Перечень контрольных вопросов к экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень контрольных вопросов к экзамену



Перечень контрольных вопросов к экзамену

Аргументация как процедура научно-правового исследования.

Под аргументацией понимается процедура обоснования досто­верности (истинности) какого-либо научного положения (утверж­дения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки.

Поскольку обоснование истинности научных, и прежде всего теоретических положений зачастую имеет сложный, противоречи­вый, а в ряде случаев — и длительный характер, то допускаются два уровня обоснования истинности положения — полное и час­тичное. При полном обосновании достигается уверенность в том, что соответствующее положение является истинным. Все возмож­ные аргументы, порождающие сомнения в истинности этого по­ложения, изучены и отвергнуты. Частичное обоснование характе­ризуется тем, что имеются определенные свидетельства как в пользу признания положения истинным, так и против. Поэтому процесс аргументации признается частичным, а обоснованное им положение — гипотезой.

В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или ос­нования, и демонстрацию.

Тезис аргументации — это эмпирическое или теоретическое по­ложение, которое требуется обосновать. В эмпирическом положе­нии что-либо утверждается или отрицается относительно единич­ного или обобщенного факта, полученного методом индукции. Теоретическое положение представляет собой утверждение или отрицание какого-либо общего признака, связи, иного компонен­та, присущего всем явлениям без исключения. Это может быть оп­ределение понятия, утверждение о наличии или об отсутствии у явления соответствующих признаков, элементов, связей, о качест­венном и количественном состоянии явления, его содержании, сущности, структуре и др.

Предметом обоснования выступает прежде всего новое, «от­крытое» автором положение (утверждение). Без этой процедуры любое, даже самое плодо­творное научное положение, способное ознаменовать новый этап в развитии науки, остается лишь догадкой, результатом интуитив­ного озарения познающего субъекта.

Вполне возможно, что «открытое» автором положение не явля­ется принципиально новым. Утверждение о том, что всякое но­вое — это давно забытое старое, не лишено смысла. Однако для признания какого-либо утверждения тезисом аргументации не имеет значения вопрос о приоритете открытия. Тезисом аргумен­тации может выступать и наличное, известное в науке, литературе положение, если автор желает дать ему новую, более глубокую ар­гументацию либо просто заблуждается относительно его новизны.

Тезис аргументации должен удовлетворять следующим требо­ваниям.

1. Тезисом следует брать суждение, истинность которого хотя и имеет вероятностный характер, нуждается в доказательстве, тем не менее предполагается. Отсутствие фактической базы данных не позволяет формировать тезис как утверждение. В этом случае он может быть прогнозом, проектом, фантазией, фикцией....Основания доказательства тезиса берутся не произвольно, а про­истекают из названного отношения, референции. В соответствии с этим сама процедура демонстрации заключается в превращении неявных оснований тезиса в явные, очевидные, сформулирован­ные, полные и достаточные».

2. Тезис может быть суждением о каких-либо реальных проти­воречиях, но сам не должен содержать логических противоречий. Реальные, объективные противоречия являются неотъемлемым компонентом социальной правовой реальности, признаются ис­точником ее развития и поэтому научные положения, утверж­дения, опосредствующие эти противоречия, нуждаются в научном обосновании не в меньшей степени, чем все другие научные суж­дения. Иное дело логические противоречия, порожденные дефектами мыслительной деятельности. Таковы, например, утверждения о том, что безвиновная ответственность владельца источника повы­шенной опасности за вред, причиненный источником, представ­ляет собой вид юридической ответственности, а юридические обя­занности государственных служащих одновременно являются и их субъективными правами. Безвиновная ответственность не может выступать видом юридической ответственности, поскольку по­следняя по своему определению применяется только к лицам, со­вершившим виновное противоправное деяние. Теория права чет­ко и последовательно различает субъективные права и юридиче­ские обязанности и не допускает ситуаций, при которых эти два качественно различных правовых явления совпадали бы по своему содержанию. Истинность тезиса, содержащего логическое противоречие, нельзя обосновать, не вступая в противоречие с самой объектив­ной реальностью. Поэтому прежде чем приступать к обоснованию тезиса, желательно придать ему безупречную с точки зрения логи­ки форму.

3. Безупречной должна быть и языковая форма тезиса аргумен­тации: его следует излагать четко и ясно, т. е. в соответствии с ли­тературными нормами языка, избегая по возможности иностран­ных слов и малоупотребительных терминов, не допуская дву­смысленных и многозначных выражений. Особой четкости в определении требует совокупность явлений и процессов, о кото­рых идет речь в тезисе.

4. Тезис нельзя менять в процессе аргументирования. Это тре­бование вытекает из закона тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Несоблюдение этого требования приведет к подмене одного тезиса другим и в конечном счете к тому, что обоснованным ока­жется не исследуемый, а какой-то иной тезис.

5. Аргументы, или основания аргументации, — это научные поло­жения, используемые в процессе аргументации. Данные положе­ния могут быть как эмпирическими, так и теоретическими. В про­цессе аргументации правовых положений, выводов успешно ис­пользуются не только положения правовой науки, но и других наук, в том числе философии, специальных неюридических наук (политологии, социальной психологии, экономики, статистики, математики и др.), логики и методологии научного познания.

Любое научно обоснованное положение может быть использо­вано для обоснования других положений, если оно удовлетворяет следующим требованиям.

1. Аргументами могут выступать только обоснованные полно­стью или частично научные положения, а не догадки или мифилогические, религиозные или иные положения.

2. Аргументы должны быть релевантными по отношению к те­зису и вносить соответствующий вклад в его обоснование.

3. Обоснование тезиса может проводиться с помощью эмпири­ческих или теоретических положений, полученных непосредст­венно в ходе исследования.

4. Эмпирические аргументы должны соответствовать той ста­дии в развитии исследуемого явления, которая выступает объек­том научного анализа.

Демонстрация представляет собой способ логической связи те­зиса с приведенными для его обоснования аргументами. В процес­се аргументации вначале формулируется тезис, а затем начинается поиск аргументов, способных обеспечить его полное или частич­ное обоснование. Когда та или иная совокупность аргументов най­дена, логическая связь между ними и тезисом определяется в соот­ветствии с правилами логики. Строжайшее соблюдение всех логи­ческих правил дает уверенность в том, что истинность аргументов обеспечивает истинность тезиса. Нарушение какого-либо логиче­ского правила негативно сказывается на результатах аргумента­ции: тезис получает неполное обоснование либо вовсе оказывается необоснованным, сохраняя статус научной догадки.

Описание как процедура научно-правового исследования.

Правила описания

В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами.

1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фраг­мент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описа­ния следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответст­вующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету опи­сания. По необходимости в нем рекомендуется указывать про­странственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательст­во по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно ши­рок. Законодательство по вопросам трудового права могут прини­мать и зарубежные страны, а также федеральные органы государ­ственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования.

Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать право­мерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заме­няется либо дополняется изложением другого вопроса или осве­щается лишь частично, например, когда под заголовком «Меха­низм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений.

2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологиче­ский материал, так или иначе связанный с решением соответст­вующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой иссле­дования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии на­учного познания, сведенные к повторению общеизвестных поло­жений. Овладение методологией научного познания входит в про­цесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентирова­но на изложение его сущности и содержания. Необходимость со­блюдения данного требования обусловлена несколькими обстоя­тельствами.

Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются на­столько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертво­вать деталями, обратив первостепенное внимание на главное.

Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании де­талей, не имеющих непосредственного доказательственного зна­чения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В ра­боту включается все то, что может быть полезным в деле обосно­вания новизны исследования.

В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читате­лей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного.

3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и про­водиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой дея­тельности государства тем и отличается от публицистики, что пра­воведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в част­ности, не называют Председателя Государственной Думы спике­ром, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и явля­ется необходимым условием правильного понимания описания другими авторами.

4. Описание должно быть объективным. Исследователь не впра­ве приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия зако­нов, правотворческой и правоприменительной деятельности орга­нов государства, автор должен не только провести анализ дейст­вующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального тол­кования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, кото­рые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предла­гаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный за­блуждений вариант описания.

5. Объективность, обоснованность описаний необходимо под­тверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом:

6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию;

7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществив­ших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссыл­ку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные.

Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсы­лок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убе­дительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, мо­гут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел.

В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических проти­воречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и уда­лить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации пол­но и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он прихо­дит к выводу, что в Российской Федерации действует пять вла­стей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви.

Функции юридической науки.

Правовая наука, будучи необходимым социокультурным ин­ститутом современного гражданского общества, взаимодействует с самыми различными сферами общества — современными право­выми системами и механизмами государства, научными исследо­ваниями, политико-правовой практикой и сферой образования.

Как говорилось выше, взаимодействие юридической науки с правовыми системами и механизмами государства выражается в том, что юридическая наука содержит наиболее полные, систем­ные и глубокие знания о закономерностях и формах возникнове­ния, функционирования и развития названных явлений. Именно правовая наука берет на себя обязанность устанавливать законо­мерный ход развития в массе самых разнообразных, противоречи­вых, исторически преходящих явлений и процессов. Наличный теоретический арсенал правовой науки выступает гарантом и дей­ственным средством ее дальнейшего развития, а также совершен­ствования политико-правовой практики, юридического образова­ния и правового воспитания населения.

Вся совокупность имеющихся научных знаний о государстве и праве выступает исходным основанием дальнейших правовых ис­следований. Опираясь на достоверные знания о государстве и праве, ученый-правовед весь свой творческий потенциал направ­ляет на изучение еще нерешенных проблем правовой науки и тем самым значительно убыстряет процесс их позитивного реше­ния. Правовая наука оказывает решающее воздействие на все стороны политико-правовой практики тем, что содержит научно обоснованные решения путей и способов дальнейшего совер­шенствования политико-правовой практики, а ее положения и выводы выступают основой эффективного законотворчества и правотворчества, правоприменительной и иной юридически зна­чимой деятельности. Правовая наука составляет также основу и цель юридического профессионального образования. Ее положе­ния и выводы формируют содержание учебных курсов, дисцип­лин, а наличие глубоких теоретических знаний о праве и госу­дарстве — необходимое условие государственной аттестации вы­пускников юридических образовательных учреждений и выдачи им диплома государственного образца. Не менее значима роль правовой науки в деле воспитания всех членов гражданского об­щества в духе уважения прав и свобод других лиц и неукосни­тельного соблюдения и исполнения действующих в обществе за­конов и иных нормативных правовых актов.

Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы гражданского общества понимаются как функции. В соот­ветствии со сферами общества, на которые влияет правовая наука, выделяются функции: познавательная, теоретико-методологиче­ская, практическая, идеологическая, социально-культурологиче­ская.

Познавательная функция выражается в том, что правовая наука изучает и выражает в форме категорий, понятий конкретно-исто­рические формы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития.

Теоретико-методологическая функция правовой науки характе­ризуется тем, что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследова­ний проблем данной науки, обеспечивают получение новых дос­товерных знаний о политико-правовых явлениях и процессах.

Практическая функция выражается в глубоком научном обос­новании правовой наукой политико-правовой практики, форму­лировании учеными-правоведами конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, а также деятельности государства, его органов.

Идеологическая функция определяется тем, что положения, вы­воды правовой науки используются политическими партиями в целях формирования своих политико-правовых воззрений отно­сительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной вла­сти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей го­сударственной партии.

Социально-культурологическая функция выражается в обеспече­нии членов гражданского общества и органов государства необхо­димой им правовой информацией.

Функции правовой науки с учетом особенностей сферы, в ко­торой они действуют, характеризуются определенной спецификой в формах и методах их реализации и соответственно результатах воплощения, выражения в реальной действительности.

 

Перечень контрольных вопросов к экзамену



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.019 с.)