Сущность и жанровая типология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и жанровая типология



ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ В СМИ

Литвиненко А.А.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В данной статье автор подробно рассматривает жанровую типологию фотожурналистики в СМИ, останавливаясь на классификации Н. Ворона, делая вывод, что профессиональная фотожурналистика сегодня сталкивается с рядом вызовов, возникших в ходе цифровой революции. Для современного состояния фотожурналистики естественно, что сами жанры очень редко проявляются в чистом виде, чаще всего она наблюдаются в проникновении одного жанра в другой.

Ключевые слова: жанр, фотожурналистика,фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж, фотосерия.

 

Abstract. In this article, the author examines in detail the genre typology of photojournalism in the media, dwelling on N. Voron's classification, concluding that professional photojournalism today faces a number of challenges that have arisen during the digital revolution. For the current state of photojournalism, it is natural that the genres themselves are very rarely manifested in their pure form, most often they are observed in the penetration of one genre into another.

Ke y words: genre, photojournalism, photo note, photo sketching, photo reportage, photo series.

 

Важность фотоматериалов как визуального сопровождения журналистских текстов фактически сразу после изобретения фотографии осознали периодические средства массовой информации, а в наше время к ним присоединились и электронные издания. Сегодня трудно представить хотя бы одну газету, журнал, онлайновое издание, которые не использовали бы фотографий во время верстки журналистских материалов. Фотографии в современных СМИ играют довольно важную роль, поскольку сами по себе дают аудитории визуальную информацию.

В фотожурналистике, как и в каждом виде журналистики, творческий процесс познания действительности протекает в рамках того или иного жанра. Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что для современного состояния фотожурналистики естественно, что сами жанры очень редко проявляются в чистом виде, чаще всего она наблюдаются в проникновении одного жанра в другой. Отсюда можно сделать вывод, что жанровая модель в журналистике является своеобразным эталоном, а жанры выступают определенным отклонением от общепринятого эталона.

Проблема классификации жанров фотожурналистики была в центре научных исследований таких ученых: Л. Бакулина, В. Березина, Е. Васениной, Н. Ворона, А. Маслова, В. Шимолина.

Объектом нашего исследования выступает типология фотожурналистики в СМИ.

Предметом исследования является сущность и жанровая типология фотожурналистики в СМИ.

Целью исследования является анализ жанрового разнообразия и выделение проблем современной фотожурналистики.

Жанр в фотожурналистике, по определению Н. Ворона – это «тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания» [1, с. 24]. Автор предлагает выделять два вида жанров – информационные и публицистические. К первому он относит фотозаметку, фотозарисовку, фоторепортаж, фотосерию. Ко второму – фотокорреспонденцию, фотоочерк, фотомонтаж.

К особенностям информационных жанров ученый относит:

– констатацию произошедшего события;

– оперативное отображение события;

– остроту и актуальность изображенного события.

Публицистическим жанрам, по мнению Н. Воронова, характерны:

– многоплановость изображения действительности;

– авторскую интерпретацию событий и представление выводов;

– масштабность и обобщенность отображаемых событий.

Перейдем к детальному рассмотрению жанрового разнообразия фотожурналистики. Итак, фотозаметка – «жанр оперативной информации об актуальных фактах современной действительности. Этот жанр используется в периодической печати для отображения как положительных сторон общественной жизни, так и негативных» [1, с. 36]. Исследователь выделяет три вида фотозаметок: некомментированную, комментированную и развернутую.

По мнению Н. Ворона, фотозарисовка – форма отображения одной или нескольких примет современного мира. Это своего рода набросок с натуры, что прочитывается в самом названии жанра, т.е. по степени полноты, завершенности картины она – всего лишь штрих к ней. Фотозарисовка обозначает тему и, как правило, не обнаруживает публицистического осмысления материала [1, с. 67]. Фотозарисовки часто публикуются в СМИ без явно выраженного информационного повода, но они часто могут дополнять журналистские материалы. Ученый разграничивает информационно-познавательные, в которых лишь констатируется реальность, и лирические фотозарисовки. В таких материалах ярко выделяется эмоциональная авторская окраска события. 

Рассматривая понятие фоторепортажа, отметим, что ученые не сходятся в едином мнении в отношении формулировки жанра. В современной журналистике фоторепортажем называют фотографии, которые отображают развитие какого-либо события. Однако можно выделить отличительные черты фотоматериалов данного жанра:

– развернутое изображение жизни, быта и проблем общества;

– выражение авторского отношения к изображаемым событиям, явлениям;

– оперативность фиксации и публикации в СМИ.

Жанр репортажа в фотожурналистике имеет свои разновидности. Вслед за Н.И. Вороном, отметим, что это хроникальный репортаж, когда фотожурналист максимально детализирует действие для максимально полного изображения события, и интерпретирующий репортаж, когда в большец степени мы можем отметить авторскую оценку происходящего. 

Жанр фотосерии один из новых и менее используемых в фотожурналистике. К нему прибегают в том случае, когда нужно изобразить несколько снимков, объединенных в один содержательный ряд.

Жанр фотокорреспонденции можно сравнить с развернутой фотозаметкой или фоторепортажем, но она «отличается от фоторепортажа тем, что не отображает развитие события, а осмысливает сложившееся положение дел в той или иной сфере действительности; от развернутой фотозаметки – тем, что фиксирует не единичный факт, а раскрывает взаимосвязь между несколькими фактами» [1, с. 73]. Можно выделить разновидности фотокорреспонденций: это оперативная, когда автор публикует не только серию отдельных фотографий, но и авторский вывод к этим снимкам, и проблемная. В таком случае в публикации можно отметить открытые суждения автора о фактах, выводы, аналогии. Третьей разновидностью фотокорреспонденции является обзорная корреспонденция. В данном случае объектом изображения являются материальные и духовные достижения человека в исторической ретроспективе. В современной журналистике такой вид довольно редко используется, но он был очень распространен в советское время.

Фотоочерк – это достоверная фиксация фактов действительности, главным образом изображая самые характерные их черты. Этот жанр стал очень распространен в 70-80 гг. XX в. Во многих случаях в фотоочерке образно отображены события, личности, современность. Эту черту можно считать отличительной, присущей фотоочерку. Можно выделить разновидности фотоочерков: портретный, путевой, реже – проблемный. В первом случае через образ человека и портретные его изображение раскрывается какое-либо явление общественной жизни. В путевом очерке изображен образ региона, местности, края. Этот образ чаще всего сопоставляется с изображением местных жителей. В проблемном фотоочерке часто используются протокольные изображения, дополненные авторской ремаркой к их восприятию.

Следующий жанр фотожурналистики являет собой соединение нескольких фрагментов действительности, запечатленных в отдельных снимках. Это фотомонтаж, так часто используемый в современности. Сама идея фотомонтажа была распространена еще в 20-х гг. прошлого века. По мнению Н.И. Ворона, выделяются две разновидности фотомонтажа: героико-патриотический и сатирический. Хотя в современной фотожурналистике нередко встречаются фотомонтажи самых разнообразных тематиках, это свидетельствует лишь об активном развитии данного жанра и широком распространении его за пределами средств массовой информации.

Новые фотоаппараты и ежедневная необходимость снимать различные сюжеты – от криминальных событий и политических мероприятий к событиям мирового мерила – дает фотографу прекрасную возможность проявить скорость реакции в построении композиции. Нельзя отрицать и тот факт, что новые технологии и программное обеспечение существенно облегчили и работу фоторедакторов. С помощью технических устройств можно улучшить цвет, контрастность, достичь баланса. Но эти самые технологии могут и в корне изменить зафиксированную в кадре действительность как простым ретушированием, так и сложным фотомонтажом. Цифровые технологии позволяют манипулировать реальностью [3].

Вместе с тем, профессиональная фотожурналистика сегодня сталкивается с рядом вызовов, возникших в ходе цифровой революции. Среди них:

– потеря фотожурналистами монополии на «картинку» в традиционных и особенно в новых СМИ: все чаще оперативность остается за непрофессионалами, корреспондентами-любителями, которые оказываются на месте происшествия быстрее, чем профессиональные журналисты;

– изменение стандартов профессии: на фоне ускорения передачи визуальной информации качество фото заметно снижается;

– все больше различия между фотографией как искусством, которое создает высокохудожественные образы, и фотографией как репортерским материалом, который должен зафиксировать факты;

– создание с помощью новых технологий новых возможностей для манипулирования природой «документального» и подменой ее «постановочным» не только на профессиональном, но и любительском уровнях;

– больший уровень анонимности авторов фотографий, который очевидно отражается на достоверности и точности информации [2].

В итоге фотожурналистика в целом и каждая фотография в частности предоставили возможность каждому индивиду по своему усмотрению формировать в своем восприятии «картину настоящего» и, согласно такому видению, подбирать свои собственные кадры. Но в современных реалиях, когда на первый план вышла оперативность создания визуального контента, а развитие техники и программного обеспечения позволяет фиксировать окружающую действительность даже случайным прохожим, важно придерживаться теоретических основ фотожурналистики, но с учетом перспектив развития каждого из ее жанров.

Литература

1. Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.

2. Голуб В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестник Томского государственного университета, серия Филология. – 2012, № 1(17). – С. 1231–128.

3. Гуртовая Е.А. Жанровые трансформации цифровой фотожурналистики // Труды БГТУ. ‒ 2019, серия 4. ‒ № 1. ‒ С. 62–66.

4. Сантильян Трухильо Моника. Глобализация и развитие фотожурналистики // Вестник РУДН. Серия Литературоведение. Журналистика. ‒ 2011. ‒ № 1. – С. 107–112.

5. Фоторепортаж, определение, предназначение, особенности работы для различных изданий, информационных, рекламных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifreestore.net/4970/14/.


 

УДК 070.1

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Петриченко Р. П.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. Интерактивной называют журналистику, где пользователи принимают непосредственное участие в создании, редактировании либо дополнении контента. Центральное место занимает мультимедийные материалы, включая анимацию, слайд-шоу, инфографику. В статье рассматриваются специфика интерактивной журналистика, лонгрид как популярный формат интерактивной публицистики, особенности функционирование основных блог-платформ Рунета, включая «Яндекс.Дзен» и «LiveJournal». Подробно были рассмотрены требования, выдвигаемые алгоритмами к публикуемому в блоге контенту.

Ключевые слова: интерактивная журналистика, конвергенция, мультимедийный лонгрид, мультимедийный сторителлинг, блог, блог-платформа, яндекс.дзен, яндекс.кью.

Abstract. Journalism is called interactive, where users are directly involved in creating, editing or adding content. The centerpiece is multimedia materials, including animations, slideshows, infographics. The article discusses the specifics of interactive journalism, longread as a popular format of interactive journalism, the features of the functioning of the main blog platforms of the Runet, including Yandex.Zen and LiveJournal. The requirements of the algorithms for the content published in the blog were considered in detail.

Key words: interactive journalism, convergence, multimedia longread, multimedia storytelling, blog, blogging platform, yandex.zen, yandex.q.

 

Современное медиапространство демонстрирует возрастающую тенденцию к замене бумажных носителей электронными. Одной из достижений XXI столетия является возможность пользователей самостоятельно генерировать, получать и распространять новостные сообщения без посредничества традиционных СМИ, что составляет существенную проблему для последних.

Актуальное состояние современных СМИ и их взаимодействие с интерактивной журналистикой, медиаиндустрию в условиях цифровых трансформаций исследовали М. Вигандт, В. Гвоздев, Е. Дулин, Е. Калугина. Перспективы дальнейшего развития затрагивала в своих работах Т. Яковлева. Лексические особенности, стилистику, грамматику интерактивных публикаций изучали Л. Дускаева, Н. Клушина, А. Сафина. Современные мультимедийные технологии были затронуты в работах таких исследователей как Е. Горина, И. Зиновьев, О. Козлова, М. Лисицын.

Тем не менее, ряд вопросов остаются открытыми. Несмотря на возрастающую популярность блогов как инструмента интерактивной журналистики исследователи уделяют данным ресурсам недостаточное количество работ. Мало раскрыт процесс конвергенции современных СМИ с соцсетями, другими интерактивными платформами, пользователями.

Целью данной статьи является исследование явления конвергенции современных СМИ с соцсетями и блогами. В результате научного исследования будет предпринята попытка определения актуальных форматов и методов представления информации, а также платформ для её размещения. В качестве примеров были рассмотрены популярные блог-платформы Рунета, среди которых «LiveJournal», «Хабр» и «Яндекс.Дзен».

Интерактивная журналистика представляет собой современный вид журналистики, где пользовательская аудитория как свидетели или участники каких-либо событий могут вносить вклад в медиапространство посредством современных технологий, таких как «Web 2.0», в которых генерацией контента занимаются сами пользователи. До развития веб-технологий лишь печатные СМИ и телевидение были единственными поставщиками свежей информации. В настоящее время они переходят в интернет-пространство, более востребованное у аудитории, которая после ознакомления с новостным либо другим контентом может обсудить его в комментариях.

Как считает В. Гвоздев, новый тип журналистики создают обычные пользователи, которые указывают на неточности в медиа, уточняют факты, приводят собственные аргументы и активно комментируют ход событий, выполняя при этом роли редактора (корректора) медийных текстов, корреспондента (репортера), комментатора [3, с. 9]. Так происходит конвергенция (сближения) медиа и обычных пользователей, профессионально не занятых в СМИ.

М. Вигандт даёт дуалистическое определение конвергенции как процесса слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс с одной стороны, и как процесс взаимодействия различных СМИ для создания, обработки и распространения контента – с другой [2, с. 64].

Оказавшись перед острым выбором между возможностью стать востребованным и доступным источником информации либо же покинуть рынок, СМИ выбирают вектором своего развития конвергенцию. Сущность её состоит в том, что для генерации контента используются такие источники как соцсети (чаще всего Твиттер и Фейсбук, реже – Instagram, ВКонтакте), блоги, откуда можно брать высказывания экспертов, политиков, известных личностей и других людей, каналы в Telegram и других мессенджерах, специализированные сервисы, такие как «Pressfeed» и «Nutcall».

Изменения претерпел и сам формат подачи материала. На первое место выходит мультимедийный лонгрид (от англ. «longread» – длинное чтение), который по определению М. Булаевой представляет собой интерактивный материал большого объёма, созданный на основе журналистского текста и содержащий аудиовизуальные компоненты, включая панорамы в 360°, интерактивную графику, фотогалереи и слайд-шоу [1, с. 122].

Главную роль в лонгриде играет структурированный текст, разбитый подзаголовками на относительно самостоятельные и законченные смысловые фрагменты-подтемы, совокупность которых составляет единое целое. Данный подход позволяет всесторонне раскрыть тему, а мультимедийные компоненты упрощают восприятие, иллюстрируя текст. Лонгридом может быть «специальный коллективный мультимедийный проект редакции, посвященный конкретному событию, важной проблеме, актуальной дате, многоаспектной теме, предполагающей максимально полное изучение материала» [там же, с. 122]. По мнению Д.Шпилёвой, лонгрид представляет собой метод структурирования и подачи информации при помощи мультимедийных элементов [3, с. 104], который больше подходит для аналитических жанров, чем для новостных [там же, с. 105].

Разновидностью лонгрида является мультимедийный сторителлинг, который С. Симакова определяется как изложение материала в виде интересной истории с реальными либо вымышленными персонажами с использованием мультимедийных компонентов, задача которых состоит в связывании принципиально различных типов коммуникации, логически дополняющих и продолжающих друг друга [4, с. 224]. Для сторителлинга характерны наличие яркого героя, который заинтересует аудиторию, динамичность изложения, однозначный финал, метафоричность изложения, максимальная связь с читательской аудиторией. Отметим, что мнение автора при этом не должно быть явным, оставляя читателю свободу выбора.

В мультимедийной публикации могут использоваться такие виды контента как графика (фотографии, инфографика), видео, GIF-анимация, формы (голосования, опросы). Материал может дополняться посредством использования гипертекстовых ссылок внутри статьи на другие уточняющие или зависимые публикации. Хорошим тоном считаются хештеги – ключевые слова в виде активных гиперссылок (например, #примерхештега), пройдя по которым можно найти похожие публикации.

Рассмотрим инструменты, используемые интерактивной журналистикой. Самым традиционным из них является блог как веб-платформа для публикации авторского контента, содержащего текст, графику, видео и другие мультимедийные материалы. Преимуществом блогов являются комментарии, которые помогают автору взаимодействовать с аудиторией, а читателям – рассмотреть публикацию не только со стороны авторской позиции, но и узнать мнения других пользователей, что позволяет сформировать полноценную картину восприятия и уточнить содержание опубликованного контента. Блогеры могут цитировать или ссылаться на новостные статьи, а журналисты – брать идеи из подконтрольного им блога.

В Рунете широкой известностью пользуются мультиязычная блог-платформа «LiveJournal» (рус.Живой Журнал, сокр. ЖЖ), основанная ещё в 1999 г. американским программистом Б.Фицпатриком. В настоящее время ЖЖ предоставляет возможность публикации своих мыслей, комментирования записей других блогеров, поддержку сообществ (коллективные блоги), добавление пользователей в друзья и т.н. «ленту друзей». Согласно внутренней статистике ЖЖ, наибольшее количество пользователей из США и РФ, далее идут Великобритания и Канада.

«Хабр» (бывш.Хабрахабр) представляет собой систему тематических, персональных и корпоративных блогов («хабов»), где публикуются свежие новости, аналитические статьи и другие сообщения в сфере информационных технологий, бизнеса и интернета. Созданный в 2006 г., Хабр в настоящее время стал платформой для ведения корпоративных блогов крупнейших IT-компаний, среди которых Гугл, Яндекс, Интел, Авито и др. Особенностью платформы является система рейтинга пользователей (т.н. «карма») и публикаций, регулируемых авторитетными пользователями, избирательная премодерация контента («песочница»), опросы и голосования. Теги и облака тегов облегчают поиск информации по ключевым словам, также в разделе «Рекомендации» выводятся ссылки на похожие статьи.

Относительно новая блог-платформа «Яндекс.Дзен» была запущена в 2015 г. В настоящее время аудитория составляет около 50 млн человек из более чем сотни стран мира, а суточная посещаемость – 10 млн человек. Особенностью системы является лента публикаций, подбирающая релевантный контент по интересам пользователя, используя специализированный искусственный интеллект. «Дзен» автоматически поставляется с популярными браузерами «Яндекс» и «Опера», также существуют мобильные приложения на «Андроид» и «iOS».

Создание и редактирование контента на «Яндекс.Дзен» происходит при помощи нативного редактора, возможна вставка мультимедиа, фотогалерей, опросов, голосований, а также тестов на базе «Яндекс.Форм». Настраиваемый блок комментариев позволяет получить мнения читателей и высказать свою точку зрения. На мобильных платформах популярность набирает такой формат, как нарратив – набор слайдов с текстовым, графическим и видеоконтентом, а также GIF-анимацией.

Отметим, что на ранжирование статей в ленте влияют два фактора:

– качественный – алгоритмы искусственного интеллекта оценивают статью по пяти критериям, таким как оригинальность текста, качество опубликованного контента, вовлечённость аудитории (например, количество и активность в блоке комментариев), развитие канала (количество и регулярность публикуемых статей), а также его влиятельность;

– поведенческий – количество лайков, просмотров, дочитываний и обсуждений в блоке комментариев.

 Фильтрация контента осуществляется как на персональном уровне посредством блокировки или дизлайка статей, так и на глобальном через ранжирование искусственным интеллектом по приведённым выше критериям. Некачественный либо неактуальный контент депрессируется как самим алгоритмом сервиса, так и через поведение читателей. Так, можно пожаловаться на публикацию, отметив чекбокс с нарушением: фейк, безграмотный текст, кликбейт, шоковый контент, непристойное содержание.

В целом, «Яндекс.Дзен» в настоящее время превратился в мощный инструмент интерактивной журналистики с элементами социальной сети, позволяющий отбирать и раскручивать наиболее талантливых писателей, продвигая качественный контент.

Рассматривая инструменты интерактивной журналистики, нельзя не обратить внимание на такой сервис как «Яндекс.Кью», где можно получить ответы на интересующие вопросы. Особенностью сервиса является наличие экспертов – компетентных лиц, которые разбираются в определённой сфере деятельности и имеют соответствующее образование. Наличие диплома и компетентность проверяется модераторами при верификации аккаунта и отмечается в профиле. Отвечать могут любые пользователи (не только эксперты), поэтому данный сервис можно использовать для сбора различных точек зрения по конкретному вопросу.

Если сравнивать с жанрами печатной журналистики, то определить жанр сервиса можно как средний между «Вопрос-ответ» (поскольку вопрос задают читатели, а ответ дают чаще всего компетентные лица) и «Блиц-опрос» (поскольку множество потенциальных респондентов может ответить на один и тот же вопрос). Примерами подобных сервисов являются «Ответы Mail.ru» и тематический «Хабр Q&A».

Таким образом, наше исследование показало тренд на ликвидацию печатных СМИ как класс и конвергенцию традиционных СМИ с веб-пространством. Публикации всё больше наполняются мультимедийным контентом, а интерактивность де-факто становится новым стандартом. Всё большую популярность набирают мессенджеры (Telegram и др.), соцсети (Фейсбук, Твиттер, ВК) и блоги («Яндекс.Дзен») как платформы для публичного размещения и комментирования пользовательского контента.

Литература

1. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат / М.Н. Булаева // Журналистский ежегодник. – 2015. – №4. – С. 121-123.

2. Вигандт М.В. Конвергентная журналистика в современную эпоху / М.В. Вигандт // Проблемы науки. – 2019. – №7 (43). – С. 64-67.

3. Гвоздев В.Н. Аудитория современных СМК как потребитель, создатель и распространитель медиаконтента / В.Н. Гвоздев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2013. – №3. – С. 8-12.

4. Симакова С.И. Мультимедийный сторителлинг – теоретическое осмысление / С.И. Симакова, А.П. Енбаева, Т.Б. Исакова // Вестник ВУиТ. – 2019. – №1. – С. 222-230.

5. Шпилёва Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации / Д.В. Шпилёва // Медиасреда. – 2019. – №1. – С. 103-107.

 


 

УДК 316.772

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Погорелая Я.С.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Аннотация. В данной статье рассматриваются специфические особенности потребления информации поколением миллениалов, а также ряд изменений в структуре потребления информации, изменение которого обусловлено влиянием технологий на медиасреду. Эмпирической базой послужили результаты работ отечественных и зарубежных авторов, а также статистические данные различных исследовательских центров.

Ключевые слова: медиапотребление, медиапространство, миллениалы,
поколение Y.

Abstract. This article examines the specific features of information consumption by the millennial generation, as well as a number of changes in the structure of information consumption, the change in which is due to the influence of technology on the media environment. The empirical basis was the results of the work of domestic and foreign authors, as well as statistical data from various research centers.

Key words: media consumption, media space, millennials, generation Y.

 

Развитие современных технологий оказывает значительное влияние на ценностный субъективный мир человека, в связи с этим активно стали трансформироваться привычные нам навыки медиапортебления. Сложность и интенсивность влияния медиа на человека все чаще становятся объектом исследований и это обусловлено тем, что большая часть цивилизованного мира тратит значительное количество времени и ресурсов, находясь именно в медиасфере. В связи с трансформацией медиасреды меняется и то, как, когда и где аудитория потребляет информацию, и одним из ключевых факторов становятся именно технологические изменения.

С начала появления и по сей день структура медиапотребления постепенно трансформировалась и изменялась. Причин для этого много. Среди них выделим основные:

1. Общая цифровизация медиа;

2. Появление новых коммуникационных стратегий;

3. Изменения в экономике медиа;

4. Появление персональных средств и сред потребления;

5. Коренной сдвиг в тематической и форматной структуре спроса масс на информацию;

6. Изменение в распорядке дня потребителей;

7. Поколенческий сдвиг [1, c. 88].

Рассмотрим подробнее последний пункт. Новые привычки и традиции медиапотребления, в первую очередь, затрагивают именно поколение Миллениума или как его называют ещё поколение Y. Вильям Штраус и Нейл Хоув – американские исследователи – в своей работе «Поколения» одними из первых представили модель, согласно которой в него входят люди, рожденные в период с 1985 по 2000 гг. [2, c. 94].

Именно данное поколение можно назвать «первооткрывателями» новых медиа. В данный период времени берёт своё начало блогосфера, развитие медиа в социальных сетях, а также формируется совершенно новый взгляд на рекламу. Отличительными чертами поколения Y считаются: способности к быстрому восприятию и фильтрации информации, быстрое обучение и хорошее понимание новых технологий, многозадачность и высокий уровень сосредоточенности на своих интересах.

Миллениалы не только по-другому воспринимают медиасреду, но и влияют на реальность, изменяя её под свои информационные потребности и интересы. Медиаиндустрия отреагировала на потребности поколения, разделяя информацию, дробя её на небольшие части. Обратившись к докладу «Роспечать за 2019 год» мы получаем данные, которые свидетельствуют о том, что максимальный уровень ежедневной вовлеченности в соцмедиа (91%) присущ молодежи от 18 до 24 лет [3, c.98]. Опросы «Левада-центра» свидетельствуют, что новости из интернета сегодня узнают 68,7% респондентов, особенно для миллениалов имеет значение информация, которую они получают из социальных сетей, о чем свидетельствует рост вовлеченности на 8 – 10 пунктов по сравнению с
2019 г.

Проводя большую часть времени в социальных сетях, миллениалы не только потребляют контент, но и создают свой. Таким образом, изменятся роль социальных сетей: из простых чатов для общения они превратились в весьма влиятельные средства массовой информации, где миллениалы могут создавать свою собственную ленту новостей, а также распространять их самостоятельно.

Медиа создают контент для поколения Y, ориентируясь на их предпочтения и интересы. Таким образом, в ленте новостных сайтов появляется продукция, которая включает в себя сразу несколько медиаформатов. Изменяется и стиль подачи информации, он переходит в более игровой и простой для понимания. Миллениалы также хорошо воспринимают элементы интерактивности, поэтому в материалах СМИ часто можно найти взаимодействие с людьми и сообществами.

Подводя итог, можно выделить несколько доминирующих характеристик в привычной среде медиапортебления поколения Y. Миллениалы способны быстро потреблять, а также фильтровать информацию, предпочитают развлекательный формат в подаче контента. Люди из этого поколения имеют сильную вовлеченность в социальные сети и доверяют контенту, который генерируется там, поэтому им привычен сегментированный формат подачи новостей.

Литература

 

1. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya.

2. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. ‒ 2015. ‒ № 1 (1). ‒ С. 94 – 97.

3. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад. ‒ М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. ‒ C. 98 – 99.


 

УДК 659.4.011

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.066 с.)