Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цыбульская Л.А., Лозинский А.М. Проблемы прав граждан – потребителей в торговом обслуживании. [11] В работе рассмотрены проблемы, возникающие при применении законодательства о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании, имеющих важное значение для развития института защиты прав потребителей. Определены дополнительные правовые возможности потребителя как слабой стороны правоотношения. Tsybulskaia L. A., Lozinsky A. M. Problems of the rights of citizens – consumers in trade service. Problems arising at application of the legislation on protection of the rights of citizens – the consumers in trade service who are important for development of institute of consumer protection are considered in the paper. Additional legal opportunities of the consumer as weakness of legal relationship are defined.
Постановка проблемы На современном этапе исследователи выделяют ряд проблем, которые возникают при применении законодательства о защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании. Отсюда можно выделить ряд вопросов, имеющих важное значение для развития института защиты прав потребителей. Анализ последних исследований и публикаций Правовым вопросам защиты прав граждан в юридической литературе уделяется много внимания отечественными ученными, такими как Андреев Ю.Н., Баринов Н.А., Бычко М.А., Рябцева Е.Е. А также неотъемлемой роли государства в реализации политики в сфере защиты прав и свобод человека[1]. Однако эти вопросы по прежнему остаются актуальными. Выделение нерешенной проблемы Проведенное исследование позволяет выявить ряд проблем, которые вызывают необходимость модернизации законодательства о защите прав потребителя в рамках концепции развития потребительского права. Цель статьи провестианализ законодательной базы и выявить проблемы защиты прав граждан – потребителей в торговом обслуживании. Изложение основного материала Важную роль сегодня играет определение способов защиты прав потребителей. Как известно ГК РФ в ст. 12 предусматривает одиннадцать способов защиты гражданских прав. Применительно к рассматриваемой сфере можно выделить следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, взыскание неустойки, возмещение убытков, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Все эти способы успешно применяются при осуществлении защиты прав потребителей. Это можно подтвердить судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Характерной особенностью способов защиты прав потребителей является то, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности. Кто может применять перечисленные методы защиты? Ответ очевиден - потребитель. Однако содержание этой концепции требует корректировки. Закон определяет потребителя как гражданина, который планирует купить или заказать или заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и других потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Здесь приравниваются и те случаи, когда гражданин не зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляет на профессиональной основе деятельность, связанную с профессиональным фотографированием, предоставляя платные юридические услуги, обучение детей иностранным языкам и др. Понятие «личных бытовых нужд» охватывает очень широкий спектр взаимоотношений с участием граждан и, следовательно, отношения с участием граждан регулируются законом только когда они приобретаются для личного использования товаров (работ, услуг), не приносящие к прибыли. Очень интересно в этом смысле Директива 2011/83/ЕU, принятая Европейским парламентом в 2011 году, которая расширяет круг лиц, имеющих право на защиту в соответствии с правилами защиты потребителей[2]. Эксперты считают, что одним из основных изменений стало изменение основного понятия "Потребитель". Если потребитель в европейском праве выступает физическое лицо, впрочем, как и в РФ, пользуются лишь те покупки и услуги, вне его экономической или профессиональной деятельности, то в новой редакции - потребителем является лицо, которое использует их в основном вне экономической и профессиональной деятельности. Такие случаи не рассматривались по действующему законодательству, и такая ситуация только запутывала права потребителей. И согласно новой директиве такая защита интересов была возможна. Слово «в основном», записанное в директиву существенно расширило круг лиц, которые подпадают под такую защиту. Это изменение будет также означать решение проблем тех людей, которые обращаются в органы защиты прав потребителей, например, в связи с браком в оргтехнике, которую используют как в личных целях, так и для работы. До сих пор такие потребители получали ответ, что решение их проблем не относится к компетенции органов защиты прав потребителей. Думается, что такая проблема касается и России, что требует соответствующих изменений в действующий Закон о защите прав потребителя. Справедливо отмечается недостаточное международно-правовое (конвенциональное) регулирование вопросов, которые связаны с обеспечением прав потребителей. С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по применению его актов в национальном законодательстве, с другой стороны, развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) - процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей. ГК РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям в октябре 2007г.[6]. Правительством РФ были утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом[5], которые в значительной мере воспроизвели положения Европейской конвенции «О международной почтовой и дистанционной торговле»[4] и Директивы 97/7/ЕС «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии»[3]. Выводы и приложения. К числу дополнительных правовых возможностей потребителя как слабой стороны правоотношения следует отнести: − наряду с самим потребителем закрепление в законе перечня лиц, обладающих правом обращения в суд по спорам о защите прав потребителей; − возможность выбора подсудности для потребителя: обращения в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора, а если иск вытекает из деятельности филиала или представительства организации – по месту нахождения филиала или представительства; − определение правовых презумпций, влияющих на распределение бремени доказывания между сторонами (потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в процессе, освобождающих потребителя от бремени доказывания тех или иных обстоятельств; − закрепление правом возможности потребителя требовать компенсации морального ущерба при нарушении его имущественных прав, при этом фактически освобождая его от обязанности доказывания факта причинения физических и нравственных страданий. Лишь небольшой частью проблем являются указанные вопросы, которые вызывают необходимость внесения изменений в законодательство о защите прав потребителя в рамках концепции развития потребительского права.
Список использованной литературы: 1. Рябцева Е.Е. Роль государства в реализации политики в сфере защиты прав и свобод человека// Правовая политика в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: междисциплинарный подход. Сборник материалов международной научно-практической конференции 15-6 мая 2013 г. Астрахань: 2013. Астраханский филиал МЮИ.С. 20 -23. 2. Директива 2011/83/EU Европейского парламента и совета от 25.10.2011 «О правах потребителей, вносящая поправки в Директиву совета 93/13/ЕЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и совета и отменяющая Директиву совета 85/577/ЕЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и совета» (Directive 2011/83/EU of the European Parliament and of the Council) // Электронный ресурс: Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/44436507/50529817/. 3. Директива № 97/7/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом» (вместе со «Средствами связи, предусмотренными в параграфе 4 статьи 2», Заявлениями Совета и Парламента относительно параграфа 1 статьи 6, Комиссии относительно первого абзаца параграфа 1 статьи 3) (принята в г. Брюсселе 20.05.1997) (в ред. Директивы 2002/65/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 сентября 2002 г., Директивы 2005/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 11 мая 2005 г., Директивы 2007/64/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 ноября 2007 г.) / пер. А.О. Попов // СПС КонсультантПлюс. 4. Европейская конвенция о Международной почтовой и дистанционной торговле (принята 27 марта 2002 г. правлением Европейской Ассоциации Дистанционной и Почтовой Торговли - EMOTA, Париж).// [Электронный ресурс]. URL.:http://www.namo.ru/cgibin/show.pl?tpl=associacion_mpage&page_id=4611686018427387910&ses_id=2664133746706607. 5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4894. 6. Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. №44. Ст. 5282.
Ключевые слова: защита прав, потребители, торговое обслуживание, правовые возможности.
УДК 339.13.012 Палий Н.С., к.э.н., доцент ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.160 (0.007 с.) |