III. Изучение нового материала. – о чём вы думаете, Что вам вспоминается, когда слышите слово «родина». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение нового материала. – о чём вы думаете, Что вам вспоминается, когда слышите слово «родина».



– О чём вы думаете, что вам вспоминается, когда слышите слово «родина»?

– Да, услышав это такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей и многое-многое другое.

– С годами детские воспоминания становятся ещё ярче, ещё острее.

– О большой и малой родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин.

Учитель читает стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…».

– Какой вам представилась Родина в стихотворении А. В. Жигулина?

– Какое настроение создаёт это стихотворение?

– Какими чувствами оно наполнено? 

– Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их.

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения?

– Как вы их понимаете?

Далее следует упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чём заставил вспомнить, задуматься?

Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» (с. 138, часть
2-я); по желанию выучить стихотворение наизусть.

 

Урок 75
БОРИС АБРАМОВИЧ СЛУЦКИЙ.
«ЛОШАДИ В ОКЕАНЕ»

Цели: продолжать знакомить учащихся с литературой второй половины XX века; прививать детям интерес к литературе, поэзии, учить чувствовать произведения, понимать их; пробуждать в учащихся чувства сопереживания, сострадания, любви к живому.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель спрашивает учеников о том, выучил ли кто-нибудь из них наизусть стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть, затем несколько человек выразительно читают стихотворение по учебнику.

 Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта, который сразу после войны считался одним из самых одарённых поэтов своего поколения. Однако потом он постепенно отходит от литературы, в какой-то момент замолкает совсем, чтобы вернуться после смерти настоящим обвалом стихов. Этот поэт – Борис Слуцкий. Критик Ю. Л. Болдырев в предисловии к книге Б. Слуцкого «Я историю излагаю…» сказал об её авторе такие слова: «…поэт (Слуцкий) сделал нечто, в русской поэзии до того небывалое: лирическим и балладным стихом он написал хронику жизни советского человека, советского общества за полвека с 20-х до 70-х гг.».

– Стихотворение, которое мы прочитаем, поэт посвятил писателю Илье Григорьевичу Эренбургу, оно называется «Лошади в океане».

Учитель выразительно читает стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

Высказывания учащихся.

– Чем вас поразило стихотворение?

– Какими вы увидели лошадей?

– Каким чувством наполнено стихотворение?

– Как характеризует автора это произведение?

Затем учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая интонацию, соответствующую произведению.

IV. Итог урока.

– О чём заставил задуматься урок?

– Что он вам открыл?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (с. 134–140, часть 2-я), выполнить к стихотворению рисунок (по желанию учащихся); подготовиться к обобщающему уроку; написать сочинение на тему «Тихая моя Родина».

 

Урок 76
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по разделу
«поэтическая тетрадь»

Цели: обобщить знания учащихся по теме; прививать детям интерес к литературе, поэзии; воспитывать любовь к своему краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети показывают выполненные ими рисунки, сопровождая показ чтением соответствующего отрывка из стихотворения Б. А. Слуцкого «Лошади в океане», после этого несколько учащихся выразительно читают всё стихотворение.

 Физкультминутка

III. Основное содержание урока.

Данный урок можно провести в виде урока-альманаха.

Учащиеся готовят к уроку стихи полюбившихся им поэтов. Так же дети могут рассказать стихи о своей родине. Стихотворения могут звучать на фоне музыки песен о Родине, о родном крае: «Вижу чудное приволье», «Течёт река Волга», «Среди долины ровныя», «Не остуди своё сердце, сынок», «На дальней станции сойду», «Деревня моя», «Снится мне деревня», «Признание в любви»:

Будет слов как раз: не много и не мало,

Только те слова, что на душу легли.

Родина моя, хочу, чтоб услыхала

ты ещё одно признание в любви.

и другие.

Начать урок можно с песни В. Баснера «С чего начинается Родина». В ходе урока учитель и учащиеся, которые заранее подготовлены, зачитывают отрывки из сочинений «Тихая моя Родина».

Класс оформляется рисунками учеников: «Любимый мною уголок». Открыть урок можно стихотворением Николая Рубцова «Утро».

Когда смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети, –

Воспряну духом, выбегу на холм

И всё увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.

В заключение урока также может прозвучать одна из песен о родине.

Примечание. подборку музыкальных произведений могут сделать учащиеся, учителю следует только направлять детей и помочь им при отборе материала.

IV. Итог урока.

 

Урок 77
ЕВГЕНИЙ СЕРАФИМОВИЧ ВЕЛТИСТОВ.
«Приключения электроника»
(«чемодан с четырьмя ручками»)

Цели: познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание, прививать интерес к литературе. 

Ход урока

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.011 с.)