Газета в зоне вооруженного конфликта: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Газета в зоне вооруженного конфликта:



ЖАНРЫ «НЕМЕДЛЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ»

Иванова Д.К.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. Cтатья посвящена обобщению жанров «немедленного исполнения», которые активно использовались в печати Луганской Народной Республики при освещении вооруженного конфликта в Донбассе с 2014 по 2020 гг. Материалом исследования послужили печатные материалы общественно-политической газеты «XXI век».

Ключевые слова: жанр, вооруженный конфликт, печатные СМИ, информация.

 

Abstract. The article is devoted to the generalization of the genres of «immediate execution», which were actively used in the press of the Luhansk Peopleʼs Republic when covering the armed conflict in the Donbas from 2014 to 2020. The research material was printed materials of the socio-political newspaper «XXI Century».

Key words: genre, armed conflict, print media, information.

 

Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов – актуальная тема современности, так как «конфликт во все времена является постоянным спутником человечества» [3], а СМИ должны способствовать пониманию его сути, технологий реализации и вариантов решения.

Цель исследования – описать, какие жанры «немедленного исполнения» активно использовались в печати Луганской Народной Республики при освещении вооруженного конфликта в Донбассе с 2014 по 2020 гг.

Материалом исследования послужили печатные материалы общественно-политической газеты «XXI век», которая, будучи «боевым листком» в 2014 году, восстановила свой формат ежедневного общественно-политического газетного издания.

Как отмечают Н.Л. Волковский [1], М.В. Буроменский [2], И.Э. Калоева [3], в конфликтных ситуациях роль средств массовой информации имеет решающее значение для предоставления общественности полной, правдивой и непредвзятой информации. Жанровая палитра во время освещения вооруженного конфликта характеризуется специфической манерой и стилем подачи журналистских материалов. Как известно, вооруженные конфликты различаются содержанием их предпосылок, формами организации, принципами ведения боевых действий и пр. Печатные СМИ также могут занимать разные позиции в обществе противостояния. Эти и другие особенности, безусловно, влияют на выбор жанрового освещения вооруженного конфликта.

Контент-анализ публикаций в общественно-политической газете «XXI век» показал, что доминирующими в освещении вооруженного конфликта являются информационные жанры, цель которых – оперативное информирование о происходящих событиях на территории Луганской Народной Республики, освещение проблем социальной ответственности.

Так, заметка является одним из часто используемых жанров в период вооруженного конфликта. Основой заметки всегда является факт –достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо, явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом. Заметки, как правило, посвящены социальным проблемам общества, например:

«В здании Луганской академической филармонии 21 февраля состоялось торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню защитника отечества. В мероприятии участие приняли первые лица государства, а также офицеры и военнослужащие НМ ЛНР» (XXI век, №35);

«Члены семей погибших защитников отечества имеют право на льготы при оплате за ЖКУ. В каком размере предоставляется льгота? Члены семей погибших при защите отечества имеют право стать на учет для предоставления льгот на оплату за жилищно-коммунальные услуги. Льготы предоставляются со 100% скидкой по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы» [XXI век, №33];

«Правительство ЛНР в полтора раза увеличило размер материальной помощи при профобучении ищущих работу. 25 февраля постановлением Правительства ЛНР были внесены изменения во временный порядок организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, прохождения курсов целевого назначения и стажировки гражданами, ищущими работу, зарегистрированными в территориальных отделениях ФССНБ ЛНР. Постановлением увеличен размер материальной помощи гражданам, направленным на профессиональное обучение фондом. Об этом в ходе брифинга рассказал заместитель Министра труда и социальной политики ЛИР Елена Макаренко. С 1 марта размерматериальной помощи будет составлять 150 рублей за каждый день обучения, ранее эта сумма составляла 100 рублей» [XXI век, №38].

Следующий жанр, который часто используется в газете при освещении вооруженного конфликта это хроника. В подборках информировалось о жизненно важных этапах восстановления мирной жизни населения: инфраструктуры, системе социально-политической защиты и поддержки населения. См., например:

«Народный совет ЛНР назначил Ларису Пащенко судьей Верховного

суда Луганской Народной Республики. В ходе заседания депутаты рассмотрели представление Главы Луганской Народной Республики Леонида Пасечника и приняли постановление Народного Совета ЛНР «О назначении на должность судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики». Решение было принято единогласно. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия» [XXI век, №33];

«Прибывающие из Китая в ЛНР  проходят 14-дневный карантин граждане. Граждане, прибывающие на территорию ЛНР из Китая, проходят 14-дневный карантин. Об этом сообщил главный врач Луганской республиканской санитарно-эпидемиологической станции Дмитрий Докашенко» [XXI век, №40];

«До конца марта в двух тарифных планахоператора «Лугаком» будет бесплатный интернет. О ператор мобильной связи «Лугаком» в честь международного женского дня с 7 марта и до конца месяца предоставит абонентам тарифных планов «оптимальный» и «оптимальный+» безлимитный мобильный интернет. Об этом сообщили в пресс-службе компании» [XXI век, №42].

Также одним из распространенных жанров стало аналитическое интервью, объектом которого является компетентное лицо. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего, в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. Особенностью публикаций является то, что они создаются живым эмоциональным языком и, кроме всего прочего, дают наглядное представление о событии. Ср.:

«Луганск всегда был землей героев. В столице ЛНР обсуждается вопрос установки стелы «Луганск – Город-Герой» и бюста первого руководителя Республики Валерия Болотова. О том, как проходит работапо восстановлению исторических культурных композиций. В ходе интервью рассказал руководитель столичной администрации Манолис Пилавов» [XXI век, №33];

«Преданность общему делу. Поздравляем Татьяну Владимировну Сапельникову с переизбранием на ответственную должность председателя Территориальной профсоюзной организации ГП «Луганскгаз». Желаем успешной реализации всех проектов, осуществления намеченных планов, надежной поддержки коллег и единомышленников, уверенного достижения самой главной задачи – дальнейшее развитие предприятия и благополучие сотрудников ГП «Луганскгаз».

– Татьяна Владимировна, первая пятилетка работы территориальной профсоюзной организации государственного предприятия «Луганскгаз» успешно выполнена. Члены профсоюза выразили вам доверие и избрали своим профсоюзным лидером на новый срок. Чем запомнились эти годы?» [XXI век, №36].

Отдельной категорией материалов можно выделить объявления вид письменного сообщения, извещение о чём-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь с целью привлечения внимание потенциального читателя. Объявления в газете начала вооруженного конфликта, как правило, носили предупреждающий характер, например:

«В связи с участившимися случаями мошенничества просьба обращаться к региональным специалистам. Пенсия по возрасту, первичное начисление, пособие детское, по утере кормильца, военная пенсия, регресс. Быстро, качественно, в сжатые сроки. Будем рады вам помочь. Благотворительный фонд «Богдан». ИНН 41081992 Бучилина Ю.В. тел. 050-242-14-12» [XXI век, №42];

 «В связи с проведением месячника добровольной сдачи оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и информирования населения, прошу ежедневно начиная с 20.02.2020 по 31.03.2020 года разместить в Республиканской газете «XXI век» статью следующего содержания: Руководство Жовтневого РУВД МВД ЛНР обращается к гражданам, проживающим на территории Жовтневого района     г. Луганска и сообщает о том, что в период с 1 по 31 марта 2020 года проводится месячник добровольной сдачи оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» [XXI век, №37].

Таким образом, журналисты газеты «XXI век» при освещении вооруженного конфликта в Донбассе использовали жанр заметки, хроники, объявления, интервью. Устоявшиеся как доминирующие жанры «немедленного исполнения» были подчинены реализации функций оповещения, предупреждения, информирования мирного населения о восстановлении социально-политической инфраструктуры Луганской Народной Республики.

Литература

1. Буроменский М.В. Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации / М.В. Буроменский, С.В. Штурхеикий, Э. Биллз, 3. Казанжи. – М.: «Компания ОАИТ», 2016. – 118 с.

2. Волковский Н.Л. Журналистика в информационных войнах: Исторические истоки и современные тенденции: автореф. дис… д.филол.н. – СПб., 2003 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.dissercat.com (дата обращения: 15.12.2020).

3. Калоева И.Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов: Чеченская республика: 1994-2004 гг.: автореф. дис… к.п.н. – М., 2004 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.dissercat.com (дата обращения: 10.01.2021).

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пос. / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 352 с.


 

УДК 070.446:796-029:9

Пользовательский контент
в спортивных интернет-СМИ

 

Ивашков П.Ю.,

магистрант 2 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. Данная статье посвящена основным тенденциям развития пользовательских материалов о футболе в интернет-среде. Автор рассматривает различные виды новых спортивных СМИ, выделяет особенности пользовательского контента в отечественной спортивной журналистике.

Ключевые слова: спортивная журналистика, новые медиа, контент, социальные сети, интернет-СМИ.

Abstract. This article is devoted to the main trends in the development of user materials about football in the Internet environment. The author examines various types of new sports media, highlights the features of user-generated content in Russian sports journalism.

Key words: sports journalism, new media, content, social networks, online media.

 

Актуальность данной темы заключается встремительном развитии новыхспортивных медиа, способствующих некоторым изменениям в информационных жанрах журналистики.

Объектом нашего исследованиясталипредставители новых спортивных СМИ Российской Федерации. Предмет исследования – авторский спортивный контент в новых медиа.

В своей работе В. Маметьеввыделяет тот факт, что современный спорт, и всё, что его окружает, трансформируется. Спортивная журналистика также преобразовывается. Работа спортивного журналиста совершенствуется, обрастает новыми стандартами, как в сфере технологий, так и в сфере контента. Насту­пление эпохи социальных сетей и социальных медиа предполагает, что журналистика, в том числе и спортивная, должна подстраиваться под тренды развития [2].

Новые медиа использует так называемую систему Web 3.0. Её центром являются пользователи и их комментарии и рекомендации. Ключевым становится понятие UserGeneratedContent (Пользовательский Контент, или UGC). В. Шачкова считает, что в Web3.0 «пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его оценивают: отмечают то, что заслуживает внимания единомышленников, их групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Особенно это становится важным для контента с коротким жизненным циклом» [4].

Спортивные события в интернете освещают:

· Специализированные спортивные интернет-порталы: Sports.ru, Championat.com, Rusfootball.info и др. Они являются полноценными спортивными СМИ с отдельной редакцией и уникальным контентом.

· спортивные разделы массовых интернет-СМИ,

· сообщества социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Instagramm и др.)

· каналы на YouTube

Особенности сети Интернет позволили оперативно сообщать о различных спортивных событиях, а также наладить коммуникацию с пользователями, дав им возможность прокомментировать ту или иную новость, или даже вести собственный блог. Наиболее талантливые авторы благодаря поддержке сообщества определенного сайта, получат продвижение на этом самом сайте.

Традиционные СМИ уже сейчас пытаются перенимать особенности новых медиа и использовать эти ресурсы для своего продвижения. Если же говорить о порталах, не привязанных к периодическим изданиям или ТВ-каналу, где пользователь становится непосредственным участником процесса формирования новостей, то стоит выделить сайт Sports.ru. Домен зарегистрирован в сети 1 декабря 1998 года, и как утверждают создатели, это первый профессиональный спортивный интернет-проект в России. Уже впервый день работы на нем начали вести блоги лучшие журналисты страны (тогда ихпо-газетному называли «колонками») [4]. В настоящее время среднемесячная аудитория портала превышает 7 миллионов пользователей [3].

Данный сайт позволяет пользователям не только читать и комментировать, но и в то же время до­бавлять свои новости в специальный раздел пользовательских новостей, откуда новость в последующем может попасть на основной раздел Sports.ru позиционирует себя скорее не как чистый спортивный сайт, а как спортивную социальную сеть. Внутри самого сайта существует раздел «Трибуна», ко­торый является отправной платформой для многочисленных пользовательских блогов [2]. Среди участников «Трибуны» – известные журналисты, телеведущие, спортсмены и тренеры, а также представительства спортивных клубов и специализированных спортивных изданий. 

Ключевой особенностью «Трибуны» является то, что пользователь со своим авторским материалом имеет возможность появиться либо на главной странице тематического раздела, либо на даже на главной странице сайта. Критериями оценки пользовательских материалов являются положительные и негативные оценки, комментарии других пользователей. Материал, набравший достаточно положительных оценок, может появится на главных страницах. Это обусловлено тем, что Sports.ru одним из первых ввел «умную» ленту новостей, которая отображает посетителю новости в зависимости от его спортивных предпочтений и интересных ему спортивных команд или спортсменов. Приложения для мобильных устройств функционируют похожим образом. Например, если вы фанат определенного футбольного клуба, то вам предложат скачать мобильное приложение, где вся лента будет посвящена новостям данного клуба.

В целом данный сайт является, как уже было сказано, некой «социальной сетью» для любителей спорта, и в частности футбола, интерес к которому наиболее высок. На сайте крайне простая авторизация, имеется возможность использования аккаунтов из других популярных социальных сетей РФ, и также просто создать свой блог. Он может быть посвящен определённому виду спорта в целом, так и определённому чемпионату, команде или даже спортсмену.

Наиболее популярные блоги посвящены футболу. Например, блог «Англия, Англия», насчитывающий более 37 000 подписчиков, посвящен главным перипетиям одного из крупнейших чемпионатов Европы – Английской премьер-лиге. Авторы детально разбирают матчи команд лиги, а также детально изучают их тактику и другие элементы. Помимо авторских материалов, посвященных как командам АПЛ, так и отдельным игрокам, и тренерам, блог занимается переводами, обзорами спортивной зарубежной прессы и др.

Сообщества в социальных сетях. Для большинства людей, подключенных к сети «Интернет», они являются инструментом общения и служат развлекательной функцией для их пользователя, чтобы этот самый пользователь мог забить своё свободное время. Максимальная простота, удобство использования, молниеносная скорость распространения информации – лишь немногие из достоинств, способных описать преимущества соцсетей для пользователей и рекламодателей.На сегодняшний день популярные сообщества насчитывают от несколько десятков тысяч до нескольких миллионов подписчиков, из-за чего важность таких площадок для размещения рекламы очевидна. Это позволяет сообществам зарабатывать на своём контенте.

В Российской Федерации самой популярной социальной сетью долгие годы остаётся «ВКонтакте». Публичные страницы (паблики) и группы «ВКонтакте» имеют свои особенности. Во-первых, все содержимое публичной страницы, а также подписка на нее разрешена и открыта для всех. Во-вторых, размещать любую информацию может только администратор. В-третьих, к примеру, ваш друг подписался в какой-нибудь паблик, соответственно он начинает отображаться в «интересных страницах» его подписчика. Это может заинтересовать вас, поскольку вы, как и остальные его друзья, видят, как часто посещается этот паблик вашим общим другом. Таким образом, в любой момент можно зайти и посмотреть, что это за сообщество и чем оно для конкретного пользователя может быть интересно.

При рассмотрении публичных страниц стоит остановиться на самом популярном информативно-развлекательном сообществе в социальных сетях. Он называется «Реальный футбол». На момент написания работы количество подписчиков данного сообщества насчитывает более 2 миллионов 700 тысяч участников. Контент его в основном визуальный и текстовый с перевесом первого. В сообществе публикуются материалы информационно-статистического и развлекательного формата. Информационно-статистические материалы посвящены фактам перед футбольным событием и после него, а также новостные заметки, посвященные всем лучшим футбольным чемпионатам. Информация в основном размещается на изображениях, имеющих свой уникальный дизайн и характеризующих стиль паблика. Очень часто проводятся различные интерактивные мероприятия с подписчиками (например, квиз-вечера и т.п. викторины). Однако стоит отметить на данных ресурсах острую нехватку аналитических материалов, а те, что публикуются, в основном либо переводы зарубежных аналитиков, либо заимствование отечественных материалов с других ресурсов с указанием источника. Собственные авторские аналитические материалы можно встретить крайне редко, а даже если они и появляются, то их качество существенно ниже, чем на других информационных ресурсах, посвященных футболу. Также паблик страдаетнеразборчивостью в иностранных источниках, часто ссылаясь на не самые достоверные источники, не очень понимая специфики медиа в конкретной стране. Это сильно может сказатьсяна качестве контента. С недавнего времени паблик использует оценочную характеристику источника по пятибальной шкале в виде звездочек.

Один из самых популярных Интернет-сервисов в современных реалиях – это YouTube. Данный сервис изначально планировался как небольшой ресурс для хранения домашних роликов и небольших видеофрагментов. Однако со временем ресурс вырос в крупную медиаплатформу с мировым вещанием. На сайте представлены фильмы, музыкальные клипы, трейлеры, новости, образовательные передачи, а также любительские видеозаписи, включая видеоблоги, слайд-шоу, юмористические видеоролики и прочее. Но любительские каналы уже стараются переходить к более профессиональному подходу к генерированию контента и освещению тех или иных тем. На нем уже имеются также и официальные каналы спортивных ресурсов традиционных медиа (например, канал «Матч ТВ» с аудиторией в 2,4 млн. подписчиков на канале, где публикуются записи телевизионных программ данного телеканала).

Среди представителей YouTube сообщества стоит выделить «Картавый Футбол» – один из первых футбольных каналов наYouTube. Свои видео ведущий канала – Никита Ковальчук – начал выкладывать в интернет ещё в 2011 году, но на стороннем плеере «CarambaTV», однако через некоторое время перебрался на YouTube. В своих видео автор обозревал важные события футбольного мира за определённый период. Передача так называлась из-за того, что главный её ведущий имеет дефект речи – картавость, что он использовал как особенность своего блога.

Видео выкладывались в основном в формате обзора. Основным объектом обозрения становились футбольные клубы и сборные, анализировалась их игры и послематчевые комментарии. Также Ковальчук нередко затрагивал проблемы российского футбола в целом и российского чемпионата в частности. На канале можно встретить репортажи с крупных футбольных событий, где блогер рассказывал о своих живых впечатлениях прямо с мероприятия. Однако в его видео может присутствоватьненормативная лексика, что может отталкивать от просмотра некоторых зрителей. Выпуски «Картавого футбола» выходили с разной периодичностью, иногда обзоры на канале не выходили долгое время из-за занятости автора другими проектами. В 2017 году автор анонсировал на своём основном канале рубрику «Я – тренер», где он переключился на тренерскую работу со своей любительской командой. На канале он старается освещать весь свой тренерский процесс. С лета 2017 года вышло более 50 видео, посвященных проекту «Я – тренер». Среди них были репортажи с тренировок с комментариями самого Ника, прямые эфиры с матчами его любительской команды, и появилась рубрика «Картавая тактика», где блогер подробно разбирает разные тактические нюансы футбола. На данный момент автор развивает и другие рубрики на канале, такие как «Антология» (видео этой рубрики посвящены той или иной именитой личности в футболе) и «СПАМ» (обсуждение прошедших накануне матчей)

Итак, система Web 3.0, центром которой являются пользователи и их комментарии и рекомендации, ежедневно развивается, предлагая пользователям всё больше возможностей. Ключевым для этой системы становится понятие UserGeneratedContent (пользовательский контент). Особенности Интернет-коммуникации позволили оперативно сообщать о спортивных событиях, а также наладить коммуникацию с пользователями, дав им возможность прокомментировать ту или иную новость, или даже выразить своё мнение в собственном блоге наиболее талантливым авторам.

Литература

1. LiveInternet. Рейтинг сайтов [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/sport/.

2. Маметьев В.Е. Функционирование спортивных СМИ в социальных медиа. Спортивная журналистика в эпоху Web 3.0 / В.Е. Маметьев // Медиасреда ‒ 2017. ‒ С. 179-182.

3. О Sports.ru [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.sports.ru/docs/about/.

4. Тузин М.А. Особенности спортивной интернет-журналистики (на примере новостных сайтов рунета) / Тузин М.А., Французов В.О. // NovaInfo.Ru. ‒ 2015. ‒ Т. 1, № 34. ‒ С. 204-209.

5. Шачкова В.А. Возможности системы Web 3.0 в современном медиапространстве: проблемы и перспективы сетей / В. А. Шачкова // Вестник ННГУ. ‒ 2013. ‒ № 4-2. ‒ С. 250-253.


 

УДК 007: 304: 659.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.041 с.)