Современные медиатехнологии в обучении английскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные медиатехнологии в обучении английскому языку



Логутова А. И.,

учитель иностранных языков

ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ»

 

Аннотация. В статье рассмотрены понятия «медиаобразование» и «медиаграмотность» в контексте отечественной и зарубежной методической литературы. Представлен опыт использования медиаобразовательных аудиотехнологий в обучении английскому языку в школе. Особое внимание уделено технологии подкастов, веб-квестам и другим образовательным Интернет-платформам.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиаобразовательные аудиотехнологии, обучение английскому языку.

Abstract. In the given article there is a presentation of such notions as “mediaeducation”, “media competence” in the context of home and foreign methodological literature. The article also represents the experience of using media technologies in English language teaching. In particular the article focuses on such technologies as podcasts, web-quests and other educational Internet-platforms.

Key words: mediaeducation, media competence, media technologies, English language teaching.

 

Cовременное образование немыслимо без медийного компонента. В условиях вынужденного перехода на дистанционное образование его роль возрастает вдвойне. Особенно, когда речь идет о межкультурной коммуникации, необходимости формирования «мультимодального» образа представителей различных культур.

Цель настоящего исследования– обобщить опыт использования медиаобразовательных, в частности – аудиотехнологий в современной школе при изучении английского языка.

Отметим, что проблема применения в учебно-воспитательном процессе медиаобразовательных аудиотехнологий представлена в работах Я.С. Быховского, Р.В. Зарубиной и И.В. Лапшиной, А.И. Логутовой и др. Вместе с тем, исследований, посвященных изучению иностранного языка с помощью медиаобразовательных аудиотехнологий, очевидно, недостаточно.

Прежде чем перейти к реализации поставленной цели, обозначим ключевые понятия нашего исследования – это медиаобразование и медиаграмотность. Согласно определению «Российской педагогической энциклопедии», медиаобразование (англ. media education от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [10, с. 553].

Медиаобразование – необходимый фактор активного участия в глобализации и формирования критического мышления, результатом его применения, как правило, является создание учащимися собственной медиапродукции [5].

Таким образом, в настоящее время медиаобразование рассматривается как процесс развития личности посредством, а также на материале медиа. Цель данного процесса – это формирование культуры общения с медиа, критического мышления, творческих, коммуникативных способностей, навыков целостного восприятия, а также анализа и оценки получаемой информации.

Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Это способность осваивать, интерпретировать, анализировать или создавать медиатексты [2]. Федоров А.В. отмечает, что каждый человек должен иметь возможность стать медиаграмотной личностью, которая способна анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты [12, с. 12].

Такая учебная дисциплина, как «Английский язык», имеет огромное количество точек соприкосновения с медиаобразованием. Во-первых, английский – это язык глобальной коммуникации, которая является актуальной и медиативной в свете передовых цифровых технологий. Во-вторых, не все школьники имеют возможность путешествовать в англоязычные страны и изучать язык посредством общения с носителями речи. Большинство из них путешествуют виртуально: смотрят телевизор, читают онлайн-журналы и газеты, посещают многочисленные сайты в сети Интернет. Более того, такое познание языка и англоязычных стран происходит как на уроках, так и вне учебного учреждения. Именно поэтому считаем, что медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Одной из инновационных медиаобразовательных технологий, направленной, в том числе и на формирование медиаграмотности, является технология подкастов.

П. Констентайн дает следующее определение понятию «подкаст»: «Подкаст – это термин, который используется для обозначения цифровой записи радиопрограммы или других типовых файлов. Подкасты публикуются в Интернете как MP3 файлы. Заинтересованные слушатели имеют возможность загружать эти файлы или прослушивать онлайн» [3].

Сайтов, публикующих подкасты, в том числе образовательные, достаточно много [11]. Рассмотрим такой портал с подкастами, как «Breaking News English» [1]. Это ресурс с огромным количеством бесплатных уроков, основанных на новостях. Новый урок появляется каждые два дня. Тематика текстов (они же – подкасты) различна. Задания, ключи к упражнениям, аудиофайлы – всё это доступно как для работы онлайн, так и для скачивания. Кроме различной тематики, все представленные медиатексты разноуровневые, что позволяет учителю подбирать материал согласно возрастным особенностям своих учеников. Кроме этого учащиеся также имеют возможность, ознакомившись с той или иной новостью, проверить свое понимание прочитанного/услышанного путем выполнения интерактивных заданий. Эти задания сгруппированы по видам деятельности и направленности (аудирование, чтение, письмо, правописание, лексика, грамматика и т.д.).

Главное преимущество данного сайта в том, что на основе новостей, представленных в виде подкастов, мы формируем и медиаграмотность, и иноязычную компетенцию, что является главной целью изучения английского языка в школе. Опыт показывает, что и мотивация к изучению предмета значительно возрастает.

Как уже было сказано ранее, медиа – это средство передачи информации, и главная задача учителя в медиаобразовании – научить ребенка анализировать, сортировать, перерабатывать и переосмысливать полученную информацию.

В 2020-2021 учебном году в связи с новой формой обучения педагогам пришлось включиться в процесс медиаобразования намного активнее, чтобы находить подходящие средства, инструменты, методы и технологии для передачи учебной информации или же проверки знаний учащихся. И работа не ограничилась лишь фактической передачей домашнего задания на школьном сайте. Среди самых популярных форм работы на уроках иностранного языка можно выделить следующие:

– создание собственных видеоуроков и их размещение на платформе You-Tube;

– создание интерактивных заданий на таких образовательных площадках, как H5P.com, LearningApps.com.;

– работа с онлайн-досками;

– работа с электронной рабочей тетрадью Skysmart;

– использование социальных сетей, электронной почты и других мессенджеров.

Одной из насущных проблем оказался вопрос проверки знаний собственно учащегося, а не его умений «гуглить». Всемирная паутина имеет широкий спектр сайтов для создания различных тестов, викторин, контрольных работ. Предлагаем рассмотреть такую образовательную платформу, как «Online Test Pad» [6].

Это бесплатный, многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения. Здесь можно создавать тесты, опросы, кроссворды, комплексные задания, воспользоваться материалом своих коллег. Для этого достаточно скопировать тест себе. При этом его можно редактировать, добавлять или удалять вопросы. Типы вопросов самые разнообразные. И это одно из преимуществ данного сайта. Однако, на наш взгляд, главным достоинством такого конструктора является то, что учитель может:

1) создавать свою шкалу оценивания, настраивать результат (выбирать, будет ли ученик видеть свою оценку, баллы, рейтинг, ответы и т.д., или нет);

2) регламентировать время прохождения, а также доступ к тесту по времени;

3) запретить копирование текста теста в буфер обмена;

4) видеть статистику прохождения теста (не только фамилию и имя ученика, но и IP-адрес).

Таким образом, Online Test Pad является незаменимым сервисом для тестирования в работе учителя в независимости от предмета, а для ученика – мотивирующим средством на лучшую подготовку к такого рода самостоятельной работе.

Кроме медиауроков, формирование медиаграмотности возможно также и во внеклассной работе. На наш взгляд, такая инновационная технология, как веб-квестыможет быть эффективной в данном направлении.

Веб-квест (web-quest) в педагогике – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [9].

Отличительной чертой веб-квестов является то, что информация, которая подготовлена для работы как одного ученика, так и группы, представлена не на одном сайте, а на нескольких, а порой и посредством нескольких форм медиа [9]. Таким образом, если обучающийся научится ориентироваться в различных медиаисточниках и прорабатывать полученную информацию в процессе своеобразной игры, то есть в процессе квеста, то можно с уверенностью говорить о сформированной медиаграмотной личности в будущем.

На сегодняшний день в Интернете есть специальные ресурсы, где каждый зарегистрированный пользователь может создать свой веб-квест. Рассмотрим некоторые из них детальнее [4, 7, 8].

Сервис веб-квестов webquest.org примечателен тем, что разработчиком данного сайта является Берни Додж – создатель данной технологии. Поэтому, кроме собственно веб-квестов, сайт содержит и много полезной информации. Еще одним популярным сайтом является zunal.com. Он похож на предыдущий: как рубриками, так и содержанием. Однако на этом портале есть возможность оценивать веб-квесты, ставить «лайки», и поэтому домашняя страничка этого сайта отображает наиболее популярные и часто просматриваемые веб-квесты. Сервис createwebquest.com интересен тем, что очень прост в своем использовании. Минимум рубрик, самый элементарный интерфейс, быстрота создания.

Что касается непосредственно самого создания веб-квестов, все три ресурса крайне похожи и полностью соответствуют стандартной модели любого веб-квеста (введение, задание, порядок работы, оценка, заключение, страничка учителя). Всё, что необходимо учителю, это заполнить разделы, они же – этапы на сайте, опубликовать свой веб-квест, поделившись со своими учениками и коллегами. Продуктом веб-квеста обычно становятся проекты (групповые или индивидуальные), которые могут быть представленные непосредственно в классе или на внеклассном мероприятии, в зависимости от тематики и заданий.

Таким образом, количество и возможности медиаобразовательных аудиотехнологий расширяются. Медиатехнологии, представленные в данной статье, могут стать отличным фундаментом для выполнения учебно-воспитательных и медиаобразовательных задач, основой формирования медиаграмотности учащихся.

 

 

Литература

1.Breaking News English [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://breakingnewsenglish.com.

2.Chris M. Worsnop. Wright Communications. – 1999 – 187 p.

3.Constantine P. Podcasts: another source for listening input /P. Constantine // The Internet TESL Journal. – 2007. - № 13 (1). – Режим доступа: http://iteslj.org/Techniques/Constantine-PodcastListening.html. – Заголовок с экрана.

4.Create Webquest [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.createwebquest.com.

5.Feilitzen C. Media Education. Children and Media: UNESCO & NORDICOM. – 1999. –pp. 24 – 26.

6.Online Test Pad. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlinetestpad.com.

7.Webquest.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа: webquest.org.

8.Zunal.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zunal.com.

9.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании. ИТО-99: Материалы международной конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999.

10. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.Г. Панов. – М., 1993. – С. 555.

11. Логутова А.И. Технология подкастов – технология будущего, или как изучать иностранный язык интересно / А.И. Логутова // Английский язык. Все для учителя. – 2018. – № 2. – С. 12-14.

12. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. – 238 c.


 

УДК 378

МЕДИЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мальцева Т.Е.,

канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Васюк А.Г.,

канд. психол. наук, зав. кафедрой социальной работы

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье анализируются перспективы и проблемы медиаобразования, положительные стороны процесса информатизации дистанционного обучения и опасения, одной из основных задач автором называется создание системы медиаобразования, направленной на воспитание ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: медиаобразование, Интернет-технологии, интернет-пространство, образовательное интернет-пространство, ИКТ, прикладная деятельность, эффективность.

 

Abstract. The article analyzes the prospects and problems of media education, the positive aspects of the process of informatization of distance learning and concerns, one of the main tasks of the author is the creation of a media education system aimed at fostering value orientations of young people.

Key words: media education, Internet technologies, Internet space, educational Internet space, ICT, applied activity, efficiency.

 

Современная эпидемиологическая ситуация в мире изменила условия обучения специалистов. Ведущей задачей всех высших учебных заведений стало овладение всеми возможными информационными средствами, направленными на развитие медиаобразования.

Еще в 2007 году 25 экспертов из 9 стран ответили на вопросы о развитии медиаобразования (англ. mediaeducation от лат. media-средства) [1] как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Они по-разному оценили медиаграмотность, массовость этого процесса, отмечали тенденции развития, но все, как один, отмечали отсутствие системы медиаобразования на всех его уровнях и практически во всех странах и необходимость его совершенствования [2].

Исследованием информационного поля, в последние десятилетия занимающего все сферы жизнедеятельности человека, но особую роль играющего в образовании и досуговой деятельности молодежи, занимаются ученые разных направлений деятельности. Их интересует влияние ИКТ на психические, когнитивные и социально-адаптационные процессы детей и молодежи.

Одним из первых исследователей ИКТ был М. Маклюэн, который обозначил основные характеристики информатизацииобщества, его влияния на развитие общественных отношений, социально-экономических и культурологических процессов[3]. X. Просс, X. Бонфаделли. Вопросами влияния медиасреды на личность занимались Д. Бааке, Д. Винтер, М. Кастельс, В.П. Коломиец, Л. Микос, У. Сандер, Р. Хофман, Р. Фольбрехт в своих исследованиях рассмотрели содержание понятия «медиа» и его типологию.

Сегодня, когда основной формой обучения студентов стала дистанционная, приоритеты медиаобразования значительно выросли, на первый план вышли не споры о том, целесообразно это или нет, а то, как это более качественно и интересно осуществить, как извлечь наибольшую пользу из использования информационных средств, формируя компетенции и не забывая о развитии личности будущего профессионала[4].

Безусловно, при правильном подходе, когда и педагоги, и студенты нацелены на выполнение определенных задач, вовлечены в четко разработанную систему онлайн-занятий,основанную на использовании IT-технологий, медиаобразование воспринимается участниками образовательного процесса как норма. Кроме того, специфика медиаобразования не позволяет проводить занятия без использования заданий эвристического характера, деловых виртуальных игр, разработки учебно-профессиональных проектов, творческой работы, анализа и отбора литературы и пр. Такой подход в обучении способствует всестороннему развитию новых общеучебных навыков в медиапространстве вузовской подготовки специалистов, отличается большей мотивационной потребностью в вовлечении их в продуктивную деятельность во время выполнения заданий, погружает их в творческий медиапроцесс не просто онлайн-лекций, а синтеза подачи лекционного и практического материала, значительно повышает медиаграмотность[5].

Однако не все так гладко в медиаобразовании, при всей его неотвратимости, растущему интересу к нему, нужности и целесообразности. Есть целый ряд проблем, которые стали еще более актуальными или ярче проявились именно с переходом на дистанционную форму обучения в вузах. Некоторыми из них являются следующие:

- внезапность и резкость перехода на медиаобразование;

- неготовность педагогов к использованию медиапространства для обучения студентов;

- неготовность студентов ответственно воспринимать удаленные занятия с применением Интернет-технологий;

- слабая медиаобразовательная база для обучения студентов;

- отсутствие серьезного информационного образования педагогов и студентов;

- отсутствие осознанного понимания неотвратимости и важности медиаобразования, ощущение кратковременности этого процесса;

- отсутствие четких компетентностныхтребованийкак к профессионализму педагогов, так и компетенций студентов об уровне владения информационными технологиями в медиаобразовании.

Процессы интеграции и глобализации уже перестают быть лишь красивой риторикой, они проявляют себя во всех сферах жизнедеятельности человека, особенную значимость они обретают в условиях ограниченного пространства, когда взаимообмен межкультурными достижениями, научными идеями, разработками в образовании напрямую зависит от информационной грамотности его участников, технологической оснащенности на уровне современных научных достижений.

Информационная революция уже осуществилась, и все споры о ее целесообразности остались в прошлом, сейчас следует нацеливать все свои профессиональные усилия на разработку новой медиаобразовательной системы. В связи с этим, на наш взгляд, предстоит:

- разработка и обновление образовательных программ с учетом применения информационных технологий;

- организация высокопрофессиональных курсов по повышению информационной грамотности педагогов;

- введение в учебный план дисциплин, направленных на изучение медиатехнологий студентами всех специальностей, особенно гуманитариев;

- дополнение в профессиональные компетенции студентов владение информационными технологиями на уровне медиаобразования;

- разработать программы и положения для непрерывного обучения по повышению информационной грамотности.

Одним из важнейших стратегических направлений медиаобразования должно стать формирование ценностных ориентаций студентов, поскольку информационные сайты, оказывающие негативное влияние – это выбор молодежи с несформировавшимися личностными установками. Кроме того, замена непосредственного живого общения онлайн-взаимодействием изменяет и условия социализации молодежи, а потому требует разработки новых подходов и технологий для осуществления определенных действий в решении этой задачи. В свободном общении в аудиториях, во взаимодействии с окружающим миром человек проходит определенные этапы адаптации и социализации, связанные с конкретными психосоциальными установками и реакциями организма на те или иные события, ценности, психологические фиксации, проявляющиеся в поведенческих паттернах, и проявляет внутреннее отношение к своей роли в происходящем. Чем больше человек вовлечен в процессы духовнойкультурной жизни, тем отчетливее формируются его ценностные установки[6].

Создание виртуальной действительности, имитирующей реальную жизнь студенческой молодежи, задача не из легких, но только таким образом можно сформировать адекватные ценностные ориентации, направленные на развитие определенных качеств личности, характеризующихся как духовные, морально-нравственные, гражданско-патриотические и т. п., которые сопровождаются определенными эмоциональными реакциями, проявляющимися в чувстве сострадания к ближнему, желания всегда прийти на помощь, в любви к своей родине, добросовестном отношении к своему делу, профессиональной деятельности, ответственности перед семьей, своими ближними, в уважительном отношении к старшим, к традициям и обычаям своего народа и т. д. Исследований влияния ИКТ на формирование ценностных ориентаций молодежи в вузе в педагогике пока проводилось недостаточно[7].

Однако только педагогический исследований для создания системы формирования ценностных установок с помощью ИКТ тоже маловато, требуется серьезная научная психолого-педагогическая работа, нацеленная на поиск психологических механизмов, образовательных технологий, интерактивных методов, способствующих продуктивному решению этой проблемы.

Приоритетом в отборе средств обучения, современных информационных технологий должен явиться поиск тех, которые не основываются на пустом механическом действии, а базируются на формировании личностных качеств студентов. В обучении социальных работников к таким ИКТ относятся имитационные, деловые и ситуативно-проекционные игры, другие формы и методы интерактивного взаимодействия.

Л.И. Корнеева и Н.А. Панасенков, рассматривая эффективность использования ИКТ отмечают, что положительный результат наблюдается только при высоком уровне информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса, которая понимается авторами как «совокупность знаний, умений и навыков применения информационных ресурсов и технологий в профессиональной деятельности переводчика, которые способствую его дальнейшему самосовершенствованию»[8, с. 140]. Формирование материально-технической базы авторы считают не менее важным.

Отмечая привлекательные стороны ИКТ, А.Б. Денисова, Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина, Г.С. Исакова, А.В. Савин, И.Г. Степченко, Е.М. Шадоба и др. подчеркивают многовариантность их применения в воспитательном процессе вуза, обращают внимание на то, что медиатехнологии отличаются разнообразием, насыщенностью, современностью, что повышает мотивацию студентов к обучению, позволяет использовать различные формы и методы образовательного процесса, работать с большими объемами информативной литературы. Российскими учеными Е.В. Елисеевой, И.И. Киютиной, О.Е. Никонецрассмотрены возможности эффективного использования информационных средств в процессе воспитания в вузе, нацеленных на успешную адаптацию студентов, формирование их информационной культуры. Авторы считают, что ИКТ имеют несомненные достоинства, которые следует использовать св системе высшего образования [9].

Дистанционность в обучении последнего года способствовала созданию совершенно новой с методологической и технологической точки зрения образовательной среды. Специфичность этой среды заключается в том, что она значительно расширила информационные рамки и воспитательные возможности вуза. Коммуникативное пространство образовательной системы тесно переплелось с пространством социальных сетей, образовав органичную всесторонне направленную среду социализации с помощью виртуального моделирования различных видов деятельности.

ИКТ охвачены все сферы жизнедеятельности молодежи, поэтому опасность в бесконтрольности и попустительстве этого процесса все же существует. Выход из этой ситуации видится в создании единого образовательного Интернет-пространства, которое систематизирует организацию обучения и воспитания студентов, разработает интересные конкурсы, встречи, развлекательные и развивающие мероприятия, сочетая виртуальную и реальную образовательную среду. Обучение, культура, отдых, развлечения, работа студенческого самоуправления – все это должно находиться в поле зрения педагогов, специалистов социальной работы, психологов[10].

Таким образом, перед педагогами стоит целый ряд вполне определенных задач, от решения которых зависит эффективность формирования ценностных ориентаций студентов в медиа пространстве вуза:

- разработка новой медиаобразовательной системы;

- разработка системы формирования ценностных ориентаций студентов в образовательном Интернет-пространстве;

- организация научной психолого-педагогической работы, нацеленной на изучение воспитательных возможностей медиаобразования;

- создании единого образовательного Интернет-пространства.

 

Литература

1. Фёдоров А.В. Медиаобразование / А.В. Фёдоров // Большая российская энциклопедия. – Т. 17. – М.: Большая российская энциклопедия, 2012. – С. 480.

2. Федоров А.В. Социология медиаобразования. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов / А.В. Федоров // Медиаобразование. Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета» (РИНХ). – №1. – 2007. – С.1-39.

3. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М.: Академический проект, 2005. -496 с.

4. Мальцева Т.Е. Инновационные особенности развития высшего инклюзивного образования: монография / Т.Е. Мальцева. – М.: КноРус, 2018. – 255 с.

5. Бойко А.Л.. Цифровизация современного образовательного пространства: реалии и перспективы /Бойко А.Л.,Брель Я.М., Васюк А.А., Мальцева Т.Е.Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1. – С. 38-46.

6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – С.29-29.

7. Мальцева Т.Е. Инновационная национальная система образования / Т.Е. Мальцева. – ЧЕЛОВЕК. НАУКА. СОЦИУМ. – 2020. – №1(3). – С.108.

8. Корнеева Л.И. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении лингвистов-переводчиков / Л.И. Корнеева, Н.А. Панасенков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2019. – №2. ‒ С. 140-149.

9. Елисеева Е.В. Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи / Е.В. Елисеева, И. И. Киютина, О.Е. Никонец // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62(2) – С.74-78.

10. Гущин А. В. Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза / Гущин Алексей Владимирович, Кутепова Любовь Ивановна, Кочетова Наталья Андреевна // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60 (2). – С. 238-241.


 

УДК 378.148

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ
КОНВЕРГЕНТНЫХ ШКОЛЬНЫХ МЕДИАЦЕНТРОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.052 с.)