Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типовые особенности языка художественной литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Художественный язык, будучи рассчитан на восприятие и понимание его на фоне общенародного, общенационального языка, отличается от него тем, что действительность языка художественного произведения — это действительность целостного художественного мира, в результате чего языковые и внеязыковые (содержательные) стороны художественного произведения спаяны значительно прочнее, чем в других функциональных стилях. Поэтому закономерности построения художественного языка объясняются не грамматическими и синтаксическими правилами, а правилами построения смысла. Язык со своими прямыми значениями как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла. Таким образом возникает семантическая двойственность художественного языка как результат столкновения объективной значимости слов с их субъективной смысловой направленностью. Этим объясняется появление дополнительных значений, которые "как бы просвечивают сквозь прямые значения слов в поэтическом языке" (Винокур). 3. "Образ автора" как заместитель речевого жанра в художественно-прозаическом произведении Речевой жанр в прозаическом произведении персонифицирован. В отличие от коммуникативного процесса в нехудожественных функциональных стилях, где в роли коммуникантов выступают реальные люди и сам коммуникативный процесс однослоен, в художественном произведении коммуникативный процесс двуслоен: один коммуникативный слой образуют вымышленные коммуниканты, они являются принадлежностью художественного произведения. Другой слой образуют реальный автор-писатель и реальная читающая публика. Так как мир, изображаемый в произведении, фиктивен, выдуман-, то также и система коммуникации в произведении является фиктивной, придуманной писателем с тем, чтобы сделать содержание произведения достоверным, живым, создать иллюзию реального общения. Поэтому фиктивные коммуниканты в художественном произведении — это не реальный автор и реальный читатель, а порождение писателя — "образ автора" и "образ читателя". В этом смысле "речевой жанр", являясь абстрактной категорией, в художественном произведении приобретает конкретность за счет придуманных конкретизирующих коммуникативный процесс коммуникантов. В свою очередь, сюжет и образы героев являются уже порождением "образа автора-повествователя", а не реального автора. В прозаическом произведении о событии должен кто-то рассказать. Этим "кто-то" и является заместитель реального писателя в произведении — "образ автора-повествователя". При чтении произведения у читателя возникает представление как о действующих лицах, обнаруживающих себя в прямой речи, так и об авторе-повествователе, обнаруживающем себя в авторской речи. Всякое высказывание имеет своего автора, не бывает речи никем не произнесенной, она всегда привязана к субъекту речи, говорящему или пишущему. Таким субъктом речи в художественно-прозаическом произведении и выступает "об- раз автора-повествователя". Представление о повествователе складывается у читателя и тогда, когда он не назван в произведении и никак не охарактеризован. Даже в самом объективном повествовании присутствует "образ автора", потому что эта объективность есть ничто иное, как особая конструкция, особое построение "образа автора-повествователя". "Образ автора" — это образ особого типа, отличный от других образов произведения. Он является созданием реального писателя и связан диалектически с ним, ибо творчество писателя конкретно. Творец всегда изображается в своем творении. Поэтому существуют объективные причины для смешения этих понятий: создателем произведения является реальная личность, но специфика прозы такова, что роман, новеллу, рассказ кто-то должен рассказывать. Поэтому личность писателя отходит на задний план, а его роль в произведении передается повествователю, который и воссоздает события и судьбы. "Образ автора-повествователя" органически связан с коррелятивной категорией читателя. Читатель — это не та действительная публика, которая оказалась читательской массой данного писателя, а нечто, сочиненное им — "образ читателя". Характер читателя, характер связи и формы контактов с ним определяет структуру художественного повествования. Внутренний мир и мышление каждого человека имеет свою стабильную социальную аудиторию, в атмосфере которой строятся его внутренние доводы, внутренние мотивы, оценки и пр. Речь всегда ориентирована на собеседника. Она — продукт взаимоотношения говорящего со слушающим. Любое высказывание строится между двумя социально организованными людьми, и если реального собеседника нет, то он предполагается в лице нормального представителя той социальной группы, к которой принадлежит говорящий. С внутренней стороны образ автора-повествователя — это определенная точка зрения, которая формирует содержание произведения. С внешней стороны — это определенная речевая организация произведения, за которой просвечивает "лик" повествователя во всех аспектах его функционирования. ТИПОЛОГИЯ АВТОРОВ-ПОВЕСТВОВАТЕЛЕЙ Типология авторов-повествователей аналогична классификации речевых жанров в нехудожественных стилях. Существует три основных типа авторов-повествователей в прозаическом произведении: 1) "аукториальный автор-повествователь" в форме "он" (Er-Erzähler); 2) "персональный автор-повествователь" в форме "я" (Ich-Erzähler), либо в форме действующего лица произведения, но говорящего от имени "я"; 3) "персонифицированный автор-повествователь", так называемый "обозначенный (каким-либо именем) повествователь". В границах этих типов авторов-повествователей существуют разнообразные переходные формы. 1) Аукториальный автор-повествователь в форме "он" находится вне действия произведения, вне мира содержания повествования, он стоит над этим миром. Каким его видит читатель, зависит от того, в какой роли он выступает — историка-летописца, объективного издателя, эрудированного литератора или невежественного графомана. Автор-повествователь в форме "он" может просто объективно вести повествование, ограничившись комментариями. А может и вмешиваться в него. В случае, когда автор-повествователь в форме "он" как бы исчезает из повествования, скрываясь за героями произведения, он, тем не менее, существует, но выступает в наиболее объективных ролях: наблюдателя, репортера, режиссера и др. Повествование выглядит в таких случаях безликим. Чаще всего — это немые сцены, детализированные, снятые как бы крупным планом. Язык, как правило, в такой повествовательной форме — особо обработанный литературный язык, имеющий структуру речи сценарного жанра. Нередко повествователь в форме "он" идентифицируется с персональным рассказчиком, в таком случае использование "он" служит для подчеркивания того факта, что повествователь находится вне действия, вне изображаемого мира. Но его личность проявляется в языке, в смысле его социальной или какой-либо другой характеристики. Автор в форме "он" может выступать в разных ролях. 2) Персональный автор-повествователь в форме "я" очень многообразен. Из этого многообразия следует выделить две основные формы такого повествователя — субъективную и объективную. Для субъективной формы повествователя характерна большая индивидуализированность, большая степень ощущения присутствия живого индивидуального человека. Персональный субъективный повествователь создает иллюзию отсутствия повествователя, отсутствия повествования, он показывает, представляет, изображает. Чаще всего такой повествователь в форме "я" выступает либо как очевидец, либо как доверенный героя, реже как действующее лицо. В этом случае меняется и позиция читателя: он или непосредственно воспринимает мир, без направляющей и комментирующей помощи повествователя, или смотрит на все глазами героя, принимает участие в чувствах и мыслях героя. Нередко эта форма связана не с повествованием о каком-либо событии, а с выражением состояния, настроения, переживания человека. Повествователь в форме "я" может сочетать в себе две функции — действующего лица и повествователя. Такая форма широко используется в автобиографических романах и романах-исповедях. В подобных повествованиях все сопутствующие социальные и характерологические приметы повествователя представлены наиболее полно. В таких случаях "я" привносит с собой всяческие вводные слова, оговорки, скобки, потому что рассказывает за героев от себя открыто, и тут, чтобы знание автором скрытой жизни героев было правдоподобно, нельзя не оговаривать, что, мол, тебе, автору, кажется, ты думаешь, ты убежден, но, впрочем, не уверен, хотя догадываешься и, как потом узнал, это подтвердилось и пр. и пр. в таком духе. Персональный повествователь-рассказчик часто создает очень детализированное повествование, акцентирует внимание на подробностях. Он также может приближаться либо к аукториальному, либо к объективному повествованию в форме "я". Объективная форма повествователя в форме "я" близка к аукториальной. Такой повествователь, как и аукториаль-ный, находится вне или на периферии события и довольствуется ролью корреспондента, наблюдателя, свидетеля. События, описываемые объективным повествователем в форме "он", приобретают освещение с внешней стороны, а события, описываемые объективным повествователем в форме "я", — с внутренней. Писатели нередко в одном и том же произведении используют на разных участках повествования как субъективную, так и объективную форму персонального автора-повествователя. Между двумя формами персонального повествователя — объективным и субъективным — располагаются различные их модификации. Так, повествователь в форме "я" существует в сказе, письмах, мемуарах, автобиографии, исповеди. 3) Персонифицированный автор-повествователь, т.е. названный именем рассказчик, который выступает заместителем аукториального повествователя. В качестве примеров названных рассказчиков можно привести следующие: в романе Т.Манна "Доктор Фаустус" вставлен рассказчик Серенус Цайтблом. В романе М.Фриша "Штиллер" в первой части повествование ведется от имени героя, во второй — от имени одного из его друзей. В романе Штриттматера "Тинко" повествование ведется мальчиком Тинко. В романе того же писателя "Оле Бинкопп" повествование носит ярко выраженный субъективный характер. Хотя повествователь и выступает в форме "он", но создается полное впечателение, что это один из персонажей романа, причем он иногда прямо обращается к героям романа, т.е. вмешивается в их жизнь, забывая, что он рассказывает обо всем читателю. Что касается структурной организации "образа автора-повествователя", то она обусловлена многоликостью этого феномена и его разбросанностью в произведении. Существует три типа организации "образа автора-повествователя": 1) "образ автора-повествователя" представляет единую точку зрения на протяжении всего произведения; 2) "образ автора-повествователя" в произведении един, но расщепляется в процессе повествования на разные "лики", и 3) "образ автора-повествователя" представляет собой множественность повествователей, где каждый образ выражает свою точку зрения, свое отношение к изображаемому. Интересно по этому поводу свидетельство С.Моэма: "Возможно, что и в каждом из нас перемешано несколько исключающих друг друга
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.009 с.) |