Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные тенденции развития туризма на территорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
УДК 371.31 Матвеевская А.С., к.г.н., Санкт-Петербургский государственный университет Погодина В.Л., д.п.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург КРЫМ КАК ДЕСТИНАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Крым как дестинация академического туризма. [45] В работе рассматриваются история и современные условия организации научного и образовательного туризма в Крыму. Matveevskaya A.S., Pogodina V.L. The Crimea as a destination for academic tourism. Discusses the history and modern conditions of organization of scientific and educational tourism in Crimea.
Постановка проблемы. В современной практике туризма активно используется термин академических туризм. Им принято объединять такие два вида туризма, как научный и образовательный. Научный туризмпредставляет собой либо поездки, предпринимаемые ученым (или группой ученых) в места, представляющие интерес для получения или проверки информации, необходимой для осуществления научной деятельности. Это могут быть научные экспедиции, без которых невозможны научные изыскания в таких областях знания, как география, геология, биология, экология, история и многих иных. Следует отметить, что туриндустрия практически не участвует в организации таких академических путешествий, поскольку каждое из них требует глубоких знаний основ самой науки, а также методов исследования. Поэтому чаще подобные экспедиции организовываются либо академическими учреждениями, либо самими учеными. В случае, если ученым необходимо посетить какие-либо академические или научно-образовательные организации или учреждения (НИИ, университеты, библиотеки, архивы и т.п.), расположенные в других городах, они могут обратиться к туристским фирмам для оказания им услуг в организации такой поездки. Анализ последних исследований и публикаций. Современная научная деятельность ученого-одиночки невозможна вне поля единого научного сообщества. Развитие научных контактов, внешнеэкономических связей, НТР и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах занимает все более прочное место в современном международном туризме. Обычно в каждой такой международной встрече участвуют от 200 до 10 тыс. человек. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов предлагают чисто туристскую программу. Как правило, и сами участники во время проведения научного мероприятия знакомятся с достопримечательностями того места, где организуется мероприятие, а после завершения конгресса совершают ознакомительные поездки по стране. Характерной чертой этого вида туризма является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в регионе значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие города стремятся к проведению у себя региональных, общегосударственных или международных научных форумов и встреч. Специально для этого создаются крупные конгрессные центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Цель статьи. Участники международных форумов обычно используют авиатранспорт. Ввиду большого числа сопровождающих лиц научным встречам присущ высокий спрос на двойное размещение. При этом около 10% участников заказывает обслуживание по классу «люкс», а остальные — по первому классу. На некоторых научных встречах предусматривается присутствие студентов и молодых специалистов в качестве ассистентов и наблюдателей. Для них обычно размещение и обслуживание организуется не в гостиницах, а в студенческих общежитиях по более низким ценам. [3] Изложение основного материала. В современном Крыму имеются условия для организации научного конгрессного туризма. В связи с проблемой сезонности туристской активности в южных приморских городах, важнейшим аспектом является то, что рассматриваемый вид туризма не подвержен сезонным колебаниям, его программы могут сочетаться с традиционными туристскими программами региона. Участники туров готовы (например, за счет грантов) к значительно большим финансовым затратам, в том числе и на мероприятия, не входящие в программу конгресса. Одним из динамично развивающихся в современном мире стал образовательный туризм. Этим термином обозначают учебные поездки (походы), совершаемые с целью развития каких-либо компетенций обучающихся, формирование которых определено образовательными программами.По своей функциональной сути образовательный туризм представляет собой форму организации образовательного процесса, осуществляемого за пределами основного образовательного учреждения. Крым имеет все основания позиционировать себя как «родина отечественного образовательного туризма». Доказательством этому слуат исторические факты. Из истории русского туризма известно, что в 1890 г., в Одессе был организован Крымский горный клуб. С 1891 по 1915 гг. издавался журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором публиковались отчеты экспедиций, описывались маршруты путешествий и экскурсий. Первым председателем правления был избран горный инженер Л.П. Долинский - автор многих научных трудов. Правление клуба находилось в Одессе, а его отделения в Севастополе и Ялте. Свою деятельность клуб начал с организации в апреле 1891 г. экскурсии в Крым. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились в районе между Севастополем и Гурзуфом с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырем, высеченным в известняках, дворцом в Алупке, Айтодорским маяком, Никитским садом и многими другими достопримечательностями Крыма, которые в настоящее время известны как туристские достопримечательности федерального и даже мирового уровня. Во время восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические и энтомологические коллекции, которые стали для создания музея Крымского горного клуба. Экскурсанты проводили и метеорологические исследования [1]. В 1902 г. клуб был переименован вКрымско-Кавказский горный клуб. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий. Постепенно география организуемых клубом расширялась. Так, к 1913 г. экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепровским порогам. Продолжительность некоторых маршрутов достигала 40 дней. Севастопольское отделение ограничило свою деятельность в основном близлежащими районами Крыма и проводило экскурсии в Балаклаву, Херсонес, Инкерман [2]. В ключе изучения истории развития образовательных путешествий, интерес представляетопыт Ялтинского отделения, которое совместно с Обществом содействия благоустройству курорта Ялта создало несколько троп для облегчения пешеходных экскурсий в горы. Первой в 1899 г. появилась Штангеевская тропа, которая от водопада Учан-Су вела на хребет Яйлы через наиболее живописные участки восточного склона Яйлы. Она имела протяженность более 8 верст и предназначалась для экскурсантов любой физической подготовленности. Вдоль тропе были установлены знаки, сделаны надписи на камнях, указывавшие пройденное расстояние и дальнейшее направление движения. Эта первая туристская тропа в России стала прообразом современных туристских троп, которые являются одним из действенных средств регулирования взаимоотношений между туристами и природой. Вслед за Штангеевской была обустроена так называемая Боткинская тропа (создана на деньги, пожертвованные почитателями профессора С. П. Боткина). Она вела к водопаду Яузлар, окрестности которого отличались густыми живописными сосновыми лесами. По всему пути Боткинской тропы были установлены указатели движения и скамейки для отдыха. Несколько позже появились еще две тропы, ведущие в горы, - Крестовая и Дмитриевская (последняя названа в честь первого председателя Ялтинского отделения В.Н. Дмитриева) [ 5 ]. Широкая популяризация экскурсий, которая проводилась путем рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения Москвы, Петербурга и других крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях в ялтинской газете, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, купальнях, водолечебницах Ялты. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных, в том числе удаленных от Крыма, регионов России. Особенно популярны многодневные экскурсии по Крыму, в том числе с образовательными целями, были среди университетских городов страны. Ученые всех специальностей, преподаватели высших, средних и народных учебных заведений, а также и учащиеся в них составляли главные группы экскурсантов. Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского горного клуба проявляли об ученических экскурсиях. Уже на третьем году существования клуба в «Записках» были обнародованы «Основания для организации ученических экскурсий в Крым», первый параграф которых так подчеркивал значение экскурсий для молодежи: «Развивая в молодежи пытливость ума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, давая юношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистом воздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должно способствовать физическому развитию и укреплению организма». В 1892 г. проведены первые ученические экскурсии в Крым. Правление Крымского горного клуба в Одессе организовало экскурсию двадцати учеников одесских реальных училищ, а Ялтинское отделение - экскурсию воспитанников и воспитанниц ялтинских мужской и женской прогимназий. В дальнейшем ученические экскурсии заняли большое место в работе Ялтинского отделения. Десятки учебных заведений России «экскурсировали» в Крыму при его содействии. По ходатайству правления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатное помещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешевое в некоторых гостиницах. Экипажи выделялись им по особо низкой цене, даже не покрывающей расходов клуба. Десяткам тысяч молодых граждан России помогло Ялтинское отделение Крымско-Кавказского горного клуба познакомиться с замечательной природой и культурой Крыма. Понимая, что для дальнейшего развития туристско-экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, Правление клуба начало подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей. В июне 1902 г. состоялась первая педагогическая экскурсия в Крым учителей Одесского учебного округа. В последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым с десятками своих учеников. Так начиналась история образовательного туризма в нашей стране. В течении всего ХХ в. Крым был настоящей территорией паломничества для желающих организовать и совершить образовательные путешествия. Интересно, что и опыт обучения школьников в период их пребывания в пионерских лагерях в периоды с сентября по май, начинал формироваться в Крыму. Именно в Артеке проводились первые совещания, обсуждались педагогической общественностью основы методики такой работы со школьниками. За прошедшее столетие тысячи студентов, в рамках выполнения учебных программ проходили в Крыму учебные полевые практики. Научно-учебные стационары Крыма представляют собой не только важнейшие центры научных исследований, но и базу формирования представителей современной российской геологии, географии, биологии, экологии. Трудно переоценить значения исторических (археологических, этнографических) крымских студенческих и школьных экспедиций для становления многих выдающихся ученых в этой области знаний. В комплексе образовательных ресурсов особое место занимают историко-культурные особенности местности. Пространства, образуемые историко-культурными объектами, в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. Вся социо-культурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности фокусируется в историко-культурном потенциале. В культурный комплекс составной частью входит природная среда. Природные условия занимают особое место, являясь одной из предпосылок совмещения образовательной и туристской деятельности в ходе образовательной поездки (похода). Таким образом, ресурсами образовательного туризма могут стать как компоненты природой среды, так и объекты антропогенной деятельности, которые обладают свойствам уникальности, исторической или художественной ценности, оригинальности, эстетической привлекательности или целебно-оздоровительной значимости. В рамках организации образовательного тура они могут быть использованы для различных видов и форм туристско-рекреационных занятий учащихся, в том числе оздоровительных, спортивных, развлекательных и др. В данной небольшой статье невозможно сформировать список, хотя бы наиболее значимых для образовательного туризма различных уровней и профилей объектов и ресурсов Крымского полуострова. Однако, мы уверены, что подобный реестр должен быть сформирован специалистами. Он, безусловно, будет востребован как современным поколением педагогов, осознающих необходимость продолжения практики организации образовательных поездок в Крым, так и профессионалами туристской индустрии, способными в своей работе учитывать традиции и инновации в проектировании своих туристских программ. Особо следует выделить группу туристских информационных ресурсов, представляющих собой разностороннюю информацию о территории Крыма. К таким сведениям относится информация о материальных объектах, расположенных вдоль трассы туристского маршрута и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, топонимическая информация, а также легенды и мифы, иные элементы фольклора. Важны и посвященные объектам туристского посещения литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, и т.д. Желательно при организации школьных образовательных туров предусмотреть возможность встреч с людьми, владеющими необходимой информацией. Однако организаторам необходимо учитывать, что не всегда эти люди будут обладать педагогическими знаниями и навыками рассказа и показа, способными передать информацию в интересной для школьников форме. Одной из задач, которую необходимо решить для дальнейшего развития образовательного туризма - создание школьных путеводителей по маршрутам поездок. Такая творческая работа может стать своеобразным отчетом и средством представления учителем своего опыта по разработке маршрута поездки (похода) школьников и организации учебной деятельности учащихся на трех этапах путешествия («до», «на» и «после»). Большой интерес представляли бы работы, в которых содержались бы методические рекомендации для коллег, желающих подключиться к туристской работе со школьниками. Еще большей методической ценностью обладают путеводители (путевые дневники), предназначенные для записей и зарисовок самими школьниками по ходу совершения ими тура под руководством учителя по заданному маршруту. Это позволило бы сделать работу учащихся более систематичной, осознанной и результативной на всех этапах подготовки тура, самого путешествия, а также при подведении итогов [4]. В настоящее время поездки (походы) школьников, организуемые с образовательными целями, в большей степени характеризуются как экскурсионные. Туристско-экскурсионные поездки школьников имеют чаше внеплановый характер. Школы могут организовать разовые поездки для школьников в зависимости от возможностей оплаты родителями транспортных средств, при наличии личных контактов с сотрудниками того или иного музея и т.д. Анализ предложений современного туристского рынка для школьников, убеждает, что поездки в большей степени носят развлекательный характер. Следовательно, необходимо предусмотреть разнообразные программы по линии образовательного (целевого познавательного) туризма. Для оптимизации развития такого туризма в России необходимо разработать и утвердить единую туристско-экскурсионную программу для учащихся школ различных регионов страны. Школьный образовательный туризм представляет интерес и для организаторов поездок (походов) для всех категорий туристов, поскольку периоды спада массовой туристской активности, именно школьный туризм способен активизировать функционирование туристского центра или района. Современная организация школьного обучения допускает проведение туристских поездок учащихся в течение четвертей (триместров), т.е. не только в периоды каникул, при условии образовательного характера целей путешествия школьников. Следовательно, условием эффективного развития школьного образовательного туризма должна стать совместная деятельность административных структур, отвечающих за развитие туризма и образование. Рассчитывать на дальнейшее эффективное развитие образовательного туризма в Крыму можно при условии объединении для его организации профессионалов, специализирующихся на проектировании и реализации подобных поездок обучающихся. И это должны быть не только ученые и педагоги. Важно, чтобы в организации подобных поездок (походов) принимали участие и представители туристской индустрии. Эффективность дальнейшего использования туризма в образовании зависит и от компетентности его организаторов, способных совершенствовать качество предоставляемых услуг, создавать условия для оптимального решения образовательных задач. Анализ содержания и специфики программ современных общеобразовательных туров в Крым позволил выделить здесь основные виды образовательного туризма: спортивно-обучающие туры, географо-экологический образовательный туризм,религиозно-познавательные туры, историко-культурный познавательный туризм и др. В современном обществе велика роль государства в определении стратегии инновационного развития и стимулировании образовательного туризма. Одна из проблем, требующих срочного решения - правовое регулирование в данной сфере деятельности. Вот почему на многих «круглых столах», практических семинарах и конференциях объединяются представители туриндустрии и образования. Необходимо как можно скорее принять общероссийский закон о детском и молодежном туризме. Внедрение многообразия форм и методов организации путешествий с образовательными целями возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства турпродуктов, расширения ассортимента услуг в образовательной и туристской сферах услуг. Имеющий давние традиции образовательный туризм, организовывается в новых формах и учитывает комплекс современных образовательных задач. Деятельность по организации образовательного туризма представляет собой инновационную форму оказания и образовательных, и туристских услуг, одновременно, являясь инновационной просветительской (образовательной) технологией. В организации рассматриваемого вида туризма инновационные процессы могут выступать в самых различных формах. Постоянные и динамичные изменения, происходящие в образовательной сфере деятельности, являются побудителями инноваций в образовательном туризме. Целями нововведений - внедрение новых образовательных инноваций или продуктов, которые могут быть направлены как на совершенствование технологии учебной (и внеучебной) деятельности учащихся.
Выводы и предложения. Инновацией в сфере образовательного туризма чаще становиться новый туристский продукт, новое явление или действие на туристском рынке, которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход организатору. Распространение в культурном туризме соучастия туристов в производстве впечатлений как необходимого элемента создания запоминающегося опыта знакомства с культурой дестинации в различных формах взаимодействия, передачи информации и практической
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.0 (0.011 с.) |