Характеристика инфоповода как основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика инфоповода как основы



НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

Кольчик О.А.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом и критериями отбора инфоповода как события, интересного для целевой аудитории телевизионных СМИ. Автор исследует свойства инфоповодов, особенности разделениях их на категории. В публикации приведены основные категории событий, которые будут интересны телезрителям в качестве инфоповода, рассмотрены способы работы с инфоповодами.

Ключевые слова: инфоповод, новость, свойства инфоповода, информация, журналистика.

Abstract. The article discusses issues related to the process and criteria for selecting a news maker as an event of interest to the target audience of television media. The author examines the properties of news maker, especially their division into categories. The publication lists the main categories of events that will be of interest to viewers as a news maker, discusses how to work with news maker.

Key words: news maker, news, news maker properties, information, journalism.

 

Современный мир характеризуется переизбытком информации, поскольку ежеминутно генерируется множество событий, которые можно передать в информационном сообщении. Поэтому перед журналистом постоянно встаёт вопрос о выборе важного и актуального инфоповода для освещения в новостном выпуске.

Проблему отбора инфоповода изучали В. Кривошеев, В. Прозоров, Л. Свитич, В. Третьяков, В. Цвик, исследованием сущности и роли инфоповода в телепередачах информационных жанров занимались А. Алекберова, Г. Лазутина, М. Мясникова, С. Распопова, С. Степанян, Н. Цибанова.

Анализ последних научных публикаций показал отсутствие единого определение новости и инфоповода. Свойства информационного повода раскрываются недостаточно полно, мало внимания уделяется критериям отбора инфоповодов для новостного сообщения. Также следует отметить недостаток свежих примеров за последние несколько лет.

Целью данной статьи является определение сущности и основных свойств инфоповода. В результате научного исследования была предпринята попытка рассмотрения критериев отбора актуальных событий и источники получения информации. В качестве примеров приведены наиболее яркие и значимые инфоповоды за последние пять лет.

Как указывает Л. Ухова, журналистика представляет собой «искусство оперативной передачи и обработки информации» [4, с. 93]. Новостной журналист как транслятор информации должен интерпретировать и передать её максимально точно, без искажений, оставляя оценку на усмотрение телезрителя. При этом, как указывает Д. Волокитин, задачей профессионального журналиста является «максимально вычерпать медиапотенциал из конкретных информационных обстоятельств, в наибольшей степени удовлетворив любопытство читателей, телезрителей или радиослушателей» [1, с. 5].

В журналистике новостью называют свежую оперативную информацию о событии, произошедшем недавно либо происходящем в данный момент, представляющую политический либо социально- экономический интерес для зрителей и ранее им неизвестную. По мнению А. Колесниченко, определение новости можно рассматривать с двух позиций – как информацию, необходимую людям для принятия жизненно важных для них решений и как отклонение от естественного хода событий [2, с. 15].

Перед журналистом постоянно встаёт проблема выбора интересных и актуальных тем для новости, иначе называемая проблемой инфоповода (проблемой отбора новостей). В журналистике информационным поводом (инфоповодом) называют событие, способное вызвать интерес у публики и стать сообщением в СМИ.

Важность (значимость) инфоповода может определяться следующими критериями: масштабность (стоимость сделки, число участников мероприятия, количество пострадавших в автокатастрофе); последствия – могут быть прямые и косвенные, затрагивать всю страну либо же отдельные категории граждан.

Для определения важности инфоповода А. Колесниченко предлагает ответить на следующие вопросы: «Интересен ли он целевой аудитории?», «Должна ли целевая аудитория знать об этом?», «Хотят ли люди об этом знать?» [2, с. 16]. Перед написанием информационного сообщения автор обязан спросить себя о новизне, интересе и важности события. Отрицательный ответ даже на один из указанных вопросов говорит о том, что данный инфоповод не заслуживает освещения в СМИ.

Интерес зрителей будут вызывать следующие события:

– конфликтные ситуации и столкновение интересов государств, корпораций, организаций, отдельных лиц. К данной категории относятся антиправительственные митинги и демонстрации в Республике Беларусь, военные действия в Сирии, на Донбассе, теракты, появление боевых кораблей НАТО в черноморской акватории;

– чрезвычайные происшествия: природные катастрофы, стихийные бедствия, техногенные аварии, экологическая катастрофа на Камчатке, взрыв селитры в порту Бейрута;

– политические и экономические новости: колебания курса биткоина, доллара, цен на топливо; изменения в законодательстве либо принятие новых законов; встречи на высшем государственном уровне. Примерами могут служить заключение Минских соглашений, встречи ТКГ, выход Великобритании из Евросоюза, голосование о поправках в Конституцию РФ.

– события из области культуры и спорта: вручение кинопремий, проведение кинофестиваля, чемпионата, открытие выставки.

– освещение хода или последствий значимых событий, появление новых фактов в резонансных делах. В качестве примеров можно привести дела солдата-срочника Р. Шамсутдинова, события в «Зимней вишне», появление вакцины от «COVID-19». Достаточно нашумевшим стало дело М. Ефремова, которое освещалось многими отечественными СМИ;

– значимые события из жизни знаменитостей: свадьба или развод актёров, юбилей спортсмена, артиста.

Как считает И. Сафонов, новостной контент в настоящее время подвержен крайней милитаризации, поэтому военные инфоповоды всегда будут пользоваться популярностью [3, с. 88].

Интерес целевой аудитории зависит от близости к ней событий, участие знаменитых людей, присутствие т.н. «человеческих аспектов» (наличие юмористических, курьезных, приключенческих, необычных элементов). Близость может быть географической и психологической. Так, жителям Донбасса могут быть неинтересны революционные настроения в РБ или Венесуэле, в то время как прибытие гуманитарного конвоя в Луганск вызовет значительный интерес. Психологическая близость может состоять в выделении пользователями сограждан. Так, при упоминании в новостном выпуске на территории РФ катастрофы международного рейса, ведущие обязательно сообщают о наличии либо отсутствии россиян на борту.

Участие в событии знаменитостей повышает статус инфоповода. Так, пользователя может не заинтересовать рядовое ДТП, пусть даже со смертельным исходом. Но участие знаменитости однозначно привлечёт внимание общественности к данному происшествию. Скандал между обычными людьми в общественном месте может закончиться максимум в отделении полиции, но если в нём примет участие некое публичное лицо, то данное событие автоматически станет инфоповодом.

У инфоповода имеется ряд свойств: масштабность, яркость, однозначность оценок, уровень позитивности, актуальность. Разберём их детальнее. Масштабность инфоповода означает, что к событию причастно либо же проявляет интерес большое количество пользователей. Величина масштаба инфоповода находится в прямой зависимости с уровнем заинтересованности СМИ в его публикации. Яркость (значимость) события влияет на заметность инфоповода среди других событий, а, следовательно, и на количество внимания к себе со стороны пользователей и СМИ.

Однозначность оценок характеризуется предсказуемостью реакции на событие и ожидаемым результатом. Данное свойство важно тем, что пользователи не будут тратить время на нахождение сокрытого смысла в новостном сообщении. Уровень позитивности влияет на поведение. Позитивное событие говорят о правильности действий и возможности продолжения их выполнения. Негативное событие свидетельствует о необходимости пересмотра отношения к происходящему и изменения текущей ситуации. Актуальность представляют собой однозначно трактуемую пользователями оценку своей сопричастности к инфоповоду.

Инфоповоды делятся на три категории:

– объективные – происходят сами по себе, чаще всего внезапно. Тематика различна: от масштабных катастроф и эпидемии «COVID-19» до урожая гигантского картофеля на даче. Чем внезапнее новость, тем лучше;

– организационные – создаются искусственно. Например, проходит заседание или конференция по важной для региона проблеме, а журналист, придя на встречу, своими действиями генерирует инфоповод;

– календарные – связаны с городскими или государственными праздниками, спортивными или культурными мероприятиями, выборами городского головы.

При работе с инфоповодом журналист располагает тремя источниками информации: документы, интервью, наблюдение. В качестве документальных источников могут выступать публикации в соцсетях, блогах, месенджерах; почтовая переписка, электронные и физические носители информации; официальные бюллетени, доклады, пресс-релизы.

Интервью необходимо для опроса очевидцев, выяснения мнения каждой из сторон конфликта, получения разъяснения эксперта. Задача журналиста заключается в объективной и беспристрастной фиксации и донесении сказанного до зрителей. Следует помнить – журналист оперирует фактами, а не предположениями. Личные наблюдения заключаются в анализе места события, письменной, видео- и аудиофиксации всего увиденного и услышанного. Здесь важно подмечать детали и быть первым.

Таким образом, мы определили инфоповод как событие, способное вызвать интерес у публики и стать сообщением в СМИ. При работе с инфоповодом журналист располагает тремя источниками информации: документы, интервью, наблюдение. Для определения целесообразности использования инфоповода в новостном сообщении необходимо ответить на вопросы об актуальности, целесообразности и интересности события. Следует учитывать также различные уровни актуальности. Так, региональные инфоповоды могут быть не интересны в других регионах страны. События характеризуются такими свойствами как масштабность, яркость, однозначность оценок, уровень позитивности, актуальность. Наличие у события всех полноценных свойств даёт ему возможность воплотиться в новостном сообщении.

Литература

1. Волокитин Д.Ю. Замысел журналистского материала: идея, медиапотенциал, информационный повод, формулирование / Д.Ю. Волокитин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – 2016. – №4. – С. 3-11.

2. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 179 с.

3. Сафонов И.Е. Милитаризация информационного пространства на примере телевизионных новостных выпусков / И.Е. Сафонов // Русская политология. – 2018. – №4 (9). – С. 83-88.

4. Ухова Л.В. Журналистика в XXI веке: «Информационный повод» к размышлению / Л.В. Ухова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2015. – №4. – С. 89-95.


 

УДК 811. 134.2’ 276.3: 070.41



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.)