Использование мемов как одна из эффективных технологий подачи информации в интернет-сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование мемов как одна из эффективных технологий подачи информации в интернет-сми



Воронкова Л.Г.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. В статье рассматривается социальное явление под названием интернет-мем с точки зрения его функционирования в сети и влияния на восприятие информации реципиентом. Внимание уделяется также процессу дифференцирования интернет-мема в коммуникационных системах. Предмет исследования – влияние сатирической подачи информации на социальные процессы. Объект исследования ‒ мем как структурная единица новости. Методологической основой статьи послужили общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, обобщение. В ходе проведенных исследований установлено, чтоинтернет-мемы реализуют различные функции, которые связаны, в первую очередь, со способностьювоздействовать на восприятие реципиентами информации и вызывать у них ту или иную степень вовлечённости. Мемы вызывают ощущение причастности к сообществу, а кроме того, служат способом самовыражения.

Ключевые слова: интернет-мем, эффективность, вирусность, репрезентация, новости.

 

Abstract. The article examines the social phenomenon of the Internet meme in terms of its functioning on the web and its influence on the recipientʼs perception of information. Attention is also paid to the process of differentiation of the Internet meme in communication systems. The subject of the study is the influence of satirical presentation of information on social processes. The object of the study is a meme as a structural unit of news. The methodological basis of the article was the general scientific methods of research: analysis, comparison and synthesis. In the course of the research, it was found that Internet memes perform various functions, which are primarily related to their ability to influence the perception of the recipients of information and cause them to be involved in one way or another. Memes evoke a sense of belonging to a community and also serve as a way of self-expression.

Key words: Internet meme, effectiveness, virality, representation, news.

 

Интернет-мем – понятие получившее широкое распространение по мере развития социальных сетей. Приобрёл свое современное название благодаря тому, что стал продуктом всемирной паутины и в ней же активно функционирует. Мемом называют краткую информацию, заложенную в текстовом, графическом, музыкальном или видеоформате, которые комбинируются в любом варианте. Самая распространенная и привычная форма мема ‒ это картинка с текстом. Нужно отметить, что понятие мема не ново, ещё в середине 70 -х годов ХХ века, оксфордский профессор биологии Р. Докинз вывел теорию о существовании вирусных мемов. Со временем понятие это трансформировалось и сегодня под словом «мем» мы понимаем шутку или процесс передачи эмоций по сети.

Некоторые учёные определяют интернет-мем как использующийся в коммуникации знак, имеющий устойчивую форму, которая содержит изменяющийся концепт [4, с. 415], другие ‒ как сложные вербальные и/или невербальные образования, которые имеют культурную ценность и с высокой скоростью распространяются в сети Интернет [1, с. 73]. Г. Плоткин определяет мем как внутреннюю репрезентацию знания [6, с. 2].

Интернет-мем обладает воспроизводимостью и высокой циркуляцией по сети, благодаря чему и становится неотъемлемой частью жизни миллионов пользователей во всем мире, что в свою очередь отражается на общих тенденциях коммуникации. Это значит, что для специалистов в области журналистики изучение мема представляет прямой интерес, поскольку использование мемов – не только тренд современной сетевой коммуникации, но и инструмент, а в более глобальном рассмотрении, – технология эффективной подачи информации.

Разработкой проблематики мема занимались такие ученые, как Р. Докинз, Г. Плоткин, С. Блэкмор, Д. Деннет, Д. Рашкофф и др. Большой вклад в изучение интернет-мемов внесли российские филологи и журналисты: И.В. Бугаева, Ю.В. Щурина, Л.В. Бабина, Е.А. Катанов, В. Винников, М.Д. Алексеевский, Н.И. Ефимова, М.А. Кронгауз, М.И. Громовая и др.

Понятие «мем» в современных исследованиях также рассматривается как жанр в цифровой культуре: Л. Шифман определяет мем как призму, которая позволяет высветить важные аспекты современной культуры [8,p.190];

Д. Рашкофф сравнивает быстрое распространение мемов с помощью медиа с распространением вирусов в живых организмах. Отсюда он выводит новое название мемов – «медиавирус». Это мемы и мемокомплексы, которые циркулируют в инфо-среде и изменяют восприятие локальных и глобальных событий [4, с. 413].

Мем также отражает культурные стереотипы и явления современной действительности, которые подвергаются распространению как крайне актуальная и интересная для пользователей сети Интернет информация
[7, с. 162].

М.И. Громовая предлагает рассматривать интернет-мемы в качестве лингвокультурем – единиц, обладающих культурной ценностью [2, с.27]. Как отмечает исследовательница, существует признак, который объединяет все мемы – это способность восприниматься коммуникантом, входя в его сознание, и многократно передаваться членам интернет-сообщества с присущими мему коннотациями.

По мнению Н. А. Зиновьевой, интернет-мем выполняет функции репрезентации идеи, трансляции идеологии, репрезентации индивида и сообщества, коммуникации в сообществе, интеграции сообщества, идентификации, информирования [3,с.54]. Трансляция идеологии ‒ это способность интернет-мема быть убедительным и влиять на мнения масс, подобно медиавирусу в подходе Д. Рашкоффа [5, с.3].

Рассмотрим конкретные примеры-доказательства эффективности использования интернет-мемов в подаче информации.

Как мы уже определились, интернет-мем понимается как шутка и процесс передачи эмоций по сети. Но мем можно использовать не только как фрагмент, но и как целую систему. Например, существует на просторах Интернета такое информационное агентство как «Панорама», которое специализируется на выдуманных новостях. Как говорят создатели, сайт былвдохновлён реальными новостями, которые «без смеха (или слёз, кто как воспринимает) читать нельзя» [10].

Все публикации на этом ресурсе носят юмористический характер, о чём неоднократно сообщается на страницах и всё же, есть множество примеров, когда «новости» приобретали резонансный характер и распространялись серьёзными СМИ, которые ссылались на этот первоисточник. Например: сообщение, в котором говорится, что китаец продавал туры в Чернобыль, но вместо этого возил туристов в Челябинск [13]. Эту «новость» восприняли всерьёз такие ресурсы как Рамблер [11], информационное агентство УНИАН [12] и многие другие, менее известные. А то, что Александра Лукашенко якобы выдвинули на Нобелевскую премию мира растиражировали даже государственные каналы республики Беларусь [14]. В то, что информатор WADA Григорий Родченков пытался покончить жизнь самоубийством, охотно поверили даже такие издания, как RT [15] и агентство РИА [16].

Сообщение о Чубайсе, «который хотел сделать бесплатное образование только для трёх классов», вызвало возмущение сенатора Алексея Пушкова. Он обвинил бывшего главу «Роснано» в лицемерии, не подозревая, что поводом к этому послужила прошлогодняя фейковая новость [17]. Так, «сообщение» от Панорамы спровоцировало настоящий конфликт [18].

Таким образом, мы видим, какой эффект может производить юмор и в полной мере оценить силу иронии. Это объясняет стремление многих средств массовой информации обращаться именно к юмору в подаче новостных материалов.

Теперь подробнее конкретно о мемах. На просторах Рунета достаточно изданий, которые сделали «мемную» подачу новостей концептуальным стилем своего канала. Среди самых популярных паблики «Лентач» и «Образовач», которые изначально задумывались как дополнение к основному изданию, но в итоге стали самостоятельными платформами. Бренд «Lenta.ru» имеет не только официальные страницы в социальных сетях, но и дополнения, такие как «Лентач» и «Мослента». Также время от времени «мемную» подачу новостей использует бренд «Meduza».

Рассмотрим примеры новостей.

«А вот, пожалуйста, Том Круз. Красивый, улыбается, фокусы какие-то показывает. Совсем как настоящий! Но нет. Перед вами дипфейк. Будущее совсем близко. Скоро в «Миссия Невыполнима» сможет сняться ваша бабушка» - так преподнесла новость Лента.ру [19].

«Том Круз показывает фокусы в ТикТоке и травит байки про Горбачёва. Но есть нюанс. Сперва посмотрите эти тиктоки, а потом мы расскажем, что это вообще было» ‒ а так о событии рассказала Медуза [20].

И на одном, и на втором ресурсе очевидно прослеживается ироничный тон, есть шутка и редакторы используют простую лексику, в которой не прослеживается официальность. По этим причинам такую подачу целесообразно назвать «мемной». Для сравнения: «В TikTok появились дипфейк-видео с Томом Крузом. Подделка настолько реалистичная, что её не замечают даже алгоритмы» ‒ такой заголовок у ресурса Тиджорнал [21].

«Том Круз появился в тиктоке. Это дипфейк, но слишком убедительный» ‒ а так обозначил новость журнал Эсквайр [22]. Никаких шуток, только важная информация.

«Бойцовский петух убил хозяина в Индии. Мужчина для большей смертоносности закрепил ему небольшой ножик на ногу. А прямо перед боем петух взбрыкнул и ткнул хозяина в пах. Мужчина скончался от потери крови. А петух теперь ожидает суда вместе с остальными участниками боёв» [23]. Новость сопровождается картинкой с изображением птицы, прифотошопленными к ней руками гладиатора с мечом и надписью «ауе братва». Налицо издёвка над запрещённым экстремистским движением (арестантский уклад един) и над самим нерадивым хозяином птицы.

На «Мосленте» опубликовали новость о том, как реализуется намерение пересчитать бездомных кошек в Москве. Звучит она так: «В Москве решили пересчитать всех бездомных котиков. Фонд защиты городских животных закупит фотоловушки и камеры, чтобы следить за усатыми жителями подвалов. Ещё набирают волонтёров для координации с москвичами, подкармливающими котеек во дворах», сопровождается сообщение мемом про Наташу, у которой коты всё уронили [24]. «Наташ, а ты Мурку посчитала, а Ваську? Там ещё Барсик из подвала и Муся с Мурзиком!»

«Наташ, мы там всё уронили» – мем с котами, которые смотрят сверху на спящего человека и как бы говорят шаблонные фразы.

Как пишет TJournal [25], первый мем появился 16 декабря 2019 года в паблике “Котизм”. Оттуда картинку начали заимствовать другие сообщества и вскоре начали переделывать, в том числе с другими шаблонами.В феврале на фоне новостей о коронавирусе и обвале рубля мем про Наташу и котов стал актуальным. Пользователи стали адаптировать конструкцию под каждую ситуацию. «Наташ, ты спишь? Уже 6 часов утра, Наташ. Нефть по 32 доллара, доллар по 72 рубля, евро по 82 рубля. Вставай, мы там всё уронили. Мы уронили вообще всё, Наташ, честно».

В целом, данный мем отлично описывает панику вокруг какой бы то ни было темы. Беспокойные коты, которые будят хозяина, символизируют внезапно появившуюся проблему.А некоторые словесные формы уже стали мемами в отрыве от картинки с котами. Фразы типа “Мы там всё уронили” используют в соцсетях как реакцию на что-то провальное, сломанное.

Быстрая реакция на события в виде мемов сделала их частью медийной повестки и привычным способом описания действительности. С помощью мемов люди выражают мнение и демонстрируют отношение к происходящим событиям и явлениям жизни. Мем не говорит с получателем информации напрямую, он намекает и тем сильнее врезается в память, чем больше разрыв между серьезностью тематики и формой мема, обычно саркастичной и шутливой. Как и любая идея, мем лучше проникает в сознание человека, не навязывая готовый вывод, а лишь подталкивая его прийти к заложенному в меме суждению через вызываемые ассоциации.

Ксения Туркова утверждает: «Будь то цитата политика или визуальный образ, неважно, смысл мема в том, что он всегда точно характеризует какую-то конкретную историю и в то же время оказывается применим к другим частным ситуациям. Например, народное "Денег нет, но вы держитесь" от премьера Медведева ярко описывает российскую действительность. Такая фраза актуальна не только в разговоре с крымскими бабушками, но подойдет и для других случаев» [9].

 

Литература

1. Гладкая Н.В. Мемы в системе креолизованных текстов интернет-дискурса // Новые горизонты русистики – 2018. ‒ №5. – С.71-76.

2. Громовая М. И. Интернет-мем как лингвокультурема современного филологического анализа // Мова. – 2015. – № 23. – С. 27-31.

3. Зиновьева Н.А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 1. – С. 178-184.

4. Лысенко Е.Н. Мемы в интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://hdl.handle.net/11701/9066 (дата обращения 26.02.2021).

5. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайновоздействует на ваше сознание // Mediavirus.narod.ru. – Электрон. дан.– [Б. м., б. г.] [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.mediavirus. narod.ru/02.html (дата обращения 26.02.2021).

6. Фролов Д.А. Меметика: к вопросу о культурных генах // Огарёв­online [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/11/Frolov.pdf (дата обращения: 26.02.2021)

7. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 6 (59) – С. 85-89.

8. Shifman L. (2014) Memesindigitalculture. ‒ Massachusetts: MIT Press, 200 p.

9. Какустроенаиндустриямемов и можноли на них заработать [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://style.rbc.ru/life/ 5d3b25039a794707645e1d4d.

10. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://tjournal.ru/news/90399-nasha-ideya-v-dvuh-slovah-bolshe-ada-intervyu-s-avtorami-satiricheskogo-sayta-panorama-kotoromu-poroy-veryat-smi.

11. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://travel.rambler.ru/news/ 42347055-predpriimchivyy-kitaets-prodaval-tury-v-chernobyl-no-vozil-turistov-v-chelyabinsk-pishut-v-seti/.

12. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.unian.net/ curiosities/10588464-kitaec-prodaval-tury-v-chernobyl-no-vozil-turistov-v-rossiyskiy-chelyabinsk-smi.html.

13. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://panorama.pub/19827-chelyabinsk-vmesto-chernobylya.html.

14. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://t.me/ontnews/17501.

15. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://t.me/rt_russian/8257.

16. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://rsport.ria.ru/ around/20180627/1138612993.html.

17. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://panorama.pub/19561-chubajs-predlozhil-ogranichit.html.

18. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://t.me/alexey_pushkov/1100.

19. [Электронный.ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vk.com/wall-67991642_4833055

20. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vk.com/wall-76982440_4878819.

21. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://tjournal.ru/internet/346156-v-tiktok-poyavilis-dipfeyk-video-s-tomom-kruzom-poddelka-nastolko-realistichnaya-chto-ee-ne-zamechayut-dazhe-algoritmy?comment=5066986.

22. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vk.com/wall-4829_173690.

23. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vk.com/wall-67991642_4832926.

24. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vk.com/wall-90864107_43373.

25. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://tjournal.ru/internet/149237-natash-my-vse-uronili-my-uronili-voobshche-vse-chestno-mem-s-kotami-kak-simvol-poslednih-novostey-v-rossii.

 


 

УДК 070.43.44:316.485.26

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.025 с.)