III. Изучение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение нового материала.



1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Учитель, опираясь на знания детей, полученные ими при изучении истории и чтении художественной и исторической литературы, спрашивает учащихся:

– Кто был первым князем на Руси? (Рюрик.)

– Кто стал княжить после смерти Рюрика? (Олег.)

– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.

Далее учитель для более успешного восприятия учащимися текста произведения в краткой и доступной форме рассказывает ученикам о князе Олеге.

Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

Крупнейшим русским городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов в течение шести месяцев.

В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.

Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.

«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».

2. Словарная работа.

Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варяги обитатели Скандинавскогополуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань  налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна денежная единица в Древней Руси.

Паволоки шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье драгоценности, наряды.

Перун Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

3. Работа с текстом.

Учитель читает текст произведения. (После окончания чтения целесообразно выдержать паузу, для того чтобы учащиеся осмыслили содержание услышанного.)

– Что хотите сказать?

– Что показалось непонятным в тексте?

– Каким вам представляется Олег?

– Почему народ прозвал Олега Вещим?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать текст «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (с. 7–8, часть 1-я); поискать в библиотеке тексты других летописей об Олеге.

 

Урок 4
Летописи.
«И вспомнил Олег коня своего»

Цели: познакомить учащихся с новой летописью о князе Олеге; сравнить летописный текст со стихотворением А. С. Пушкина; развивать внимание, мышление, интерес к русской истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение текста летописи.

Один-два учащихся выразительно читают текст летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2. Опрос учащихся:

– Кто из вас сумел найти в библиотеке тексты других летописей, рассказывающих о князе Олеге?

Если учащиеся принесли произведения на урок, то учитель задаёт вопросы:

– О каких событиях повествуют эти летописи?

– Что нового узнали из них?

Если учащиеся не принесли произведения на урок, то учитель должен позаботиться о том, чтобы на уроке имелось несколько текстов летописей по данной теме.

 Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.006 с.)