Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список использованных источниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Всеобщая декларация волонтёров [Текст] // Вестник благотворительности. - 1995. - N 5 (21), сентябрь-октябрь. - С.12. 2. Парапонова, Е. Дети улиц становятся волонтерами [Электронный ресурс] / Е.Парапонова. - Режим доступа: http://admkrai.kuban.ru/news/ region/2002-26/7057.html. 3. Режим доступа: http://gm.pfo.ru/?id=13571. 4. Режим доступа: http://www.dimsi.net/program/prog-5.php. 5. Режим доступа: http://www.ngokuban.ru/node/234. 6. Режим доступа: http://provodnik.ru/tag/%E2%EE%EB%EE%ED%F2% E5%F0%F1%F2%E2%EE/. Ключевые слова: волонтерский туризм, кросс-культурная коммуникаци
УДК 379.852 Мальцева Т.Ю., старший преподаватель Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г.Севастополь Журавлева И.В., к.э.н.. доцент Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г.Севастополь
ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Мальцева Т.Ю., Журавлева И.В. Топографический туризм как форма научного познания и культурной идентификации. [55] В статье анализируются исследовательские и культурно-познавательные возможности топографического туризма в Крыму на примере однодневного туристического маршрута. Maltseva T.U., Zhuravleva I.V. The topographic tourism as a form of the scientific knowledge and the cultural identity. Research, cultural and educational opportunities of the topographical tourism in Crimea in the one-day tourist route are analyzed in this article. Постановка проблемы. Наличие значительных туристических ресурсов и имеющаяся инфраструктура позволяют развивать в Крыму нетрадиционные виды туризма. Развитие топографического туризма как формы научного познания и культурной идентификации позволит привлечь в Крым категорию туристов, в основе туристской мотивации которых лежит удовлетворение познавательных потребностей, потребности причастности к культуре и вовлеченности в культурную среду. Основная цель статьи - изучение перспектив развития топографического туризма в Крыму, демонстрация его исследовательских и культурно-познавательных возможностей на примере однодневного туристического маршрута. Изложение основного материала. Наряду с распространенными и широко известными видами туризма в Крыму начинают приобретать популярность и менее традиционные виды туризма, такие как спортивный, учебный, научный, промысловый, этнический и этнографический, паломнический, военно-исторический, зеленый, орнитологический и др. Все они представляют интерес для отдельных категорий туристов и, как правило, связаны друг с другом. Развитие нетрадиционных видов туризма в Крыму изучали Б.Н. Засыпкин, В.Е Возгрин, В.И. Кириченко, Н.С. Мироненко и другие. Они внесли весомый вклад в разработку концепции научного, социального и культурного туризма. На сегодняшний день в рамках развития нетрадиционных и перспективных видов туризма остаются нерешенными вопросы перспектив развития топографического туризма в Крыму и тестирование туристических маршрутов. В основе востребованности топографического туризма лежит удовлетворение познавательной потребности туристов, сопряженное с расширением кругозора и получением новых знаний посредством вовлечения в познавательную деятельность в рамках туристического продукта. Разработка топографических туров в Крыму должна базироваться на использовании объектов туристского показа, имеющих связь с историческими географическими названиями в сочетании с письменными источниками и археологическими находками. Подобная методология помогает определять районы проживания различных народов, границы их поселений, особенности хозяйственной деятельности. Крым – особое место, где чрезвычайно велики перспективы топографического туризма. В разное время в Крыму проживали разные народы, каждый из которых оставил свой след в истории и географии полуострова. К топонимам Крыма относятся названия островов и полуостровов, рек, гор, долин, курганов, мысов, городов, посёлков и сёл и иных географических объектов. Большинство современных названий объектов туристского интереса имеют русские, греческие и тюркские корни. Апробация топографических туров показала, что туристам знакомы многие из топонимов Крыма, но идентифицировать их на маршруте или связать их с историей и отдельными событиями они не могут. Среди потенциальных туристов, постоянно проживающих на территории Крыма, также отмечен низкий уровень знания местности, по которой проходит топографический маршрут. Отсутствие знаний географии, истории и культуры можно объяснить несформированным интересом к территории проживания у молодого поколения, что, в свою очередь, является косвенным признаком непатриотичности и низкого культурного уровня. С другой стороны в Крыму сохранились традиции мультикультурного воспитания и бережного отношения к традициям со стороны более старшего поколения. Именно топографический туризм как форма научного познания и культурной идентификации способен восполнить у молодого поколения пробелы в знании и бережном отношении к историческому и культурному наследию, характерному для той или иной территории Крыма. В рамках апробации топографического тура с группой студентов, интересующихся историей Крыма, был разработан туристический маршрут с изучением топонимики местности: с.Подгорное – Календская тропа – пер.Шайтан – Мердвен – Капуркайская тропа – водораздел реки Боса – с.Родниковое. Прохождение маршрута связано с посещением двух водопадов Байдарской долины. Протяжённость маршрута составляет около 10 километров, поэтому его следует отнести к категории «походов выходного дня». Прохождение маршрута связано с разнообразием топонимов преимущественно тюркского происхождения: в названиях рек и родников (гидронимы), гор, оврагов (оронимы) и населенных пунктов (ойконимы). Происхождение и перевод некоторых из топонимов не удалось установить в силу их древнего происхождения. Маршрут начинается в Байдарской долине, которая расположена в естественном амфитеатре и со всех сторон окружена горами. Высота долины около 260 метров над уровнем моря, длина 16 км, ширина до 8 км. Байдарская долина является одним из красивейших мест Крыма. Протекающая по долине река Черная перед входом в Чернореченское ущелье была перегорожена плотиной, в результате чего сформировалось водохранилище, питающее пресной водой Севастополь и Форос. В Байдарской долине оставили свой след разные исторические эпохи: стоящие у въезда в село Родниковское скельские менгиры, имеющие тысячелетнюю историю, уникальная Скельская пещера, дольмены в селе Новобобровском, перевал Байдарские ворота, Форосская церковь (Церковь Воскресения Христова) и знаменитая Чертова лестница с древним горным проходом на южный берег Крыма. В настоящее время вся долина входит в состав природного заказника «Байдарский». Свое название Байдарская долина получила от самого крупного населенного пункта – села Байдары (село Орлиное). Название села может происходить от родового имени одного из тюркских племен, или тюркского слова «байтар» – травник, лечивший животных. Долина и сегодня знаменита своими целебными травами. Ряд исследователей предлагают иные варианты происхождения наименования долины: Байдар-Ова от «пайдар», что означает в тюркских языках «великолепная», «отличная», и «ова» – «долина»; Бай-Дере от «бай» – «богатый» и «дере» – «овраг, долина». В древности названа так – за свои богатые плодами и дичью леса и чудесные родники. Сегодня Байдарскую долину, окруженную со всех сторон горами, благодаря красоте и действительно мягкому, без жары, климату, называют Крымской Швейцарией. Разработанный топографический маршрут проходит от села Подгорное на юг, вверх по Календской тропе в живописном каньоне между горами Хазанджих и Календы-Баир. Довоенное название села – Календы (Календа, Календи, Календия). Существуют две версии перевода топонима «Календа». Сто лет назад топоним толковали как тюркское словообразование «Кале-Энды» — «крепость спустилась» или «спустившаяся крепость». В этом месте издревне пролегала одна из самых оживленных дорог из долины на Южный берег Крыма (через перевал Шайтан-Мердвен). Для защиты подобных проходов в Крыму ставили крепости («кале»). Причем на южной стороне Чертовой лестницы (Шайтан-Мердвен) еще сохранились остатки средневекового исара. Такой же бастион, крепость-близнец, мог находиться и по эту сторону перевала, у начала Календской тропы, по которой проходит первая половина топографического маршрута. Существует также версия, что название села произошло от древнеримского названия первого месяца «календы» [1]. Далее маршрут пролегает по просёлочной дороге, идущей по направлению к лесу, в ложбину между гор - по балке Календы–Богаз. По балке протекает река Календа. Содержащееся в названии балки тюркское слово «богаз» в переводе означает «проход», «перевал». Через триста метров пути по балке следует свернуть влево на тропинку, которая проходит в густых кустах терновника и выходит к удобной тропе, так называемой Старой Римской дороге, по которой, никуда не сворачивая, следует подняться вверх по левому берегу реки в сторону водопада. Старых римских дорог в Крымских горах достаточно много. Они связывали Херсонес, древние города и поселения крымских плодородных долин и гор с Южным берегом. Изначально они представляли собой многочисленные охотничьи тропы, которые позже превратились в дороги для торговых караванов. Старую римскую дорогу в рамках разработанного топографического маршрута также называют «Via military» или «Дорога римских легионеров». Именно по ней сотни лет назад шагали облаченные в доспехи воины. Дорога связывала крепость Харакс (с греческого «военный лагерь, окруженный валом», который существовало в 70-х годах I века нашей эры при римском императоре Веспасиане) на мысе Ай-Тодор (на греческом Святой Фёдор) и город Херсонес (с греческого «херсонес» - мыс, полуостров). [7; 8]. Первоначально дорога начиналась от села Подгорного, пересекала Байдарскую долину, вблизи села Широкое (старое название «Биюк–Мускомия», от тюркского «биюк» – «большой», «высокий» и «мускомия» - от греческого «мускомели» - «лесной мед»), поднималась на склон горы Самналых (с крымско-татарского «можжевеловая»), далее шла вверх и вниз по невысоким горам и крутым склонам и приводила в село Морозовку (Алсу, Олсуй – с тюркского «горная река», «ущельная река»). Далее дорога шла по правому берегу реки Черной, по долине Кара-Коба и далее в греческий город Херсонес, ставший для Римской империи в 1 веке нашей эры основной базой войск и флота. По Дороге римских легионеров проходил самый короткий путь от морского побережья к долинам Крыма, и пользовались им не только римляне, но и местные жители – тавры. Римские легионеры, укрепили дорогу и обеспечили ее охрану: тропа, бывшая ранее вьючной дорогой, была вымощена добротными булыжниками, а стража дорог – бенефицарии – предупреждали засады и столкновения с воинственными таврами. Участки древней дороги лучше всего видны на яйле от Шайтан–Мердвена до Кильсе-Бурун (от татарского «церковный мыс»): четко просматриваются колеи, врезанные в скальную поверхность колесами древних повозок. На тропе встречаются осколки средневековой керамики, некоторые из которых датируются I веком нашей эры. Сегодня Старая римская дорога петляет по густому лесу, периодически выходя к обрыву, с которого видны вырубленные в скале отвесные карнизы, подпираемые снизу так называемыми «крепидами» – кладкой из огромных каменных валунов. В период Крымского ханства население Байдарской долины было освобождено от налогов, взамен этого им была вменена обязанность поддерживать технический порядок на дороге [2]. В 18 веке через горный перевал главной гряды Крымских гор построена дорога Севастополь-Ялта, проходящая через «Байдарские ворота», и древние горные дороги, ведущие к Шайтан–Мердвену, потеряли свое прежнее значение. Далее топографический маршрут плавно поднимается вверх на склон горы, с которого видна вершина горы Хазанжих (высота 673 м, история топонима неизвестна). Сверху остается невидимой гора Календы–Баир (высота 715 м, от турецкого «байир» – «склон, поросший лесом»). Русло реки Календы на протяжении всего участка маршрута до водопада остаётся слева. Во время сильных паводков русло реки наполнено водой, образующей водопад, который падает несколькими струями с высоты семиметрового уступа. Следующий участок маршрута пролегает в тени высокого букового леса и после раздвоения русла реки слегка уходит вправо по склону горы Календы–Баир, а затем начинает закругляться влево. Далее маршрут имеет незначительные изгибы, но в направлении перевала становится практически прямым. При этом слева можно наблюдать склоны холмистого массива, являющимся водоразделом между долинами реки Календа и реки Боса. Завершает участок гора Анахлы–Бель (высота 681 м, от татарского «аннашлы» – «новый»). Справа вдоль тропы до склонов горы Пилав–Тепе по маршруту будет видна уходящая крутыми склонами система оврагов и балок водосбора реки Малташ–Узен. Одноимённое ущелье пролегает у западных склонов горы Календы–Баир, обрывающихся скалистой грядой в этот короткий, но живописный каньон. Тюркское словосочетание (здесь и далее топонимы тюркского происхождения приводятся без уточнения отдельных языков и диалектов) «Мал–Таш» буквально переводится «товар» – «камень», возможно название связано с каменоломнями, отмеченными на карте 1890 г.[3] на западном склоне оврага. С востока над перевалом Шайтан-Мердвен возвышается Мердвен-Каясы - гора высотой 856 м, северные склоны которой относительно пологие и доступны для пешеходного и велосипедного туризма. С юга склон горы представляет собой отвесную скальную стену. Непосредственно на перевале расположена вершина Исар-Кая, напоминающая по форме скалистый мыс. «Исар» - средневековое крепостное сооружение, «кая» - скала, таким образом, название «Исар-Кая» дословно означает «скала с исаром». Крепость на горе Исар-Кая открыли археологи О.Домбровский и Л.Фирсов. Остатки этого древнего укрепления, построенного еще римлянами, сохранились до наших дней [4]. С северной стороны склона Мердвен-Кая находится памятник крымским партизанам, воевавшим в этих местах в период Великой Отечественной войны. Через несколько десятков метров в северном направлении оборудован колодец с крышкой на роднике Балчих (от тюркского «балчикх» - «глина») и небольшой пруд. В нескольких метрах к северу из-под земли выходит исток реки Боса. Далее маршрут проходит вдоль русла и многочисленных притоков реки Боса, которая поражает в своем нижнем течении обилием бурлящих порогов и каскадов, глубоких скальных желобов и промоин и, наиболее живописным горным водопадом среди рек, текущих в Байдарскую долину с юга. Река имеет два крупных притока и обилие мелких ручьев, рождаемых преимущественно родниками, число только наиболее известных в бассейне реки Боса достигает десяти. Отличительной особенностью её русла является повсеместные выходы скалистого основания, по которому вода протекает чаще широким, но очень мелким потоком, большую часть года пересыхающим. Этим часто и объясняют искажение топонима на русский манер – «Босая», под этим названием на послевоенных топокартах обозначена и сама балка. Данный гидроним еще требует изучения и объяснения. Левые притоки реки Босы стекают со склонов массива Анахлы-Бель, правые - с окрестностей урочища Бюзюка, небольшой возвышенности с неразгаданным названием, на склонах которой выходят на поверхность десятки родников. Большинство из них питают самый большой правый приток реки Боса, который часто называют по имени урочища и одноимённой горы Бюзюка (высота 927 м), на склонах которой он и берет свое начало. Тропа постепенно спускается к месту слияния Боса с правым притоком. После места слияния склоны оврага становятся круче, и маршрутная тропа напоминает вьючную дорогу, продолжающуюся вверх вдоль русла правого притока в направлении урочища Бюзюка, далее к перевалу. На картах Крыма XIX в. [3] на этом месте овраг обозначен с наименованием Капур-Кая. В переводе с тюркского «капи» означает «дверь», «ворота», «проход среди гор»; «кая» - «скала», «утес». Существует мнение, что ранее на этом месте проходила одна из древних дорог от долины к перевалу. Подтверждением могут служить небольшие участки подпорных стен, встречающиеся ниже по тропе, которая во многих источниках именуется как «Капуркайская». В сотне метрах ниже впадения притока один за другим на тропу выходят три родника, имеющие общее название Ешиль-Чокрак (от тюркского «зелёный родник») - верхний, средний и нижний или основной [6]. На противоположном склоне ущелья находятся золотистые утёсы горы Хазанджих. Вблизи водопада тропа приближается к реке. Вода в реке низвергается с пятиметрового карниза полуметровой струей в обширную скальную промоину, образуя глубокую заводь. Последний отрезок пути тропа идет на большой высоте по склону горы Кара-Даг (высота 723,8 м, в переводе с тюркского «кара» - «чёрный», «тёмный», «даг» - «гора). Заканчивается маршрут в селе Родниковское, чаще называемое жителями Родниковым. Старое название села - Скели или Скеля, что в переводе с греческого означает «лестница». Возможно, такое название связано с тем, что от села начинались горные дороги, ведущие на подъём, через яйлу в сторону моря. Разработанный маршрут связан только с некоторой частью топонимов, уводящих туристов в мир истории и культуры народов Крыма, и зафиксированных в документах, на картах и в книгах. Часть топонимов имеет объяснение, но смысл многих географических названий до сих пор не ясен. По отношению ко многим из них имеет место всего лишь та или иная гипотеза происхождения. Выводы и предложения. На территории Крыма в разные исторические периоды жили многие народы, и каждый из них оставил свой след в топонимике Крыма. Некоторые из населявших полуостров народов давно ушли с исторической сцены, почти не оставив о себе данных, и только топонимы остаются важным источником информации о них. В этой связи топографический туризм привлекает туристов, стремящихся удовлетворить свои познавательные и культурные потребности, а, следовательно, имеет хорошие перспективы развития в Крыму. Представляется целесообразным продолжить составление топографических маршрутов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.60 (0.012 с.) |