Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень контрольных вопросов к экзамену↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перечень контрольных вопросов к экзамену Аргументация как процедура научно-правового исследования. Под аргументацией понимается процедура обоснования достоверности (истинности) какого-либо научного положения (утверждения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки. Поскольку обоснование истинности научных, и прежде всего теоретических положений зачастую имеет сложный, противоречивый, а в ряде случаев — и длительный характер, то допускаются два уровня обоснования истинности положения — полное и частичное. При полном обосновании достигается уверенность в том, что соответствующее положение является истинным. Все возможные аргументы, порождающие сомнения в истинности этого положения, изучены и отвергнуты. Частичное обоснование характеризуется тем, что имеются определенные свидетельства как в пользу признания положения истинным, так и против. Поэтому процесс аргументации признается частичным, а обоснованное им положение — гипотезой. В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или основания, и демонстрацию. Тезис аргументации — это эмпирическое или теоретическое положение, которое требуется обосновать. В эмпирическом положении что-либо утверждается или отрицается относительно единичного или обобщенного факта, полученного методом индукции. Теоретическое положение представляет собой утверждение или отрицание какого-либо общего признака, связи, иного компонента, присущего всем явлениям без исключения. Это может быть определение понятия, утверждение о наличии или об отсутствии у явления соответствующих признаков, элементов, связей, о качественном и количественном состоянии явления, его содержании, сущности, структуре и др. Предметом обоснования выступает прежде всего новое, «открытое» автором положение (утверждение). Без этой процедуры любое, даже самое плодотворное научное положение, способное ознаменовать новый этап в развитии науки, остается лишь догадкой, результатом интуитивного озарения познающего субъекта. Вполне возможно, что «открытое» автором положение не является принципиально новым. Утверждение о том, что всякое новое — это давно забытое старое, не лишено смысла. Однако для признания какого-либо утверждения тезисом аргументации не имеет значения вопрос о приоритете открытия. Тезисом аргументации может выступать и наличное, известное в науке, литературе положение, если автор желает дать ему новую, более глубокую аргументацию либо просто заблуждается относительно его новизны. Тезис аргументации должен удовлетворять следующим требованиям. 1. Тезисом следует брать суждение, истинность которого хотя и имеет вероятностный характер, нуждается в доказательстве, тем не менее предполагается. Отсутствие фактической базы данных не позволяет формировать тезис как утверждение. В этом случае он может быть прогнозом, проектом, фантазией, фикцией....Основания доказательства тезиса берутся не произвольно, а проистекают из названного отношения, референции. В соответствии с этим сама процедура демонстрации заключается в превращении неявных оснований тезиса в явные, очевидные, сформулированные, полные и достаточные». 2. Тезис может быть суждением о каких-либо реальных противоречиях, но сам не должен содержать логических противоречий. Реальные, объективные противоречия являются неотъемлемым компонентом социальной правовой реальности, признаются источником ее развития и поэтому научные положения, утверждения, опосредствующие эти противоречия, нуждаются в научном обосновании не в меньшей степени, чем все другие научные суждения. Иное дело логические противоречия, порожденные дефектами мыслительной деятельности. Таковы, например, утверждения о том, что безвиновная ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причиненный источником, представляет собой вид юридической ответственности, а юридические обязанности государственных служащих одновременно являются и их субъективными правами. Безвиновная ответственность не может выступать видом юридической ответственности, поскольку последняя по своему определению применяется только к лицам, совершившим виновное противоправное деяние. Теория права четко и последовательно различает субъективные права и юридические обязанности и не допускает ситуаций, при которых эти два качественно различных правовых явления совпадали бы по своему содержанию. Истинность тезиса, содержащего логическое противоречие, нельзя обосновать, не вступая в противоречие с самой объективной реальностью. Поэтому прежде чем приступать к обоснованию тезиса, желательно придать ему безупречную с точки зрения логики форму. 3. Безупречной должна быть и языковая форма тезиса аргументации: его следует излагать четко и ясно, т. е. в соответствии с литературными нормами языка, избегая по возможности иностранных слов и малоупотребительных терминов, не допуская двусмысленных и многозначных выражений. Особой четкости в определении требует совокупность явлений и процессов, о которых идет речь в тезисе. 4. Тезис нельзя менять в процессе аргументирования. Это требование вытекает из закона тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Несоблюдение этого требования приведет к подмене одного тезиса другим и в конечном счете к тому, что обоснованным окажется не исследуемый, а какой-то иной тезис. 5. Аргументы, или основания аргументации, — это научные положения, используемые в процессе аргументации. Данные положения могут быть как эмпирическими, так и теоретическими. В процессе аргументации правовых положений, выводов успешно используются не только положения правовой науки, но и других наук, в том числе философии, специальных неюридических наук (политологии, социальной психологии, экономики, статистики, математики и др.), логики и методологии научного познания. Любое научно обоснованное положение может быть использовано для обоснования других положений, если оно удовлетворяет следующим требованиям. 1. Аргументами могут выступать только обоснованные полностью или частично научные положения, а не догадки или мифилогические, религиозные или иные положения. 2. Аргументы должны быть релевантными по отношению к тезису и вносить соответствующий вклад в его обоснование. 3. Обоснование тезиса может проводиться с помощью эмпирических или теоретических положений, полученных непосредственно в ходе исследования. 4. Эмпирические аргументы должны соответствовать той стадии в развитии исследуемого явления, которая выступает объектом научного анализа. Демонстрация представляет собой способ логической связи тезиса с приведенными для его обоснования аргументами. В процессе аргументации вначале формулируется тезис, а затем начинается поиск аргументов, способных обеспечить его полное или частичное обоснование. Когда та или иная совокупность аргументов найдена, логическая связь между ними и тезисом определяется в соответствии с правилами логики. Строжайшее соблюдение всех логических правил дает уверенность в том, что истинность аргументов обеспечивает истинность тезиса. Нарушение какого-либо логического правила негативно сказывается на результатах аргументации: тезис получает неполное обоснование либо вовсе оказывается необоснованным, сохраняя статус научной догадки. Описание как процедура научно-правового исследования. Правила описания В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами. 1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фрагмент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описания следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответствующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету описания. По необходимости в нем рекомендуется указывать пространственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательство по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно широк. Законодательство по вопросам трудового права могут принимать и зарубежные страны, а также федеральные органы государственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования. Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать правомерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заменяется либо дополняется изложением другого вопроса или освещается лишь частично, например, когда под заголовком «Механизм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений. 2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологический материал, так или иначе связанный с решением соответствующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой исследования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии научного познания, сведенные к повторению общеизвестных положений. Овладение методологией научного познания входит в процесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентировано на изложение его сущности и содержания. Необходимость соблюдения данного требования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются настолько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертвовать деталями, обратив первостепенное внимание на главное. Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании деталей, не имеющих непосредственного доказательственного значения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В работу включается все то, что может быть полезным в деле обоснования новизны исследования. В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читателей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного. 3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и проводиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой деятельности государства тем и отличается от публицистики, что правоведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в частности, не называют Председателя Государственной Думы спикером, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и является необходимым условием правильного понимания описания другими авторами. 4. Описание должно быть объективным. Исследователь не вправе приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия законов, правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства, автор должен не только провести анализ действующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального толкования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, которые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предлагаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный заблуждений вариант описания. 5. Объективность, обоснованность описаний необходимо подтверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом: 6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию; 7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществивших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссылку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные. Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсылок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убедительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, могут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел. В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических противоречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и удалить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации полно и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он приходит к выводу, что в Российской Федерации действует пять властей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви. Функции юридической науки. Правовая наука, будучи необходимым социокультурным институтом современного гражданского общества, взаимодействует с самыми различными сферами общества — современными правовыми системами и механизмами государства, научными исследованиями, политико-правовой практикой и сферой образования. Как говорилось выше, взаимодействие юридической науки с правовыми системами и механизмами государства выражается в том, что юридическая наука содержит наиболее полные, системные и глубокие знания о закономерностях и формах возникновения, функционирования и развития названных явлений. Именно правовая наука берет на себя обязанность устанавливать закономерный ход развития в массе самых разнообразных, противоречивых, исторически преходящих явлений и процессов. Наличный теоретический арсенал правовой науки выступает гарантом и действенным средством ее дальнейшего развития, а также совершенствования политико-правовой практики, юридического образования и правового воспитания населения. Вся совокупность имеющихся научных знаний о государстве и праве выступает исходным основанием дальнейших правовых исследований. Опираясь на достоверные знания о государстве и праве, ученый-правовед весь свой творческий потенциал направляет на изучение еще нерешенных проблем правовой науки и тем самым значительно убыстряет процесс их позитивного решения. Правовая наука оказывает решающее воздействие на все стороны политико-правовой практики тем, что содержит научно обоснованные решения путей и способов дальнейшего совершенствования политико-правовой практики, а ее положения и выводы выступают основой эффективного законотворчества и правотворчества, правоприменительной и иной юридически значимой деятельности. Правовая наука составляет также основу и цель юридического профессионального образования. Ее положения и выводы формируют содержание учебных курсов, дисциплин, а наличие глубоких теоретических знаний о праве и государстве — необходимое условие государственной аттестации выпускников юридических образовательных учреждений и выдачи им диплома государственного образца. Не менее значима роль правовой науки в деле воспитания всех членов гражданского общества в духе уважения прав и свобод других лиц и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих в обществе законов и иных нормативных правовых актов. Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы гражданского общества понимаются как функции. В соответствии со сферами общества, на которые влияет правовая наука, выделяются функции: познавательная, теоретико-методологическая, практическая, идеологическая, социально-культурологическая. Познавательная функция выражается в том, что правовая наука изучает и выражает в форме категорий, понятий конкретно-исторические формы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития. Теоретико-методологическая функция правовой науки характеризуется тем, что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследований проблем данной науки, обеспечивают получение новых достоверных знаний о политико-правовых явлениях и процессах. Практическая функция выражается в глубоком научном обосновании правовой наукой политико-правовой практики, формулировании учеными-правоведами конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, а также деятельности государства, его органов. Идеологическая функция определяется тем, что положения, выводы правовой науки используются политическими партиями в целях формирования своих политико-правовых воззрений относительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной власти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей государственной партии. Социально-культурологическая функция выражается в обеспечении членов гражданского общества и органов государства необходимой им правовой информацией. Функции правовой науки с учетом особенностей сферы, в которой они действуют, характеризуются определенной спецификой в формах и методах их реализации и соответственно результатах воплощения, выражения в реальной действительности.
Перечень контрольных вопросов к экзамену
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.009 с.) |