Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словесное произведение. ОпределениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семантика слова произведение подчеркивает его происхождение как результата творческого труда, его кто-то создал. Словесное произведение функционирует (т.е. оказывает воздействие на читателя) в соответствии со свойствами, приданными ему творцом произведения; эти свойства, социальные по своей сути, закодированы в нем. Под словесным произведением понимается всякий отграниченный языковой макрообъект, которому в результате целенаправленной коммуникативно-речевой и языковой деятельности придана определенная конструктивная организованность, внутренняя и внешняя форма. Словесное произведение представляет собой языково-ду-ховную целостность, где под духовной целостностью понимается идеальное содержание, состоящее из двух частей: предметного и процессного (функционального) содержаний. Классическое философское определение идеального звучит как материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней. Идеальное предметное содержание является результатом отражения материальных предметов и явлений и связей между ними, оно существует в виде идеальных образов, которые образуют целостность предметного содержания. Отражение осуществляется не зеркально, а через субъективную призму отражающего субъекта, его точку зрения: пространственную, временную (историческую), оценочную (эмоционально-психологическую и общественно-социальную). Идеальное процессное (функциональное) содержание является результатом создания коммуникативной системы произведения, которая также целостна. Образное содержание обогащается за счет функционального содержания. Оно приобретает коммуникативную функцию, которая решает задачу: что говорится в произведении (т.е. смысл образного со- держания), за этим "что" скрывается мотив и цель передачи содержания, а также "как" это "что" сделано. Основу функционального содержания составляет коммуникативная функция, которая складывается из частичных функций сообщения, общения и воздействия. Коммуникативное содержание существует в виде формы произведения. Следует подчеркнуть, что когда речь идет о коммуникативной функции произведения, то имеются в виду не лингвистические функции, а общественные, социальные функции, обеспечивающие существование словесного произведения в коммуникации между людьми. Целостность содержания и целостность формы (коммуникативного содержания) образуют целостность словесного произведения. Природа фактуального, предметного содержания и природа формы различны, о чем речь шла выше. В первом случае она образная, во втором — целевая. Функция целостности содержания состоит в моделировании действительности, функция целостности формы состоит в обеспечении целесообразной коммуникации. 4. Форма словесного произведения как объективность коммуникативного содержания Любой объект обладает формой. Словесное произведение как объект также обладает формой. Под формой понимается система способов, приемов и материальных средств (в данном случае языковых единиц) преобразования и выражения предметного содержания произведения согласно существующим требованиям, критериям, нормам. Форма словесного произведения есть сложная разноуровневая система элементов и связей между ними координационного и субординационного характера. Это с одной стороны. С другой стороны, форма является проявлением коммуникативной целостности произведения, т.е. проявлением коммуникативной функции произведения и выступает как способ изложения содержания. Форма (способ) — это коммуникативная целостность в статике и динамике. В статике — это форма предметного содержания сама по себе, в динамике — это способ изложения предметного содержания в процессе его восприятия читателем. Коммуникативная функция как форма и способ изложения предметного содержания представляет собой также содержание, но отличное от предметного содержания. В этом содержании выражены типизированные связи и отношения реальной действительности, которые можно свести к двум понятиям: целесообразности и оценочности. Исходя из того, что коммуникативное содержание существуют в модусе формы (структуры) произведения, т.е. является содержанием формы, его можно назвать также информационным содержанием, о чем речь пойдет ниже. Информационное содержание образует своеобразную социально-психологическую экологию предметного содержания. 5. "Жанр" и "стиль" — два вида коммуникативной целостности словесного произведения. Словесное произведение как функциональный объект и как малая функциональная система Двуслойность коммуникативного содержания — целевая и оценочная — кристаллизуется в двух формах текста: речевом жанре и речевом стиле. Жанр и стиль — это крупные смысловые единицы, в динамике они определяют функциональную направленность восприятия словесного произведения читателем. В статике жанр представляет собой функциональную конструкцию предметного содержания, а стиль — эмоционально-оценочную форму жанрово-сконструированного предметного содержания. Стиль зиждется на жанровой конструкции, видоизменяя ее в зависимости от условий функционирования. Таким образом, эти две формы спарены: в статике они представляют собой стилистически смоделированную конструкцию жанра; в динамике — синтетическую систему изложения, которая опосредует содержание произведения, осмысляя, интерпретируя его, выбирая зрительный и речевой ракур'с его передачи. Жанр и стиль — это не формы конкретного содержания, а модели, которые могут воплощаться в некотором множестве конкретных речевых произведений. Несмотря на свою спаренность в словесном произведении, жанр и стиль представляют собой разные сущности и принадлежат разным системам: жанр — системе произведения, вне П учета его функционирования, а стиль — системе функционирования. Жанровая конструкция трехчастна: она содержит введение, серединную часть и заключение в статике и введение в тему, развитие темы, резюмирование в динамике. Два состояния жанра — статическое и динамическое — можно обозначить как техническую форму в аспекте статики и технологическую форму в аспекте динамики. Например, жанр басни, его конструкция — это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный, поучительный смысл. Это техническая форма. Бассенность же — технологическая, динамическая форма, создающая общий настрой произведения, который является содержанием коммуникативного прагматико-эстетического воздействия на читателя. Таким же образом, репортаж — это техническая форма, а репортажность — технологическая (ср. полемика — техническая форма, полемичность— технологическая, очерк — техническая форма, очер-ковость— технологическая и т.д.). Коммуникативный процесс на уровне жанра как любой процесс имеет своих носителей. Ими выступают субъекты коммуникации: говорящий, пишущий и слушающий, читающий, иными словами, коммуниканты (адресант и адресат). В нехудожественной речи (деловой, политической, научной, бытовой) коммуникантами являются реальные лица. В зависимости от личного или массового общения ими выступают либо отдельные, либо коллективные личности (Последние в виде газет, журналов, теле— и радиопередач, где в качестве носителей коммуникации выступают типизированные усредненные адресанты и адресаты). В художественной речи субъекты коммуникации двуслойны. Они объединяют в себе особенности реального автора и читателя, а также особенности художественных образов автора и читателя, присущие определенному жанру художественного произведения. Таким образом, жанр в художественном общении персофиницирован, он существует в образах определенного автора и определенного читателя. В художественном произведении содержанием является не реальная, а вымышленная, фиктивная действительность. И рассказывает о ней не реальный, а фиктивный, вымышленный автор, который именуется в литературоведении следующим образом: в лирике им является лирический герой (а не реальный поэт), в драме — действующие лица, а в прозаической литературе — образ автора, который соотносителен с образом читателя. Образ автора и образ читателя совместно с процессом коммуникации образуют жанр художественного произведения. Их основное назначение — придать достоверность излагаемому содержанию, вызвать у реального читателя доверие к тому, о чем говорится в произведении, создать определенную духовную атмосферу коммуникации. Процесс художественной и нехудожественной коммуникации замкнут архитектонико-речевыми формами: монологом, диалогом, полилогом. В основе этих форм лежит однонаправленность или взаимонаправленность общения. В случае, когда в коммуникативно-речевом акте активность "принадлежит отправителю речи, этот акт совершается в монологической форме. В случае участия в нем двух или большего количества лиц, он осуществляется в диалоге или полилоге. Монологическая и диалогическая формы предопределяют принципиально разное языковое оформление. Монологическая речь — наиболее организованный вид речи. Диалог является составным текстом и состоит из разговора, который может выступать либо в виде монологических высказываний с перебивками репликами, либо в виде вопросно-ответных реплик; из глаголов говорения, вводящих разговор, а также ремарок, сопровождающих письменно фиксированные диалоги, особенно в художественной литературе. Полилог, в котором принимают участие более двух лиц, сводится к нескольким перекрещивающимся диалогам. Жанровая форма произведения реализуется в разных видах речи, прежде всего в речи письменной и устной, литературной и разговорной. Дистантное расположение коммуникантов (контактное или удаленное) определяет такие параметры речи, как ее обработанность или необработанность (в случае речи спонтанной). Эмоциональный настрой коммуникантов определяет степень эмоциональности речи (эмоциональной — неэмоциональной). Словесное произведение в аспекте жанрово-организован-ной коммуникации — это часть общей функциональной системы произведения, часть, которую можно назвать функциональным объектом (в статике) и малой функциональной системой (в динамике).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.007 с.) |