Интернет-мемы как форма реминисценции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-мемы как форма реминисценции



Макаренко А.А.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен интернет-мемов и создание комического эффекта на базе фоновых знаний. Автор устанавливает их связь с реминисценциями.

Ключевые слова: реминисценции, комический эффект, мем, интернет, коммуникация.

Abstract. this article examines the phenomenon of Internet memes and the creation of a comic effect based on background knowledge. The author establishes their connection with reminiscences.

Key words: reminiscences, comic effect, meme, Internet, communication.

 

Внушительный объем собственных знаний о мире во всех его разновидностях люди черпают не из непосредственного опыта, а из текста. Услышанный или прочитанный текст оказывает большое влияние на формирование человеческого мышления, а также на его лингвистический аппарат как устройство для трансформации, производства и понимания текста. Эмпирической базой нашего исследования стали интернет-мемы в период с 2017 по 2021 гг. Целью работы является изучение феномена интернет-мемов в контексте их прямой связи с реминисценциями.

Переход традиционных видов СМИ в сеть Интернет довольно частое явление. В связи с этим изучение специфики реминисценций в целом и использование интернет-мемов в частности является актуальным.

Практическая значимость нашей работы заключается в возможностях использований вывода и материала при созданиях учебных и справочных материалов, в вузовском спецкурсе и курсе стилистики, в школьных уроках русского языка и в работе редакторов и журналистов.

Новизна работы заключается в том, что интернет-мемы не становились ранее объектом научного интереса в контексте их связи с реминисценциями.

В данном исследовании мы опирались на труды А. Сычева «Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект» [5], Ю. Щуриной «Прецедентные элементы в структуре малых речевых жанров комического» [6] и другие.

Теоретическое значение заключается в попытке обобщить и систематизировать научные подходы к понятию интернет-мема как к языковому явлению.

Различные включения из текстов (реминисценции) имеют разные функции, их источниками могут быть разнообразные материалы, их коннотации отличаются, их реализация в вновь создаваемых текстах происходит произвольно или сознательно. Реминисценции – это бессознательные или сознательные, трансформированные или точные цитаты или другие ссылки на более или менее известные ранее созданные тексты как часть более позднего текста. Реминисценция может выражаться цитатами (от целого фрагмента до отдельной фразы), «крылатыми словами», окрашенными словами, отдельными неологизмами, именами известных персонажей, названиями произведений, именами авторов произведений, особыми коннотациями выражений и слов, косвенными или прямыми напоминаниями о различных ситуациях. При использовании реминисценций могут отсутствовать или присутствовать различные степени привязки к источникам [1].

Этот термин обозначает присутствующие в литературном тексте «ссылки» на ранее написанные литературные произведения; отдельные факты или их цепочки, напоминающие о них.

Отечественный Рунет мы можем рассматривать как информационную, социальную, психологическую и лингвистическую область [5, с. 46]. К особым папаметрам сети Интернет являются интерактивность, гипертекстуальность, виртуальность, глобальность, мозаичность, анонимность и креативность [6]. Отличительная черта интернет-коммуникации определяется глобальными масштабами и возможностями практически мгновенно свободно распространить любую информацию.

Под специфическими для интернет-коммуникации средствами достижения комического эффекта, активность использования которых возрастает в последнее время, можно считать интернет-мемы. К этому термину относят возникший в первом десятилетии XXI века феномен молниеносного распространения в интернет-коммуникации некоторой информации или фразы посредством «тиражирования» всеми возможными способами, а также саму эту информацию или фразу [5].

Понятие мема включает в себя идеи, образы или объекты культуры (чаще нематериальной), которые перенимаются большинством общества. Термин «мем» был введен Р. Докинзом, который впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам: «Примером для мима может служить мелодия, идея, модные слова и выражения, способ варки супа или постройка домов» [6]. В широком смысле мемы рассматриваются как механизмы передачи и хранения культурной информации. Главным свойством мемов является – способность к репликации.

Интернет стал очень важной технологией для создания мемов, часть которая быстро получила активное распространение в данной среде, обрела соответствующее название – интернет-мемы, однако остается фактом, что анекдоты, шутки и другие популярные «творчества» успешно распространялись другими способами до изобретения Интернета.

Для адекватного раскодирования Интернет-мемов необходимым является совпадение составляющих культурного багажа коммуникантов и общность соответствующих пресуппозиций. Несоответствие частей апперцепционной базы автора и адресата может привести к коммуникативной ошибке – неспособности трактовать информацию или отсутствию комического эффекта.

Достижение комического эффекта при использовании интернет-мемов любого типа связывается с включенностью адресата в культурный контекст, наличием у него определенных предварительных знаний, декодированием заложенного смысла, что и обусловливает связь с реминисценциями. Этим объясняется и относительная недолговечность активности мемов. В зависимости от различных обстоятельств тиражирование мемов занимает от нескольких дней до нескольких лет, далее процесс репликации останавливается или замедляется.

Рассматривая мемы как форму реминисценции, мы можем с точностью сказать, что второе понятие шире. Комические тексты, имеющие в своих составах отсылки к другим источникам, сохраняют противостояние логико-семантических полей со значением «высокое – низкое», при этом прецедентный текст соотносится с высоким, а игровая часть – с низким: «У депутатов все должно быть прекрасно: и одежда, и мысли, и доверенное лицо…» [6]

Данный текст включает в себе отсылку к известному афоризму
А. П. Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», не имеющего комической коннотации, понятие «красота человека» – является семантическим центром комического текста и текста-оригинала – претерпевает двойную интерпретацию. В тексте-прототипе оно связывается с внешней и внутренней гармонией человека, в комическом тексте – с утилитарно-потребительско-собственническим отношением к жизни некоторых представителей народной власти. Первый вариант указывает на логико-семантическое поле с репрезентантом «высокое»,
вторая – на противоположное поле со значением «низкое»; столкновение в комическом тексте этих полей осуществляется за счет внезапного нарушения стереотипа с помощью перечислений, далеко стоящих от первоначальных авторских интенций.

Второй (игровой) частью комического текста является субститут по отношению ко второй части оригинального текста. Именно этот замещающий фрагмент текста является причиной изменения «высокого» поля на «низкое», приводящее к комическому эффекту.

 

 

(Эл. ресурс «Анекдоты категории Б+», код доступа - https://vk.com/wall-149279263_103437)

В данном примере интернет-мема, кроме текстового содержания и библейской отсылки также имеется реминисценция на известное видео с данной собакой, с помощью которой и обыгрывается комический эффект.

 

 

Данный мем является отсылкой на мультсериал «Гриффины», которые в свою очередь ссылаются на известный эпизод из другого мультсериала «Утиные истории», а конкретно на фрагмент как СкруджМакдак плавает в золотых монетах.

Следующий пример, кроме обыгрывания омонимического значения слов несет в себе реминисценцию на известного персонажа их фильма «Человек-паук», который являлся главным редактором крупного издания и пестрил яркими заголовками.

 

 

(Эл. ресурс «Анекдоты категорииБ+», код доступа ‒ https://vk.com/wall-149279263_103437)

Созданная за счет прецедентного текста сжатость информации в комическом тексте приводит к языковой экономии. «Мы можем говорить только намеками, раз они вызывают в слушателе нужную нам мысль, цель достигается; и говорить иначе было бы безрассудной расточительностью» [3]. Текстовые реминисценции существуют в комическом тексте как намек на большой блок информации, контрастно соотносящийся со смыслом текста в целом. Таким образом, комический текст демонстрирует богатство имплицитного содержания при бедности эксплицитного выражения.

Литература

1. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Рус. язык за рубежом. ‒ 1994. ‒ № 1.

2. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра / Е.И. Литневская, А.П. Бакланова // Вестник Московского университета. – Серия 9. Филология. – 2005. – № 6. – С. 46–61.

3. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию:Избр. работы / [Вступ. статья А. А. Леонтьева и др., с. 7-30]; [АН СССР. Ин-т народов Азии. Отд-ние литературы и языка. Комис. по истории филол. наук]. ‒ М.: Наука, 1968. ‒ 376 с.

4. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление (Вопросы языкознания). ‒ М., 1995, № 6. ‒ С. 17–29

5. Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект [Электронный ресурс] / А.А. Сычев. – Режим доступа: www. abc-globe.com/sichev.htm.

6. Щурина Ю.В. Прецедентные элементы в структуре малых речевых жанров комического / Ю.В. Щурина // Российский лингвистический ежегодник. – 2006. – Вып.1(8): научное издание. – Красноярск, 2006. – С. 77–84.


 

УДК 316.77; 070



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.013 с.)