Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный стандарт ISO 9000: особенности применения на предприятиях туризма в РФ

Поиск

Калинкина С.А., Шишкина Ю.С. Международный Стандарт ISO 9000: особенности применения на предприятиях туризма в РФ. [18] В статьерассматриваются вопросы применения международной системы стандартов качества ISO 9000 и их аналогов в Российской Федерации. А также показывается значимость менеджмента качества на предприятиях туризма согласно требованием стандарта качества ISO 9000.

      Kalinkina.A. Shishkin, Yu. V. international Standard ISO 9000: features of the application at the enterprises of tourism in Russia. The article discusses the use of international system of quality standards ISO 9000 and their analogues in the Russian Federation. And also shows the importance of quality management at enterprises of tourism according to the requirement of the quality standard ISO 9000.

Постановка проблемы. Экономика любого государства базируется на принципах, нормах и стандартах, согласно которым предприятия различных отраслей ведут свое планомерное развитие. Использование стандартов на практике – это деятельность, направленная на достижение и установление прогрессивных норм и требований путем создания нормативно-технической документации и применение разных видов продукции, а также предоставление услуг.

На протяжении длительного периода мировое сообщество выработало целую систему стандартов качества, применяемых в различных сферах экономической деятельности. Сегодня все более актуальным стает вопрос о применимости этих стандартов конкретными государствами и их дальнейшее совершенствование. Не последние место в этой проблеме играет вопрос применения международных стандартов качества в туристической отрасли экономики.

Изложение основного материала. Проблема стандартов качества прорабатывается учеными многие десятилетия, но единого источника, который бы давал, полную характеристику данного вопроса нет. Возможно, это связано с тем, что стандарты качества находятся в постоянном процессе совершенствования, к тому же каждое государство адаптирует их под собственные экономические реалии. Так среди ученых, которые в своих трудах касаются оговоренной проблемы можно выделить: Л. В.Баумгартена (2), Л. Е.Басовского, В. Б. Протасьева (1).

Поскольку теория и практика управления качеством в основном распространялась на производственную деятельность и в меньшей степени на сферу услуг, целью данной работы является демонстрация сертификационных процессов по управлению качеством в сфере туризма.

Стандарты по управлению качеством существуют с середины 1970-х гг. Изначально, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на различных этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д. Сегодня стандарты по управлению качеством охватывают все отрасли экономики без исключения.

Минимальные требования, которым должна соответствовать организация выпускающая продукцию или какие либо услуги для гражданской сферы (бизнеса), взялась разработать Международная организация по стандартизации – ISO (ИСО) (International Organization for Standardization) [3].

Стандарты ИСО широко используются во всем мире, их более 15 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500 – 600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира.

В основу международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Следует отметить, что каждый из этих принципов характеризует отдельный вид деятельности предприятия:

Принцип первый – ориентация на потребителя.

Принцип второй – роль руководства.

Принцип третий – вовлечение работников.

Принцип четвертый – процессный подход. Для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.

Пятый принцип – системный подход к управлению.

Принцип шестой – постоянное улучшение.

Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах.

Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками [1].

На сегодняшний день, Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Они существуют в виде переводов на национальные языки и адаптированные версии стандартов. В России международным стандартам серии ИСО 9000 соответствует такие национальные стандарты, как:

· ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

· ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;

· ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению»;

· ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».

Особое значение в области использования системы международных стандартов ИСО серии 9000 придается туристической сфере.

В современных условиях ужесточения конкуренции, когда рынок производителя заменен рынком потребителя, особенно встает вопрос организаций туризма и обеспечения конкурентоспособности услуг. Стремление предприятий туризма к ускорениям в процессе создания внешней среды и обслуживания клиентов является важным фактором повышения конкурентоспособности организаций туризма, а значит и качественности предлагаемой продукции.

Каждой туристической организации для успешной и устойчивой работы необходимо реализовать запланированный объем услуг, обеспечить их низкую себестоимость, соблюдать установленные сроки при предоставлении услуг, добиваться требуемого уровня качества. По этой причине особой популярностью в туризме стал пользоваться стандарт ИСО 9000, который позволяет компании внедрять принципы менеджмента качества, столь важные для потребителя.

В настоящий момент универсальным стандартом данной серии является ГОСТ Р ИСО 9001–2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

В системах обязательной классификации, как и в обязательной сертификации предприятия туристической отрасли, проверяют на соответствие стандартам. Значительным аргументом в использовании сертификации ISO 9001 является возможность доказать рядовым покупателям или партнерам высокое качество своих услуг [4].

ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться как для внутреннего применения организациями, так и в целях сертификации или заключения контракта. Этот стандарт направлен на обеспечение результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

Выводы. Применение отечественными предприятиями туризма Стандарта ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой – является важнейшим фактором, подтверждающим потенциальные возможности турпредприятия по выпуску продукта высокого качества.

Список использованных источников:

1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник [Текст] / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев – М.: ИНФРА – М, 2001. –212 с.

2. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: учебник для студ.высш. учеб. Заведений [Текст] / Л.В.Баумгартен. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2010. – 304 с.

3. Международные стандарты ИСО серии 9000 [Электронный ресурс] http://studme.org/53662/menedzhment/mezhdunarodnye_standarty_iso_serii_9000#gads_btm.

4. Преимущества оформления сертификации ISO 9001 в туризме. [Электронный ресурс] / Единый Стандарт https://preimushchestva-oformleniya-sertifikatsii-iso-9001-v-turizme.

Ключевые слова: ISO (ИСО) 9000, стандарт качества, ГОСТ Р ИСО 9000, услуги, туризм, предприятия.

 

 

УДК 338.48

Ганношина Ирина Викторовна ст. 4 курса

ФГОБУ ВО «Севастопольский Государственный университет»,

Г. Севастополь,

Саченок Людмила Ивановна к. э. н., доцент

ФГОБУ ВО «Севастопольский Государственный университет»,

Г. Севастополь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.83 (0.006 с.)