Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экстраординарная образная память
Затронув тему мысленных образов, невозможно не упомянуть русского мнемони- ста Шерешевского, обладавшего блестящей памятью, большей частью опиравшей- ся на создание мысленных образов. А. Р. Лурия, долгие годы изучавший память этого удивительного человека, написал о нем замечательную книгу под названием «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)». Исключительные спо-
Если вы когда-либо жили в Москве, здания вокруг Красной площади могут быть удобными визуаль- ными «ключами» для удержания материала, который вам хотелось бы запомнить. собности Шерешевского были впервые замечены, когда тот работал репортером. Как-то раз редактор обратил внимание, что его подчиненный не записал ни одно- го поручения. Тем не менее он слово в слово сумел повторить все, что ему было задано, причем сам он считал это само собой разумеющимся. Редактор, заподоз- рив, что перед ним необычное явление, направил его в Луриевскую психологиче- скую лабораторию для исследования памяти, где была проведена проверка его па- мяти, включавшая серию заданий возрастающей сложности. Оказалось, что объем информации, который он мог удерживать в своей памяти, неограничен — он за- поминал ряды более чем из ста цифр, длинные строки бессмысленных слогов, сти- хи на неизвестных языках, сложные фигуры, замысловатые формулы... Он мог бе- зошибочно повторить весь предъявлявшийся материал в прямом или обратном порядке и был способен воспроизвести все это спустя многие годы! В чем же заключался секрет удивительной памяти Шерешевского? У него об- наружилась выдающаяся образная память. Он мог не только быстро и легко со- здавать множество зрительных образов, он обладал также блестящей способнос- тью к синестезии. Этот термин означает явление, при котором под воздействием стимула одной модальности создается образ также и в другой модальности. Си- нестезия в умеренном объеме является весьма распространенным явлением; у многих людей высокие звуки ассоциируются с яркими цветами и низкие звуки — с более мрачными тонами. Не таким уж редким является ассоциирование дней недели с цветами. Однако для большинства людей тенденция к переносу образа из одной модальности на другую невелика и имеет очень слабое практическое значение. В случае же с Шерешевским степень взаимного наложения модально- стей была поистине безграничной. Например, когда ему предъявлялся тон в 2000 герц, он говорил: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный
цвет... полоска шершавая, неприятная... неприятный вкус, вроде пряного рассола... Можно поранить руку». Когда с ним беседовал коллега Лурии (Л. С. Выготский), он сказал ему: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос». Цифры для него обладают формой и цветом: «1 — это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое, 2 — более плоское, четырехугольное, беловатое, бывает чуть серое...» Цифры также напоминают ему людей, «1 — это гордый стройный человек, 2 — женщина веселая». Все, что требовалось запомнить, он сразу же перешифровывал в наглядные образы. Запоминая даже самый сухой и скучный материал, он создавал в своей голове яркие образы, не только зрительные, но Александр Романович Лурия, рус- также звуковые, тактильные и обонятельные. ский нейропсихолог, давший клас- сическое описание удивительной Шерешевский стал профессиональным мнемо- памяти Шерешевского. нистом и выступал на сцене, демонстрируя свои необыкновенные способности. Его природная синестезия дополнилась рядом мнемотехник, включая расположение объектов вдоль знакомой улицы и придумывание сюжетных историй с участием запоминаемых объектов. Вот, например, история, с помощью которой он запоминал чрезвычайно сложную бессмысленную формулу, часть которой здесь приведена: «Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (V), и подумал, что не удивительно, что дерево вы- сохло и обнажились корни: ведь оно стояло еще тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (.). Он говорит: дома старые, придется на них поставить крест (X), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капитала он вложил в это (85). Крыша отделяет его (), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (vx). Он стоит около почты, а на углу — большой камень (.), что- бы подводы не задевали дома........................» Эта причудливая история помогла ему не только
безошибочно воспроизвести формулу, но и вспомнить ее спустя 15 лет! Хотя такая чудесная синестезия давала Шерешевскому массу возможностей, она же причиняла ему некоторые неудобства. Например, если при чтении мате- риала для запоминания кто-то закашливался, этот кашель оставлял отпечаток в его памяти в виде пятна или клуба дыма, что угрожало помешать последующему припоминанию. Его синестезия также создавала дополнительные трудности при припоминании материала, заучивавшегося со слуха, поскольку легкое различие в интонации голоса говорящего было способно совершенно изменить образ; ино- гда вследствие этого он не мог понять даже сравнительно простые тексты. «Каж- дое слово вызывает образы, и они находят друг на друга, и получается хаос... Я ничего не могу разобрать.., а тут еще ваш голос... и еще пятна И все смеши-
вается». Высокая его способность к ассоциации также создавала трудности при чтении. Он дал следующий отчет о своей попытке понимания фразы «Работа нор- мально началась»: «Я читаю: работа нормально началась... Работа — я вижу... идет работа... завод... а вот «нормально» — это большая румяная женщина. Нормаль- ная женщина... и «началась»... Кто началась?...Как же это... Индустрия... завод... и нормальная женщина... и как же это все совместить?.. Сколько мне нужно от- бросить для того, чтобы простой смысл стал ясен...» Шерешевский был весьма успешен в качестве профессионального мнемонис- та. Однако он испытывал колоссальные трудности с забыванием ненужной ин- формации; дело дошло до того, что его память оказалась набита до отказа всевоз- можными вещами, которые он не желал помнить. В итоге он придумал простое решение проблемы: он воображал эту информацию написанной на доске, а затем представлял себя стирающим ее с доски. Как ни странно, это прекрасно помога- ло ему забывать ненужные сведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.007 с.) |