Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кратковременная память: забывание
До сих пор мы были сосредоточены на одном аспекте памяти, на ее объеме, из- мерение которого широко практиковалось в течение последних 60 или 70 лет. Интенсивный интерес к кратковременной памяти появился в конце 1950-х гг.
после двух исследований, одно из которых было проведено в Англии Джоном Брауном, а другое — в Соединенных Штатах двумя Петерсонами. Они показа- ли, что забывание можно продемонстрировать даже на объеме материала, сопо- ставимом с объемом памяти, если испытуемому каким-либо образом не дают ду- мать о задании или повторять его. Петерсон и Петерсон предъявляли своим испытуемым ряды из трех независимых согласных. Сразу после того, как испы- туемый прочитывал их, ему давали трехзначное число и просили отсчитывать от него по три в обратном порядке. По прошествии некоторого временного проме- жутка, варьирующего от 3 до 128 секунд, его просили воспроизвести исходные согласные, затем ему давали следующую тройку согласных, после снова повто- рялось задание на обратный счет, а затем воспроизведение. Попробуйте проде- лать это сами, используя таблицу в нижней части страницы. Как видите, цифры и буквы в ней образуют шесть столбцов. Начните с крайнего левого столбца, прикройте цифры листком бумаги и прочтите три согласных Б, К, Ч. После того как вы их прочитали, прикройте их и выполните простое сложение располо- женных столбиком цифр. Завершив сложение цифр, напишите внизу получив- шуюся сумму, а затем постарайтесь вспомнить и повторить буквы, которые были в верхней части столбца, и запишите их рядом со словом «Воспроизведение». Теперь прикройте столбец целиком и переходите к следующему и так далее. По- сле того, как вы закончите выполнение задания, проверьте то, что у вас полу- чилось. Результаты, полученные Петерсоном и Петерсоном, приведены на следующей странице. Также весьма иллюстративны результаты эксперимента Мэрдока, в ко- тором в качестве стимульного материала использовалось либо одно, либо три раз- нородных слова из трех букв. Кривая забывания получалась одинаковой незави- симо от того, три слова запоминаются или три буквы. Тем не менее при запоминании отдельных трехбуквенных слов уровень забывания был невысоким, из чего можно сделать вывод, что количество удерживаемых в памяти блоков важ- нее, чем количество букв.
Ну, как вы справились с шестью столбцами букв и цифр? Конечно, наша пробная версия эксперимента была создана на скорую руку. Мы, в частности, не стали систематически изменять временного интервала, в течение которого
Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение Воспроизведение
Интервал удержания (в секундах) Здесь представлены кривые забывания, полученные в экспериментах Мэрдока, Петерсона и Петер- сона, где испытуемым не давали повторять задания и просили воспроизвести их по истечении вре- менного интервала, варьирующего от 3 до 18 секунд. (Peterson & Peterson, 1958; Murdoch, 1961.) вам надо было бы запоминать каждый буквенный набор. Более того, некоторые тройки букв было запомнить проще, чем остальные. Однако я подозреваю, что вы верно справились с первой тройкой и, возможно, со второй, а с остальны- ми дело обстояло не настолько хорошо. Такое распределение результатов явля- ется нормальным, что несет определенный смысл для объяснения эффекта Пе- терсона. Изначально предполагалось, что полученная в экспериментах Мэрдока и Петерсонов форма кривой означает, что след в памяти, оставляемый стиму- лами-тройками, с течением времени все сильнее стирается и исчезает, посте- пенно снижая вероятность их точного воспроизведения. Однако впоследствии обратили внимание на то, что в первой пробе такого эксперимента забывание крайне незначительно; только последующие стимулы дали значительное забы- вание, типичное для данной методики. Причина этого, по-видимому, в том, что при предъявлении очередного стимула испытуемым сложно отвлечься от ранее предъявлявшихся им троек букв и чем дальше, тем больше путаницы. Метод Петерсонов, разумеется, не ограничивается только буквами; очень часто в нем используются тройки слов, и если вы готовы испытать следующую серию из восьми проб, то вы сможете увидеть другие характерные особенности этой ме- тодики. Взгляните на расположенную ниже таблицу; задание здесь выполняет- ся так же, как и предыдущее. Единственная разница в том, что на этот раз вме- сто троек букв вы будете запоминать тройки слов. Как и в предыдущем задании, сосредоточьтесь полностью на столбце, с которым вы сейчас работае- те, и прикройте остальные листком бумаги или картона. Вам нужно точно так
же прочитать три слова, прикрыть их и перейти к арифметическому заданию. Затем вспомнить и написать внизу эти три слова в порядке предъявления. По- сле этого переходите к следующему столбцу и так далее, пока не закончите все восемь столбцов. Теперь обозначьте, сколько троек слов вы правильно воспро- извели.
-2 + 7 -8 +6 + 5
Как вы, конечно, заметили, слова для задания отобраны не случайным обра- зом: они распределены по отдельным категориям. Вам удастся снова проследить тенденцию к хорошему повторению первой тройки и ослаблению запоминания при воспроизведении последующих, с единственным исключением — при перехо- де от категории «животные» к категории «фрукты» запоминание, прежде чем сно- ва снизиться, резко улучшается. Почему же выполнение задания улучшается при изменении категории? Пото- му что вы таким образом избегаете смешивания ранее предъявлявшихся слов с те- ми, которые вы сейчас пытаетесь запомнить. Этот эффект называется освобожде- ние от проактивного торможения (ПТ). Однако во второй пробе, уже в пределах новой категории, на пути вашего вспоминания встают запоминавшиеся вами в первой пробе слова из этой категории. Американский психолог Делос Уикенс раз- работал метод освобождения от ПТ и продемонстрировал, что результатов можно добиться путем изменения широкого спектра параметров, включая переход от букв к цифрам, от больших стимулов к маленьким, от темного фона к светлому; хотя, конечно, во всех этих случаях эффект не настолько разителен, как при пе- реходе к другой смысловой категории. Феномен освобождения от ПТ не ограничивается кратковременной памятью и имеет в действительности некоторую практическую ценность. В исследовании, ка- сающемся запоминаемости телевизионных новостей, изучалась степень точности их запоминания, причем предъявление происходило двумя различными способа- ми. В первом случае предъявлялось четыре эпизода новостей, и все они были близкими по тематике. В другом же случае с участием освобождения от ПТ чет- вертый эпизод относился к совершенно другой категории.
Воспроизведение телевизионных новостей. После трех близких по теме эпизодов происходило пере- ключение на другую тему, и новый эпизод запоминался лучше как при непосредственном (левый гра- фик), так и при отсроченном воспроизведении. (Gunter, Barry & Clifford, 1981.)
Свободное припоминание Следующий метод, часто используемый для изучения кратковременной памяти, это свободное припоминание. Испытуемому предъявляется ряд объектов для запо- минания, и он волен вспоминать их в любом порядке, за что метод и получил свое название. Противоположным ему является метод последовательного припо- минания, где объекты должны быть воспроизведены в том порядке, в котором они предъявлялись. Для свободного припоминания испытуемым обычно предъ- являют значительно больше объектов, чем они в состоянии запомнить. И все же лучший способ проникнуться смыслом такого задания — это попробовать его на себе. Взгляните на нижеприведенные списки слов и начинайте выполнять при- меры. Просто читайте их в удобном для вас темпе, накрывая каждое слово по мере прочтения полоской картона. Дойдя до конца каждого списка, вы обна- ружите либо инструкцию «Воспроизведение», следуя которой нужно будет на- писать в любом порядке на листе бумаги все слова, которые вы вспомните, ли- бо столбец цифр для сложения — в этом случае выполните сложение, а затем попробуйте воспроизвести ранее прочитанные слова. Разрешается припоминать слова в течение приблизительно одной минуты — за это время вы сможете при- помнить большую часть запомненных вами слов. Если спустя некоторое время
в памяти вдруг возникнут еще одно или два слова — не учитывайте их. Я сове- тую вам пройти все шесть списков, прежде чем подсчитывать количество вос- произведенных слов. Помните, что вы можете припоминать слова в любом удоб- ном для вас порядке. Ведя подсчет, сравнивайте выписанные вами слова со словами из списка. Начните с анализа первых трех списков, подсчитывая, в скольких списках вы правильно вспомнили первое слово, второе, третье и так далее, до шестого слова. Затем таким же образом посчитайте оставшиеся три списка.
Вы, вероятно, обратили внимание на то, что припоминание слов, нахо- дящихся в начале и середине первых трех списков, было умеренно хорошим, но последние одно или два слова вспомнились замечательно. В заключи- тельных трех списках эта тенденция пропадает. Конечно, в таких неконтро- лируемых условиях вы вряд ли можете добиться достаточно чистого резуль- тата. Если бы этот тест в расширенном варианте давался большому количеству людей, мы получили бы результаты, соответствующие кривым на
странице 41. Кривая, связывающая позицию слова при предъявлении и вероятность того, что слово будет воспроизведено, называется позиционной кривой. Свободное припоминание без какого-либо промежуточного задания дает начало одной очень типичной кривой, в которой первые один или два элемента воспроизводятся на весьма среднем уровне, достаточно ровная средняя часть кривой, и блестящее воспроизведение последних одного или двух элементов. Такую кривую можно получить при невероятно широком диапазоне условий: является ли список коротким или длинным, содержит ли он слова или
слов попугаем, не оказывает благотворного влия- специфичной только для западной ния на нашу память. культуры; ученики исламской де- ревенской школы в Марокко, чье образование заключалось в заучивании на- изусть фрагментов из Корана, также показали подобного рода кривую при предъявлении разнородных слов. Как вы, вероятно, заметили по трем последним пробам и как видно из верх- него графика на стр. 41, при невозможности непосредственного воспроизведе- ния картина резко меняется. Даже очень короткого вмешательства достаточно для того, чтобы устранить тенденцию к хорошему воспроизведению нескольких последних элементов. Такую тенденцию называют эффектом новизны, посколь- ку она отражает воспроизведение самых свежих элементов — предъявлявшихся последними — и значительно отличается по уровню выполнения от остальной кривой, так как не зависит от большого количества других влияющих на выпол- нение факторов. Например, знакомые слова в целом лучше воспроизводятся, чем редкие слова, но дают такой же эффект новизны; медленное предъявление слов улучшает общий уровень выполнения, но на эффект новизны влияния не оказывает; предъявление слов, относящихся скорее к конкретным объектам, чем к абстрактным понятиям, улучшает выполнение на начальном этапе кривой, но опять-таки не затрагивает эффект новизны. И все же эффект новизны очень легко устранить — включением в тест очень слабого дистрактора, например за- дания сложить пять простых цифр. Видимое различие припоминания последних и начальных элементов наводит на мысль о том, что первое зависит от кратко- временной памяти, тогда как последнее скорее отражает долговременные ее ас- пекты.
Непосредственное воспроизведение Верхний график иллюстрирует достаточно хороший уровень припоминания последних элементов в списках слов. Но этот эффект — эффект новизны — пропадает при отсроченном воспроизведении, как показано на нижнем графике: после 30-секундной задержки воспроизведение последних слов за- метно снижается. (Postman & Phillips, 1965.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.02 с.) |