IV. Формулирование темы и целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Формулирование темы и целей урока.



Учитель напоминает детям, что для решения проблемы нужно провести исследовательскую работу. По правилам такой работы необходимо определить цель и выдвинуть гипотезы.

Дети приблизительно формулируют цель: выяснить роль речи в характеристике персонажа. Учитель уточняет и добавляет ответы детей. В результате открывается следующая запись.

Цели: – выяснить роль речи в характеристике персонажа (роль диалога); – учиться создавать диалог

V. Работа над новым материалом. Частично-поисковая деятельность.

Проговаривание гипотез.

Учитель открывает запись:

Гипотезы

Дети высказывают свои предположения.

Воспроизведение имеющихся знаний о художественных образах сказания о Семигории.

Работа по учебнику литературного чтения и рабочей тетради.

Задание «Говорящие имена»: выписать «говорящие» имена в два столбика, дополнить списки выдуманными именами.

Дети выполняют:

Амальгама

Мельхиора

Дрон Садовая Голова

Изобар

Силобор

Фанфарон

Ветрочет

Поддувало

Дети объясняют возникающие ассоциации, соотнося с характером персонажей.

Подтверждение проведенных аналогий с помощью анализа по пунктам таблицы:

Характеристика персонажа

Портрет Поступки Отношение персонажа к окружающим и окружающих к персонажу Речь

Используя пункты таблиц (пока первые три), дети кратко составляют характеристику персонажей.

Уточнение знаний о диалоге как форме речи.

Предварительное повторение знакомых этикетных жанров.

Дети называют этикетные жанры: запрет, приветствие, поздравление, просьба, благодарность, отказ, извинения, утешение, прощание, согласие, похвала, одобрение.

Повторяют вслух соответствующие слова, подбирая необходимую интонацию.

Например: Извините, но… К сожалению, но... Охотно, но... С удовольствием, но... (отказ). Будьте добры... Пожалуйста... Будьте любезны... Не могли бы вы... (просьба) и т. д.

Проведение «этикетной экспертизы» диалогов, встречающихся в тексте сказания. Учитель открывает записи:

«Этикетная экспертиза»   Вывод

Выборочное чтение.

Дети находят в тексте отрывка из произведения Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» диалоги, зачитывают, определяют этикетный жанр:

џ просьба (от слов «Видишь, как я добр...» до слов «...сделаю тебя королевой»);

џ похвала (от слов «Ты прекрасней...» до слов «...насмотреться на тебя»);

џ просьба и отказ (от слов «Говорят, что ты скучаешь...» до слов «...перед лицом истинной красоты»);

џ согласие (от слов «Ты посмел ослушаться...» до слов «...я сделаю такое зеркало»).

Соотнесение выбранного автором жанра с характеристикой персонажа.

Обратить внимание на цели, поставленные детьми в начале урока.

VI. Формулирование выводов.

Дети вспоминают высказанные гипотезы и делают выводы:

Учитель. Диалог имеет большое значение в характеристике персонажа. С помощью него можно более ярко представить себе образ. Диалог не напрямую, а косвенно влияет на наше представление о персонаже.

Выявление связи между образами произведения и пониманием главной мысли.

Учитель.Сказка и быль в одном произведении... Зачем?

Дети проводят аналогии между образами сказочными и образами реальными.

Подтверждают свои высказывания девизом, встречающимся в произведении: «Отвага, Верность, Труд – Победа!».

Дети сравнивают выдуманную Л. Кассилем страну и страны из стихотворения «Королевство Нигде».

VII. Практическая работа.

Учитель говорит о том, что любые выводы, сделанные в ходе экспериментальной работы, должны быть подтверждены на практике, и открывает последнюю запись:

Практическая работа

Подтверждение роли речи в диалоге.

џ Игра «Найди своего собеседника».

Учитель раздает детям карточки, на которых записаны реплики участников диалога.

Дети должны объединиться в пары и дать краткую характеристику участникам диалога.

џ Игра «Почетный гость».

Учитель. Представьте, что к нам на урок пришла Золушка. Составьте диалог приветствия, диалог похвалы, предложения и согласия. Но перед этим поставьте цель: какие качества участников диалога вы хотите подчеркнуть.

Дети ставят цели. Делают предположения о том, какие несловесные средства можно будет использовать, какие обращения.

VIII. Итоги урока.

К этому моменту на доске полностью открыты все этапы исследования. (Приложение.)

Дети составляют небольшой «отчет» о проведенной работе и повторяют сделанные выводы.


Приложение

Этапы исследования

Проблема: Какую роль играет речь в характеристике персонажей?

Цели: – выяснить роль речи в характеристике персонажа (роль диалога); – учиться создавать диалог

Гипотезы

Экспертиза

Вывод

Практическая работа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.008 с.)