Isbn 5-04-008446-3                                                             зао «издательство «эксмо-пресс», 2001 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Isbn 5-04-008446-3                                                             зао «издательство «эксмо-пресс», 2001




Содержание

 

Предисловие.................................................................................................................................. 6

1. Что такое память?..................................................................................................................... 9

2. Кратковременная память....................................................................................................... 29

3. Рабочая память....................................................................................................................... 51

4. Научение.................................................................................................................................. 77

5. Структурирование и запоминание....................................................................................... 101

6. Забывание.............................................................................................................................. 113

7. Вытеснение............................................................................................................................ 135

8. Семантическая память......................................................................................................... 149

9. Воспроизведение................................................................................................................... 171

10. Свидетельские показания................................................................................................... 199

11. Амнезия............................................................................................................................... 219

12. Память в детском возрасте................................................................................................ 237

13. Память и старение.............................................................................................................. 253

14. Как улучшить память......................................................................................................... 281

Библиография........................................................................................................................... 306

Предметный указатель............................................................................................................. 315


Предисловие

 

Второе издание книги «Ваша память» обязано своим выходом в свет Лену Берко- вицу, социальному психологу из Университета штата Висконсин. Во время своего ви- зита в Кембридж он посетовал на то, что первое издание книги в Соединенных Штатах уже невозможно достать, и убедил меня переиздать книгу. Сначала я не имел намерения переписать книгу, но при более подробном рассмотрении стало ясно, что в течение десяти лет, прошедших после публикации первого издания, произошел значительный сдвиг как в области исследований памяти, так и в сфере моих собст- венных интересов. Издательство «Мультимедиа», которое выпустило в свет первое издание книги, заинтересовалось идеей ее переиздания, в результате чего и появилось настоящее второе издание книги.

Книга «Ваша память» — это путеводитель по огромной стране человеческой па- мяти, где описывается как общий ее ландшафт, так и отдельные, наиболее яркие ее достопримечательности. В нем также описаны малоизученные и экзотические уголки этой обширной области знания. Мы все обладаем воспоминаниями, и понять их возможно, лишь оперируя ими в контролируемых условиях. Как и в первом издании, сюда включен ряд примеров, которые, как я надеюсь, послужат читателю отправ- ной точкой для оценки более формальных экспериментов, составляющих суть книги.

Как и в любом другом путеводителе, прежде всего возникает вопрос, откуда на- чинать. Историк науки начал бы с описания долговременного научения, первого науч- но изучавшегося аспекта памяти, поместив описание более поздних и сложных обла- стейкратковременной и рабочей памяти — в заключительные разделы книги. Однако логичнее было бы описывать устройство системы памяти, начиная с крат- ковременной и рабочей памяти, двигаясь затем к долговременному научению и забы- ванию. Подобного подхода я и придерживался, рискуя с самого начала столкнуть чи- тателя с более сложными и недавно освоенными аспектами науки. Однако, если вы предпочитаете более плавное знакомство с данным предметом, я предлагаю вам на время отложить чтение 2 и 3 глав, вначале ознакомившись с главами, касающимися долговременной памяти.

Наиболее значительным сдвигом в исследовании человеческой памяти за послед- ние десять лет явился определенный отход от лабораторных исследований в сторону


Предисловие   7

 

реальной жизни. Десять лет назад мне с трудом удавалось находить хорошие приме- ры из реальной жизни для иллюстрации принципов, открытых в лаборатории. Теперь у меня появился обширный выбор новых интересных исследований, в том числе не- сколько тем, предложенных Стефеном Чечи из Корнелльского университета.

Изменились также социальные предпосылки. Работа со свидетельскими показа- ниями, десять лет назад сосредоточенная в основном на лабораторных исследовани- ях, начала оказывать влияние на правовую систему; в настоящее время в этой сфе- ре занято большое количество психологов. Результатом их деятельности явилось развитие новых методик интервьюирования свидетелей и обвиняемых. В последние годы перед обществом встала также проблема насилия над детьми. Как показано в 7 главе, извлечение «реальных» воспоминаний об инцидентах насилия весьма затруд- нительно как у детей, так и у взрослых, чему немало способствуют также и сами психологи.

Настоящее издание книги дало мне также возможность сделать обзор развития памяти в детском возрасте и ее изменений, связанных с процессами старения, в том числе сравнить ослабление памяти при нормальном старении и процесс разрушения памяти, наблюдаемый при болезни Альцгеймера.

Основная сфера моих интересов, рабочая память, достаточно интенсивно разви- валась на протяжении последних десяти лет. Мы теперь имеем гораздо более полное представление о роли рабочей памяти в процессе освоения речи ребенком и выучива- ния второго языка взрослым человеком. Пониманию этих механизмов способствова- ли, в частности, исследования нарушений памяти при мозговых пораженияхмеха- низмы нормальной памяти часто можно лучше понять, изучая механизм патологии.

При подготовке второго издания неоценимую помощь мне оказала Джулия Дар- линг, мой секретарь. Я благодарен также Лорану Дики («Мультимедиа») за помощь на первых этапах переиздания книги, а также Энн Коуп за помощь при окончатель- ном редактировании и издательстве книги.

Алан Бэддели Кембридж, май 1993



 

1. Что такое память?

 

 

 

 

«У меня ужасная память». Часто ли вы слышите такую фразу? Лично я, упомянув в случайном разговоре с кем-нибудь о том, что провожу исследова- ние памяти, чаще всего слышу такую реакцию: «Вам надо поработать со мной — у меня ужасная память!» Так же, как и у меня: как-то раз я даже за- был о том, что должен выступать в радиопередаче, посвященной памяти. Вспомнил об этом упущении я только в тот момент, когда читал программу ра- диопередач в газете. В студию я опоздал настолько, что ведущий попросил ме- ня дать несколько рекомендаций по улучшению моей собственной памяти.

При этом я думаю, что у меня хорошая память, и, несмотря на то, что она ча- стенько меня подводит, могу поспорить, что и моя, и ваша память превосходит самый лучший компьютер по объему, гибкости и долговечности. Я надеюсь, что эта книга убедит вас разделить мое восхищение человеческой памятью.

Для того, чтобы лучше понять, насколько важна для нас память, попытаемся представить, на что была бы похожа наша жизнь без нее или, точнее, без них, по- скольку память — это не отдельный орган, как сердце или печень, а объединение совместно функционирующих систем, позволяющих нам учиться на прошлом опыте и делать прогнозы на будущее.

Большое количество полезной информации было почерпнуто из исследований расстройств памяти при поражениях головного мозга. Почти любое мозговое по- ражение приводит к снижению темпа обучения и скорости воспоминания. При этом определенные участки мозга связаны с памятью в большей степени. Серьез- ное поражение таких участков часто приводит к устойчивой амнезии, которая мо- жет стать причиной инвалидности.

Рассмотрим случай Клайва Уиринга, талантливого музыканта и эксперта в об- ласти старинной музыки, заболевшего в результате вирусной инфекции. Вирус герпеса (Herpes simplex) переносится значительным процентом населения, не вы- зывая обычно более серьезных последствий, чем периодически возникающее кож- ное раздражение под воздействием холода. Однако в очень редких случаях виру- су удается преодолеть защитный мозговой барьер и вызвать воспалительное заболевание, известное под названием энцефалит. Это заболевание может приве- сти к обширному мозговому поражению, и до недавнего времени такие случаи ча-

«След памяти», акварель работы Эли Абрахам. Художник изобразил комнату, загроможденную странными вещами, ограниченную пустым пространством сверху и герметичным отсеком снизу.


сто заканчивались летальным исходом. И хотя теперь болезнь излечима, обшир- ное мозговое поражение, которое достаточно часто остается у этих больных, мо- жет, в свою очередь, вести к нарушениям памяти.

Клайв Уиринг представляет собой особенно впечатляющий пример ужасаю- щих последствий энцефалита. У него настолько слабая память, что он не может вспомнить о том, что происходило более чем минуту назад. Поэтому в каждый момент времени он убежден в том, что только сейчас обрел сознание. Он ведет дневник, отражающий это навязчивое убеждение; в нем страница за страницей идут записи, указывающие дату, время и тот факт, что сознание только что вер- нулось. Когда же его ставят перед очевидным фактом наличия у него ясного со- знания в более ранний период, например, когда ему показывают в видеозаписи, это вызывает у него потрясение и он отрицает очевидное даже много лет спустя после пребывания в этом состоянии. Таким образом он, оказавшись лицом к ли- цу с ужасной реальностью жизни, ограниченной для его сознания несколькими секундами, держится за то, что к нему только что вернулось сознание, ожидая, что в будущем все будет хорошо.

 

Уровни памяти, задействованные при игре на музыкальном инструменте, — необходи- мая моторная координация, слуховая и проприоцептивная обратная связь, долговремен- ная память на ритм, высоту звука, мелодию и гармонию, — могут быть совершенно не затронуты при потере памяти в других сферах.

Мир Клайва хорошо изображен в телевизионной программе Джонатана Мил- лера «Узник сознания». При появлении жены Клайв радостно приветствует ее, подобно человеку, который не видел свою любимую много месяцев. Она выходит из комнаты на две-три минуты и возвращается, при этом радостная встреча по- вторяется с тем же накалом эмоций, причем каждый раз сходным образом. Клайв живет в перманентном настоящем и не способен заметить изменения или исполь- зовать прошлый опыт для предвосхищения будущего. Он сам однажды так опи- сал эту ситуацию: «Это ад на земле. Как будто ты мертв — все время!»

Долговременная память Клайва пострадала не так заметно, как его кратковре- менная память. Тем не менее она серьезно ослаблена — он знает, кто он такой,


 

и может в общих чертах описать свою прошлую жизнь, но почти не упоминая по- дробностей. К примеру, он не уверен в том, что он состоит в браке со своей ны- нешней второй женой. Он мог вспомнить, при соответствующих подсказках, не- которые факты из своей жизни, например то, как он пел перед Папой Римским во время папского визита в Лондон или дирижировал оркестром во время первого исполнения «Мессии» в Лондоне с аутентичными инструментами и декорациями. Он написал книгу про композитора Лассо, но фактически ничего не мог о нем вспомнить. Его зрительная память также пострадала — он провел четыре года в Кембридже, но не смог узнать на фотографии здание университета. Его общая эрудиция также существенно снизилась — он понятия не имел, к примеру, кто автор «Ромео и Джульетты».

При этом одна сфера осталась в значительной степени сохранной, а именно — его музыкальные навыки. Как-то раз его жена вернулась домой и обнаружила, что у него в гостях весь его бывший хор и он дирижировал им так же, как и в преж- ние времена. Он мог читать ноты с листа, аккомпанировать себе на клавесине, иг- рая достаточно сложную музыку, и петь с большим умением и чувством. Увы, пе- реход от музыки обратно в безнадежное состояние амнезии особенно его угнетает, в результате чего музыка не дает ему того утешения, на которое можно было бы надеяться.

Клайв пребывает в таком состоянии с 1985 года. Он все еще убежден, что только что проснулся. Он до сих пор живет в безнадежном вечном настоящем. Он не может читать книги, поскольку не способен следить за развитием сюже- та; его также не интересуют текущие дела, они для него бессмысленны, по- скольку он не помнит их контекста. Выходя на улицу, он тут же теряется. Он действительно узник, прикованный к маленькому островку сознания в океане амнезии.

Трагический случай Клайва Уиринга показывает нам, насколько память важ- на, но что же такое память?

 

Физическое основание памяти

 

Часто предполагается — обычно непсихологами, но иногда и некоторыми психо- логами, — что психологические теории должны иметь конечной целью физиоло- гическое обоснование психологических фактов. Такой подход, называемый ино- гда редукционистским, подразумевает продолжительную цепь объяснений, простирающуюся от психологии к физиологии, биохимии и биофизике, и так да- лее, вплоть до субатомных частиц, изучаемых физиками.

Допустим, я был бы архитектором и хотел бы узнать получше о соборе Свя- того Павла в Лондоне. Я мог бы собирать сведения на самых разных уровнях. На- пример, я мог бы сосредоточиться на истории здания и обстоятельствах его пост- ройки после Великого пожара, а мог бы заняться изучением стиля собора и проследить влияние классической архитектуры на его строителя, сэра Кристофе- ра Рена. Я мог бы также исследовать его функцию, а также детали материала, со- ставляющего его конструкцию. Точка зрения, что изучение памяти должно начи- наться с биохимического уровня, в чем-то аналогична тому, что человек, желающий изучать собор Святого Павла, должен начать с исследования атомной


 

структуры кирпича и камня. Подобное исследование было бы безусловно актуаль- ным — в самом деле, если бы атомная структура кирпичей была неподходящей, собор никогда не был бы построен. Однако можно все знать об атомной структу- ре кирпичей и камня и не знать решительно ничего о самом соборе. С другой сто- роны, можно знать много интересного о соборе, не имея ни малейшего понятия о физико-химических свойствах кирпичей и камня.

Структура материалов, конечно, в каком-то отношении ограничивает архитек- тора и безусловно имеет важное значение для постройки здания. Таким же обра- зом, в принципе, различные аспекты человеческой памяти могут существенно за- висеть от достижений физиологии и биохимии. Однако многие из требований к пониманию молекулярной основы памяти, выдвинутые несколько лет назад, сей- час воспринимаются как преждевременные. Нейрохимия памяти оказывается го- раздо более сложной, чем это предполагалось раньше. Нет сомнения, что про- гресс в этой важной области продолжается и что в какой-то момент может оказаться очень плодотворным сотрудничество экспериментальной психологии и нейрохимии. В настоящее время, однако, область совпадения интересов этих двух наук крайне мала, так что я приведу очень краткое описание работ, касающихся нейрофизиологии научения и памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.026 с.)