Информационное пространство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное пространство.



РОЛЬ И МЕСТО ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ В СИСТЕМЕ СМИ

 

Каторгина Д.Ю.,

ассистент кафедры журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Шваб О.А.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистка»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и особенности интернет журналистики, как новое информационное пространство для развития онлайн-версии печатных изданий. Представлены различные подходы к классификации сетевых средств массовой информации, а также деления интернет СМИ на виды и типы. В заключении прослеживаются возможные пути развития онлайн-изданий.

Ключевые слова: интернет, система СМИ, информационное пространство, мультимедийность, гипертекстуальность, онлайн версии.

 

Abstract. This article examines the concept and features of Internet journalism as a new information space for the development of the online version of printed publications. Various approaches to the classification of online media, as well as the division of Internet media into types and types are presented. In conclusion, possible ways of developing online publications are traced.

Key words: Internet, media system, information space, multimedia, hypertextuality, online versions.

 

На современном этапе развития общества сеть Интернет без преувеличения можно рассматривать как единое глобальное средство массовой информации. Она позволяет большому количеству жителей планеты получать мгновенный доступ ко всем источникам информации. И все же Интернет является только технологией, благодаря которой и развиваются новые разновидности СМИ.

Е.В. Лазуткина считает, что интернет-СМИ – это новое явление в системе СМИ, которое ещё находится на стадии развития. Также автор предлагает личную трактовку сетевого издания, под которым понимается специализированный сайт, распространяющий с определенной периодичностью общественно значимую информацию, направленную на массовую аудиторию [6].

Интернет по своим характеристикам и возможностям не уступает печатному изданию, а во многом и превосходит его. Это возможно, прежде всего, благодаря гипертекстуальности и экономичности – используя интернет-браузер читатель может найти любую веб-страницу через гиперссылку, а тратиться на приобретение бумажного варианта издания нет нужды. Таким образом, возможности завоевания своей аудитории в интернет-СМИ даже больше и шире, чем у печатных СМИ.

Следствием внутрисистемного взаимодействия основных компонентов системы СМИ, в значительной степени благодаря развитию интернет-журналистики, становится усиление роли коммуникативного аспекта информационно-коммуникативной деятельности.

Однако отличить интернет-журналистику от всего контента интернета и журналистики является непростой задачей. Сложность отделения понятий является следствием того, что для сетевой журналистики невозможно применить многие положения, выработанные в науке, ориентированной на несетевую журналистику [2].

Фактор виртуальности является определяющим свойством СМК. Интернет-журналистика имеет место в виртуальном пространстве и определяется в большей степени коммуникативными, а не информационными параметрами. Одной из главных причин появления социального института интернет-СМИ является удовлетворение потребности в актуализации, в ощущении причастности к событиям и в иллюзии возможности влияния на них. Это является причиной того, что в условиях жесткой конкуренции в среде новостных ресурсов, возможен рост популярности и значимости прежде всего авторских ресурсов, которые будут предусматривать возможность комментирования [7].

Деятельность СМИ в Интернете значительно отличается от функционирования теле-, радио- или печатных СМИ. Концепция интернет-изданий заключается во многих пунктах, которые до сих пор не применялись по отношению к другим видам СМИ [1].

О.А. Калмыков, Л.А. Коханова выделили следующие особенности интернет-СМИ:

– персональный подход, это возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя или группы читателей;

– централизация информации;

– оперативность;

– гибкость, позволяет излагать материал самым интересным образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживая в них постоянный интерес;

– гипертекстуальность;

– экономичность. Небольшая веб-страница – бесплатная услуга провайдера при подключении к Интернету. Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов. Она требует привлечения высокопрофессиональных специалистов и немалых затрат. И все же веб-издание при прочих равных условиях намного дешевле бумажное.

Типологии сетевых СМИ были разработаны в работах ученых, к которым можно отнести И.М. Артамонову [2], А.И. Акопова [1], А.А. Калмыкова [4], Л.А. Коханову [4], М.М. Лукину [7], А.А. Грабельникова [3], Ю.В. Костыгову [5]. Большинство авторов отмечает, что любая типология должна быть проверена на практике. Это и делает невозможным выделение одной главной классификации, ведь интернет-СМИ постоянно видоизменяются в ответ на развитие и расширение границ Сети Интернет [4].

Глубокую классификацию типологических признаков разработала Ю.В. Костыгова. Она разделила сетевые СМИ по следующим типологическим признакам:

– по степени профессиональности (профессиональные и любительские)

– по критерию доступа для читателей (общедоступные, с ограниченным доступом);

– по аудитории (общие, специализированные)

– по частоте обновления (регулярно обновляемые, нерегулярно обновляемые, обновляемые по мере поступления информации);

– методом распространения информации и форме организации (сайты, рассылки, смешанные издания);

– по формальным, функциональным, стилевым признакам, характеру отражения и социальной ориентацией – (качественные/элитарные, массовые/популярные, смешанные/качественно-массовые) [5].

А.А. Грабельников разрабатывал вопросы типологии молодого вида СМИ. Он выделил три вида интернет-СМИ:

– чисто-сетевые – это СМИ, которые функционируют только в Интернете и не имеют печатного варианта;

– бумажно-сетевые – это печатные СМИ, которые имеют также свой электронный вариант;

– сеть-бумажные – это сетевые СМИ, которые выпускаются также в печатном варианте, однако существование в Интернете является первичным и главным [3].

М.М. Лукина своей фундаментальной классификацией связала сетевые СМИ с неэлектронными версиями изданий:

– Копии традиционных СМИ, или их электронные версии.

– Изменённые онлайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на основании своих оффлайн-прототипов, но контент не копируется, а издание имеет свою информационную политику.

– Медиапроекты, возникшие в сети, которые не имеют прототипов в традиционных СМИ [7].

Сразу несколько классификаций по разным принципам различают О.А. Калмыков, Л.А. Коханова. Во-первых, они соотносят интернет-СМИ с наличием и них печатных версий:

– клоны несетевых изданий;

– издания, существующие только в Интернете;

– смешанные издания [4].

Тем не менее, эта классификация не является полной и исчерпывающей, как замечают сами ученые. Вторая их классификация рассматривает интернет-СМИ по принципу их сходства в несетевые издания:

– интернет-газета;

– интернет-журнал;

– интернет-радио;

– интернет-телевидение;

– специализированные информационные агентства [4].

Таким образом, интернет-СМИ очень специфичны по сравнению с телевидением, радио и прессой. Этот вид СМИ привнес в журналистику массу новых качеств и принципов. Интернет способен сделать информацию быстрой, мультимедийной и гипертекстуальной, учитывая при этом желание аудитории.

Для анализа мы взяли ряд онлайн-версий печатных СМИ ЛНР: «XXI век», «Жизнь Луганска» и «Народна Трибуна». Данные СМИ являются общественно-политическими, так как они считаются основным средством трансляции общегосударственной, общественно-значимой информации, а также механизмом формирования отношения к процессам и явлениям общественной жизни.

Их особенности проявляются в нескольких характеристиках. Во-первых: жанр «сетевой» прессы определяется спецификой Интернета как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. В первую очередь это гипертекстовые ссылки, обеспечивающие доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.

Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Кроме того, обычное для «классической» прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока не распространено.

В-третьих: сетевые СМИ обладают преимуществами по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря чему сетевые издания оперативны от газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения – временем выхода в эфир новостей; оперативность Интернет-издания ничем не ограничена. Именно это и стало причиной появления «Ленты Новостей». Однако в ней заинтересован очень узкий круг потребителей информации. Представитель «большинства» не нуждается в таком количестве разнообразных новостей, проходящих по каналам информационных агентств.

К сожалению, все перечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, скрытой рекламе. Хотя в серьезных сетевых газетах такое недопустимо.

Тем не менее, самым эффективным для здоровой конкуренции печатных и интернет-изданий является распределение их контента. Вместо того чтобы отражать печатные издания, электронные СМИ становятся отдельными изданиями с новыми опциями и сервисами. К печатному контенту сайты добавляют иллюстрации, ссылки, интерактивные форумы и блоги, а также предлагают такие сервисы, как архивы, электронную рассылку, webверсии. Кроме того, отдельные публикации на сайтах предлагают расширенные версии, подается справочная информация, что может быть полезной для потребителя, и также интересные иллюстрации, которые в печатном издании заняли бы очень много места.

Онлайн-издания ведут отдельную службу новостей с развитым интерактивным сервисом – голосованиями и форумами. Кроме того, сайты сегодня являются многофункциональными, например, общение непосредственно с читателями позволяет журналистам лучше понять аудиторию и собрать дополнительные факты. Таким образом, творческие редакции определяют тематические приоритеты через призму читательского восприятия. Онлайн-газеты можно назвать мощным потребительским порталом, ориентированным на клиента.

Большинство аналитиков согласны с утверждением, что интернет грозит газете как печатному носителю, а вовсе не как информационному бизнесу. Даже если человечество изобретет определенный эффективный заменитель сырья для бумаги, то и тогда будут сохранены основные черты и признаки современной газеты. Традиционная газета со временем превратится в многоканального поставщика контента конечному потребителю.

Литература

1. Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. ‒1999 – № 1-2. – С. 22-27.

2. Артамонова И.М. Интернет-СМИ и социальные сети: стратегии коммуникационных практик / И.М. Артамонова// Материалы I Международной научной конференции «Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности (16-18 мая 2016 г.)» – Донецк, ДонНУ, 2016. – Том 4 Филологические науки. Культура и искусство. – 218 стр. – С. 92-95.

3. Грабельников А.А. Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы // Российский университет дружбы народов (РУДН). ‒ 2019. ‒ С. 80-85

4. Калмыков А.А. Интернет-журналистика: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.

5. Костыгова Ю. В. Проблемы типологизации сетевых СМИ. – СПб.: Эксмо, 2009. – С. 24–26.

6. Лазуткина Е.В. Интернет-СМИ Астраханской области: состояние и перспективы развития / Е. В. Лазуткина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2008. – № 2. – С. 46-51.

7. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, С. 2010. – 348 с.


 

УДК 070.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.051 с.)