Творческого взаимодействия автора и редактора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческого взаимодействия автора и редактора



Войнова К.К.,

студентка 4 курса направления подготовки «Издательское дело»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. Статья представляет собой попытку систематизации актуальных подходов изучения проблемы творческого взаимодействия автора и редактора. Акцентируется на важности психолого-антропологического направления в исследовании профессионального сотворчества ключевых субъектов редакционно-издательского процесса.

Ключевые слова: творческое взаимодействие, автор, редактор,

Abstrac t. the article analyzes and highlights current approaches in chronological order for studying the creative interaction of the author and the editor, presents the concepts and positions of researchers who have studied this issue, the article systematizes the knowledge and deciphers methods of writer's influence with the publishing house specialist, and characterizes the communication process.

Key words: approach, editorial and publishing process, communication, interaction between the author and the editor, artistic intent, author's manuscript.

Взаимопонимание требует понимания взаимности – гласит известный афоризм. Относительно проблемы творческого взаимодействия автора и редактора эта фраза указывает на сложность и многоаспектность всех аспектов сотрудничества ключевых субъектов, участвующих в процессе подготовки различного рода изданий.

В практике издательского дела часто возникает вопрос эффективного творческого взаимодействия автора и редактора, ведь продуктивная и слаженная работа двух сторон формирует основательный фундамент для создания произведения, издательской продукции.

Представленную проблему в своих работах изучали не только практикующие редакторы, например, Л.К. Чуковская («В лаборатории редактора») [8], А.Э. Мильчин («Методика редактирования текста») [6], О.В. Климова («Современное издательское дело: опыт редактора») [4], но и широкий круг гуманитариев: Т.Б. Щепанская («Антропология профессий») [9], С.Е. Сапожникова («Редактор и автор научной монографии: актуальные вопросы взаимодействия») [7], Н.В. Калиничева («Особенности профессиональной коммуникации в издательской сфере: антропологический анализ») [3] и др. Такое всестороннее внимание к заявленной проблеме указывает не только на ее актуальность, но междисциплинарную основу.

Цель нашего исследования – систематизация актуальных подходов изучения проблемы творческого взаимодействия автора и редактора. Для реализации поставленной цели мы с помощью описательных и обобщающих методов представим те направления изучения заявленной проблемы, которые сегодня являются актуальными.

Основа наших теоретических положений – фундаментальные выводы известного филолога, культуролога и философа М.М. Бахтина о феномене авторства:

– автор – явление сложное, иерархически организованное, многосоставное;

– автор – всегда субъект эстетической активности;

– природа авторства триедина: биографический, первичный (внутренний объект художественного акта) и вторичный (авторская позиция) [1].

По М.М. Бахтину, первостепенным в понимание авторства является

понимание художественного замысла, функционального назначения авторского произведения, а также индивидуальности стиля написания: «Всякое высказывание… индивидуально и потому может отразить индивидуальность говорящего (или пишущего), то есть обладать индивидуальным стилем» [1, с. 240-241]. Относительно взаимодействия редактора с автором, таким образом, первому необходимо как можно глубже понять авторский замысел, тщательно оценить необходимость, вид и способы правки, производить их с наименьшим вмешательством в уникальность произведения.

Одним из первых, кто обратил внимание на важность роли редактора во взаимодействии с автором, была писатель и профессиональный редактор Л.К. Чуковская. В своих работах она выделяет важность образовательного подхода при изучении заявленной проблемы и оставляет главенствующую, воспитательную роль именно за редактором. Любая редакция, по ее мнению, это литературно-педагогический коллектив, который через облагораживание идей работы автора воздействует непосредственно на читательскую аудиторию и ее культурный уровень [8]. 

А.Э. Мильчин дал наиболее полную организационную характеристику взаимодействия автора и редактора. По словам ученого, редактор «организует» творческое взаимодействие с автором, координирует его работу над оригиналом на всех этапах редакционно-издательского процесса, в том числе – его сотрудничество с корректором, техническим и художественным редактором, дизайнером-оформителем. «Ведущий книгу редактор руководит ими (специалистами), контролирует их действия, следит за тем, как движется оригинал по издательским этапам» [6, с. 18].

О.В. Климова отмечает важность коммуникативного подхода при изучении проблемы творческого взаимодействия автора и редактора. Для исследователя именно обсуждение деталей инициирует творческий процесс: «Главное – обсудить с автором принципиальные моменты работы над рукописью и установить зоны ответственности» [4, с. 23]. Особую роль при этом играет умение редактора аргументировано, объективно и точно изложить редакторскую оценку, представить возможные варианты шлифовки и совершенствования авторской рукописи.

Проблему изучения творческого взаимодействия автора и редактора с позиции этнокультурных стереотипов предлагает рассматривать Т.Б. Щепанская. Она приходит к выводу, что деление общества на различные категории (по возрасту, этнической, профессиональной, конфессиональной принадлежности, форме проведения досуга и прочим признакам, поддерживающим общность и формируемым идентичность ее членов) является ключевым условием взаимопонимание субъектов профессиональной деятельности. Чем ближе автор и редактор по интеллектуальным, мировоззренческим позициям, тем легче и быстрее у них получится достигнуть слаженности в работе [9].

Н.В. Калиничева предлагает в качестве базового использовать антропологический подход [3]. По ее мысли, в редакционно-издательском процессе важно обеспечить «условия для полноценного воплощения» авторских идей, планов и задач. Изучение принципов межличностной коммуникации также станет опорой раскрытия авторских интенций и задач.

Одним из вновь актуальных подходов изучения творческого взаимодействия автора и редактора сегодня стал психологический, о чем пишет в нескольких работах С.Е. Сапожникова [7]. Концептуальной категорией между автором и редактором становится рефлексия: «Взаимодействие между редактором и автором научного текста – это, в первую очередь, взаимодействие двух рефлексирующих личностей» [7, с. 182].

Наконец, одним из не менее актуальных подходов в изучении вопроса творческого взаимодействия автора и редактора остается лингвокультурологический. А.С. Авдеева и Е.Н. Колесникова изучают особенности объективации действительности путём сопоставления двух языковых картин мира. В данном случае нас интересует сопоставление картин мира двух носителей: автора и редактора. «В формировании картины мира … язык можно рассматривать как средство выражения внешнего и внутреннего мира человека» [5, с. 5]. В процессе общения между автором и редактором идет процесс обмена мнениями на основе двух отдельных картин мира, приобретенных за время жизни каждым из коммуникаторов. В таком случае задача редактора – это, прежде всего, понять языковую картину мира автора, его тезаурус, и сопоставить их с читательской.

Подводя итоги, отметим, что в теории и практике редакторского дела и редактирования сформировались разнообразные подходы к изучению проблемы творческого взаимодействия автора и редактора. Систематизация их позволит шире взглянуть на обозначенную проблему и выделить магистральные пути ее решения.

 

Литература

 

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. – Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic.

3. Калиничева Н.В. Особенности профессиональной коммуникации в издательской сфере: антропологический анализ [Электронный ресурс] / Н.В. Калиничева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

4. Климова О.В. Современное издательское дело: опыт редактора / О.В. Климова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 132 с.  

5. Лингвокультурологический подход в изучении языка / А.С. Авдеева, Е.Н. Колесникова. – Белгород, 2017. – 252 с.

6. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. – М.: Логос, 2005. – 524 с.

7. Сапожникова С.Е. Редактор и автор научной монографии: актуальные вопросы взаимодействия [Электронный ресурс] / С.Е. Сапожникова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

8. Чуковская Л.К. В лаборатории редактора / Л.К. Чуковская. – М.: Время, 2011. – 224 с.

9. Щепанская Т.Б. Антропология профессий [Электронный ресурс] / Т.Б. Щепанская. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.


 

УДК 655.53

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА СПРАВОЧНИКОВ:
ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

Емченко Н.А.

старший преподаватель кафедры журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Миронова Я.Ю.,

студентка 4-го курса направления подготовки «Издательское дело»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Анноатция. В статье рассматривается вопрос содержания справочника как одного из популярных видов справочных изданий. Было изучено формы подачи справочных данных. Значительное внимание уделяется практической стороне справочных изданий, что определяет основные задачи редакторской подготовки справочников.

Ключевые слова: справочник, справочная статья, классификация, форма, содержание, виды справочников.

 

Abstract. The article discusses the issue of the content of the reference book as one of the most popular types of reference publications. The forms of submission of reference data were studied. Considerable attention is paid to the practical side of reference books, which determines the main tasks of the editorial preparation of reference books.

Key words: reference book, reference article, classification, form, content, types of reference books.

 

В современном мире ускорение темпа жизни привело к тому, что время стало одним из наиболее важных ценностей общества. Потребность человека получать информацию быстро – возросла, что послужило популяризацией справочной литературы. Согласно ГОСТ Р 7.0.14-2011 СИБИД «Справочные издания. Основные виды, структура и издательско-полиграфическое оформление», «справочное издание – это издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения» [2, с. 2].

Стоит отметить, что справочные издания относятся к непериодическим изданиям, которые подразделяются на энциклопедии, словари, справочники, афиши со своими подразделами. Помимо этого, к справочной литературе относятся различные статистические сборники, календари знаменательных дат, путеводители, хроники исторических событий.

Одной из востребованных отраслей книговедения являются справочники, которые выступают незаменимым источником информации.

«Справочником называют издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Справочник содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания и (или) практической деятельности и строится таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых данных. Для справочников характерна четко выраженная прикладная, практическая направленность» [4, с. 115-116].

Подготовка справочников очень многоаспектная, системная и интеллектуальная работа, в процессе которой перед редактором возникает множество сложных задач. Ведь именно от того, насколько тщательно редактор проработал концепцию издания, отобрал материал, зависит успех будущего справочника, его качество и доступность для читательской аудитории, т. к. справочник является популярным средством для самообразования.

Справочники, являясь одним из важных видов справочно-информационной литературы, по составу основного текста классифицируются на два подразделения – комплексные и специализированные. Первые отражают широкий круг разнообразных сведений определенной тематики и имеют сложную структуру, а вторые содержат однородную узкотематическую информацию и, как правило, сложной структурой не отличаются.

Многообразны справочники и по своей тематике. Это обусловлено тем, что специализация человеческой деятельности происходит в разнообразных направлениях, и специалист каждого направления должен быть обеспечен соответствующей справочной литературой.

Существенно для справочника является то, что независимо от конкретной структуры определённого издания, его основной единицей выступает справочная статья. Она содержит ответ на вопрос, который выносится в заголовок статьи, характеризующийся, как правило, четкостью и ясностью. В отличие от энциклопедической или словарной статьи, справочная статья содержит заголовок, а не заглавное слово. Заголовком справочной статьи могут быть слова, которые обозначают предмет или объект исследования, географическое название, имена или вопросительное предложение.

Основная задача справочника – дать конкретный, исчерпывающий ответ на вопрос. Из этого следует, что и поставленный вопрос должен быть сформулирован максимально точно. Существуют такие справочники, в которых заголовками статей выступают прямые вопросы. «Ответы на поставленные тем или иным способом вопросы даются в виде прикладных решений, конечных формул, числовых значений, рецептов, советов и т. п.» [4, с. 117].

Достаточно трудно провести четкую типизацию справочников в связи с их многообразием. Тем не менее, в соответствии с ГОСТР 7.0.14-2011 по целевому назначению различаются следующие виды справочников: 1) научные; 2) массово-политические; 3) производственно-практические; 4) учебные; 5) популярные; 6) бытовые.

Научный справочник – это справочник, предназначенный для научной работы, производственно-практический справочник предназначенный специалистам, занятым в сфере производства или общественной практики. Массово-политический справочник содержит сведения общественно-политической тематики и призван содействовать идеологической работе. Учебные справочники содержат сведения по определенной учебной дисциплине, организованные в соответствии с учебной программой и предназначенные учащимся. Популярный справочник – справочник, который представляет разнообразную информацию, предназначенную для широких масс в целях содействия их просвещению. Бытовые справочники (телефонные книги, расписания движения, календари и т. п.) содержат прикладные сведения, необходимые в повседневной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.023 с.)