Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура правового исследования как формы развития правовой науки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Динамический аспект правовой науки проявляется в правовых исследованиях, т. е. познавательной деятельности, осуществляемой учеными-юристами в целях получения новых знаний об объекте и предмете данной науки. При этом познавательная научная деятельность представляет собой единство действия и его результата. По своей сути деятельность означает активные действия. Однако обоснованные выводы о том, была деятельность подлинно научной или ее имитацией, можно сделать лишь по ее результатам. Соответственно и в нашей работе, раскрывая сущностные признаки научного правового исследования, приходится говорить не столько о самой деятельности, сколько о ее результатах. Основное предназначение научной деятельности, таким образом, видится в том, чтобы выявлять и восполнять имеющиеся пробелы науки, развивать ее содержание вширь и вглубь. Прогрессивное развитие общества предопределяет необходимость постоянного совершенствования государства и права как важнейших средств управления его делами и обеспечения стабильного правопорядка. Поиск путей и способов приведения государства и права в соответствие с постоянно меняющимися задачами и основными направлениями развития общества ведется учеными-правоведами. Непосредственно на них возлагается задача раскрывать закономерности функционирования и развития государства и права в новых, конкретно-исторических условиях бытия общества и на этой основе готовить научно обоснованные предложения по совершенствованию политико-правовой практики, повышению роли государства и права в решении актуальных задач общества. В современных условиях, когда правовая наука представляет собой развитую систему знаний о государстве и праве, конкретных формах их бытия и закономерностях функционирования и развития, процесс получения новых теоретических знаний представляет собой довольно сложную познавательную задачу. Она решается в ходе мыслительной деятельности высокопрофессиональных специалистов-юристов, осуществляемой с творческим применением теоретических и исторических знаний о государстве и праве, а также методов научного познания. Обыденная и иные формы ненаучного знания о государстве и праве ни при каких условиях не способны подняться до уровня научного теоретического познания, поэтому их необходимо четко и последовательно отличать от всех видов правовых исследований. Как особая форма отражения реально существующего мира научное познание государства и права отличается от обыденного, а также от профессионального юридического и публицистического познания следующими признаками: 1) целями познания; 2) способами познания; 3) способами обоснования достоверности полученных знаний; 4) новизной. В отличие от обыденного познания, в котором решающую роль играет чувственное познание, а его результаты ограничиваются непосредственным восприятием наблюдаемых политико-правовых явлений и процессов, научное познание ведется рациональным путем с применением понятийного аппарата науки. Понятия и категории правоведения составляют основу мыслительной деятельности юристов и выступают основным средством их профессионального общения, поскольку в форме категорий и понятий фиксируются существенные признаки правовых явлений и процессов, а также их закономерные связи. Широкое применение категорий и понятий правовой науки сопровождает все стадии научного познания, в том числе сбор, оценку и описание эмпирических фактов, процессы познания содержания, сущности и закономерных связей политико-правовых явлений и процессов. Кроме того, обыденное познание пол итико-правовых явлений и процессов ведется по преимуществу с применением самых примитивных познавательных средств, например, толкование норм права ограничивается воспроизведением буквального текста нормативных правовых актов. Научное же познание права неизменно предполагает применение методов научного познания. Благодаря творческому применению этих методов обеспечивается получение новых достоверных эмпирических и теоретических знаний. Даже традиционное для юристов толкование норм права осуществляется с применением специально разработанных для этих целей методов толкования, позволяющих верно понимать смысл норм пра ва и устанавливать выраженную в них действительную волю правотворческого органа. Более сложным предстает соотношение двух форм познания — профессионального и научного юридического, имеющих ряд сходных черт. В частности, обе формы в равной мере применяют понятийный аппарат правовой науки и даже определенную часть методов научного познания. Так, методы толкования норм права могут быть использованы как в научных, так и в практических целях, поскольку иным путем познать смысл действующих норм права не представляется возможным. В результате научное и практическое познание толкования норм права характеризуется одинаковыми результатами. Эмпирические исследования, проведенные на должном в методологическом отношении уровне, приводят к одним и тем же знаниям, независимо от того, кто был их исследователем — ученый или практический работник. Все знания такого рода способствуют развитию эмпирического базиса науки и поэтому являются научными, несмотря на то, что, проводя эмпирические исследования, практический работник преследовал сугубо практические цели выявить реальное положение дел, например ошибки, которые допускают суды при рассмотрении той или иной категории дел, что мешает норме права действовать эффективно. Поэтому провести четкую границу между эмпирическими исследованиями, проведенными учеными-юристами и практическими работниками, не представляется возможным. Научные результаты таких исследований оказываются тождественными и могут быть в равной мере использованы как в практических, так и в научных целях. Точную границу удается провести лишь на уровне теоретических исследований и актов эмпирического познания, осуществляемых практическими работниками. Критерием же разграничения выступает такой их признак, как цели познания. Практическое познание осуществляется в целях решения конкретных проблем правотворческой, правоохранительной или правоприменительной деятельности, например оценки качества подготовленного проекта нормативного правового акта и решения вопроса о возможности его одобрения, принятия при вынесении судебным органом приговора, иного решения по уголовным и гражданским делам, а также в целях разработки мер борьбы с преступностью и т. д. Научное же познание ориентировано на иные цели — на формирование теоретических знаний о государстве и праве, на дальнейшее обогащение, совершенствование наличных знаний правовой науки. Таким образом, целевая направленность познавательных актов позволяет весьма четко и последовательно отличать научные теоретические исследования от эмпирических познавательных актов в сфере предметно-практической деятельности правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. К настоящему времени назрела необходимость в проведении четкой границы между научными исследованиями и публицистическими работами по вопросам государства и права. Особенно часто такими вопросами увлекаются журналисты, писатели, да и сами юристы не чураются этого жанра. Тем не менее независимо от того, кто выступает автором публицистического произведения — юрист или иной специалист, оно не входит в число научных работ. В публицистическом произведении основной акцент делается на описании тех или иных событий, явлений, процессов с использованием литературных приемов, с тем чтобы привлечь внимание как можно более широкого круга читателей к поднятым в произведении проблемам. Однако в публицистической литературе крайне редко используются приемы обоснования, аргументирования положений, выводов по канонам и правилам науки. Существует лишь строгое правило, что автор излагает правду и только правду. Однако, как говорилось ранее, в науке ни одно положение не воспринимается на веру, а должно быть надлежащим образом аргументировано. Поэтому публицистические работы, не соответствующие ведущему принципу науки — аргументированности положений, выводов, не могут быть причислены к научным юридическим публикациям. Таким образом, научное юридическое исследование понимается как познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно обоснованных, рациональных знаний по предмету или объекту правовой науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.01 с.) |