Комиксы как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комиксы как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников



Якименко Л.Н.,

канд. филол. наук, доцент кафедры начального образования

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами комиксов. Рассмотрено историю зарождения комикса как жанра книжно-журнальной иллюстрации и как дидактическое средство, используемое в образовательном процессе во многих странах (Россия, Япония, Корея, США). На современном этапе комикс может быть использован на разных этапах урока, в индивидуальной и групповой работе младших школьников с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: комикс, младшие школьники, коммуникативные универсальные учебные действия.

Abstract. The article actualizes the problem of the development of communicative universal educational actions of primary school children by means of comics. The history of the origin of comics as a genre of book and magazine illustration and as a didactic tool used in the educational process in many countries is considered (Russia, Japan, Korea, USA). At the present stage, the comic can be used at different stages of the lesson, in individual and group work of primary school students in order to develop communicative universal educational actions.

Key words: comics, primary school children, communicative universal educational actions.

 

Характерной особенностью современного общества являются высокие темпы обновления научных познаний, изобретение технических средств и внедрение технологий, которые существенно облегчают жизнь взрослым, но делают пассивными, апатичными, зависимыми детей, которые не хотят прилагать никаких усилий, чтобы получать знания, ограничиваясь движением пальчика по дисплею нового смартфона/айфона. Поэтому одной из важных проблем общеобразовательной школы является формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий (УУД), необходимых для того, чтобы научить детей учиться, саморазвиваться и совершенствоваться путем интенсивного, целеустремленного, сознательного присвоения информации и социального навыка [3, с. 2].

Опираясь на системно-деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, группой авторов, среди которых А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов [1], была сформулирована концепция развития УУД в условиях обучения детей в начальной, средней и старшей школе. В составе УУД, формируемых при изучении всех школьных предметов, выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД [1, с. 23].

УУД коммуникативного блока занимают особое место в общей системе универсальных учебных действий. И не случайно. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность правильно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость в обучении. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные и регулятивные УУД в целом. Обучающиеся готовятся сотрудничать в социуме, приобретать умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать высказывания, точно формулировать свои идеи, прислушиваться к мнению других людей. Это требует, в частности, от младших школьников умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других [3, с. 3].

Ученые из разных отраслей науки – педагогики, психологии, методик преподавания школьных предметов, лингводидактики, филологии – и сами практикующие учителя ищут, обосновывают, апробируют новые формы, средства, методы и приемы развития коммуникативных УУД, обращаясь то к инновационным технологиям, то к ретроинновационным исследованиям – переосмыслению в новых условиях доказавших свою эффективность традиционных подходов. В этом контексте представляет интерес использование средств комикса с целью развития коммуникативных УУД у младших школьников.

На теоретическом исследовании комиксов сосредоточено внимание многих ученых: В. Сонин рассматривал комикс как особую знаковую систему, осуществил ее психолингвистический анализ; А. Колесник анализировал поэтику графического романа; Н. Космацкая особое изучала язык комиксов; Г. Почепцова описывала комиксы как средство трансляции социальных смыслов и др. Дидактические возможности комикса находились в фокусе внимания Л. Архиповой, которая рассматривала его как метод активизации познавательной сферы учащихся; Е. Даниленко выявил педагогические возможностях комиксов в процессе обучения биологии, М. Лавренева – на уроках литературного чтения; Н. Молчанова и А. Резникова – при изучении иностранного языка и при совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции. Г. Онкович считал комикс важным средством медиаобразования [4, с. 53].

Учёные отмечают, что с помощью комикса можно решить проблемы мотивации учебной деятельности, активизации познавательного интереса обучающихся. Содержание комикса, учитывая психолого-возрастные особенности младших школьников, способно увлечь, вдохновить, стимулировать творческую активность детей, заставить заниматься самообразованием, превратив трудоемкий процесс обучения в радостную, осмысленную деятельность, сопровождающуюся внутренней и внешней коммуникацией. Но в отечественной методической литературе отсутствуют наработки по использованию комиксов с целью развития коммуникативных УУД младших школьников, что и обуславливает актуальность статьи.

Комикс (от англ. соміс – комедийный, комический, смешной; иногда употребляется англ. «срок sequential art» – дословно переводиться как «последовательное искусство», которое использует прием «продолжение следует») – это последовательность рисунков, которые зачастую сопровождаются краткими текстами, создающими определенный связный рассказ. Эти тексты имеют специфическую форму филактера – «языкового пузыря» («языкового облачка», «языкового дымка», сноски; англ. speech ballоon), в котором «размещаются» «мысли» персонажа, заголовки, титры и тому подобное. Комиксы читают, то есть воспринимают изображение поочередно, слева направо, сверху донизу [2, с. 35].

Обратимся к истории возникновения комиксов. Его предшественницей можно считать политическую карикатуру конца ХVIII века. Но еще раньше – в XVI – XVII веках – в Испании и Франции выходили небольшие брошюры, в которых содержались рассказы о жизни священнослужителей, местных господ, выдающихся людей мира искусства своего времени. Поэтому комикс возник в этих странах в первую очередь как направление искусства повествования. У истоков этого искусства стоял английский живописец и график Уильям Хогарт, который в ХVIII веке создавал повествования в рисунках. В Германии пальма первенства в сотворении протокомиксов принадлежит поэту и графику Вильгельму Бушу, который визуализировал свои стихи сериями рисунков, отражающими сюжетную линию поэтического повествования [2, с. 39].

Изобретателем газетного комикса считается английский карикатурист, офортист и живописец Томас Роулендсон. Его комиксы, опубликованные в газетах в 1812 – 1821 гг., хронологически являются первыми образцами настоящей графической прозы. Художник Рудольф Дёркс придал комиксам окончательный формальный вид, «озвучив» их репликами в «облачках», то есть именно он сделал «пузырь» фирменным знаком комикса [2, с. 48].

В газетах США комиксы в нынешнем их виде начали появляться в 90-х гг. XIX века. С 30-х гг. ХХ века они приобрели большую популярность благодаря мастерству известного кинорежиссера-мультипликатора У. Диснея. К середине ХХ века комикс стал одним из самых популярных жанров так называемой «массовой культуры» [4, с. 54].

На протяжении ХХ века комиксы распространились как в Европе (Италия («fumetti»), Германия («bilderbogen»), Франция («BD» или «bande dessin ée» – «разрисованная полоска»), Испания («historieta gráfica» – «история в картинках»), Югославия, Болгарии («strips»), так и в Азии – в Японии («манга»), Корее («манхва»), Китае («маньхуа»), в Гонконге («манхуа») [2, с. 47].

В США в 50-х годах ХХ века комиксы уже стали вспомогательной литературой в учебном процессе и основным источником информации, заменившим частично учебники по литературе и оригиналы многих литературных произведений. Более того, «комические полоски» объединяли и выпускали в виде юмористических книг – своеобразных «печатных мультфильмов». Позже художники начали изображать в комиксах не только смешные сцены, но и серьезные истории, что в последствии дало возможность киношникам легко преобразовать их в сценарии для художественных фильмов [4, с. 55].

Японские психологи и педагоги пришли к выводу, что комиксы привлекают внимание и вызывают интерес у ребенка младшего школьного возраста, и в подростка, и в молодежи в целом, поэтому в японских школах методически обосновано используют комиксы в учебном и воспитательном процессе. Особо ценным и интересным с точки зрения художественно-эстетического развития обучающихся является то, что в аутентичных японских комиксах – манга – представлена уникальная графика японского рисунка: в нескольких линиях художнику удается передать многообразную гамму чувств героев, а также сюжетную линию изображений [2, с. 50].

По понятным причинам в СССР комиксы были запрещены, вернее не сами комиксы, а термин «комикс», поэтому при их выпуске цензоры использовали синонимичные названия: «серии рисунков-рассказов», «истории в картинках», которые принадлежали, прежде всего, к направлению детской литературой (журналы «Чиж», «Ёж», «Мурзилка», «Весёлые картинки»). С 90-х годов ХХ века в России начали появляться учебные издания по типу комиксов, направленные на всестороннее развитие личности, под названиями: «Занимательный английский», «Занимательная математика», «Культура страны в комиксах», «Правоведение в комиксах» и др. [4, с. 56].

Благодаря универсальной форме подачи информации (емкое отображение сущности идей, образность, ориентированность на сознание человека и на его чувства, возможность регулировать поступление информации; краткость и точность языка, драматизация повествовательных сюжетов; игровой жанр; многократность повторения отдельных кадров и сюжета в целом; экономия психических усилий по восприятию информации; разнообразие задач по воспроизводству, пониманию и творческому усвоению учебного материала) комикс может быть использован в педагогических целях как средство развития коммуникативных УУД младших школьников. Задействовав визуальные каналы восприятия информации обучающимися, учитель с помощью комикса подталкивает ученика к вербальному способу воспроизведения увиденного. Также можно прибегнуть к помощи символов, знаков, образов или серии сюжетных рисунков, если необходимо отразить те элементы знания, которые требуют применения логики размещения в определенном положении частей тела во время работы, траектории их движения с одновременным объяснением текстом рядом [4, с. 56].

Младшим школьникам при выполнении индивидуальных заданий можно предложить следующие виды работы с текстом комикса: составить и записать предложения по рисункам; восстановить деформированные предложения и тексты; усовершенствовать тексты с неоправданными повторами одних и тех же слов; составить и записывать короткие (2 – 4 предложения) связные высказывания на хорошо известную и интересную для детей тему. При групповой форме работы каждой группе учеников можно предложить «секретное» слово, шаблон комиксов с персонажами и задания. Группы создают истории на основе собственного опыта. Например: 1) с помощью двух-трех предложений расскажите, где вы впервые увидели/нашли этот предмет/явление; 2) с помощью двух-трех предложений расскажите, что вы почувствовали, когда увидели/нашли этот предмет/явление; 3) с помощью пяти прилагательных опишите предмет/явление; 4) с помощью пяти глаголов расскажите о возможностях/действиях предмета/явления; 5) с помощью двух-трех предложений расскажите, для чего нужен этот предмет/явление; 6) с помощью двух-трех предложений расскажите, каково ваше отношение к этому предмету/явлению. Героями такого комикса могут быть и сами ученики, если разместить в кадрах шаблона ксерокопии их фото. Каждый член группы выполняет одно из заданий, записывая его в филактер. Для удобства шаблон можно разрезать на кадры, а после вновь его собрать, склеив. После этого каждая группа презентует свою загадку-комикс, а остальные ученики отгадывают.

Таким образом, с помощью комикса у младших школьников развиваются умения выражать свои мысли, чувства, отношение и, что важно, умение взаимодействовать с другими учащимися в письменной и устной форме, дети реализуют себя в речетворческой деятельности, что способствует формированию и развитию у них коммуникативных УУД.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Сонин А.Г. Комикс как знаковая система: психологическое исследование (на материалах франкоязычных комиксов) / А.Г. Сонин. – Барнаул, 1999. – 236 с.

3. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Выпуск 3, май – июнь. – С. 1-7.

4. Чикалова Т.Г. Дидактические возможности использования комиксов на уроках в начальной школе / Т.Г. Чикалова // Инновационная педагогика. – 2020. – № 20. – С. 52 – 58.


 

СЕКЦИЯ 5

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.015 с.)