Культура речи журналиста в условиях падения общего уровня сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура речи журналиста в условиях падения общего уровня сми



Гамина Т.С.

канд.пед.наук, доцент кафедры журналистики и издательского дела 

ГОУ ВО ЛНР Луганский государственный педагогический университет

Аннотация: в статье раскрываются понятия речевая культура, языковая компетентность, охарактеризованы основные элементы речевой культуры, анализируются культурно-речевые проблемы журналиста в условиях падения общего уровня СМИ.

Ключевые слова: речевая культура, ортология, норма, нормативность, культурно-речевые проблемы, языковая компетентность.

Annotation: The article discloses the concepts of speech culture, language competence, characterized the main elements of speech culture, analyzed the cultural and speech problems of the journalist in the conditions of falling the general level of the media.

Keywords: speech culture, orthology, norm, regulativity, cultural and speech problems, language competence.

 

Сегодня речевая культура – это условие и предпосылка эффективности деятельности специалиста в области журналистики, своеобразный показатель его мастерства в профессиональной и личностной коммуникации.

Именно речевая культура журналиста, уровень знаний, сознательное использование речевых способов отражают ценностные ориентации, гармонию профессиональных знаний и умений, коммуникативных и морально-психологических возможностей, характеризует умения управлять своим мышлением, речью и поведением.

Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и формирование будущего специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьера журналиста всегда основывается на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности. Именно журналист становится «голосом своей организации», которую представляет.

Сегодня молодые специалисты отмечают как серьезный пробел в своей деятельности: отсутствие профессиональной подготовки в области речевой культуры; интуитивный уровень самообразования; эпизодическое знакомство со специальной и методической литературой в сфере речевого развития; трудности в вопросах языкового манипулирования для скрытого воздействия на адресата в интересах говорящего, реализации языковой нормы в медиатекстах.

В связи с этим анализ культурно-речевых проблем в журналистике представляется актуальным. Актуальность настоящего исследования определяется также: значимостью стоящей перед обществом задачи – подготовки обладающих чувством языка журналистов-профессионалов и постоянного совершенствования их литературного мастерства.

Научные труды Л. Щербы, В. Чернышева, Г. Винокура,
В. Виноградова, С. Ожегова способствовали возникновению культуры речи как научной дисциплины. В этих работах сформировалось представление о норме как основном понятии культуры речи: о ее устойчивости и стилистической оправданности вариантов.

Исследование культуры речи как предпосылки эффективного общения опирается на принципы, сформулированные в работах современных лингвистов – Л. Введенской, Л. Вербицкой, А. Васильева, А. Калинина, И. Голуб, Л. Граудиной, Е. Ширяева, Ю. Бельчикова, Л. Скворцова, А. Суперанской.

 Рассмотрению речевой практики СМИ, реализации языковой нормы в медиатекстах посвящены работы М. Володиной, Г. Солганика, В. Костомарова, Е. Малышевой, С. Сметаниной.

Изучению коммуникативного аспекта культуры речи посвятили свои работы А. Граудина, Б. Головин, Ю. Караулов; определенный вклад в развитие профессональной культуры делового общения внесли В. Баталов, П. Батура, Л. Вечер, М. Калашников, С. Лопатина, Г. Соколова и др.; вопросы коммуникативной компетентности рассматривали Г. Андреев, А. Асмолов, Т. Гордон, Ю. Жуков, Л. Маркова.

В исследованиях И. Дзялошинского, И. Анненковой, О. Иссерс, И. Стернина, Т. Чернышевой. рассмотрены коммуникативно стилевые особенности современного медиадискурса.

Обзор научных источников свидетельствует, что к профессиональным характеристикам культуры речи специалистов в области журналистики большинство ученых включают: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения доказывать, разъяснять, опровергать контраргументы, ложные идеи и факты; осуществлять аналитический подход к оценке речевых коммуникаций.

В своих работах, исследователи В. Костомаров, Л. Катлинская, О. Лаптева, Л. Вербицкая отмечают снижение уровня культуры речи журналистов в последние десятилетия. Так, Л. Вербицкая обращает внимание на снижение уровня культуры речи в XXI веке. Мириться с тотальным наступлением низкого стиля, который пронизывает наши СМИ, публичную политику и публичное пространство в целом, и это опасно не только для культуры речи – для русского языка и для общества [2].

В работах Костомаров В. на основании огромного фактического материала анализируются процессы, происходящие в языке современных средств массовой информации, отмечается все возрастающая роль СМИ в формировании языковой нормы и вводится понятие вкуса как фактора, влияющего на норму, объясняющего направление языковой эволюции [3].

 Исследователь языка СМИ О.Б. Сиротина заявляет, что именно СМИ, «с их непродуманной стратегией демократизации языка прессы... и открыли шлюзы для снижения речи любой ценой, одновременно создавая моду на иностранные слова и нарушая русские коммуникативные нормы, журналисты стали слишком вольно пользоваться языком, забыв о своем влиянии на речь населения» [5, с 49]. «Забыли они о том, что настоящие журналисты должны обладать элитарной речевой культурой, которая, по мнению исследователей, определяется следующими признаками: владение всеми стилями литературного языка, уместное использование языковых средств в разных речевых ситуациях, осуществление самоконтроля, соблюдение этических норм общения и ортологических
норм» [4, с. 291].

Научная новизна статьи обусловлена недостаточной освещенностью проблемы культуры речи для начинающих журналистов в научной, специальной и методической литературе, в исследовании ставятся задачирассмотреть суть и многообразие основного понятия культуры речи – языковой нормы, определить зависимость уровня культуры речи от соблюдения норм литературного языка.

Речевая культура – неотъемлемая составляющая нашего общего представления о культуре человека. Нормы культуры речи подвижны, вариативны – необходимо бдительное внимание со стороны даже грамотного пользователя, чтобы их не нарушить. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике [1].

Нынешний этап существования языка специалисты характеризуют как время расшатывания традиционных литературных норм, активного влияния просторечия, территориальных и социальных диалектах, засилья иностранных слов и терминов, стилистического снижения качества устной и письменной речи и агрессивной вульгаризации бытового общения. Нарушается эстетическая составляющая речевой культуры, эти нарушения возникают тогда, когда экспрессивная сторона высказывания преобладает над смысловой. Часто нарушение норм культуры речи совершаются бессознательно, представляя собой искажение правильности, которое обусловлено не только незнанием, но и законами спонтанного речепорождения.

Е. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [7, с. 13].

Сегодня культуру речи трактуют не только как умение грамотно писать и говорить в соответствии с речевыми нормами, но и как деятельность относительно ее совершенствования и развития. Уровень знания и сознательное использование речевых способов является частью общей культуры человека. Журналист создает текст, подбирает метафорические, фразеологические и другие образные способы, которые делают его речь доступной и интересной. Речь живет и развивается во всех коммуникационных ситуациях, поэтому необходимо целенаправленное ее использование, прежде всего, в СМИ. Именно язык СМИ является показателем состояния русского языка.

Науку о культуре речи в ее письменном и устном оформлении, нормы произнесения и ударения, словоупотребление и грамотное использование лексико-фразеологических богатств речи называют ортологией (грец. orthos –правильний i logos – вчення).

В настоящее время подробно разработана и имеет четкие перспективы детализации общая типология кодифицированных норм и возможных отступлений от них, то есть речевых ошибок. К ним относятся акцентологические (нормы ударения), орфоэпические (нормы произношения), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы.

Основной критерий культуры речи журналиста – нормативность, которая понимается как точность, правильность, чистота речи, умение точно, в соответствии с нормами литературного языка выражать мысли. Норма – социально одобренное и словарно кодифицированное правило употребления в речи языковой единицы. Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. «Любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы» [1, с. 127].

В связи с необходимостью тщательного отбора языковых средств, грамматических форм и конструкций были изучены работы Д.Э. Розенталя и Б.Н. Головина о значимости коммуникативных качеств речи для высокого уровня владения языком. К профессиональной речи журналиста предъявляются определенные требования: прежде всего это речь – ответственная, правильная с точки зрения литературных норм, простая и доступная, логичная, убедительная и конструктивная. Эти критерии находятся в прямом соответствии с коммуникативными качествами речи (точность, логичность, уместность, целесообразность и т.д.), сознательная и продуктивная работа над которыми понимается как высшая степень владения речью, свидетельство ее культуры.

СМИ оказывают огромное влияние на жизнь страны и языковую компетентность населения, поэтому для журналиста важно максимально полно владеть своим инструментом – возможностями языка. При этом следует знать возможности языковой системы, нормы и границы допустимого их варьирования.

Языковая компетентность современного журналиста немыслима без понимания тех активных процессов, которые происходят в русском языке в целом и в языке СМИ в частности. В языковую компетенцию входит знание точных значений (почти все слова, кроме терминов, многозначны) и на этой основе умение выбирать самое точное слово, отбирая его из многословного синонимического ряда. Влияние языка СМИ на широкие массы населения усиливает ответственность журналиста за свою речь.

Вывод. Как справедливо указывает И. Стернин, в настоящее время для повышения уровня речевой культуры в нашем обществе необходимы,
во-первых, мотивация всех слоев общества к освоению культуры речи;
во-вторых, административные меры, обеспечивающие общественные и профессиональные требования к культуре общения; в-третьих, организационные формы приобретения соответствующих знаний [6]. Высокий уровень культуры речи предполагает обязательное и одновременное соблюдение журналистами норм современного литературного языка, успешное применение коммуникативных речевых приемов и соответствие высказываний принципам этики общения.

Языковая компетенция, которая должна быть сформирована у будущих журналистов – это знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования, владение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами литературного языка. Культура речи журналиста в значительной степени обусловлена культурой мышления, сознательным отношением к языку и уважением к себе как к личности.

 

Литература

 

1.Введенская Л.А. Риторика и культура речи /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд.6-е, доп. – Ростов н/Д, 2005.

2.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: уч. пособие / Л.А. Вербицкая. – М.: Высш. Школа, 2003. – 239 с.

3.Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи / В.Г. Костомаров. – С. – Петербург, 1999.

4.Мартыненко Н.Г. Формирование языковой компетентности будущих журналистов / Н.Г. Мартыненко, Н.Ю. Печетова // Профессия – журналист: вызовы XXI века. – М., 2007.

5.Сиротинина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? // Русская речь. – 2007. – №1.

6.Стернин И.А. Можно ли культурно формировать культуру в современной России // Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000. – С. 361-373.

7.Ширяев Е.Н. Современный русский литературный язык / Е.Н. Ширяев. – М.: Юрайт, 2015.

 

 


 

УДК 378.014.6:[378.018.43:004]-026.23

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кобзова С.Н.,

канд. пед. наук, доцент кафедры журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье формулируются организационно-педагогические условия повышения качества вузовского дистанционного образования. Рассматриваются противоречия, сопровождающие развитие дистанционного образования в вузе; вопрос качества дистанционного образования изучается как теоретико-методологическая проблема. В публикации поднимается вопрос о западническом характере осуществляемых реформ, без учета современных реалий и особенностей развития отечественной системы образовании.

Ключевые слова: качество образования, дистанционное обучение, использование дистанционных образовательных технологий в вузе, качество дистанционного образования в вузе, организационно-педагогические условия повышения качества образования.

 

Abstract. In the article organizational and pedagogical conditions for improving the quality of university distance educationare formulated. The contradictions accompanying the development of distance education in higher education institutions are considered; the distance education quality as a theoretical and methodological problemis studied. In the publication the question of the westernized nature of the ongoing reforms, without taking into account the current realities and features of the development of the domestic education system, is raised.

Key words: quality of education, distance learning, use of distance educational technologies in higher education, distance quality education in higher education, organizational and pedagogical conditions for improving the quality of education.

 

На сегодняшний день большинство высших учебных заведений по всему мируактивно применяют технологии дистанционного обучения. На государственном уровне необходимость это процесса «закреплена» в нормативных документах. При этом пандемия COVID-19 по всему миру моментально актуализировала проблему качества дистанционного образования.

Поскольку в последние десятилетия сформировалось представление об образовании как о сфере услуг, производящей определенный продукт, имеющий свой потребительский адрес, категория качества в образовании обрела экономический подтекст. Под качеством вузовского дистанционного образования стоит понимать достижение посредством дистанционных образовательных технологий социально значимых результатов подготовки специалистов, в которых отражены требования всех заинтересованных субъектов, обеспечено формирование профессиональной и личностной компетентности специалиста в процессе наполненного соответствующим содержанием, организованного и реализованного вузом профессионального обучения.

Анализ научной литературы показал, что проблема оценки качества дистанционного обучения в вузе, в силу своей неоднозначности и многокомпонентности все еще остается открытой для изучения.Так исследование проблемы качества профессионального образования в педагогической теории и практике нашло отражение в трудах ученых, посвященных формированию и совершенствованию системы менеджмента качества в высшем учебном заведении (Л. Васильева, Г. Грибова, Л. Струминская, И. Филиппова, Е. Мищенко, Э. Злобин, В. Зинченко и др.), мониторингу качества профессионального обучения студентов в вузе (Н. Сорокина, Л. Хильченко, Р. Баженов, Д. Кириллова, Е. Борзов, И. Корягина, О. Вотякова, Н. Курылева и др.). Немало работ посвящено теоретико-методологическим вопросам дистанционного образования, его методике, опыту организации дистанционного образования в высшей школе (в них описаны: отношение руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, студентов к проблеме дистанционного обучения, особенности построения различных моделей дистанционного обучения, готовность студентов обучаться дистанционно, история, текущее состояние и перспективы развития данного вида обучения), однако они почти не раскрывают пути решения проблемы повышения качества дистанционного образования. Несмотря на актуальность данного направления исследования, чуть ли не единственной работой,посвященной анализусодержания и организации оценки качества дистанционного обучения в вузе, является диссертация Г. Курициной (2015)[3].

При высокой востребованности дистанционной формы обучения не определены требования к критериям качества вузовского дистанта, отсутствуют четкие рекомендации по созданию содержательной базы оценивания и контроля. Сложившаяся практика оценки и контроля качества вузовского дистанционного образования не отвечает в полной мере современным требованиям к подготовке выпускника вуза.Таким образом, проведенный анализ работ и образовательной практики по обозначенной проблеме позволили определить, что процесс развития вузовского дистанционного образования сопровождается рядом объективных противоречий:

с одной стороны, использование дистанционных образовательных технологий становится чуть ли не единственным возможным вариантом получения высшего образования, с другой, – как оказалось, вузы не готовы к полному переходу на такую форму обучения, что связано с техническими вопросами (развитие и совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение соответствующими техническими средствами и ПО; обучение профессорско-преподавательского состава работе с ними; наличие штата сотрудников, отвечающих за решение возникающих проблем технического характера в процессе обучения), и, соответственно, вопросами финансирования;

с одной стороны, отсутствие четкой и методически грамотно выстроенной, апробированной организации процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в большинстве отечественных вузов, с другой, – требования поддержания высокого качества обучения в вузе, снижение которого моментально приводит к снижению уровня подготовки студентов;

с одной стороны, необходимость соответствия требований образовательных стандартов и программ подготовки запланированным результатам освоения обучающимися вуза ООП, с другой, – отсутствие или недостаточная разработанность системы оценки дистанционного обучения в образовательной организации, низкий уровень проработки критериев и методов объективного универсального контроля достижений обучающихся;

с одной стороны, необходимость разработки содержательного и организационного аспектов дистанционного обучения в вузе, с другой, – целесообразность поиска путей преодоления негативных черт, недостатков и откровенных «минусов» применения дистанционного обучения в вузе (отсутствие личного общения с преподавателем, невозможность выстраивать отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза), выступать перед аудиторией, сравнивать промежуточные результаты своего обучения с достижениями сокурсников, отсутствие самомотивации и самодисциплины, отстраненная оценка студентом материала, обезличивание преподавателя и студентов, несамостоятельность выполнения работ обучающимися (так называемый академический деликт), различные проявления обмана и нечестности в образовательной деятельности и др.).

Проблема усугубляется еще и тем, что качество вузовского дистанционного образования в полной мере невозможно измерить или оценить непосредственно в процессе самого обучения. Полнота сформированных компетенций выпускников вузов проявляется в их дальнейшей профессиональной деятельности, что, однако, требует определенного временного промежутка.

Исходя из актуальности данного вопроса и целесообразности изучения проблемы организации оценки качества обучения в условиях дистанционного взаимодействия был осуществлен выбор цели данной статьи – сформулировать организационно-педагогические условия повышения качества вузовского дистанционного образования.

Каждое высшее учебное заведение, стремящееся закрепиться на рынке образовательных услуг, разрабатывает и внедряет систему менеджмента качества, постоянно повышая ее результативность в соответствии с требованиями стандартов и нормативных документов. При этом дистанционное обучение не является общественно признанной качественной формой получения образования. Именно потому необходимость организации дистанционного обучения в вузе как эффективной, современной, общедоступной формы получения студентами высшего образования и недостаточная разработанность системы оценки его качества в вузе побуждают ученых и дальше заниматься разработкой указанной темы.

Общеизвестно, что характерными чертами дистанционного обучения считаются гибкость, модульность, внедрение специализированных технологий и средств обучения, специализированный контроль качества образования, новая роль преподавателя (фактически тьютора), финансовая эффективность и т.д.
[2, с. 52].

Тенденции информатизации, массовой коммуникации общества третьего тысячелетия и его глобализации выдвинули новые личностные и интеллектуальные требования и к дистанционному образованию: совершенствование самостоятельности при получении образования; ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия; формирование знаний, умений и навыков, необходимых для «спланированного продвижения» в учении. Поэтому система дистанционного образования становится важнейшим элементом непрерывного образования, в котором формируется интеллектуальная готовность личности к освоению новой информации[4].

Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, будет зависеть, в первую очередь, от четырех факторов: от грамотно организованного процесса взаимодействия преподавателя и студентов, используемых в образовательном процессе педагогических технологий, способов доставки и изначальной эффективности разработанных учебно-методических материалов [5]. Однако чаще всего внедрение дистанционных технологий происходит довольно хаотично.

Таким образом, каждому вузу придётся разрабатывать и внедрять на постоянной основе систему менеджмента качества, повышая ее результативность в соответствии с требованиями нормативных документов и международных стандартов. Т.е. выработка единых нормативно-правовых норм дистанционного обучения на уровне государства, с учетом общемировых тенденций развития дистанционного образования, системы стандартизации элементов образовательной деятельности, прежде всего в части содержания и технологий образования, включая показатели системы международной стандартизации, будет являться ключевой предпосылкой для формирования системы качества вузовского дистанта.

Рассмотрим ниже совокупность организационно-педагогических условий повышения качества вузовского дистанционного образования:

– разработка и совершенствование нормативно-правовой базы на уровне отдельных вузов, определяющей критерии и показатели качества дистанционного образования, а не просто организация процесса мониторинга качества образования в вузе (поскольку организация дистанционного обучения выдвигает свои специфические требования к материально-технической базе, программномуобеспечению и т.д.);

– обеспечение процесса повышения квалификации сотрудников и организацияобученияпрофессорско-преподавательского состава вузовподготовке мультимедийного образовательного контента (с учетом понимания новой роли преподавателя в дистанционном обучении и разделения традиционных педагогических функций между педагогом-методистом – автором курсов, который наполняет образовательную среду, педагогом-организатором – интерпретатором курса (тьютором), и методистом-программистом, который должен перевести содержание подготовительного курса в электронную форму, что, как показывает практика, является проблемой не только технической. От качества деятельности программиста успех работы в целом зависит не в меньшей степени, чем от автора курса. Однако на практике их неизбежное взаимодействие порождает сложный комплекс профессиональных, методических, межличностных проблем) [1];

– обеспечение качества контента разрабатываемых и уже используемых дистанционных курсов;

– разработка соответствующих критериев оценивания учебных достижений студента и их идентификация;

– внесение кардинальных изменений в расчет объема учебной нагрузки и основных видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вузов;

– соблюдение норм авторских прав при легитимации доступа к цифровым образовательным ресурсам (электронной информационно-образовательной среде вуза, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающей освоение обучающимися ООП в полном объеме независимо от их места нахождения). Т.е. в университетах необходимо организовывать и поддерживать систему обучения преподавателей, исследователей, студентов авторскому праву в условиях цифровизации образовательного пространства.

Таким образом, превалирующий в последнее время в научных кругах подход к рассмотрению образования (в частности, дистанционного обучения) с позиций рыночных механизмов как услуги позволяет анализировать проблему качества вузовского дистанта с большими «оговорками». Внедрение дистанционного обучения в практику высшей школы чаще идет по традиционному пути опережения, когда действие образовательной системы диктуются желаниями ее организаторов, а не возможностями самой системы. Цифровая дидактика при этом должна быть основана на традиционных подходах, свойственных также дистанционной форме образования: аксиологическом, культурологическом, практико-ориентированном, деятельностном и прочих. Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском решений, направленных на разработку механизма повышения качества дистанционного обучения в вузе.

Литература

 

1. Атлас новых профессий 3.0. [Электронный ресурс] / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с. – Режим доступа: https://new.atlas100.ru (дата обращения: 02.02.2021 г.).

2. Зинченко В.О. Качество учебного процесса как основа качества высшего образования / В.О. Зинченко // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, МГОУ, 16–17 марта 2017 г.) / под ред. Е.И. Артамоновой. В 2 ч. – М.: МАНПО, 2017. – Ч. 1 – С. 179–183.

3. Курицына Г.В. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Курицына Галина Викторовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»]. – Нижний, 2015. – 319 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/soderzhanie-i-organizacija-ocenki-kachestva-distancionnogo-obuchenija-v-vuze.html (дата обращения: 28.02.2021 г.).

4. Насибуллов Р. Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ – начало ХХI вв.): монография / под общ. ред. д.п.н., проф. А. Н. Хузиахметова. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2013. – 176 с.

5. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – № 3 (26). – Т. 2. – С. 154–156. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/26/2840/ (дата обращения: 23.02.2021 г.).

 


 

УДК 372.881.111.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.062 с.)