Проблема становления информационных агентств как средств массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема становления информационных агентств как средств массовой коммуникации



Голотина Ю. П.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннтоация. В статье рассматривается история появления, структура и функции информационных агентств и их элементы системы. Основная проблема становления информационных агентств как СМИ – мультиадресность потребителя, которая возникла с распространением Интернета и отсутствие гибкой модели работы с учетом современных реалий.

Ключевые слова: информационные агентства, СМИ, средства массовой коммуникации, интернет-СМИ, журналистика в сети Интернет.

Abstract. the article examines the history of the emergence, structure and functions of news agencies and their system elements. The main problem of the formation of news agencies as a media is the multi-addressing of the consumer, which arose with the spread of the Internet and the lack of a flexible model of work, taking into account modern realities.

Key words: news agencies, mass media, mass media, Internet media, journalism on the Internet.

 

Череда технических революций в ХIХ в. изменила ход развития мировой журналистики и газетно-журнальную индустрию в целом. Прыжок сквозь время и пространство, коим стало создание телеграфа в 1774 году, дало новый виток для развития СМИ. Мировая паутина информации все больше меняла представление об информации и ее потребителе.

Стремительно развивающиеся технологии СМИ требовали организационности, поступательности. Необходимо было кому-то фильтровать поставки информации, отсеивать лишнее и выделять главное. Таким образом образовался новый тип СМИ – информационные телеграфные агентства. Первопроходцами и основателями нового типа организаций стали Ш. Гавас – бывший банкир Франции, Т. Вольф – эмигрант из Германии.

Уже в 1835 году в Париже основалось крупнейшее информационное агентство «Гавас», которое не ограничивалось только Францией, а систематизировало и передавало новости почти во все страны Европы. Информационное агентство в Берлине также носило имя своего создателя, как и большинство других, а именно: агентство «Вольф». Вскоре подобные организации появились в Лондоне и США.

Увеличение численности агентств повлекло за собой жесткую конкуренцию и борьбу за территорию влияния. Финальной точной информационного конфликта стал 1870 год, конкуренция закончиалась с подписанием картельного договора о создании всемирной сети обмена информацией. Сферы деятельности поделили следующим образом:

− Рейтер приобрел приоритетное право распространения информации на территории Великобритании, ее колоний и Восточной Азии;

− Гавас – во Франции, франкоязычных странах и колониях;

− Вольф – в Германии, Северной Европе, Австро-Венгрии и России [1, с. 101].

Информационное агентство на современном медиарынке – это основное звено любой национальной медиасистемы. Сегодня агентства в значительной мере определяют контент, объем, тематическую направленность информационных потоков. Многие исследователи отмечают, что роль этих структур, рост их количества и мощность будет усиливаться и в дальнейшем. А происходить это будет благодаря стремительному развитию информационных технологий. Немецкие исследователи медиа В. Шнайдер и П.-Й. Рауэ пишут: «Сегодня вообще невозможно представить себе СМИ без агентств....Агентства в значительной степени определяют, какие новости пойдут в печать или в эфир, а какие никогда не достигнут сознания большинства людей» [8, с. 96].

На данном этапе исследования важно отметить, что информационные агентства становятся центральным элементом системы СМИ и функционирует в виде специализированного предприятия, главной функцией которого является обслуживание средств массовой информации. Результаты работы информационного агентства почти никогда не доходят до широкой публики в первозданном виде. Агентства продуцирует «сырье» для индустрии информации, а газеты, журналисты, телевиденье и радио перерабатывают его в конечный продукт. Поэтому, их основной функцией, по данным Ю. Нисневича, считается снабжение оперативной экономической и политической, социальной и культурной информацией. [6, с. 96].

Основным объектом интереса информационного агентства, как и любого СМИ, является новость. Что подразумевается под этим понятием? Толковый словарь С. А. Кузнецова определяет новость как «сообщение о каком-либо событии или явлении, имеющем значение для аудитории агентства, о котором было неизвестно раньше» [5, с. 96].

Учитывая объем поставляемой информации, агентства выработали собственный стиль подачи событий, а именно короткие, содержательные и ясные по замыслу информационный заметки. Англоязычные журналисты назвали это правилом трех «W»: what, when и where (что, когда и где). Данный формат полностью отвечает требованиям современного читателя, так как изучение происходящего в мире человек трать чуть меньше 30 минут в день. Такое «дозирование» информации делает ее легкой для восприятия и быстрой для прочтения. [3, с. 205].

Основа новостного материала информагентства – это социально значимая информация. К содержанию сообщений информационного агентства предъявляются следующие основные требования: скорость, точность, сбалансированность, полнота информации.

Говоря о России сегодня, в стране функционирует большое количество различных служб, позиционирующих себя как информационное агентство. С 2000 г. в России созданы национальная система информационных агентств, различные бизнес-модели, сформировано устойчивое равновесие для стремительного развития, соответствующего общепринятым тенденциям.

В. Афанасьев определяет структуру агентств в первую очередь как систему, т. е. целостную, структурированную среду с особой иерархией. Именно эти критерии дают право выделять агентства по работе с информацией в отдельную группу СМИ [1, с. 45]. 

Из всех СМИ агентства выделяет главный типовой признак – аудиторный. Он заключается в исключительности потребителя продукта. Стоит отметить, что аудиторный признак – это не единственная характерная для агентств черта, но существую и другие. Так ведущий научный сотрудник лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики М.В. Шкондин выделяет следующие принципы работы системы, присущие агентствам:

целостность характера подачи информации несмотря на изобилие разных по жанру и целям СМИ, наполняя единое информационной пространство одинаково для всех членов общества;

использовать рычаги взаимодействия со средой подобных систем и с информационной средой в целом на основе общепринятых закономерностей и законов о правомерности подачи информации;

реализовывать набор функций для удовлетворения информационной потребности как отдельных целевых группы, так и отдельной личности в целом;

связь компонентов структуры агентства должна располагать такими журналами, газетами, теле- и радиопрограммами, которые способствуют выполнению заданных функций системы. Иначе сказать, система агентства должна иметь клиентов, для которых ее продукт востребован;

вся система СМИ должна работать в общей системе координат, чтобы гибко изменять под влиянием и развитием современной жизни общества [7].

Начиная с 90-х годов XX в. и по сегодняшний день для оперативной передачи информации используется сеть Интернет. Благодаря этому увеличилась скорость передачи информации, повысилось ее качество. Наряду с печатным видом сообщения появилась возможность отправки аудио-, и видео-сообщений.

Теперь новости информационных агентств стали открытыми в доступе не только средствам массовой информации, но и любому другому пользователю персонального компьютера в мире, имеющему доступ к сети Интернет [4, с. 221].

Информагентства можно разделить по характеру собственности: частные и государственные. По нашему мнению, контент агентств разных типов никаких принципиальных различий не имеет. Как показывает практика, оба вида агентств, функционирующих в определенном государстве, так или иначе «идеологически остаются национальными, видя свою задачу в том, чтобы отвечать государственным интересам» [3, с. 65].

На сегодняшний день, в медиапространстве РФ представлены оба вида этих информационных агентств. Например, государственные агентства – это РИА Новости и ИТАР-ТАСС, а частное – Интерфакс. В случае приведенных в пример агентств, можно сказать, что оба вида представляют государственные интересы.

Основной проблемой становления информационных агентств как средств массовой коммуникации остается ее мультиадресность. Прослеживая историю развития этой системы можно заметить, что до появления и развития в массовое пользование сети Интернет основным потребителем продукта агентств были другие СМИ. Но сейчас это условие давно потеряло свою актуальность, поскольку Интернет дает право пользования информацией как каждому отдельному читателю, так и ряду крупных региональных СМИ.

Исследования Е. В.Шмелева подтвердили утверждение о том, что информационные агентства, в частности города Петербурга, все более отдаляются от первоначального назначения. Они обеспечивает информационный поток не только для общественных СМИ, но и для частных компаний, создавая благоприятную среду для развития имиджа какого-либо коммерческого бренда.

Это объясняет тот факт, что финансирование крупнейших информационных агентств Петербурга лишь на 17% зависит от государства, и на 83% от частных компаний. Понятно, что информационная повестка таких агентств время от времени может смещать фокус внимания ради коммерческой выгоды, что снижает его уровень влияния и авторитетности [8].

Исследования в данной сфере активно ведутся как зарубежными так и отечественными исследователями и в настоящее время. Основной задачей научного круга является выработка новой системы функционирования агентств с учетом современных реалий.

Литература

1. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. ‒ М., 1981. – 408 с.

2. Воскобойников Я. С. Юрьев В. К. Журналист и информация. Опыт западной прессы. М., 1993. – 204 с.

3. Джазоян А. Е., Коханова Л. А., Калмыков А. А. и др. СМИ и современные медиатехнологии. – М., 2000. – 221 с.

4. Долинин К. А. Интерпретация текста. ‒ М., 1985. – 304 с.

5. Кузнецов А. С. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. ‒ СПб., 2003.

6. Нисневич Ю. А. Информация и власть. – М., 2000. – 175 с.

7. Погорелый, Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Ю. А. Погорелый; под ред. Г. Ф. Вороненковой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text19/018.htm (дата обращения 28.02. 2021 г).

8. Шмелева Е. В. Типологический анализ региональных информационных агентств / Е. В. Шмелева // Вестник СПбГУ. ‒ Сер. 9. ‒ 2010. ‒ Вып. 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///Users/abloko/Downloads/tipologicheskiy-analiz-regionalnyh-informatsionnyh-agentstv.pdf (дата обращения 28.02. 2021 г).


 

УДК 070.447:654.197



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.015 с.)