III. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя.



1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии, временем Михаила Юрьевича Лермонтова.

Учитель вывешивает портрет поэта.

2. Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

– Посмотрите на портрет поэта, вглядитесь в его глаза, лицо.

– Что хотели бы сказать? Каким вы представляете себе этого человека?

– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова.

Чтение в парах статьи «Михаил Юрьевич Лермонтов» (с. 96– 97, часть 1-я).

– Какие открытия сделали? (Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.)

Далее учитель может показать учащимся фотографии некоторых картин, выполненных М. Ю. Лермонтовым в разные годы жизни.

– Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать об этом удивительном человеке?

– Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца мальчика и не позволяла ему видеть сына. Зато сама бабушка души не чаяла во внуке и окружала его заботой и лаской. Сам Михаил очень тяжело переносил разлуку с отцом, и это сказывалось на состоянии его души. Когда мальчик подрос, он стал чаще встречаться с отцом, но в 1831 году, когда Лермонтову исполнилось 17 лет, его отец умирает. На эту тяжёлую утрату Лермонтов пишет стихотворение «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть…».

До 14  лет (1828 г.) Лермонтов жил в родовом имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через четыре года (1831 г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учёбы в пансионе относятся первые известные стихотворения М. Ю. Лермонтова, а за годы обучения в университете он напишет более половины своих поэтических произведений.

В 1832 году Лермонтов поступает в военное училище (Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), которое находилось в Петербурге. Через два года (1834 г.) после окончания училища он становится офицером Гусарского полка.

После появления 30 января стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал знаменит. Стихотворение мгновенно разлетелось по Петербургу. Но стихи попали и к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэта арестовали, ещё через неделю он был отправлен в действующую армию на Кавказ. После стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал профессиональным писателем.

Первая ссылка Лермонтова была недолгой благодаря бабушке, которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает в блестящий литературный круг Петербурга, он знакомится с теми же людьми, которые окружали и Пушкина в последние годы жизни. Принимают Лермонтова и в большом свете, даже при дворе. Впрочем, его любили далеко не все. С людьми неприятными Лермонтов и сам был холоден, насмешлив, даже зол, поэтому и наживал себе врагов. С друзьями же он был прост и ласков. Но такая жизнь продолжалась недолго, около полутора лет.

В феврале 1840 года из-за дуэли с сыном французского посла Лермонтова снова арестовывают и, хотя на дуэли никто не пострадал, отправляют воевать на Кавказ. Больше царь не простил Лермонтова никогда.

Впрочем, в начале 1841 года Лермонтов ещё раз приехал на три месяца в Петербург в отпуск. Чуть раньше выходят в свет его поэтический сборник и роман. Обе книги имели огромный успех.

А 15 июля 1841 года поэта не стало. Он погиб на дуэли от рук своего бывшего однокашника по Школе юнкеров Николая Мартынова. Дуэль состоялась у подножия горы Машук. Лермонтов направил пистолет вверх и выстрелил в воздух. По правилам проведения дуэлей, это – знак примирения, после которого противник не имел права стрелять. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте. Ему было всего 27 лет.

3. Знакомство со стихотворением «Дары Терека».

– Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое называется «Дары Терека». Терек – бурная горная река на Кавказе. Вот каким он предстал перед взором поэта.

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Каким вы представили себе Терек?

– Как нужно читать стихотворение, чтобы передать свирепость Терека?

IV. Итог урока.

– Какое впечатление осталось у вас от урока?

– Какие ваши чувства он затронул?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»; выписать из произведения эпитеты, метафоры, сравнения.

 

Урок 17
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. «АШИК-КЕРИБ»
(турецкая сказка)

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слушание подготовленного чтения стихотворения.

Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». (Так как детям не задавалось выучить стихотворение наизусть, то учителю следует спросить: «Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть?»)

2. Проверка письменной работы учащихся.

– Какие эпитеты, метафоры, сравнения нашли в стихотворении? (Эпитеты: утёсистые громады, лукавый вид. Сравнения: старец -море. Метафоры: Терек воет, Терек дик, Терек злобен, плач его (Терека) подобен… слёзы летят, приветливо ласкаясь, журчит; погулял я (Терек), отдохнуть бы мне (Тереку), вскормлен грудью облаков, вечно спорить готов, стадо валунов.)

Учителю следует сообщить учащимся о том, что такая метафора, в которой признаки живого существа переносятся на неживые предметы или понятия, называется олицетворением. Именно приём олицетворения и использовал М. Ю. Лермонтов, описывая Терек.

 Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.006 с.)