Сценарий телепрограммы как начальный этап коммуникации со зрителем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий телепрограммы как начальный этап коммуникации со зрителем



Левкович В.А.,

ассистент кафедры журналистики

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. В статье сценарий рассматривается в качестве элемента создания телепрограммы. Этот этап разработки телевизионного продукта является ключевым, так как здесь формируется коммуникационная модель общения со зрителем. Актуальность данной темы обусловлена ситуацией, сложившейся в телеиндустрии, где информацию подают не с целью ознакомления, а с целью манипулирования сознанием.

Ключевые слова: сценарий телепередачи, сценарный план, телекоммуникация, зритель, авторский замысел.

Abstract. In the article, the script is considered as an element of creating a TV program. This stage in the development of a television product is key, since a communication model of communication with the viewer is formed here. The relevance of this topic is due to the situation in the television industry, where information is submitted not for the purpose of acquaintance, but for the purpose of manipulating consciousness.

Ключевыеслова: TV show script, script plan, telecommunications, viewer, author's intention.

Технологические изменения, происходящие в мире, влекут за собой изменения в восприятии окружающего мира. Медиа стали неразрывной частью человеческой деятельности.Актуальность работы обусловлена появлением новой среды – медиасферы, которая влечет за собой трансформацию всех средств массовой информации.

Предмет ‒ телепрограмма как продукт журналистской деятельности.

Объект ‒ основой элемент телепрограммы.

Целью данного исследования ставим выявление воздействия сценария телепрограммы на конечный телепродукт.

Телевидение находится в постоянной ожесточённой конкуренции с интернет. Для удержания позиций необходимо отслеживать тренды, чтобы не потерять искушенного зрителя. Рассмотрим процесс создания телесценария программы и проследим зарождение коммуникации аудитории с создателем. 

В. Цвик уточняет, что материал передачи ‒ та социальная реальность, которая небезразлична автору, которую он изучил хорошо, чтобы рассказать о ней глубоко и интересно. Он увидел в ней те черты, которые не заметили другие люди. Это не означает, что у журналиста должна быть одна сфера жизни, о которой он будет снимать постоянно. Но материал, выбранный им, не может быть случайным, поскольку «благодаря СМИ формируетсяобщественноемнение – то есть то состояниемассовогосознания, котороесодержит в себе отношениесоциальныхобщностей к различным проблемам, явлениям, событиямдействительности. Трудно не заметить, что на телеэкране стали появляться и положительные, познавательныепередачи: онипреподносятдетям уроки хорошегоповедения, доброты, честности, стараютсяповыситьуровенькультуры не толькомолодежи, но и общества в целом» [1].

Журналист для сферы своей творческой деятельности прибегает к окружающей действительности, то есть к объективной реальности. Практически всё, что происходит в ней автор может использовать в своём материале. Мотивация для создания передачи никогда не возникает на пустом месте, вне субъективного и социального контекста, в котором он осуществляет свою деятельность.

Формируя замысел передачи, журналист, который работает над определённой темой, ставит перед собой цель, достичь которой можно придерживаясь указанных ниже шагов:

‒ определение проблемы;

‒ пределение цели (решения проблемы);

‒ определение комплекса методов;

‒ определение целевой аудитории;

‒ определение позиции автора или канала;

‒ начертание будущих результатов.

В основе внутренней организации сюжета лежит конфликт, то есть определённая спорность в отношениях между героями.

Основные этапы работы автора над сценарием:

‒ Начальное общение (знакомство) с героями передачи;

‒ Обсуждение темы, уточнение рассматриваемых проблем;

‒ Одобрение редактором темы;

‒ Написание и утверждение сценария.

Сформированный и закрепленный авторский замысел будущей передачи находит своё продолжение и расширение в сценарии. Сценарий считается литературной основой телевизионного контента. Именно сценарист создает сюжетную схему экранного произведения.

Необходимо помнить об оригинальности, ведь копировать может каждый. Роберт Макки считает, что «оригинальность ‒ это сочетание формы и содержания, иными словами, отличный выбор темы плюс уникальный подход к ее изложению. Содержание (обстановка, персонажи, идеи) и форма (выбор и компоновка) взаимозависимы и не могут существовать отдельно» [3].

Без сценарного плана даже импровизационное шоу превращается в хаос. Приглашенным гостям, ведущим и работникам за кадром следует знать о канве проекта, о формате передаче. Сложно представить подробный сценарий к дискуссионной передаче или развлекательному телешоу. Естественно, никто не будет прописывать реплики и диалоги между приглашенными гостями. В противном случае они попросту станут марионетками без собственного мнения. 

В.Д. Кравченко считает, что «сценарный план ‒ безусловная программа действий для всех участников производственно-творческого процесса по созданию и выдаче передачи в эфир» [2].

В.Л. Цвик в работе «Телевизионная журналистка» [4] выделяет три формы написания сценария: рабочий, литературный и режиссерский. Также он упоминает о монтажных листах, которые выступают подспорьем при съемках. 

Литературный сценарий изначально был только в кино. Ему присущи художественные описания, эмоции персонажей и подробно расписанные действия. Литературный сценарий может претендовать на самостоятельное произведение. При подготовке проекта художественного жанра или полнометражного документального фильма рекомендуется использование именно литературного типа сценария.

Этот вид подачи информации ставит перед собой не техническую задачу, а идеологическую. Над созданием качественного контента трудятся десятки людей, отношение каждого задействованного участника отражается на продукте. Поэтому литературный сценарий ставит перед собой цель «заразить» идеей всю команду производственно-творческого процесса.

Сценарист должен передать настроение кадра и эпизодов в целом, чтобы режиссер, оператор, музыкальный оформитель, закадровый голос и другие люди, имеющие отношение к съемкам, прониклись задумкой. Тогда им предоставляется свобода в техническом плане и возможность экспериментировать. Возможно, кто-то внесет новые краски или немного сместит акцент и от этого произведение только выиграет. 

«Литературный сценарий открывает широкое поле деятельности для всех создателей телепроизведения, превращая их из старательных исполнителей, ремесленников в художников, творцов» [4].

Затем литературный сценарий передают режиссеру, и он составляет свой макет. Режиссерский сценарий является подобием гибрида рабочего сценария и монтажного листа. Здесь указывается всё производственное направление. Ведется запись эпизодов, где отмечают технологические приемы и хронометраж.

Сценарий завершает подготовительный этап работы над телевизионной программой. В большинстве своем сценарий означает начало нового этапа ‒ съемочного. Нередко сценарист должен присутствовать на площадке, чтобы при необходимости изменить текст в соответствии с конкретным моментом.

«Сценаристу необходимо владеть всеми приемами и средствами создания экранного образа, воплощения на экране творческого замысла. Напомним, что в этой профессии есть вопросы, которые кроме автора сценария никто не может и не должен решать, но есть и такие, решение которых автор может лишь предложить, но последнее слово остается за режиссером. Главная забота сценариста ‒ найти своему замыслу адекватное драматургическое воплощение, композиционный строй. Сценарий ‒ литературно оформленная «модель» будущего экранного произведения, в нем материализуется аудиовизуальное мышление автора» [5].

Отличительным признаком телепередачи или фильма является отображение жизненного процесса. Опытный сценарист знает, что необходимо подбирать такие средства воплощения процесса жизни, чтобы они передавали динамику. Применить эти средства можно лишь при условии, что автор знает законы драматургии.

Считается, что в журналистике не могли быть применены драматургические средства до тех пор, пока целью этой профессии было сплошное информирование. Однако сейчас даже в репортаже можно проследить драматургию.

Ознакомимся с драматургическими средствами, которые помогают сценаристу создать образность.

Еще во времена Аристотеля проповедовался канон изображения процесса, главной составляющей которого было действие. Во власти экрана зафиксировать динамику, ритм, темп. Можно показать прямое, отраженное или параллельное действие. В программе действие создает движение авторской мысли. Именно этот прием позволяет подать материал так, чтобы на любую проблему или ситуацию можно было посмотреть с разных сторон и в конце прийти к какому-то обобщению.

Основная трудность, с которой сталкивается сценарист во время написания новой программы, — цельность. Создать внутреннее драматургическое единство сложно, но его нужно найти на стадии написания. Если этого не произойдет, то режиссеру, оператору и другим работникам телевизионной команды не удастся развить органичность содержания и формы.

Цельность произведения проявляется в теме, идее и композиции. Нередко начинающие специалисты добавляют в сценарий материал, который косвенно касается темы. Это может произойти по нескольким причинам: неумение отобрать события (выделить необходимое и лишнее), неглубокое погружение в тему передачи, незнание автора что он хочется показать.

Коммуникация включает три элемента: источник, сообщение и адресат. Источником выступает журналист, его сценарий относим к сообщению, а адресатом является зритель. Если какой-то из факторов отсутствует, то коммуникация не может существовать. 

Композицию считают важной частью в дальнейшем успехе передачи.Под композицией мы понимаем принцип организации материала. Она обусловлена темой, идеей и воплощает собрание фактов, отысканных для эпизода. Именно в композиции возникает последовательность, определяются вторичные составляющие.

Для начала следует определиться с основной линией драматургии. Основная драматургическая конструкция сообщения будет ведущей на протяжении эпизода или целого сезона программы. Далее можно определять второстепенные темы, которые необходимо ввести в проект.

Классический подход к написанию композиции подразумевает следующие компоненты: экспозиция, заявка, перипетии, кульминация, перипетии, развязка, эпилог. Первый эпизод можно сравнить с пружиной, которая дает ход рассказу. Несложно догадаться, что в первой сцене закладывается основа для дальнейшего темпа и ритма.

Литература

 

1. Артамонова И.М. СМИ и общественное сознание молодежи / И.М. Артамонова // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы IV Международной научной конференции 31 октября 2019 г. ‒ Донецк, 2019. ‒ Том 4, Филологические науки. Культура и искусство. ‒ Ч. 2. ‒ 409 с.

2. Кравченко В.Д. Выразительные средства ТВ: учебное пособие / В.Д. Кравченко – Донецк, 2012.

3. Маки Р. Как написать сценарий на миллион долларов /Р.Маки. ‒ Альпина, 1997. ‒ 456 с.

4. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика / В.Л. Цвик. ‒ М: Аспект Пресс, 2004. ‒ 382 с.

5. Юровский А.Я. Телевидение ‒ поиски и решение / А.Я. Юровский ‒ М.: Искусство, 1983. ‒ 215 с.


 

УДК 070.43/.44:77.03/.08:004.738.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.011 с.)