Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона, иного нормативного правового акта, предложений по совершенствованию действующего законодательства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новизна прикладных правовых исследований определяется сферой их применения. Новизна прикладных исследований в сфере правотворчества и правоприменения выражается в трех видах: 1) рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения; 2) концепции закона, иного нормативного правового акта; 1) проекта закона либо иного нормативного правового акта. Названные исследования предстают конкретным результатом осуществления одной из основных функций общей теории права и правоведения: давать глубокое научное обоснование юридической практики, органично внедрять теорию в практическую, предметную деятельность. Однако новизна в данном случае относится не к новому теоретическому знанию, а к конкретным знаниям, связанным с воплощением достижений науки в практическую деятельность. Следует отметить, что предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения, сформулированные учеными-юристами, а также подготовленные ими проекты законов, иных нормативных правовых актов не обладают новизной научного знания, а представляют собой разновидность конструкторских решений, направленных на совершенствование политико-правовой практики. Нормы права, их действие, равно как и по- литико-правовая деятельность — все это сама непосредственная практика, реальная жизнь, и потому процесс творения правовых и иных социальных нормативов входит в сферу предметно-практической деятельности общества. Ученые-юристы, предлагая свои варианты совершенствования действующего законодательства, таким образом, выступают в роли социальных инженеров и конструкторов. На основе имеющихся научных, теоретических знаний они приходят к выводу о необходимости изменения наличной политико-правовой практики и разрабатывают образцы, варианты новых, более совершенных норм права, иных правовых явлений и процессов, т. е. выступают в роли проектировщиков, конструкторов новых социальных правовых институтов, общества, обеспечивают его новыми, более совершенными правовыми средствами предметно-практической деятельности. В юридической литературе и сегодня бытует мнение о законотворческой и иной правотворческой деятельности как разновидности научной, теоретической деятельности. Российские правоведы еще не отказались полностью от представлений советских теоретиков права о том, что правотворческое познание не имеет каких-либо принципиальных отличий от научного познания вообще. Между тем признавая наличие тесной взаимосвязи между общей теорий права, юридической наукой и правотворчеством, нельзя не видеть принципиального отличия научного, теоретического познания права от процессов проектирования законов и подготовки предложений по совершенствованию законодательства. Правотворческий орган, безусловно, должен стремиться к тому, чтобы его нормативно-правовые установления максимально полно соответствовали объективным закономерностям. Но эта задача правотворческим органом решается не за счет самостоятельного теоретического поиска таких закономерностей, а за счет использования наличных теоретических знаний, добытых учеными- юристами в ходе специальных исследований. Соответственно и предложения по совершенствованию норм права, которые формулируют ученые-юристы, также являются видом прикладной научной деятельности, который основывается на полученных ими теоретических знаниях, но сами по себе содержат лишь новизну на уровне конструкторского, а не научного решения. Концепции законопроектов состоят из двух частей: обзора научных положений, выводов по предмету проектируемого закона и конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства. Новизна предложений по совершенствованию законодательства, как говорилось выше, представляет собой новизну оригинальных конструкторских решений. Обзор теоретических положений, содержащихся в концепции, содержит новизну на уровне систематизации имеющихся в юридической литературе положений о сущности и содержании правовых институтов, составляющих предмет законопроекта. Подобная систематизация обладает, таким образом, новизной, присущей научным прикладным исследованиям. Новизной на уровне систематизации имеющихся научных теоретических положений могут характеризоваться также учебники и учебные пособия, используемые в сфере профессионального юридического образования. Их основная цель — в ясном, логически последовательном и системном изложении имеющихся в юридической литературе достижений в соответствующей отрасли права применительно к целям обучения и получению студентами необходимых для профессиональной деятельности знаний. Авторы учебников и учебных пособий не проводят специальных теоретических исследований по предмету исследования, а самым добросовестным образом систематизируют в максимально четкой и ясной форме результаты исследований, проведенных ими лично либо другими учеными юристами. Например, академик Л. Д. Ландау по поводу подготовленного им совместно с академиком Е. М. Лифшицем курса теоретической физики говорил: «Здесь нет ни одного слова Ландау и ни одной мысли Лившица». Тем самым Л. Д. Ландау признавал, что при написании курса Е. М. Лифщиц использовал его теоретические идеи, разработки, но изложил их более ясно и четко, чем это было сделано самим Л. Д. Ландау в его работах. Конечно, автор учебника или учебного пособия может включить в него какие-либо новые, еще не публиковавшиеся им теоретические положения, однако подобных фрагментов может быть не так уж много, и, кроме того, их наличие не всегда влечет улучшение учебника. Таким образом, новизна учебника — это новизна прикладного уровня, выраженная в форме систематизированного изложения, обобщения известных в науке теоретических положений и эмпирических фактов для учебных целей. Наличие в учебнике новых теоретических положений, сформулированных лично его автором, означает, что в этой части учебник характеризуется новизной теоретического уровня, но это все же исключение из правила, нежели само правило. Действительной формой теоретических знаний выступает научная монография, а не учебная литература. Новизной прикладных знаний характеризуются положения, сформулированные в государственных стандартах юридического профессионального образования и учебных программах, ибо все они представляют собой ту или иную информацию о состоянии теоретических и эмпирических знаний в правовой науке. Прикладные исследования в форме обзоров, библиографических описаний юридической литературы, рецензий, рефератов содержат сведения об имеющихся в юридической литературе положениях, выводах, публикациях по той или иной проблеме либо оценку достоинств и недостатков рецензируемых работ. При этом нередко обращается внимание на те недостатки, которые также присутствуют в соответствующих работах. Например, говорится, что выводы имеют проблематичный характер, либо не соответствуют общим принципам правовой науки, отдельной отрасли права, либо являются недостаточно достоверными. Все это свидетельствует о том, что все прикладные исследования в сфере правовой науки содержат новизну только на эмпирическом уровне. К прикладным относятся высказывания, связанные с постановкой и обоснованием научной проблемы. Проблема как форма научного знания имеет широкое распространение в правовой науке. В современных условиях российские правоведы ставят и обосновывают весьма широкий комплекс проблем, связанных с разработкой надежных гарантий прав и свобод личности, повышением роли права и закона в системе социальных регуляторов, укреплением законности и правопорядка в обществе. Правильно поставленная научная проблема оказывает заметное влияние на развитие правовой науки, выявляя ее пробелы, обосновывая необходимость их оперативного устранения и мобилизуя усилия правоведов на разработку наиболее важных направлений научных исследований. В то же время следует осознавать, что факт констатации научной проблемы есть эмпирическое знание, содержащее утверждение о том, что в системе наличного научного знания имеется пробел. Именно этот смысл заложен в расхожем определении проблемы как «знания о незнании». Иной новизны она не имеет. Если же суждения, констатирующие наличие проблемы, дополняются какими-либо гипотетическими предположения, эти предположения имеют иную природу научного знания, являются гипотезами, гипотетичными суждениями. Следовательно, прикладные исследования в сфере правовой науки, проводимые в целях систематизации, оценки, выявления пробелов правовой науки, имеют эмпирический характер. Научное же их значение выражается в формировании информационной базы, облегчающей ознакомление ученых-правоведов с научными положениями, выводами, изложенными в опубликованных другими авторами работах, либо информирующей об имеющихся нерешенных актуальных проблемах правовой науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.006 с.) |