнеров - наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса; планирование и контроль за его деятельностью ­  - привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения республиканских задач ­ - создание новых рабочих мест ­ - обеспечение поступлений в бюджет ­ - получение обществом более качественных услуг ­ - передача рисков частным инвесторам  
Финансовую аренду (лизинг) вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. 1.Решаются во­просы приобретения основных фондов и финан­сирования этой операции. 2. Ис­пользование предмета лизинга приносит немед­ленный доход, который идет на оплату лизинговых платежей и прибыль лизингополучателя. 3. Лизингополучатель может вос­пользоваться услугами по: страхованию, транспор­тировке, монтажу, обучению персонала, сервисно­му обслуживанию 4. Практические: лизинговые платежи от­носятся на издержки лизингополучателя, что снижает налогооблагае-мую прибыль.     При международных мультивалютных лизинговых сделках отсутствуют полные гарантии от валютных рисков (проблема переносится с одного участника на другого).  
Соглашения о разделе продукции (СРП) особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключне-ным между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. 1. СРП позволяет гибко учитывать особые условия разработки того или иного месторождения в соответствии со сроком и объемом платежа инвестора. 2. В основе СРП лежит нормальная, справедливая цена. В некоторых случаях она может меняться, может быть даже выше ныне действующих налоговых отчислений, так как не позволяет уклоняться от налогов, а в процессе переговоров ограничивает аппетиты инвестора приемлемым уровнем внутренней доходности. 3. Для иностранных инвесторов СРП является наиболее предпочтитель-ной моделью контракта на разработку место-рождения, так как будучи специальным режимом, соглашение позволяет более точно просчитать экономическую эффек- тивность конкретных проектов за счет значи- тельного 1. государство не всегда может проконтролировать все статьи затрат инвестора 2. Инвесторы (подрядчики) зачастую не соблюдают требования экологического законодательства;    
Государственно-частные предприятия объединение частных и государственных ресурсов для достижения определенных целей 1. Возможность привлече-ния инвестиций в республику. 3. Привлечение иностран-ного партнера снижает финансовое «напряжение» предпринимателя на создание нового или расширение уже дей-ствующего предприятия Трудовые отношения    регулируются не местным законодательством, а условиями контрактов

 

Анализ положительных и отрицательных форм ГЧП воздействия на экономику ДНР дает возможность выделить наиболее приемлемые:

1. Арендные отношения позволяют без особых затрат получить дополнительную прибыль, что для развития молодой республики очень важно.

2. Концессионные соглашения позволяют развивать экономику республики с помощью привлечения инвесторов. Это позволит увеличить инвестиционную привлекательность туристического бизнеса, а также открыть дополнительные рабочие места, что снизит уровень безработицы.

Выводы и предложения. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее привлекательными формами ГЧП в туристическом бизнесе являются арендные отношения и концессионные соглашения. Дальнейшие исследования в области инвестиционной привлекательности туристического бизнеса Донецкой Народной Республики должны быть направлены на разработку механизма государственно-частного партнёрства с использованием наиболее привлекательных форм ГЧП. 

Список использованных источников:

1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов / Д. М. Амунц // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16-24.

2. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства. / Е.Л. Крюкова, И.В. Лемьева // Государственно-частное партнерство. – 2016. – № 3(1), С. 53–62.

3. Взаимодействие государства и бизнеса. от 19.10.2015 // [Электронный ресурс]. – URL: http://lektsii.org/2-86550.html (Дата обращения 4.09.2016)

4. Говорова И. ГЧП: новые рабочие мести и рост экономики // [Электронный ресурс]. – URL: http://mer.govdnr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1771:gaz-dr-010916&catid=17:stati&Itemid=172 (Дата обращения 2.09.2016)

5. Денисов П. А. Соглашение о разделе продукции как форма государственно-частного партнерства / "Налоги", 2012, N 3 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-bereg.ru/i385.html (Дата обращения 25.08.2016)

6. Ильин В. «Диалог с властью» о государственно-частном партнерстве // Вестник ДНР от 25.08.2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://gazeta-dnr.ru/?p=39212 (Дата обращения 2.09.2016)

7. Марчук Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 386-388. [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/archive/58/8014/ (Дата обращения 8.09.2016)

8. Министерство экономического развития ДНР. Инвестиционное предложение. // [Электронный ресурс]. URL: http://mer.govdnr.ru/index.php?option=com content&view=article&id=310&Itemid=623 (Дата обращения 5.09.2016)

9. Специалисты Минэкономразвития приняли участие в обсуждении законопроекта «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» от 19.08.2016 // [Электронный ресурс].URL:http://mer.govdnr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1638:11082016-goschastpartnerstvo&catid=8:novosti&Itemid=141 (Дата обращения 5.09.2016).

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, туристический бизнес, формы государственно-частного партнерства.

 

УДК. 332.1  

Данилина С.К.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.011 с.)