Когнитивные искажения в условиях информационной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивные искажения в условиях информационной войны



Малуда В. Ю.,

студент 3 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. Большое количество методов манипуляций приводит нас к необходимости их особенной классификации. В настоящей работе мы рассматриваем группу методов влияния на общественное мнение с помощью использования когнитивных искажений, а также выделяем фрейминг в качестве яркого примера такого метода.

Ключевые слова: фрейм, фрейминг, когнитивные искажения, манипуляции, медиапространство, журналистика.

Abstract. A large number of methods of manipulation leads us to the need for their special classification. In this paper, we consider a group of methods for influencing public opinion through the use of cognitive distortions, and also highlight framing as a vivid example of such a method.

Key words: frame, framing, cognitive distortion, manipulation, media space, journalism.

 

В современном обществе, где высокие технологии становятся всё доступнее с каждым днём, главной ценностью и в тоже время главной опасностью для человека остаётся информация. По мнению генсека ООН Антониу Гуттериша, усугубление глобальных проблем информационной войной, фейковыми новостями и кампаниями по дезинформации в Интернете являются одной из главных проблем человечества.

Медиапространство (под медиапространством мы понимаем «все поле возможности использования потоков информации» [3]) обладает огромным по своей широте инструментарием для влияния на общественное мнение. С помощью различных специфических технологий и методов современные создатели контента (не только журналисты, но и т.н. инфлюенсеры) способны выстраивать четко определенный взгляд на вещи у своей аудитории.

Особенную позицию среди всех этих методов должны занимать те, которые для воздействия на аудиторию используют когнитивные искажения. В когнитивистике это понятие используют для определения систематических ошибок в мышлении, которые мы производим на основе убеждений (обычно основанных на стереотипах, ярлыках, навязанных морально-этических принципов), или из-за ошибок и сбоев при анализе информации, или по причине строения нашего мозга или каких-либо физических ограничений. В русскоязычном научном сообществе тема использования когнитивных искажений в качестве особенного метода манипуляции развита слабо, поэтому в исследовании подобной темы мы видим научную новизну.

Актуальность проведения изучения подобной темы заключается в том, что это позволит лучше понимать специфику инструментов влияния, которые используются сегодня в рамках непрекращающейся информационной войны.

Цель исследования – определить степень использования когнитивных искажений в качестве средства манипуляции при применении фреймов в современной журналистике.

Наиболее известными когнитивными искажениями являются:

· фундаментальная ошибка атрибуции – склонность интерпретировать чужое поведение исходя из представлений о его личности, без учета ситуации, и, как обратное, переоценивать внешние факторы, влияющие на собственное поведение, недооценивая личностный аспект;

· склонность к подтверждению – склонность искать и объяснять найденную информацию таким образом, чтобы подтверждать свои предубеждения;

· отклонение в сторону позитивного исхода – склонность излишне позитивно предсказывать исход какого-либо дела или процесса;

· предвзятость подтверждения – склонность оценивать логику аргументации исходя из согласия/несогласия с выводом;

· ретроспективное искажение – склонность «фильтровать» все свои воспоминания сквозь призму сегодняшнего знания, присваивая себе как бы «предзнание». Можно встретить так же под названием «эффект я-все-это-знал»[5].

Примером использования когнитивных искажений является фрейминг, как особую практику селекции и интерпретации текста.

Антоненко Ц.А. в своей статье «Фрейминг в коммуникативном потоке» приходит к выводу: «мы представляем себе фрейм как рамочный сценарий репрезентации событий реальности, включающий в себя, прежде всего, стержневую идею, а также ряд стереотипных (сценарных) элементов, и призванный повлиять на восприятие событий реальности как массовой аудиторией, так и отдельными коммуникантами» [2]. Для эффективного воздействия фрейм комбинируется с технологией стереотипов, ярлыков и штампов, создавая наиболее широкий и размытый образ каждого отдельного события, который, будто лекало, можно накладывать на последующие события.

В качестве иллюстрации наших выкладок обратимся к событиям недавно прошедших дней: освещению несанкционированных митингов в поддержку Навального, а также на мирные протесты в Республике Беларусь.

«Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что основой протестов являются люди с криминальным прошлым и безработные. В связи с этим он попросил всех безработных трудоустроиться. Заявление было сделано в ходе совещания по вопросам защиты конституционного строя», - читаем в материале «Коммерсанта» от 12.08.2020 [6].

На российском же телевидении можно найти большое количество материалов о том, что на протесты выходит слишком много детей (как предполагается из-за большого количества призывов в социальной сети TikTok).

СМИ настаивают на молодости и/или недостаточной обеспеченности людей на протестах и митингах для того, чтобы «подогнать» их образ под еще один сложившийся и закрепленный в памяти фрейм – о событиях на Майдане. Очень часто в качестве аргументации к требованиям об ужесточении мер по проведению мирных акций и протестов можно услышать такие слова как «хотите, чтобы было как на Украине?».

Это говорит об общей тенденции приравнивать все разнородные события к одному общему «знаменателю», для того, чтобы намерено отсечь другие аспекты происходящих событий, как например, исследование социального антрополога Александры Ахриповой, чьи данные противоречат высказываемым на федеральных телеканалах позициям о составе протестующих в поддержку российского оппозиционера А. Навального [1].

Это классический пример одной из теорий формирования фрейма, которая основана на когнитивном искажении – теории потерянных перспектив. Психолог Даниэль Каннеман разработал эту теорию 1979 году (была доработана в 1992). Суть ее заключается в том, что при принятии решений человек основывается на эмоциональном восприятии, а не на рациональных доводах. Перспектива потерять что-либо в этом свете кажется гораздо более устрашающей, чем идея приобретения чего-то нового. Именно поэтому при создании материалов акцент в первую очередь делается на негативные аспекты, на самые пессимистические и опасные исходы любого события, а возможные плюсы скромно замалчиваются или принимаются за незначительные.

Несмотря на то, что свои исследования автор делал в сфере экономических наук, основой этой теории является коммуникационный эксперимент, который так же используется при фреймировании.

Несмотря на то, что теория фреймов на данный момент становится актуальным направлением исследования, мало кто связывает ее глубинную работу с ошибками человеческого мышления, на которые фрейм, несомненно, полагается. Рассмотрение вопроса психологических эффектов, которые лежат в основе создания и распространения фреймов представляет интерес для дальнейшего всестороннего изучения вопроса. Изучение когнитивных искажений, сопряженных с различными методологиями пропаганды и манипулирования, поможет понять всю сложность структуры инструментов, используемых сегодня журналистами (и другими создателями медиа в современном медиапространстве), а также научиться им противостоять. Когнитивное искажение легко обнаруживается при анализе автоматических мыслей, что показывает нестойкость структур, из которых состоят способы влияния и манипуляции, тем не менее высокая эффективность их работы представляет собой феномен современного восприятия информации.

 

Литература

1.DeutscheWelle. На улицах не только сторонники Навального: ученый о протестах в России [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.dw.com/ru/na-ulicah-ne-tolko-storonniki-navalnogo-uchenyj-o-protestah-v-rossii/a-56404624.

2.Антоненко Ц.А., Артамонова И.М. Фрейминг в коммуникационном потоке // Культура в фокусе научных парадигм, 2019.

3.Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и методы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. ‒ №2(4). ‒ 2008.

4.Канеман Д. Внимание и усилие / пер. с англ. И.С. Уточкина. ‒ М.: Смысл, 2006. ‒ 288 с.

5.Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. ‒ Харьков: Гуманитарный центр, 2005. ‒ 632 с.

6.Комерсантъ. Лукашенко: на протесты выходят люди с криминальным прошлым и безработные [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4450948.


 

УДК 070:791.2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.008 с.)