Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию словесно – логического мышления

Поиск

Предлагаем несколько игр и упражнений, нацеленных на развитие у детей логического мышления. Эти способности имеют чрезвычайно важное значение для смысловой обработки учебного текста. Чтобы составить план текста, нужно уметь выделять главное в каждой его части, находить ассоциации, запоминать их.

Игры и упражнения можно включать в разные уроки - они не занимают много времени. Но к ним нужно возвращаться: или на этом же уроке, или на следующий день. Дети должны вспомнить то, что они придумали, еще раз записать свои ответы в тетрадь.

В зависимости от ситуации можно вносить в выполнение игр элемент соревнования: кто дал больше правильных ответов, кто быстрее посчитал, вспомнил и т.п. Только делать это нужно очень тактично: нельзя, чтобы в лидеры всегда выходили одни и те же дети. Научите детей сравнивать свои достижения, замечайте каждое продвижение ребенка вперед, пусть даже незначительное. Нужно всегда создавать для детей ситуации успеха.

Эмоционально благоприятная обстановка на уроках - один из самых главных факторов успешного развития и обучения ребенка этого возраста.

Главное в совершенствовании словесно-логического мышления заключается в том, чтобы научиться правильно подбирать слова, точно выражать свои мысли. Данный вид мышления поэтому неплохо развивается в публичных выступлениях людей, при составлении и написании ими разного рода текстов, особенно таких, которые являются результатом творческой работы их создателей. В этой связи специальные упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, могут быть следующими:

1. Определение понятий.

2. Использование понятий, в том числе:

- замена в высказываниях общих слов-понятий другими, синонимичными или близкими им по смыслу;

- выявление сходства и различия в понятиях;

- подбор нужных слов-понятий для устных и письменных высказываний.

3. Краткие, точные и образные формулировки различных мыслей.

4. Формулирование гипотез.

5. Словесные обоснования и доказательства гипотез.

Описания многих упражнений можно найти в учебно-развивающих книгах по языку и логике. Советуем чаще пользоваться ими для развития своего словесно-логического мышления.

Приведём примеры упражнений пяти типов (Р.С.Немов). Пользуясь ими как образцами, вы можете подобрать аналогичные упражнения из учебных книг по соответствующим предметам.

 

Примеры упражнений первого типа

1. Дайте свои собственные определения тех наук, начала которых вы изучаете в школе. Эти определения должны отличаться от тех, которые имеются в учебниках.

2. Попробуйте дать определения следующим словам: общество, мысль, яркость, время, пространство, загадка, удовлетворённость, движение, правота, культура.

Сравните данные вами определения с теми, которые имеются в доступных вам словарях.

Примеры упражнений второго типа

А. Почти ежедневно вам приходится в чём-то убеждать родителей, учителей, сверстников, друзей и т.д.

Представьте себе подобную ситуацию и конкретного человека, с которым вы ведёте разговор. Выберите вопрос или тему для обсуждения, т.е. то конкретное, в чём вы хотели бы убедить своего собеседника. Сформулируйте свою мысль, в правильности которой вы собираетесь убедить данного человека. Запишите эту мысль и попытайтесь оценить, насколько хорошо вам удалось выполнить это задание.

Б. Перед вами ряд высказываний. Постарайтесь все или почти все имеющиеся в них слова, словосочетания заменить другими, близкими по смыслу таким образом, чтобы смысл высказывания в целом сохранился. Если это вам удастся сделать один раз, то попробуйте к каждому из слов или словосочетаний подобрать не одно, а несколько разных слов и словосочетаний.

Примеры:

1.Интеллектуально и культурно развитый человек живёт не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить.

2. А там, во глубине России,

Там вековая тишина. (Н.А. Некрасов)

3. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед)

4. Брось свои иносказанья

И гипотезы пустые!

На проклятые вопросы

Дай ответы нам прямые. (Г.Гейне)

5. В России две напасти:

Внизу - власть тьмы,

А наверху - тьма власти. (В.А.Гиляровскии)

6. Род приходит, и род уходит, а Земля пребывает вовеки. (Екклезиаст)

7. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! (А. С.Пушкин)

8. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь. (А.С.Грибоедов)

9. Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить

И в подлости оттенок благородства. (А. С.Пушкин)

10. Каждый народ имеет то правительство, которое

он заслуживает. (Жозеф де Местр)

В. Что общее и различное в следующих словах-понятиях?

1. Люди - народ.

2. Нелепость - глупость.

3. Чувство - эмоция.

4. Война - борьба.

5. Замечание - выговор.

6. Государство - страна.

7. Дыра - отверстие.

8. Человек - индивид.

9. Книгохранилище - библиотека.

10. Ложь - обман.

Примеры упражнений третьего типа

Сформулируйте кратко и по возможности точно мысли, которые содержатся в следующих суждениях.

Возможные, но не единственные решения этой задачи предлагаются

о завершении списка суждений.

I. Я испытываю к вам сильное чувство признательности за всё то, что вы сделали для меня, тем более, что с моей стороны нельзя было рассчитывать на то, что вы это действительно сделаете.

2. Часто одни люди высказывают другим такие пожелания, практическая реализация которых на самом деле оборачивается для этих людей не добром, а злом.

3. Если человек к чему-то очень сильно стремится, то совершенно не имеет значения, как он это сумеет сделать. Главное состоит в том, чтобы он в конечном счете все же достиг желаемой цели любыми доступными средствами, а что это за средства – существенного значения не имеет.

4. Необходимо стараться, чтобы то, чем мы занимаемся, не только доставляло нам удовольствие, но, и, в конечном счете, приносило пользу.

5. Объясняя какую-то сравнительно простую вещь, человек вместо того, чтобы кратко и точно выразить свою мысль, проявил многословие, стал вдаваться в подробности.

Примеры упражнений четвертого типа

Ниже описываются несколько ситуаций (событий). Придумайте как можно больше разнообразных объяснений-гипотез о том, почему эти ситуации возникли (события произошли).

1. Школьник получил неудовлетворительную оценку.

2. Вы включили телевизор или какой-либо иной прибор, а он не работает.

3. Допустим, что у вас дома есть собака, которая обычно вас встречает радостным лаем, когда вы возвращаетесь домой. Сегодня почему-то она так не отреагировала на ваш приход домой.

4. Вы хотели сделать доброе дело для какого-то человека, а он на это ответил враждебно.

5. Учитель, который обычно недоволен тем, что учащиеся не готовятся к урокам, на этот раз отнесся спокойно к факту неготовности к уроку большинства школьников.

 

Примеры упражнений пятого типа

Докажите, обоснуйте выдвинутые вами при выполнении заданий четвёртого типа гипотезы, представивсоответствующие им доказательства в виде системы кратких и точных, логически правильно выстроенных утверждений. Достаточно для этого выбрать четыре илипять гипотез, соответственно относящихся к четырёмили к пяти различным ситуациям.

Наиболееобщими практические рекомендации, касающиеся развития мышления являются следующие:

1. Встречаясь с решениями разнообразных задач, внимательно анализировать и сравнивать между собой условия этих задач, чтобы точно знать, в чём они сходны и различны.

2. Чаще стараться решать не только разные, но и однотипные задачи, стремясь полностью осознать и довести до совершенства владение способом их решения.

3. Постоянно сравнивать между собой различные способы решения одних и тех же задач, выясняя их достоинства и недостатки.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Словесно - логическое мышление - это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

2. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

3. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

4. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

5. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

6. Словесные игры, как разновидность дидактических игр, имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

7. Словесно-логическое мышление младшего школьника можно и нужно развивать, при этом наилучшие результаты достигаются в обучении с применением дидактических игр и упражнений. Младший школьный возраст очень чувствителен и восприимчив для развития словесно-логического мышления, поэтому работа по его развитию является в этот период наиболее эффективной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.008 с.)