Ток-шоу как площадка для политических дискуссий. Особенности и перспективы развития жанра ток-шоу на телевидении донецкой народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ток-шоу как площадка для политических дискуссий. Особенности и перспективы развития жанра ток-шоу на телевидении донецкой народной республики



Стихина С.С.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. Статья посвящена специфике проведения политической дискуссии на телевидении и использованию в ходе полемики приемов манипулятивного воздействия на аудиторию. Автор рассматривает и сравнивает между собой понятия «дискуссия» и «ток-шоу», анализирует особенности функционирования политического ток-шоу как жанра аналитической тележурналистки. Также в статье приведен анализ телепередачи «Политкухня» («Юнион») как примера развития жанра на территории Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: политическая дискуссия, ток-шоу, телевидение, коммуникация, манипуляция.

Abstract. The articledescribes the specifics of holding a political discussion on television and the use of audience manipulation techniques in polemics. The author examines and compares the terms «discussion» and «talk show», analyzes the peculiarities of the functioning of the political talk show as a genre of analytical television journalism. In addition, the article analyzes the TV show «Politkukhnya» («Union» channel) as an example of the genre’s development on the territory of the Donetsk People's Republic.

Key words: political discussion, talk show, television, communication, manipulation.

Дискуссия имеет особое значение в системе жанров аналитической тележурналистики и при этом является неотъемлемой частью большинства телепрограмм, таких как теледебаты, аналитическое интервью или ток-шоу.Но следует отметить, что вопрос о соотношении данных понятий – «дискуссия» и «ток-шоу» ‒ сдержит несколько разных ответов. Так, например, ряд исследователей выделяет дискуссию как отдельный и полноценный жанр, в то время как другие считают такой формат коммуникации разновидностью ток-шоу.

Говоря об определении ток-шоу, надо сказать, что этот термин, как и сам жанр, перешел к нам с западных телеэкранов и дословно переводится как «говорящее шоу», что уже намекает на тесную связь с понятием дискуссии. И, несмотря на то, что изначально такой формат телепередачи преследовал исключительно развлекательные цели, сейчас его активно используют для освещения и обсуждения общественно-политических вопросов. Причиной этого является тот факт, что данный жанр дает достаточно возможностей для столкновения различных точек зрения и демонстрации полемических приемов.

В нашем исследовании мы будем воспринимать дискуссию в широком смысле, выходящем за пределы медиапространства. Следовательно, ток-шоу с нашей точки зрения будет представлять собой способ проведения дискуссии на телевидении.

Актуальность (социальная значимость)данного исследования состоит в том, что с каждым днём тема политики и политическая дискуссия в частности приобретают всё большую распространённость и популярность на телевидении. Различные передачи такого формата постоянно конкурируют между собой и ведут борьбу за внимание зрителя. Однако на телеканалах Донецкой Народной Республики данная ниша, по большей части, все еще остается незаполненной.

И, тем не менее, успешной попыткой создания местного ток-шоу по праву можно считать «Политкухню» телеканала «Юнион». На примере данной телепередачи мы рассмотрим и проанализируем возможности для развития жанра в Республике.

Целью исследования является анализ жанра ток-шоу как площадки для политических дискуссий и определение особенностей развития данного жанра на телевидении ДНР. Кроме того, поскольку телевидение обладает большими возможностями влияния на общественное мнение, имеет смысл рассмотреть понятие манипуляции, часто используемой в ходе политических ток-шоу.

Слово дискуссия пришло к нам из латинского языка. «Discussio» ‒ значит «обмениваться нападками, исследовать и рассматривать». За все время существования термина его значение не изменилось – понятие дискуссии по-прежнему предполагает обмен мнениями, причем зачастую не в виде простой беседы, а в виде настоящей полемики, где каждый стремится доказать свою правоту. Подобный обмен суждениями всегда служил некой движущей силой различных видов конфликтов: как социальных, так и политических.

Традиционно принято считать, что результат любой дискуссии зависит от умения оратора грамотно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания и приводить убедительные доказательства, подтверждающие правильность его позиции. Однако очень часто, в особенности, когда дело касается телевизионных программ, в выигрыше оказывается не тот спикер, чья речь была более аргументированной, а тот, кто использовал более искусные приёмы воздействия как на оппонентов, так и на публику. Стоит отметить, что именно публика, в своем большинстве, принимает сторону не того участника процесса, который привел веские аргументы, а того, кто сумел правильно их преподнести и одновременно вывести из строя своего оппонента (причем не всегда честным способом).

Доказательства этого мы можем найти и при анализе телевизионных рейтингов различных общественно-политических ток-шоу. Чем больше в конкретной телепередаче присутствует «накала страстей», чем более харизматичными и уверенными в себе являются участники полемики, чем сильнее прослеживается противодействие сторон, тем интересней данная программа аудитории.

Среди часто используемых приёмов спора, привлекающих внимание зрителя, можно выделить уловки. Уловкой называется приём аргументации и манипуляции, который способен затруднить спор для противника и облегчить его для самого оратора. Как правило, уловки можно разделить на два вида: логические ‒ построенные на сознательных нарушениях логических правил – и психологические – воздействующие на чувства и эмоции собеседника и зрителя.

Именно в политических ток-шоу чаще всего прослеживается разнообразие различных уловок, призванных развеять аргументы других участников дискуссии и заставить аудиторию принять определенную точку зрения. Соответственно, умение дезориентировать оппонента и расположить к себе зрителей может стать главным и решающим фактором, обеспечивающим победу в теледискуссии. А значит, современные ток-шоу, помимо осуществления информационной и аналитической функции, оказывают также и манипулятивное воздействие на зрителя. И, несмотря на то, что манипуляция воспринимается всеми исключительно в негативном ключе, нельзя не признать, что этот процесс является целым искусством. Особенно, когда речь идет о воздействии на сознание не одного человека, а целой аудитории.

Говоря о «Политкухне», следует начать с того, что создатели программы называют ее главным ток-шоу Республики. Это утверждение вполне обосновано – на сегодняшний день, у «Политкухни» нет конкурентов на Республиканском телевидении. Можно сказать, что данная телепередача ‒ это первый и удачный пример функционирования жанра ток-шоу в ДНР.

Если говорить, о достоинствах программы, для начала следует указать на ее организационную сторону, которая находится на достойном уровне. Это проявляется как во внутренней обстановке студии и качестве операторской работы, так и в профессионализме ведущих ‒ которых в «Политкухне» двое – Богдана Смирнова и Александры Лазаревой. Каждый из них демонстрирует осведомленность и заинтересованность в обсуждаемой теме и уверенно чувствует себя в студии.

В качестве удачного приема можно также выделить цитирование на экране: когда один из экспертов произносит интересную или важную фразу, его слова появляются на экране в письменном виде. Это не только привлекает внимание телезрителей и способствует лучшему усвоению информацию, но и помогает расставлять акценты.

Еще одной особенностью данного ток-шоу является, то, что оно включает в себя не только обсуждение повестки дня в студии, но и различные информационные сюжеты и опросы жителей Республики. Кроме того, помимо приглашенных гостей, в беседе принимают участие и эксперты в режиме онлайн, в формате видеоконференции. В роли гостей и экспертов, как правило, выступают местные и российские общественные и политические деятели, политологи, журналисты и другие профессионалы.

И все же, в качестве недостатков данной программы стоит выделить «одинаковость» мнений экспертов. Разумеется, этот факт легко объясняется военно-политической ситуацией в Донбассе. Намек на это можно увидеть даже в расположении спикеров: все они стоят за своими трибунами на одной линии, близко друг к другу, тем самым давая понять, что они находятся по одну сторону баррикад. И в их обсуждении, вместо соперничества, присущего другим телепередачам данного жанра, чувствуется скорее союзничество.

Но, как уже говорилось ранее, ток-шоу во многом привлекает внимание публики именно наличием разногласий, полемики и даже некой борьбы между сторонами. Это делает дискуссию более живой и интересной для телезрителя.

Подчеркивая выше сказанное, можно сказать, что журналистика и, в частности, телевидение Донецкой Народной Республики действительно обладает возможностями для развития жанра ток-шоу на местном уровне.

Однако наличие противоположных точек зрения и использование оппонентами приемов ведения полемики делает выпуск программы более динамичным, драматичным и запоминающимся, что, безусловно, имеет большое значение на телевидении, как мы можем видеть это на примере российских общественно-политических ток-шоу. Такой формат заставляет зрителей не просто увлечься самой дискуссией, но и испытывать различного рода эмоции, от явной неприязни до искреннего сопереживания. Это как раз то, чего не хватает «Политкухне» на сегодняшний день.

Таким образом, разнообразие всевозможных приёмов ведения дискуссии, как позволительных, так и непозволительных, несмотря на неутихающие споры об этичности их использования, способствуют популярности телешоу, в ходе которых эти приёмы используются.

Литература

1. Дэнсон Р. Чёрная риторика. Запрещённые приёмы ведения дискуссий. ‒ М.: «АБ Паблишинг Трейд», 2016.

2. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-spora (дата обращения: 10.11.2019).

3. Михайлова О.А., Харитонова Ю. С. Имидж телеведущего политического ток-шоу: к проблеме гендерных особенностей // Научный диалог. ‒ 2017. ‒ №10 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-televedusche (дата обращения: 09.03.2020).

4. Нгуен Тхи Тху. Уловки в споре как корректные / некорректные приемы аргументации // МИРС. ‒ 2018. ‒ №4 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ulovki-v-spore-kak-korrektnye-nekorrektnye-priemy-argumentatsii (дата обращения: 07.11.2019).

5. Стегачев С.Н. Психологические особенности состязательной коммуникации // Вестник ТГУ. ‒ 2008. ‒ №7 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-sostyazatelnoy-kommunikatsii (дата обращения: 07.11.2019).

6. Шестерина А.М. Особенности аргументации современной медиаполемики // Вестник ТГУ. ‒ 2004. ‒ №2 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-argumentatsii-sovremennoy-mediapolemiki (дата обращения: 07.11.2019).


 

УДК 070:791.2

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ
ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В ДОНБАССЕ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Супрунова М. С.,

студентка 3 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей освещения военных конфликтов в условиях информационного противостояния между разными странами. В ней представлены этимологические исходные данные термина «вооружённый конфликт» и показаны манипуляционные приёмы, которые используются для формирования общественного мнения о сторонах-оппонентах. Приведены примеры манипуляций в освещении конфликта на юго-востоке Украины.

Ключевые слова: манипуляции, информационная война, вооружённый конфликт, общественное мнение, Донбасс, Украина, идеология

Abstract. this article is devoted to the study of the features of the coverage of military conflicts in the context of information confrontation between different countries. It presents the etymological source data of the term "armed conflict" and shows the manipulative techniques that are used to form public opinion about the opposing sides. Examples of manipulations in the coverage of the conflict in the south-east of Ukraine are given.

Key words: manipulation, information war, armed conflict, public opinion, Donbass, Ukraine, ideology.

 

Объективное и достоверное освещение вооруженныхдействий – одна из важных и актуальных проблем современного общества. В условиях информационной войны между Украиной и Донбассом возрастает значимость защиты собственной информации, а также манипуляция массами посредством средств массовой информации и коммуникации. Так как большинство СМИ являются государственными, и, соответственно, подконтрольны правительству, возникает дилемма свободы слова. В противостоянии идеологических взглядов между Донбассом и Украиной растет значимость информационно-психологического воздействия. Актуальность работы обусловлена стечением нынешних военных обстоятельств в нашем регионе, а также возрастанием значимости формирования общественного мнения к странам-оппонентам. Целью данной статьи является выявление манипуляционных приёмов в СМИ Украины и Донбасса посредством анализа медиапродукции на военную тематику.

Вооруженный конфликт и информационное противостояние – не равнозначные понятия, но они близки по своей этимологии.

Вооруженный конфликт – состояние или период активных военных действиймежду государствами/нациями или группировками внутри стран, который может быть направлен на захват действующей власти, территории, либоразрешение экономических, политических, социальных и других противоречий.

Международное гуманитарное право различает два типа вооруженных конфликтов, а именно:

· международные вооруженные конфликты, противостоящие двум или более государствам

· немеждународные вооруженные конфликты, между правительственными силами и неправительственными вооруженными группами или только между такими группами.

МГП также устанавливает различие между немеждународными вооруженными конфликтами по смыслу общей статьи 3 Женевских конвенций 1949 года и немеждународными вооруженными конфликтами, подпадающими под определение, содержащееся в статье 1 Дополнительного протокола II.С юридической точки зрения никакого другого вида вооруженного конфликта не существует. Тем не менее важно подчеркнуть, что ситуация может эволюционировать от одного типа вооруженного конфликта к другому в зависимости от фактов, преобладающих в определенный момент.

Информационное противостояние направленно не на захват власти или территории, а на перетягивание масс на свою сторону. В отличие от военного противостояния, которое использует в качестве методов техническое оружие, информационное прибегает к различным техникам манипуляций и психологическим приёмам.

Антоненко Ц.А. в своей работе «Информационно-психологическая война на телевидении» приходит к выводу, что «в течение подобных войн информационным пространствам враждующих стран наносится непоправимый ущерб, как наносится он и межгосударственному общению, поскольку в умы людей вселяется ненависть к народу-оппоненту» [1, с. 238].

Процесс противоборства идеологий, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей, включает в себя ряд манипуляционных приёмов, среди которых можно выделить:

· принцип первоочередности (восприятие информации, которая была предложена первой);

· образ врага (искусственное создание угрозы: наглядный пример с точки зрения Украины – Россия как агрессор);

· использование лидеров мнений (лица с высоким социальным статусом, которые, соответственно, вызывают доверие у аудитории);

· одобрение мнимого большинства (посредством опросов и публикации результатов в Интернет-ресурсах или в новостном видеосюжете посредством онлайн-опрашивания);

· информационная блокада (недоступность информации);

· односторонность освещения событий (вытекает из предыдущего приема манипуляции).

Данные приемы используются в разной степени во всех видах СМИ как с Украинской стороны, так и со стороны Донбасса.

Чтобы лучше понимать нынешнюю картину и в последствии определить у какой территории преобладают те ил иные способы манипуляций, необходимо вспомнить предысторию конфликта. Война началась в апреле 2014, когда Турчинов заявил о том, что оккупированную власть в самопровозглашенных Харьковской, Луганской и Донецкой республик необходимо свергнуть и вернуть в состав Украины. До конца апреля проводились стычки на блок постах с применением стрелкового оружия. Постепенно украинская власть посылала на наши территории более тяжелую технику в виде танков и вертолетов.

8 апреля Верховная рада приняла решение о создании уголовной ответственности за действия, направленные на насильственное изменение власти и умышленные действия, приводящие к изменению территориальныхграниц. Также наказанию в виде лишения свободы на срок от 14 до 15 лет подлежат лица, участвующие в государственной измене. К ним относятся и журналисты, которые остались в Донецке, и которые публикуют информацию не в сторону властей Украины.

11 апреля в Донецке провел совещание Арсений Яценюк по поводу действий на Юго-Востоке страны с целью призвать активистов посредством СМИ освободить захваченные здания. При этом он отказался видеться с протестующими и в своем интервью назвал их сепаратистами. После этого последовало ответное интервью с Игорем Хамизяновым, командующим «народной армии», который заявил, что «оружия у нас нет, но мы будем драться до последнего». Вслед за этим на территориях нашего города начались боевые действия.

Все это время журналисты оперативно освещали информацию, иногда даже будучи в центре обстрелов. 27 декабря 2015 года журналисты всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) попали под снайперский огонь. 14 марта под обстрел украинских военных попали корреспонденты ВГТРК, Первого канала и журналисты ДНР. 15 мая съемочная группа телеканала Россия-1 и 17 мая телеканала НТВ попали под минометный обстрел. 20 июля 2016 в результате взрыва погиб украинский журналист Павел Шеремет.

В связи с ограниченным доступом к средствам массовой информации Украины, рассмотрим медиаконтент украинских Интернет-порталов на примере unian.uaи видео-контент телеканалов, продублированных на площадке YouTube.

Ложный накал страстей и эффект информационного штурма используется методом эффекта присутствия, как манипуляционного приема, в информационном выпуске новостей телеканала ICTV. Бывший ополченец из ДНР жалуется на власть Республики, так как он остался инвалидом и ему не выдают никаких денежных пособий: «На пенсию перейти не могу, потому что трудовая книжка осталась там. Мне не дали статуса участника боевых действий» [2]. Однако, мы не можем быть уверены, за кого он воевал, так как нет никаких отличительных признаков, а также, что ему действительно не выдают материальную помощь.

На главной странице информационного агентства unian.ua по состоянию на 23 февраля 2021 года можно встретить сразу несколько новостей, направленных против оппонента в виде Донецка и России. Конкретно по поводу Донецка: «Жительку Донеччини засудили до умовного строку за проведення псевдореферендуму «ДНР» – больше всего смущает не сколько ложность новости, а аббревиатура в кавычках, как знак не просто неуважения, но и непризнания [3]. Личность гражданки не упоминается, как и не подтверждается достоверность информации, из чего можно сделать вывод, что новсть является выдуманной, то есть, фейковой.

Теперь рассмотрим несколько примеров отображения вооруженного конфликта с точки зрения Донбасса на примере газеты «Донецк Вечерний», которая существует с самого начала войны, и луганских газет «Информационный вестник» и «Жизнь Луганска» по рекомендациям жителей.

«Донецк Вечерний» за 2017 год отличается большим, по сравнению с выпусками 2015-16 и 2018-21 годов, количеством некрологов про комбатантов и мирных жителей с целью указать на военные преступления украинских властей. Так, например, на одной полосе данной газеты было размещено два некролога от Ирины Горбань, в которых, соответственно, рассказывается о двух погибших ополченцах из ДНР.

Также публикации в газете «Донецк Вечерний» за 2017 год насыщены памфлетами от Руслана Гасанова, который сатирически высказывается о власти в Украине и ее отношении к войне вуменьшительно-названной рубрике «Сказочки для умненьких». В большей части своих произведений он критикует деятельность Петра Порошенко и его политической элиты, направленную на Донбасс, таким образом создавая образ врага.

Выпуски «Информационного вестника» за февраль 21-го года в плане военной тематики по большей части посвящены очеркам ополченцев и исторически-важным событиям с начала существования Республики. Во втором издании, которое было выбрано для анализа, присутствует значительно большее количество публикаций об украинских преступлениях. Так, например, на официальном сайте данной газеты в одном из отчетов за 23 февраля 2021 года упоминается, что «Украина исподтишка пытается заблокировать доставку гуманитарных грузов и передвинуть линию соприкосновенияв сторону Республики» [4].

Рассмотрев публикации в газетах «Донецк вечерний» и «Информационный вестник», стоит отметить, что данные издания немало внимания уделяют текущим событиям, которые могут быть связаны с войной на Донбассе (наряду с социальными вопросами). В основном информация связана либо с благотворительной помощью лицам, пострадавшим в результате военного конфликта, либо же включает сведения о героях Республик или погибших. Также можно сделать вывод, что редакция газеты «Донецк вечерний» принимает активное участие в распространении информации о сборе средств с целью поддержки граждан ДНР, чьи дома были разрушены; много внимания уделяется погибшим военнослужащим. На полосах этой газеты довольно часто сообщается информация о разрушенных зданиях.

Информационная безопасность – понятие обширное. Оно может тесно переплетаться с манипуляцией и борьбой идеологических мнений, если в стране низкий уровень свободы слова. Идеология воспринимается как мощное оружие в политической борьбе между странами. Идеология Украины – славянский нацизм, в которой главный враг – Россия, как зачинщик самой войны, и цель ее – захват территорий Донбасса. Борьба идеологических мнений всегда направлена на перетягивание большего числа сторонников, которые впоследствии становятся союзниками идеологии, после чего работает принцип «кого больше, тот и прав». Основные методы манипуляции Украины: информационная блокада, которая выходит за рамки информационной безопасности, образ врага, применение в СМИ «мнимого большинства» за счет зомбированных людей, и на глобальном уровне – стран, которые поддерживают идеологию Украины, а также принцип первоочередности. А со стороны Донбасса основными методами манипуляции выступают односторонность освещения событий, а также образ врага.

Литература

1. Антоненко Ц.А., Артамонова И.М. Информационно-психологическая война на телевидении / Ц.А. Антоненко, И.М. Артамонова // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. ‒ Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. ‒ С. 238-239.

2. ICTV: Факты. Программа новостей // Телеканал ICTV на YouTube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCG26bSkEjJc7SqGsxoHNnbA.

3. Світлана Макринська. Жительку Донеччини засудили до умовного строку за проведення псевдореферендуму «ДНР» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.unian.ua/society/virok-separatistam-zhitelku-donechchini-zasudili-do-umovnogo-stroku-za-referendum-novini-ukrajini-11331272.html (дата обращения: 23.02.21).

4. «Украина исподтишка пытается заблокировать доставку гуманитарных грузов и передвинуть линию соприкосновения», ‒ Кобцева // Официальный сайт газеты «Жизнь Луганска» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://lifelug.su/novosti/lnr/8046-ukraina-ispodtishka-pytaetsja-zablokirovat-dostavku-gumanitarnyh-gruzov-i-peredvinut-liniju-soprikosnovenija-kobceva.html (дата обращения: 23.02.21).

 


 

УДК070.43/.44:77.03/.08:004.738.5

 

Трансформации фотожанров
в современном информационном пространстве

Суркина А.О.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье изучаются изменения, которые происходят в современной фотожурналистике, возникшие из-за распространения цифровых технологий. Сделан обзор имеющихся классификаций фотожанров, проанализированы их достоинства и недостатки. Сделана попытка исследовать смену акцентов в использовании фотожанров в современных СМИ.

Ключевые слова: фотография, фотожанр, фотожурналистика, интернет.

Abstract. The article examines the changes that are taking place in modern photojournalism, which have arisen due to the spread of digital technologies. An overview of the existing classifications of photo genres is made, their advantages and disadvantages are analyzed. An attempt is made to investigate the change in emphasis in the use of photo genres in modern media.

Key words: photography, photo genre, photojournalism, internet.

 

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в современном информационном пространстве значительно усилились роль визуализации при подаче информации. В особенности это стало важно в сфере фотожурналистики, которая сейчас претерпевает значительные трансформации.

Целью нашего исследования является попытка проследить, какие важные изменения происходят в жанровой палитре современных фотожанров.

Для ее реализации требуется решение следующих задач:

1) Сделать обзор существующих классификаций жанров и указать на их преимущества и недостатки;

2) Указать на проблемы в фотожурналистике, появившиеся в связи с распространением цифровых технологий и сети интернет.

3)  Проанализировать происходящие трансформации в палитре современных фотожанров.

Фотография в СМИ призвана отражать социально-политические реалии, поступки, действия человека как выразителя определенных взглядов в контексте социально-политической ситуации.

В век повсеместного распространения интернета снова актуальным стал вопрос о жанровой принадлежности активно используемых журналистами фотоснимков. Большинство существующих классификацийфотожанровсоздано в советские времена, соответственно не учитывают новые изменения в этой сфере. Наиболее важные классификации предложенные такими известными учеными, как В. Березин [1], Н. Ворон [2], В. Тулупов [4], В. Ученова [6], Г. Чудаков [7].

В. В. Тулупов считает, что исторически сложились три канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж, но все эти жанры тоже смешиваются и взаимопроникают, все зависит от того, какую они выполняют задачу [5, с. 79]. Данная классификация имеет недостатки, главный из которых – сведение всего многообразия жанров всего к трем видам.

Одна из известнейших ученых советской школы журналистики В. Ученова предложила разделить жанры журналистики на информационные, аналитические и художественно-публицистические [6].

В другой классификации, предложенной Г. Чудаковым, понятие «аналитический жанр фотожурналистики» опускается. Ученый оставляет лишь информационно-публицистические жанры (фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация) и художественно-публицистические жанры (фотоочерк, фотосерия, фотоплакат) [7, с. 14-15].

Аргументированную классификацию фотожанров, на наш взгляд, наиболее удачную, предложил Н. Ворон [2]. Ученый предлагает выделить два вида – информационные и публицистические. К первому относятся фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж, фотосерия. Ко второму – фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж. Разграничением по видам автор предлагает считать характер отображения действительности: констатация, т.е. описание, и интерпретация, т.е. анализ, обобщение, выражение своей точки зрения автором.Главным недостатком классификации Н. Ворона является, то, что она явно нуждается в обновлении и уточнении.

За последние годы в фотожурналистике появились новые вызовы, связанные с цифровыми технологиями и бурным развитием интернет-пространства с его преимуществами и проблемами. Например, Н. Ворон выделяет жанр фотомонтаж и его подвиды, которые в целом отображают востребованность этого жанра, но, на наш взгляд, нужны еще весьма серьёзные доработки в этом вопросе с поправкой на активные изменения, постоянно происходящие в журналистике.

Единственная более или менее современная теория жанров фотожурналистики представлена в книге московского исследователя В.М. Березина «Фотожурналистика» [1]. С его точки зрения, все жанры делятся на информационно-публицистические и художественно-публицистические. К информационно-публицистическим жанрам исследователь отнес фотоинформацию, фоторепортаж, фотокорреспонденцию, а также фотоиллюстрацию. По его мнению, именно эти жанры фотожурналистики наиболее часто применяются в визуальной коммуникации. На наш взгляд, объяснение этому очень простое – именно эти жанры дают возможность журналисту оперативно и достаточно подробно проинформировать читателя о происходящих событиях. Один снимок, сопровождаемый заметкой – самый ожидаемый вариант сообщения о свершившемся факте от журналистов. Фоторепортаж дает возможность раскрыть содержание события более подробно, фотокорреспонденция – еще более подробно погрузиться не столько в суть события, но и выразить свое видение происходящего.

В. Березин не включает в число информационно-публицистических жанров фотозаметку (которая есть у Н. Ворона), объясняя это тем, что этот жанр имеет полное совпадение типологических признаков с фотоинформацией.

В. М. Березин полагает, что все информационно-публицистические жанры представляют определенный способ структурной организации сообщения (коммуникативного действия), позволяющий дать наглядное представление о событии, факте, явлении и с помощью минимального текста сформулировать их суть. Различаются они по конкретному назначению, а также по целевому и ценностному использованию зрителем заложенной в них информации [1, с. 29].

Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение, которое нужно показать читателю. Фотоинформация – наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Упоминает В. Березин и о фотоиллюстрации, называя ее вторичным по отношению к тексту визуальным жанром «отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия» [1, с. 105]. На наш взгляд, фотоиллюстрация очевидно нуждается в дальнейшем глубоком изучении, особенно если учесть ее сегодняшнее очень широкое распространение.

Сейчас во всемирной сети содержится огромное количество фотоснимков, которые, не зависимо от того, соответствуют жанровым требованиям, или нет, имеют огромное влияние на реципиента, в особенностои в сочетании с текстами.

Н. Ворон в своем исследовании «Фотопубликации в печатной прессе: жанровый аспект» [3] характеризует современное состояние делв сфере фотожурналистики в целом и касательно проблем фотожанров в частности. жанрах. Он указывает на то, что современная жанровая палитра в газете бедна, ограничивается лаконичной фотозаметкой, часто обозначаемой как фотофакт, фотозарисовкой, в редких случаях для показа социально значимого события публикуется фоторепортаж.

Причина обеднения палитры фотожанров современной прессы, на наш взгляд, в том, что при современном положении дел в издании бумажной прессы и работы с интернет-изданиями огромную роль стала играть скорость обновления информации. Журналист просто не имеет ни времени, ни возможности основательно поработать с материалом, чтобы вышли качественные публикации, сопровождаемые фотоочерками, фотокорреспонденциями и фоторепортажами. Часто журналисты идут по пути, требующем минимум усилий, для чего активно используются фотозаметки и фотоиллюстрации. Так что в ежедневных газетах мы чаще всего встретим «плоды оперативной работы фотожурналистов» – подтверждение факта фотоизображением.

Также в современной прессе мы можем встретить характерное использование фотографии как дизайнерское средство. Н. Ворон приводит в качестве примера оформление «Московского комсомольца», «Российской газеты»: на первую страницу помещается крупный снимок, которому предписывается роль зрительного центра полосы. «Мир новостей» использует форму подачи, которая напоминает заголовочный комплекс.

Многие издания выходят с различными приложениями или вкладками, которые имеют стилистически выверенное графическое оформление, часто отличительное, но близкое к основному изданию. Фотография в них, как правило, выразительная и ограничивается функцией иллюстрации [3, с. 96]. Эта особенность обусловлена коммерческой моделью современной журналистики. Чтобы журнал или газета покупались, они должны быть интересны массовому читателю, иметь характерные черты, по которым реципиент узнает издание из ряда других, похожих. Яркие фотографии хорошие помощники в деле привлечения внимания читателя.

В журналах можно наблюдать более разнообразную жанровую палитру, нежели в газетах. В журналах и своя увязка информационного и дизайнерского моментов. Например, информационное начало в журналах «Русский репортер» и «Огонек» представлено фотопубликациями в разных жанрах, а не только распространенные в газетах фотоиллюстрации. Журналы часто публикуют и типично газетный жанр – фотозаметку, но ей отводится целая страница или даже разворот под рубриками «Фотография» и «Фото недели». Содержание отображенного в фотозаметке факта не зависит от размера напечатанного снимка, но такая форма подачи явно способствует большему привлечения внимания, восприятия.

Безусловно, одним из значимых и распространенных в наше время фотожанров является фоторепортаж. Н. Ворон указывает, что этот жанр все же чаще можно встретить именно на страницах журналов. Объясняется это техническими причинами: «эта форма отображения включает несколько снимков, а многокадровый изобразительный ряд зачастую делает проблематичным размещение его на газетной полосе» [3, с. 96].

Как известно, фоторепортаж предполагает съемку происходящего в развитии с помощью нескольких кадров с события. И именно такой «разворот» события стал тяготеть именно к журнальному формату. В газете чаще мы можем встретить один снимок, иллюстрирующий произошедшее. В Интернет-СМИ мы можем посмотреть больше фотографий, следующих на новостью с одной предложенной фотографией. Но будет ли набор представленных фотографий достойным ответом на фоторепортаж из качественных журналов – ответ скорее будет отрицательным.

Фотоочерк на страницах прессы стал редкостью, с сожалением пишет Н. Ворон в своей научной статье. Далее он пытается посмотреть на ситуацию даже с некоторым оптимизмом: «Однако о «вымирании» жанра говорить не следует. Можно лишь констатировать жанровые предпочтения изданий»[3]. 

Исследуя современную прессу, Н. Ворон приходит к выводу, что в ней преобладают публикации, в которых снимки погружены в текст, составляют с ним тематическое единство и несут наравне содержательную нагрузку. В газетах и журналах стала превалировать иллюстративность вместо сюжетной завершенности изобразительного ряда автономной фотопубликации. Появилась почва для культивирования понятия «фотоистория» [3, с. 98]. Сторонники этого жанра как критерий берут содержательный признак. «Фотоистория могла бы появиться на стыке фоторепортажа и фотоочерка, скорее всего как упрощенная форма последнего, занимая по отношению к нему такое же место, какое занимает фотозарисовка, – предваряющее. Но если изобразительный ряд фотоочерка строится на развитии и раскрытии авторской мысли, фотоистория иллюстративна и описательна, зачастую основную содержательную нагрузку берет на себя текст», – пишет Н. Ворон. В кач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.066 с.)