Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура описанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процедура систематизации эмпирического материала, завершающаяся его системным и целостным изложением, называется описанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследования. В этом качестве могут выступать действующее законодательство либо исторические памятники права; правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и иная деятельность органов государства, органов местного самоуправления; отдельные правовые институты и отрасли права; правовой статус граждан и иных субъектов права; порядок реализации норм права в конкретных правоотношениях; эффективность действия норм права и др. Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем самым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причинах возникновения и развития исследуемого, о соотношении сущего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетенцию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устойчивого, необходимого и закономерного. Ограничение описания эмпирическим уровнем, однако, не умаляет его научной ценности. Во-первых, с помощью описаний вводятся в научный оборот сведения о каких-либо явлениях, событиях, имеющих определенную научную или практическую ценность. Например, сведения об исторических событиях, нормативных правовых актах, иных юридических документах, юридически значимых действиях имеют большую научную ценность, поскольку благодаря этим сведениям представляется возможным знать, что имело место в действительности и каким образом происходили те или иные события. Во-вторых, в форме описания чаще всего излагаются результаты социальных правовых исследований. В ходе таких исследований удается получить системную и научно обоснованную информацию о реализации норм права в конкретных правоотношениях, о состоянии правового сознания населения и должностных лиц, о причинах правонарушений, неэффективного действия норм права, а также иные сведения о политико-правовой практике современного общества и государства. Ценность подобной информации состоит в том, что она содержит сведения о комплексном действии исследуемого явления, его реальной связи с другими социальными правовыми факторами, которые иным путем получить нельзя. Кроме того, социальные правовые исследования являются единственно надежным способом получения достоверных сведений о состоянии правового сознания граждан и должностных лиц, их оценках действующего права, интересах, мотивах и потребностях, иных компонентах социально-психологического механизма реализации норм права. В-третьих, описание используется для изложения сведений об исследуемом предмете, содержащихся в разных источниках. Редкий правовой институт (за исключением, может быть, институтов уголовного права) в совокупности всех составляющих его норм права содержится в одном источнике, одном нормативном правовой акте. Чаще всего для уяснения его содержания приходится обращаться к ряду самых различных нормативных актов — федеральным законам, законам субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, актам иных правотворческих органов. Поэтому чтобы иметь полные и системные представления о соответствующем правовом институте, приходится действующие нормы приводить в определенную систему и описывать их в виде обзора, комментария, части монографии. В юридической литературе нередко излагаются обзоры взглядов правоведов по какой-либо проблеме правоведения или практическому вопросу, результаты сравнительного изучения зарубежного законодательства, история развития права, его отдельных компонентов. В-четвертых, описание применяется для компактного изложения основных положений какого-либо законодательного или научного источника. Подобного рода описания содержатся в рефератах, авторефератах, аннотациях, комментариях к законодательству, монографических и иных работах. Основная цель таких описаний — ознакомить заинтересованных лиц с новым законодательным актом, научной работой, раскрыть основное содержание источника, объяснить суть законодательных нововведений и порядка их реализации в конкретных отношениях. Таким образом, описание нельзя представлять как вспомогательный этап в научном познании, который поглощается другими исследовательскими процедурами. Более того, описание как процедура подлинно научного познания не сводится к механическому переложению материалов других источников. Это глубоко творческий этап научного исследования, связанный с решением таких вопросов, как выбор стиля описания, отбор фактов, отделение существенного от второстепенного, последовательность и логичность, четкость и ясность изложения материала, органическая связанность описания с другими компонентами диссертационного или монографического исследования. Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов. Сбор и анализ эмпирического материала ведется с применением методов толкования норм права, социальных правовых исследований, критики исторических источников и других методов, применяемых в правоведении для данных целей и способных обеспечить сбор достоверной, объективной информации. Сложной и ответственной предстает стадия систематизации собранных фактов. Нужно не просто собрать и последовательно изложить соответствующие сведения, а провести обстоятельный анализ собранной информации, с тем чтобы установить, что в исследуемом процессе, явлении было главным, ведущим, что составляет его суть, а что имеет случайный, второстепенный характер. В письменном тексте можно изложить только основное. Погоня за излишней детализацией, изложением частных вопросов может завуалировать главные процессы, привести к тому, что, как говорит народная мудрость, за деревьями не будет видно леса. В процессе аналитической обработки собранной информации целесообразно использовать методы аннотирования, рубрицирования и статистического обобщения. Методом аннотирования рекомендуется фиксировать наиболее важные сведения из первичного документа, обращая первостепенное внимание на суть описываемых в нем событий, явлений. Реферирование используется для более обстоятельного описания документа, научной работы, иного письменного источника. В реферате наряду с описанием сути события, явления могут отражаться и другие значимые положения. В целом реферат должен отразить основное содержание реферируемого документа, подобно тому, как автореферат диссертации дает достаточно верное представление о ее содержании. При множественности источников возникает потребность в их приведении в определенную систему. Без подобной процедуры весьма трудно запомнить все источники и содержащиеся в них высказывания о предмете исследования. Автор рискует утратить значительную часть ценной информации и в итоге описать исследуемый предмет схематично, поверхностно и неполно. В таких случаях проводится систематизация информации посредством рубрицирования и статистического обобщения. Метод рубрицирования сводится к разработке предметного классификатора. Автор подразделяет исследуемую тему на ряд вопросов и отражает каждый вопрос в классификаторе в виде отдельной рубрики. Далее во всех документах после их прочтения выделяются темы, отвечающие назначению рубрик классификатора. Таким образом, многообразная информация письменных источников оказывается систематизированной по определенным рубрикам- темам, что делает ее обозримой и удобной для последующего анализа и обобщения. Одинаковые сообщения ряда источников по одному и тому же вопросу могут быть изложены в форме общего вывода. Например, автор, анализируя законы субъектов РФ по вопросам образования, приходит к выводу, что большая их часть принята в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ и не содержит норм по вопросам, отнесенным к компетенции Федерации, что значительная часть субъектов РФ устанавливает дополнительные региональные льготы участникам образовательных отношений. Такие общие выводы позволяют «сжать» информацию и привести ее «к общему знаменателю», заменив множество положений одним. Еще большими возможностями для уплотнения информации обладает статистическое обобщение, благодаря которому удается зафиксировать устойчивые тенденции в состоянии или развитии явлений, процессов, определить их количественные и качественные характеристики, а также эмпирические связи между отдельными явлениями (факторами). К наиболее простым способам статистического обобщения, применяемого для целей описания, относят методы группировок, индексов, динамических рядов. Так, описывая криминогенную ситуацию в Российской Федерации, исследователи использовали количественные и качественные показатели состояния, структуры и динамики преступности за ряд лет, а также корреляционные связи, характеризующие интенсивность воздействия на этот процесс отдельных криминогенных факторов. В результате представилось возможным не только описать предмет исследования, но и составить прогноз развития криминогенной ситуации на последующие три года. Правила описания В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами. 1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фрагмент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описания следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответствующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету описания. По необходимости в нем рекомендуется указывать пространственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательство по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно широк. Законодательство по вопросам трудового права могут принимать и зарубежные страны, а также федеральные органы государственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования. Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать правомерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заменяется либо дополняется изложением другого вопроса или освещается лишь частично, например, когда под заголовком «Механизм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений. 2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологический материал, так или иначе связанный с решением соответствующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой исследования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии научного познания, сведенные к повторению общеизвестных положений. Овладение методологией научного познания входит в процесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентировано на изложение его сущности и содержания. Необходимость соблюдения данного требования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются настолько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертвовать деталями, обратив первостепенное внимание на главное. Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании деталей, не имеющих непосредственного доказательственного значения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В работу включается все то, что может быть полезным в деле обоснования новизны исследования. В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читателей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного. 3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и проводиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой деятельности государства тем и отличается от публицистики, что правоведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в частности, не называют Председателя Государственной Думы спикером, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и является необходимым условием правильного понимания описания другими авторами. 4. Описание должно быть объективным. Исследователь не вправе приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия законов, правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства, автор должен не только провести анализ действующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального толкования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, которые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предлагаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный заблуждений вариант описания. 5. Объективность, обоснованность описаний необходимо подтверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом: 6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию; 7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществивших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссылку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные. Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсылок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убедительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, могут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел. В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических противоречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и удалить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации полно и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он приходит к выводу, что в Российской Федерации действует пять властей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.013 с.) |