Влияние блогеров-журналистов на общественное мнение посредством коммуникативных стратегий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние блогеров-журналистов на общественное мнение посредством коммуникативных стратегий



Сивак А.В.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье обсуждаются особенности русскоязычной блогосферы. На примере видеоблога современной журналистки Олеси Медведевой определяется специфика контента и реализуемые ею коммуникативные стратегии. Автор рассматривает средства влияния на общественное мнение, реакцию масс и отличия блогеров-журналистов от сотрудников традиционных средств массовой информации.

Ключевые слова: блогер, блог, журналистика, массы, лидеры мнений, коммуникативная стратегия.

Abstract. the article discusses the features of the Russian-language blogosphere. On the example of the video blog of the modern journalist Olesya Medvedeva, the specifics of the content and the communication strategies implemented by her are determined. The author examines the means of influencing public opinion, the reaction of the masses, and the differences between bloggers-journalists and employees of traditional mass media.

Key words: blogger, blog, journalism, mass media, opinion leaders, communication strategy.

 

В наше время блогинг стал важной сферой изучения общественного мнения, которое меняется посредством влияния новых инфлюенсеров. Блоги перестали быть просто коммуникационными средствами. Это мощный инструмент влияния на массы и управления ими.

В качестве объекта исследования мы выбрали видеоматериалы блогера-журналиста Олеси Медведевой (программа «Ясно. Понятно» на YouTube-канале «Страна.ua»).

Предметом исследования являются непосредственно коммуникативные стратегии в исследуемых материалах как способ воздействия на общественное мнение аудитории.

Теоретико-методологической базой исследования для нас стали труды Попова А.А. [3], Соломатина Д.Д. [5], Соловьева В.А. [5] и других ученых.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее десятилетие блогосфера стала культурным феноменом. Блогеры – новые лидеры мнений, чье влияние на массовое сознание сильнее традиционных каналов передачи информации или официальных представителей власти.

Новизна исследования состоит в недостаточном изучении коммуникативных тактик блогеров-журналистов, которые реализуются в видеоматериалах,и с помощью которых меняется отношение общества к политическим и социальным вопросам.

Цель работы можно обозначить как выявление стратегий воздействия на общественное мнение в медиаматериалах Олеси Медведевой, особенностей их реализации и изучение реакции широких масс.

В течение 10-15 лет блоги, в которых ранее преобладала развлекательная функция и функция самопрезентации, стали своеобразной альтернативой официальным СМИ. Благодаря блогам люди становятся более информированными и заинтересованными, а блогеры свободно выражают свою точку зрения даже на самые острые вопросы современности. Положительно сформированный имидж блогераи приобретенный высокий социальный статус позволяют выстраивать доверительные отношения между ним и миллионами поклонников/зрителей. Передаваемая блогерами-журналистами информация проходит через фильтр восприятия, а, значит, поступает к адресату не в «чистом», объективном виде, а через призму личного мнения.

Для влияния на аудиторию блогеру не обязательно принадлежать к профессиональным кругам или каким-либо другим способом подтверждать свои знания в заданной предметной области. Как отмечают Соломатин Д.Д. и Соловьев В.А., лидер мнений устанавливает достоверность и объективность своих сообщений в ходе непрерывного контакта с аудиторией [5, с. 92]. Блог, как самый открытый и доступный канал передачи информации, устанавливает связь между миллионами людей и делит на «ведомых» и «ведущих».

С другой стороны, Попов А.А. утверждает, что русскоязычная блогосферас самых истоков приобрела черты «медийности», а не «дневниковости», как в англоязычных странах [3, с. 161]. Это связано с тем, что первые «говорящие» блогеры занимались журналистской или литературной деятельностью. К их числу можно отнести: генерального директора издательского дома «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева, главного редактора журнала «Новый мир» Андрея Василевского, журналиста журнала «Огонек» Дмитрия Губина (онлайн-дневники в LiveJournal) и т.д.

На данный момент одной из самых популярных и влиятельных площадок является YouTube. Этот видеохостинг был основан в 2005 году как сервис для хранения, доставки и показа видео. В настоящее время его посещаемость составляет 2 млрд. активных пользователей в месяц.

Среди всех блогов особое место занимают личные страницы блогеров-журналистов, которые реагируют на актуальные события в политической и социальной жизни. В украинском медиаполе популярна Олеся Медведева – журналистка YouTube-канала «Страна.ua», которая ведет авторскую передачу «Ясно.Понятно».Каждый видеоролик – это реакция на действия политиков, изменения в законодательстве или в обществе после событий на политической арене.

Благодаря тому, что Олеся Медведева является профессиональным журналистом (диплом вуза в Горловке, диплом магистра DigitalMarketingAcademy в Киеве), в своем блоге она умело использует коммуникативные стратегии. Под этим термином Сковородникова А.П. подразумевает «выбор системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных речевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осознания коммуникативной ситуации в целом и направленная на достижение конечной коммуникативной цели (целей) в процессе речевого общения» [4, с. 5].

Одной из основных коммуникативных стратегий в блогах Медведевой является информационная. Она заключается в передаче фактологической информации, т.е. трансляции знаний автора блога. Журналист используют следующие формы: новость, сообщение, объявление. Эта стратегия используется в каждом видеоролике, т.к. еевидеоконтентимеет политическую и социальную направленность, посвящен актуальным событиямв украинском обществе.

Однако, в чистом виде информационную коммуникативную стратегию на YouTube-канале«Страна.ua» найти невозможно. В этом и состоит главное отличие традиционных журналистов от блогеров-журналистов. Первые освещают события от лица конкретного СМИ, чаще всего предстают безликими авторами и обязательно соответствуют требованиям редакционной политики, жанра или медиа [1, с. 281].

Блогосфера, наоборот, отличается тенденцией к персонификации информации. Блогеры создают публичный образ, от чьего имени освещают события, дополняя «сухую» информацию средствами выражения оценки.

Так, информационная стратегия соединяется с двумя другими:регулятивно-воздействующей и экспрессивно-апеллятивной. «Основная цель [регулятивно-воздействующей] стратегии – вызвать желаемые изменения в широком экстракоммуникативном контексте ситуации. Эта стратегия может быть реализована в виде четырех коммуникативно-речевых тактик: подчинение, контроль над инициативой, контроль над темой и контроль над деятельностью» [2, с. 402]. Часто это стратегия реализуется посредством различных форм волеизъявления: приказа, просьбы, совета и т.д.

Экспрессивно-апеллятивная (или эмотивная) стратегия позволяет блогеру выразить чувства, оценку, эмоции, коммуникативные интенции [2, с. 402]. Средства реализации: эмоционально окрашенная лексика, лексические категории, средства выразительности (преимущественно несобственно тропы: ирония, сарказм, астеизм, апосиопеза и др.). В совокупности эти стратегии позволяют эффективно влиять на общественное мнение.

В качестве примера используем видеоролик Олеси Медведевой на канале «Страна.ua» под названием «"Дядя, тебя отсюда вынесут". В Днепре сорвали урок патриотизма из-за русского языка» (https://www.youtube.com/watch?v=AmaGlsHrzUs) от 23 февраля 2021 года.

Напомним, с 16 января 2021 года в соответствии со статьей 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» вся сфера обслуживания перешла на украинский язык. Если работники сферы обслуживания разговаривают с клиентами на русском или другом неприемлемом для него языке, клиент имеет право написать жалобу.

После вступления в силу этой статьи в Украине повсеместно стали разгораться языковые скандалы. Один из самых громких произошел в Днепре (до 2016 года – Днепропетровск). Об этом инциденте рассказала Медведева:

«Начнем со скандала в школе в городе Днепр. Представители военных вузов пришли к старшеклассникам агитировать поступать в эти самые вузы. Но в какой-то момент разговор перешел на оскорбления. Один из старшеклассников начал перебивать военных и требовать их перейти на украинский язык. Как вы понимаете, военные говорили по-русски. На военных с подачи родителей такого, знаете, активного школьника с активной жизненной позицией, пожаловались в военкомат. Как оказалось, родители этого парня – местные языковые активисты. Хо, как неожиданно!

Об этой истории, которая произошла 18 февраля в школе №11 города Днепра, поведал в сети отец 11-классника Олексій Пономаренко. Он написал, что гордится поступком своего сына, который, как видно, во-первых, огрызался и очень по-хамски общался с людьми, которые, как минимум, старше его. Во-вторых, с людьми, которые в статусе офицеров. И, в итоге, сорвал мероприятие по патриотическому воспитанию».

Далее журналистка зачитала пост того самого «Олексія Пономаренко» из Facebook, который процитировал фразу сына в отношении офицера:

Дядя, я сейчас такую беседу с тобой проведу, что тебя отсюда вынесут!

Завершает свой видеоролик Медведева следующими словами:

«К сожалению, такие инциденты, подобные, будут продолжаться и дальше. Мы, в свою очередь, будем их фиксировать, потому что говорить об этом важно. Показывать, что насильственные методы украинизации дают свое противодействие и порождают подобные инциденты, которые, конечно же, не идут на пользу Украине».

Журналистка внедряет эмотивную стратегию, активно используя средства экстралингвистики: разбавляет речь паузами, включает психологические проявления (вздохи, междометия). Среди используемых тропов – ирония («активный школьник с активной жизненной позицией», «как неожиданно»). Также намеренно произносит имя и фамилию националиста на украинском языке. В ее видеоролике информационная составляющая (непосредственно новость обинциденте в школе)дополняется субъективной критикой в адрес старшеклассника и самого процесса «насильственной украинизации».

Данный ролик набрал более 200 тысяч просмотров и более 3 тысяч комментариев (на 1 марта 2021 года). Стоит отметить, что большинство подписчиков канала «Страна.ua» – русскоговорящее население Украины, не поддерживающее новые изменения в законах страны. Видео вызвало общественный резонанс. «Концлагеря для русскоязычных – следующий этап развития незалежной Украины», «Скоро начнут выгонять из ВСУ за русский язык. В бой идут одни мовнюки!», «Мовнюки копают себе могилу!» и сотни других подобных комментариев появились под видео за несколько дней.

Стоит отметить, что реакцией зрителей на такие видеоролики становится появление негативно маркированных идеологем. Яркий пример – идеологема «мовнюки». Теперь это не просто лексическая единица, а элемент идеологической системы. С одной стороны, идеалогема имеет расплывчатое значение. Неизвестно,«мовнюки» просто разговаривают на украинском языке, считают необходимым использовать его в обществе или радикально настроены против русскоговорящего населения? Зато идеологема позволяет управлять массовым сознанием – она создает иллюзию понимания у объекта манипуляции.

Проанализировав реакцию аудитории, можно уверенно сказать, что комментаторы разделяют мнение журналиста. Особенно ярко это проявляется в обсуждении под видеороликами, которые посвящены ситуации на Донбассе, взаимоотношениям Украины и России, а также другой острой социально-политической тематики.

Итак, реализация коммуникативных стратегий блогером-журналистомпозволяет эффективно воздействовать на массовое сознание. Олеся Медведева профессионально сочетает информационную, регулятивно-воздействующую и экспрессивно-апеллятивную стратегии.Как результат – возникает ответная реакция со стороны зрителей, накал общественных отношений. Это создает трудности для государственных СМИ, чей авторитет и достоверность подрывается, что мешает выполнять функцию пропаганды. Блогосфера открывает широкие возможности для журналистов, дает бесцензурную площадку для выражения мыслей и консолидации вокруг себя единомышленников.

Литература

1. Болталин С.А. Феномен обезличенного авторства в печатных текстах современной российской журналистики / С.А. Болталин // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 4. – С. 281-286.

2. Олешков М.Ю. Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 20-30 марта 2007 г.): Труды и материалы / Составители М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. – М.:МАКС Пресс, 2007. – С.401-402.

3. Попов А.А. Характеристика коммуникативных стратегий, реализуемых в блогах журналистов / А.А. Попов // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 6 (149). – Вып. 17. – С. 161-171.

4. Сковородникова А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологии лексикографии // Риторика – Лингвистика. Вып. 5: сб. статей. – Смоленск: СГПУ, 2004. – С. 5-11.

5. Соломатин Д.Д., Соловьев В.А. Блогинг как катализатор журналистики в медиасистеме России / Д.Д. Соломатин, В.А. Соловьев // Вестник науки и образования. – 2019. – №14-1 (68). – С. 91-99.


 

УДК 070

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.018 с.)