Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие процедуры научно-правового исследования как деятельности, направленной на получение новых эмпирических или теоретических знаний.

Поиск

Научное исследование состоит из пя­ти взаимосвязанных стадий: 1) целеполагания; 2) подготовитель­ной; 3) эмпирической; 4) теоретической; 5) изложения и опубли­кования результатов исследования. Каждая из названных стадий, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, направленное на решение нескольких исследовательских задач.

Так, эмпирическая стадия социального правового исследова­ния призвана обеспечить получение достоверной репрезентатив­ной информации о состоянии исследуемого политико-правового явления, процесса, например о результативности действия отдель­ного правового института, состоянии правового сознания населе­ния, особенностях правовых установок правонарушителей. Эта ге­неральная задача стадии подразделяется на пять исследователь­ских задач: 1) сбор достоверной и репрезентативной информации об объекте исследования; 2) обобщение полученной информации; 3) описание обобщенной информации; 4) объяснение полученной информации; 5) изложение итоговых результатов исследования. Решение каждой задачи протекает в форме соответствующей ей исследовательской процедуры.

Первая задача исследования — сбор достоверной и репрезента­тивной информации — осуществляется посредством опроса насе­ления по стандартной анкете, интервьюирования экспертов, ана­лиза письменных источников. Обобщение полученной информа­ции ведется с применением методов статистики и современной вычислительной техники. Задача описания итогов обобщения реа­лизуется точным и детальным их изложением в письменном виде в произвольной форме либо в форме статистических таблиц, гра­фиков, диаграмм. Задача объяснения обобщенных данных реали­зуется дедуктивным путем, посредством их подведения под суще­ствующие в правовой науке теоретические положения, принципы и установления степени соответствия этих данных наличным тео­ретическим знаниям. Результаты объяснения излагаются сообраз­но требованиям жанра рукописной работы или соответствующей научной публикации.

Аналогичным образом характеризуется соотношение исследо­вательских задач и научных процедур на других стадиях научного исследования. В результате научное исследование предстает сложным системным образованием, состоящим из достаточно развитой совокупности исследовательских процедур, которым присущи три сущностных, характерных признака. Исследователь­ские процедуры, во-первых, обладают относительной самостоя­тельностью в рамках всего исследования, во-вторых, реализуются посредством применения присущих им методов научного позна­ния и, в-третьих, находятся в тесной органической связи со сле­дующими за ними исследовательскими процедурами.

Исследовательская процедура — это не любая произвольно взя­тая часть исследования, а такая его часть, которая обладает опре­деленной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокуп­ного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.

Ни одна из таких процедур не имеет права на ошибку, на полу­чение недостоверной, необоснованной информации, поскольку наука тем и отличается от форм ненаучного знания, что она на всех своих уровнях генерирует только достоверные, рациональные знания. Знания, не соответствующие этим требованиям, могут быть какими угодно — мифологическими, религиозными и т. д., но только не научными.

Исследовательская процедура, будучи органичной автономной частью исследования, обладает его общими признаками: имеет свой объект, осуществляется с применением соответствующих ме­тодов научного познания и обеспечивает получение знаний, без которых дальнейшее продвижение к конечным результатам иссле­дования невозможно.

Объектом исследовательской процедуры чаще всего выступает результат предшествующей ей в познании процедуры. Лишь на­чальная процедура исследования имеет выход на непосредствен­ную действительность, политико-правовую практику. Так, в при­веденном выше примере объектом процедуры сбора информации выступает непосредственная реальная жизнь, практика. Основная же задача этой процедуры состоит в сборе не любой, а только дос­товерной информации. Обобщение имеет объектом единичные факты, полученные в ходе сбора эмпирической информации, и не способно исправить познавательные ошибки, допущенные в про­цессе сбора первичной информации. Объектом процедуры описа­ния предстают результаты процедуры обобщения и т. д. Процесс познания последовательно восходит от одних результатов к дру­гим, чтобы придать им необходимую, отвечающую предмету ис­следования форму эмпирических или теоретических знаний, а за­тем посредством опубликования перевести индивидуальные зна­ния на уровень общественных, публичных.

Коль скоро каждая исследовательская процедура обязана обес­печить получение только достоверных, обоснованных знаний, то ее проведение не осуществляется в произвольной субъективной форме, а детерминируется определенными методологическими правилами, составляющими содержание общих, специальных и частноправовых методов познания. Каждой исследовательской процедуре соответствует свой набор методов научного познания.

Так, процедура сбора эмпирической информации располагает богатым арсеналом методов, творческое применение которых обеспечивает получение достоверных единичных фактов: это ме­тоды толкования норм права, анкетирования, опроса экспертов, социального правового эксперимента, анализа письменных ис­точников и др. Для обобщения эмпирической информации ис­пользуются статистические и математические методы. С примене­нием метода восхождения от абстрактного к конкретному прово­дится процедура, завершающая процесс теоретического познания предмета правовой науки посредством сведения разрозненных теоретических знаний в целостную систему, теорию.

Благодаря используемым методам процесс познания становит­ся упорядоченным, детерминированным, осуществляемым по оп­ределенным правилам, в определенном порядке, т. е. приобретает вид процессуально регламентированной деятельности, особой по­знавательной процедуры. Именно признание познавательной дея­тельности упорядоченной, регламентируемой и позволяет опреде­лять ее как научную процедуру. В то же время применяемые мето­ды не освобождают исследователя от обязанности самостоятельно и творчески вести поиск путей применения общих, абстрактных принципов применительно к специфике исследуемого объекта.

Исследователь обязан исполнить соответствующее методологи­ческое правило, он не может его игнорировать, но механизм, осо­бенности его применения обязан определять самостоятельно. Ис­тория науки показывает, что все методы научного познания со­держат верные методологические требования и правила, ошибки же в познании возникают по причине неверного применения этих правил. И не случайно значительная часть критических замеча­ний, высказываемых в юридической литературе, мотивируется не­верным применением того или иного методологического правила либо принципа.

Существенным признаком исследовательской процедуры явля­ется ее тесная связь с другими исследовательскими процедурами. Эта связь является иерархической и выражается в том, что каждая исследовательская процедура может проводиться на определен­ной стадии научного познания и только на этом уровне способна давать плодотворные результаты. Конкретное место исследова­тельской процедуры в познании определяется объектом позна­ния, который, как уже говорилось, представляет собой результат предшествующей процедуры. В свою очередь, результаты позна­ния данной процедуры выступают исходным пунктом следующей исследовательской процедуры. Например, стадия обобщения эм­пирической информации не может проводиться ранее, чем будут собраны достоверные единичные факты, но и процесс объясне­ния обобщенных и статистических фактов не может предварять стадию обобщения исследуемых фактов. Поэтому в научном по­знании важно не только верно провести исследовательскую про­цедуру, получить достоверные научные знания, но и поставить ее в надлежащую иерархическую связь, определяемую логикой науч­ного познания, движением мысли от непосредственного созерца­ния к абстрактному мышлению.

Таким образом, научная процедура представляет собой относи­тельно самостоятельную часть научного исследования, осуществ­ляемую в методологически детерминируемой форме и направлен­ную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализа­ция — необходимое условие успешного проведения научного ис­следования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, фор­мулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.

28. Понятия и их дефиниции (определения). Правила определения правовых (юридических) понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.006 с.)