Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие словесно-логического мышления младших школьников при проведении дидактических игр↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский педагогический колледж № 1»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Развитие словесно-логического мышления младших школьников при проведении дидактических игр Выполнила: студентка 3 курса группы 36 НК физкультурного отделения и дополнительного образования Оконешникова Ксения Геннадьевна Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах Руководитель: преподаватель психологии Игнатенко Анна Леонидовна
ОМСК 2015 г.
Дата защиты: «_________»_____________________ 2015 г. Оценка: ____________ /__________________________/ (отлично, хорошо, удовлетворительно) Председатель ГАК:____________ /__________________/ (подпись) (ФИО) ВВЕДЕНИЕ...………………………......................................................................4
ГЛАВА I.Теоретическое обоснование проблемы развития словесно – логического мышления младших школьников………………….………...........8 1.1. Сущность понятия, виды и особенности развития мышления младших школьников...……............................................................................8 1.2. Дидактическая игра, ее сущность, виды, функции, значение в образовательном процессе…………………………………………..17 1.3. Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию словесно – логического мышления………………………………….............28 Выводы по первой главе…………………………..…...................................40 ГЛАВА II. Опытно- экспериментальная деятельность по развитию словесно –логического мышления младших школьник…………………….………...41 2.1.Характеристика базы и методов исследования 2.2.Определение уровня словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………………………. 2.3.Реализация комплекса дидактических игр на уроках русского языка для развития словесно-логического мышления младших школьников….. 2.4. Анализ результатов исследования ……………………………..…43 Выводы по второй главе……………………………...........................................45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............………………………………………………47 ПРИЛОЖЕНИЕ..………………….......................................................................50 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования продиктована большим вниманием педагогов, психологов к развитию словесно-логического мышления. Данный вид мышления играет ключевую роль в жизни современных людей и в тех сложных видах деятельности, которыми они занимаются. Практически все результаты творческой работы представляются в виде устных высказываний, описаний, текстов и являются продуктами словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление возникает с момента поступления в школу. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. Этот вид мышления позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В школе словесно-логическое мышление хорошо развирается на занятиях математикой, логикой, другими предметами, где имеются задачи, решаемые при помощи рассуждений. Интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств развития у учащихся различных сторон мыслительной деятельности и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Главное в совершенствовании словесно-логического мышления заключается в том, чтобы научиться правильно подбирать слова, точно выражать свои мысли. Данный вид мышления, поэтому неплохо развивается в публичных выступлениях людей, при составлении и написании ими разного рода текстов, особенно таких, которые являются результатом творческой работы их создателей. Подходы к решению проблем развития словесно-логического мышления отражены в работах Лурия А.Р., Валлона А, Доналдсона М., Пиаже Ж., Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я, Подольского А.И., и других психологов. Все они, несомненно, внесли большой вклад в учение о развитии мышления как психического процесса. Однако следует отметить, что пути, средства развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста и порядок их применения в данных исследованиях практически не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия: - между необходимостью развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста и недостаточной научной разработанностью вопросов применения путей и средств такого развития; - между поиском эффективных средств развития у учащихся различных сторон мыслительной деятельности и недостатком соответствующих научно обоснованных пособий по руководству нахождением этих средств. Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие словесно-логического мышления младших школьников при проведении дидактических игр». Объектом исследования выступает развитие словесно-логического мышления младших школьников. Предмет исследования: дидактические игры как средство развития словесно-логического мышления младших школьников. Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность отобранных дидактических игр для развития словесно-логического мышления младших школьников. Гипотеза: предполагается, если в содержание уроков включать специально отобранные дидактические игры, то это положительно повлияет на развитие словесно – логического мышления младших школьников. Обоснованием гипотезы могут служить следующие положения: - В.А. Сухомлинский отмечал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»; - С.А. Шмаков утверждал: «Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усвоение норм поведения и деятельность школьников»; -И.П. Подласый писал: «Словесные игры, как разновидность дидактических игр, имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки»; - А.М. Макаренко говорил: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: 1. Определить сущность понятия «словесно – логическое мышление». 2. Изучить особенности развития словесно - логического мышления младших школьников. 3. Выявить особенности дидактических игр, способствующих развитию словесно – логического мышления. 4. Провести диагностику по выявлению уровня развития словесно-логического мышления младших школьников. 5.Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр для развития словесно-логического мышления младших школьников и экспериментально доказать их эффективность. Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.). Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: -теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; классификация. -эмпирические – тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования. Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезе; определенным объемом выборки; корректным применением современных методов математической обработки эмпирических данных. База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Марьяновская СОШ №2», участие принимали ученики 2Б класса, всего 17 человек. Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Работа изложена на____страницах, содержит (сколько)таблицы и диаграммы. Список литературы включает 37 наименований, из них …. интернет источников. Примеры упражнений первого типа 1. Дайте свои собственные определения тех наук, начала которых вы изучаете в школе. Эти определения должны отличаться от тех, которые имеются в учебниках. 2. Попробуйте дать определения следующим словам: общество, мысль, яркость, время, пространство, загадка, удовлетворённость, движение, правота, культура. Сравните данные вами определения с теми, которые имеются в доступных вам словарях. Примеры упражнений второго типа А. Почти ежедневно вам приходится в чём-то убеждать родителей, учителей, сверстников, друзей и т.д. Представьте себе подобную ситуацию и конкретного человека, с которым вы ведёте разговор. Выберите вопрос или тему для обсуждения, т.е. то конкретное, в чём вы хотели бы убедить своего собеседника. Сформулируйте свою мысль, в правильности которой вы собираетесь убедить данного человека. Запишите эту мысль и попытайтесь оценить, насколько хорошо вам удалось выполнить это задание. Б. Перед вами ряд высказываний. Постарайтесь все или почти все имеющиеся в них слова, словосочетания заменить другими, близкими по смыслу таким образом, чтобы смысл высказывания в целом сохранился. Если это вам удастся сделать один раз, то попробуйте к каждому из слов или словосочетаний подобрать не одно, а несколько разных слов и словосочетаний. Примеры: 1.Интеллектуально и культурно развитый человек живёт не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить. 2. А там, во глубине России, Там вековая тишина. (Н.А. Некрасов) 3. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед) 4. Брось свои иносказанья И гипотезы пустые! На проклятые вопросы Дай ответы нам прямые. (Г.Гейне) 5. В России две напасти: Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти. (В.А.Гиляровскии) 6. Род приходит, и род уходит, а Земля пребывает вовеки. (Екклезиаст) 7. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! (А. С.Пушкин) 8. Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (А.С.Грибоедов) 9. Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить И в подлости оттенок благородства. (А. С.Пушкин) 10. Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. (Жозеф де Местр) В. Что общее и различное в следующих словах-понятиях? 1. Люди - народ. 2. Нелепость - глупость. 3. Чувство - эмоция. 4. Война - борьба. 5. Замечание - выговор. 6. Государство - страна. 7. Дыра - отверстие. 8. Человек - индивид. 9. Книгохранилище - библиотека. 10. Ложь - обман. Примеры упражнений третьего типа Сформулируйте кратко и по возможности точно мысли, которые содержатся в следующих суждениях. Возможные, но не единственные решения этой задачи предлагаются о завершении списка суждений. I. Я испытываю к вам сильное чувство признательности за всё то, что вы сделали для меня, тем более, что с моей стороны нельзя было рассчитывать на то, что вы это действительно сделаете. 2. Часто одни люди высказывают другим такие пожелания, практическая реализация которых на самом деле оборачивается для этих людей не добром, а злом. 3. Если человек к чему-то очень сильно стремится, то совершенно не имеет значения, как он это сумеет сделать. Главное состоит в том, чтобы он в конечном счете все же достиг желаемой цели любыми доступными средствами, а что это за средства – существенного значения не имеет. 4. Необходимо стараться, чтобы то, чем мы занимаемся, не только доставляло нам удовольствие, но, и, в конечном счете, приносило пользу. 5. Объясняя какую-то сравнительно простую вещь, человек вместо того, чтобы кратко и точно выразить свою мысль, проявил многословие, стал вдаваться в подробности. Примеры упражнений четвертого типа Ниже описываются несколько ситуаций (событий). Придумайте как можно больше разнообразных объяснений-гипотез о том, почему эти ситуации возникли (события произошли). 1. Школьник получил неудовлетворительную оценку. 2. Вы включили телевизор или какой-либо иной прибор, а он не работает. 3. Допустим, что у вас дома есть собака, которая обычно вас встречает радостным лаем, когда вы возвращаетесь домой. Сегодня почему-то она так не отреагировала на ваш приход домой. 4. Вы хотели сделать доброе дело для какого-то человека, а он на это ответил враждебно. 5. Учитель, который обычно недоволен тем, что учащиеся не готовятся к урокам, на этот раз отнесся спокойно к факту неготовности к уроку большинства школьников.
Примеры упражнений пятого типа Докажите, обоснуйте выдвинутые вами при выполнении заданий четвёртого типа гипотезы, представивсоответствующие им доказательства в виде системы кратких и точных, логически правильно выстроенных утверждений. Достаточно для этого выбрать четыре илипять гипотез, соответственно относящихся к четырёмили к пяти различным ситуациям. Наиболееобщими практические рекомендации, касающиеся развития мышления являются следующие: 1. Встречаясь с решениями разнообразных задач, внимательно анализировать и сравнивать между собой условия этих задач, чтобы точно знать, в чём они сходны и различны. 2. Чаще стараться решать не только разные, но и однотипные задачи, стремясь полностью осознать и довести до совершенства владение способом их решения. 3. Постоянно сравнивать между собой различные способы решения одних и тех же задач, выясняя их достоинства и недостатки.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 1. Словесно - логическое мышление - это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. 2. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. 3. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. 4. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. 5. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 6. Словесные игры, как разновидность дидактических игр, имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. 7. Словесно-логическое мышление младшего школьника можно и нужно развивать, при этом наилучшие результаты достигаются в обучении с применением дидактических игр и упражнений. Младший школьный возраст очень чувствителен и восприимчив для развития словесно-логического мышления, поэтому работа по его развитию является в этот период наиболее эффективной.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 1. Нами была проведена методика, разработанная Э. Ф. Замбацявичене с целью исследования уровня развития и особенностей словесно-логического мышления или понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. 2. Полученные данные проведенной методики во 2Б классе показали то, что на уроках русского языка следует проводить дидактические игры. Нами был подобран комплекс дидактических игр и проведен в течении 3 недель на уроках русского зыка на разных этапах. 3. На заключительном этапе так же проводилась диагностика, выявленные результаты могут говорить о том, что из 17 учащихся 5 детей имеют высокий уровень развития словесно - логического мышления, 10 - средний уровень развития, и только 2 ученик имеет низкий уровень развития. Т.е высокий уровень имеют 29 % учащихся, средний - 59 %, низкий уровень- 12 %. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление теснейшим образом связано с речевой функцией, а совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Развитие мышления само по себе не происходит. Для этого необходима целая система работы. Для развития словесно - логического мышления следует применять различные задания, игры направленные на развитие логики. Ведь, словесно-логическое мышление - это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. В.А. Сухомлинский отмечал «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Для выявления и развития уровня словесно-логического мышления младшего школьника было проведено исследование на базе МБОУ «Марьяновская СОШ № 2», в нем участвовали ученики 2Б класса 17 человек. В результате 1 этапа эксперимента проведенной диагностики словесно-логического мышления мы выявили то, что из 17 учащихся 4 детей (24% учащихся) имеют высокий уровень развития словесно - логического мышления, 9(58 %) - средний уровень развития, и 4 (24 %) ученика имеют низкий уровень развития. После проводился комплекс дидактических игр на уроках русского зыка. Из всего многообразия дидактических игр нами были отобраны игры, с помощью которых возможно развитие словесно - логического мышления. Например, такие игры как: «Доскажи словечко», «Третий лишний», «Найди пару», «Объясни пословицу», «Последняя буква», «Третье слово» и др. В результате 3 этапа эксперимента проведенной диагностики словесно-логического мышления мы выявили то, что из 17 учащихся 5 детей (29% учащихся) имеют высокий уровень развития словесно - логического мышления, 10 (59 %) - средний уровень развития, и только 2 (12 %) ученика имеют низкий уровень развития. Таким образом мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу: «..если в содержание уроков включать специально отобранные дидактические игры, то это положительно повлияет на развитие словесно – логического мышления младших школьников». В начальной школе на различных уроках благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков, развития познавательных процессов. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития мышления и других познавательных процессов.
Список литературы 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова.– М.: Просвещение, 2005. – 305с. 2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2003. 3. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2008. – 287с. 4. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч. пос. для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с. 5. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – с. 42-47. 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2001. – 276 с. 7. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. 8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 46 с. 9. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В.Гамезо и др. — М., 2004. 10. Волков Б.С. Детская психология: логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2004. – 251 с. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд. испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 350 с. 12. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. 13. Гальперин П. Я. Введение в психологию. П. Я.Гальперин. — М., 2000. 14. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с. 15. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике / Н.С. Глуханюк. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с. 16. Дубровина И. В. Психология. 17. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31. 18. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя / А.З. Зак. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 145 с. 19. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – с. 49 – 52. 20. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. 21. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова // Первое сентября. - № 40. – 2004. – 12-16 с. 22. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления. М.К.Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 2001. 23. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 432 с. 24. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. - Книга 2. Психология образования. - М.: Владос, 2004. - 240с. 25. Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: влияние на людей. Пособие для уч-ся.-М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с. 26. Педагогическая психология - Клюева Н.В. - Классификация игр 27. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 399 с. 28. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. - № 11. – 4-6 с. 29. Размаева Л.А. Формирование орфографических навыков / Л.А. Размаева // Начальная школа. – 2010. - № 6. - С. 58-61. 30. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Оленикова. - М: «Прометей» МПГУ, 1998 31..Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49. 32. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. 33. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. 34. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: Гринго, 1995. 35. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника Д. Б.Эльконин - М., 2001. Электронные ресурсы: 1.Словари и энциклопедии on-line:http://dic.academic.ru/ 2.Толковый словарь О.Даля on-line: http://www.vidahl.agava.ru/ 3.МКОУ «Марьяновская СОШ №2»: http://ou2.marian.obr55.ru/ 4.ФГОС: http://standart.edu.ru/ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СУБТЕСТ Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его. 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица) 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда) 7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
СУБТЕСТ Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его: 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2. Река, озеро, море, мост, болото 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный СУБТЕСТ Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары: 1. Огурец георгин овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля 2. Учитель врач ученик очки, больные, палата, больной, термометр 3. Огород сад морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 4. Цветок птица ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 5. Перчатка сапог рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка 6. Темный мокрый светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 7. Часы термометр время стекло, температура, кровать, больной, врач 8. Машина лодка мотор река, моряк, болото, парус, волна 9. Стул игла деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 10. Стол пол скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
СУБТЕСТ Подбери общее слово к двум, указанным в строчке. 1. Метла, лопата... 2. Окунь, карась... 3. Лето, зима... 4. Огурец, помидор... 5. Сирень, шиповник... 6. Шкаф, диван... 7. День, ночь... 8. Слон, муравей... 9. Июнь, июль … 10. Дерево, цветок...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Игра «Что на что похоже?» Учитель записывает на доске 10 слов. Дает детям задание придумать слова, связанные с ними по смыслу. Учитель. Прочитайте слово, написанное наверху, над чертой. Постарайтесь сразу вспомнить то, что связано с этим словом. Например, при чтении слова "лопата" вы представите, как она может выглядеть, подумайте, для чего она нужна, какого она может быть цвета. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово, относящееся к лопате, и запишите его внизу, под чертой. Запись в тетради оформляется следующим образом. Каждая пара слов записывается в виде дроби: наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу - ребенком. Учитель разбирает один пример. После выполнения задания дети читают свои примеры, происходит обсуждение, правильно ли придуманы слова. Учитель дает детям задание запомнить придуманные слова. На следующем занятии дети должны вспомнить их и еще раз записать. Игра «Расшифруй и запомни». Детям предлагается семь зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова, запомнить их и выделить "лишнее" слово. Это упражнение, как и предыдущее, можно провести в форме игры. На доске записываются ключ и зашифрованные слова. Ключ 0123456789ароусклиыв Учитель. Сейчас мы с вами опять поиграем в разведчиков. Будем учиться расшифровывать слова с помощью ключа. Прочитайте эти слова, запомните их. Записывать их пока не надо. Подумайте и скажите, какое слово здесь "лишнее". На выполнение этого задания вам дается две-три минуты. Дети выполняют задание, называют слова, выделяют "лишнее", обсуждают, почему именно это слово является "лишним". После этого учитель просит детей записать эти слова в тетрадь и запомнить. В конце этого же или на следующем уроке нужно вернуться к этому упражнению. Попросить детей, не заглядывая в тетрадь, вспомнить и назвать расшифрованные слова. Игра «Знакомые пословицы». Детям предлагаются зашифрованные пословицы: каждая пословица разбита на две части, каждой из них присвоен свой ключ. Детям нужно собрать пословицы и зашифровать. На доске написан ключ. Ключ: 0 - один раз отрежь... 1 - что посеешь... 2 - считают... 3 - не все золото... 4 - куй железо.. 5 - цыплят по осени... 6 - пока горячо... 7 - то и пожнешь... 8 - что блестит... 9 - семь раз отмерь... Учитель. Сейчас мы с вами опять станем разведчиками-шифровальщиками. Сначала вам нужно догадаться, какие пословицы здесь зашифрованы. Каждая пословица состоит из двух частей, поэтому должна быть зашифрована двумя цифрами. Зашифруйте пословицы в виде двузначных чисел. Запишите эти числа в тетради. На выполнение этого задания вам дается три минуты. Дети выполняют задание, затем происходит обсуждение ответов. Обязательно нужно остановиться на смысле пословиц, объяснить их коллективно. Учитель просит детей запомнить эти числа. Правильные ответы: 90, 17, 52, 38, 46. В конце урока учитель просит детей сначала вспомнить двузначные числа, а затем зашифрованные пословицы. Игра «Главный признак». Детям предлагается подобрать слово-признак к каждому из десяти написанных на доске слов. Учитель. На доске написано десять разных слов. Прочитайте их и к каждому подберите подходящее для него слово-признак. Слово-признак определяет свойство предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? Например, песок может быть желтым, горячим, мелким и т.п. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово-признак и запишите его под чертой. Запись в тетради оформляется следующим образом: каждая пара слов записывается в виде дроби - наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу - ребенком. Учитель разбирает один пример. Дети выполняют задание. Затем происходит обсуждение того, что написали учащиеся. Коллективно обсуждается, правильно ли подобраны слова-признаки. Учитель дает детям задание запомнить эти слова и подобранные к ним признаки. На следующем занятии учитель просит учащихся вспомнить попарно слова и подобранные к ним признаки, записать их в тетради, затем сравнить со своими записями на прошлом занятии. Игра «Третье слово» Учитель зачитывает шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его в тетрадь. Учитель. Сейчас я буду зачитывать вам пары слов. В каждой паре слова связаны между собой по смыслу. Вы подумайте, какое еще, на ваш взгляд, слово связано с ними по смыслу, и запишите его в тетрадь. Яйцо - курица (возможный ответ: цыпленок). Лес - дерево (возможный ответ: доска). Цветок - бабочка (возможный ответ: луг). Речка - лодка (возможный ответ: весла). Книга - страница (возможный ответ: рисунок). Дорога - машина (возможный ответ: водитель). После выполнения задания происходит обсуждение ответов детей. Учитель дает задание запомнить эти пары слов и придуманное слово. В конце урока учитель предлагает детям вспомнить 6 пар слов, к которым они придумывали третье слово. На следующем занятии учитель зачитывает детям первое слово из каждой пары и предлагает вспомнить второе и придуманное третье. Записать их в тетради. Игра «Объясни пословицу». Цель: развитие устной связной речи и логического мышления. Описание: Учащимся зачитывается пословица, они должны объяснить ее значение. Например, Мал золотник, да дорог. Сделал дело, гуляй смело. Без труда, не вынешь и рыбку из пруда. Игра «Найди пару». Цель: развитие речи и логического мышления. Описание: Детям даются слова, которые записаны в два столбика. Они должны найти родственные слова и соединить их линиями. Например, мыло масленка сахар хлебница утка мыльница хлеб сахарница масло утятница Игра “Третий лишний”. Цель: развитие устной связной речи и логического мышления. Описание: Учащимся зачитываются 3 слова, одно из них лишнее. Они должны назвать “лишнее” слово и сказать, почему они выбрали именно это слово. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часики, часть. Цирк, цирковой, циркуль.
Игра “Доскажи словечко”. Цель: развитие речи и логического мышления. Описание: Учащимся зачитывается незаконченная фраза, они должны вставить нужное слово, и сказать, как пишется это слово, и какая это орфограмма. Например, Принесла нам дождь плакучий Эта грозовая... (туча) Я щенка от злющей стужи защищал Щенок от радости... (пищал) Наступает темнота На столе стоит... (свеча) Петя чуть не плачет: очень трудная... (задача) Мама зайчатам на лапки Купила белые... (перчатки). «Найди слово по его приметам». Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота В галошах, в шляпе и в очках. Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических крючках. (Д. Хармс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский педагогический колледж № 1»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Развитие словесно-логического мышления младших школьников при проведении дидактических игр Выполнила: студентка 3 курса группы 36 НК физкультурного отделения и дополнительного образования Оконешникова Ксения Геннадьевна Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах Руководитель: преподаватель психологии Игнатенко Анна Леонидовна
ОМСК 2015 г.
Дата защиты: «_________»_____________________ 2015 г. Оценка: ____________ /__________________________/ (отлично, хорошо, удовлетворительно) Председатель ГАК:____________ /__________________/ (подпись) (ФИО) ВВЕДЕНИЕ...………………………......................................................................4
ГЛАВА I.Теоретическое обоснование проблемы развития словесно – логического мышления младших школьников………………….………...........8 1.1. Сущность понятия, виды и особенности развития мышления младших школьников...……............................................................................8 1.2. Дидактическая игра, ее сущность, виды, функции, значение в образовательном процессе…………………………………………..17 1.3. Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию словесно – логического мышления………………………………….............28 Выводы по первой главе…………………………..…...................................40 ГЛАВА II. Опытно- экспериментальная деятельность по развитию словесно –логического мышления младших школьник…………………….………...41 2.1.Характеристика базы и методов исследования 2.2.Определение уровня словесно-логического мышления младших школьников…………………………………………………………………….
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.014 с.) |