Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейрофизиология научения и памяти
Научение практически всегда включает цепь электрофизиологических и нейро- химических изменений мозга. Такие изменения пока что очень сложно исследо- вать на мозге человека, но уже достигнут значительный прогресс в понимании процессов, образующих научение в менее сложных организмах. К примеру, Кан- дел проводил свои исследования на морских зайцах, или аплизиях (Aplysia), у ко- торых простота нейронной организации сочетается со способностью к простому научению. На них, в частности, оказалось возможным продемонстрировать фе- номен привыкания. Суть этого феномена в том, что стимул первоначально вызы- вает реакцию, но при повторении стимула и отсутствии какого-либо положитель- ного или отрицательного результата сила реакции на этот стимул начинает постепенно уменьшаться вплоть до полного игнорирования стимула. Если сти- мулировать сифон у аплизий, то сначала отдергиваются и сифон, и жабры; по- сле повторной стимуляции реакция отдергивания прекращается, эффект может длиться от двух-трех минут до нескольких недель. Реакция отдергивания заклю- чается в передаче электрических импульсов через синапсы — области соедине- ния нейронов (нервных клеток). Передача импульса через синапс происходит благодаря нейротрансмиттерам, химическим почтальонам, которые позволяют одному нейрону взаимодействовать с другим. Они же в свою очередь зависят от освобождения ионов кальция. Процесс повторной стимуляции постепенно сни- жает активность каналов, освобождающих ионы кальция, уменьшая тем самым вероятность того, что будет освобождено достаточно ионов кальция для возник- новения потенциала действия, необходимого для дальнейшей передачи нервного импульса. Процессом, противоположным привыканию, является сенсибилизация, ког- да независимый стимул увеличивает вероятность реакции. Звук выстрела, к примеру, может настолько вас напугать, что впоследствии вы будете вздраги- вать от звука хлопнувшей дверцы машины. У аплизий неприятный стимул в области хвоста усиливает реакцию отдергивания, возникающую при раздраже- нии сифона. Это происходит в результате возрастания количества выделяемо- го нейротрансмиттерного вещества, как следствие усиленного выброса ионов кальция.
Аплизиям доступна также такая форма научения, которая называется классиче- ское обусловливание. Лучшим примером классического обусловливания могут слу- жить эксперименты с собаками русского физиолога Павлова, который показал что когда предъявление еды систематически ассоциировалось со звонком, в конце кон- цов один только звук звонка вызывал повышенное слюноотделение У аплизий в качестве эквивалента еды выступает сильная стимуляция в области хвоста, вызыва- ющая автоматическую реакцию отдергивания жабр и сифона. Эквивалентом звонка является слабое прикосновение к сифону, которое само по себе не ведет к от- дергиванию. Однако, когда легкое прикосновение постоянно следует за сильной хвостовой стимуляцией, это в конце концов приводит к отдергиванию жабр и си- фона в отсутствие хвостовой стимуляции. Данный простой аналог научения может сохраняться в течение нескольких дней. Кандел предполагает, что лежащий здесь в основе механизм имеет сходство с механизмом сенсибилизации: легкое прикосно- вение к сифону в конце концов приводит, через ассоциацию с более сильной хво- стовой стимуляцией, к увеличению потока ионов кальция через окончание, вызы- вая возникновение потенциала действия и передачу нервного импульса через Основной механизм более сложных аспектов научения и памяти остается под вопросом. Однако существует один возможный механизм, подсказанный эффек- том под названием долговременная потенциация (ДП), который был впервые об- наружен Блиссом и Ломо в 70-х годах. Ставя эксперименты на гиппокампе кро- лика (часть мозга, которая, по-видимому, активно задействована в процессах научения и памяти), они обнаружили, что при интенсивной электрической сти- Печатная плата. Выглядит сложной? Около 11 миллионов нервных клеток (нейронов) в человеческом мозге и связи между ними можно представить себе как трехмерную печатную плату гораздо боль- шей сложности. муляции областей мозга, связанных с клетками гиппокампа, в этих зонах возникает более сильная реакция на стимул, чем раньше. Эта гипертрофированная реакция могла длиться дни, недели и даже дольше, намекая на воз- можную связь с механизмом долговременного научения.
Последующий анализ показал, что ДП обус- ловлена активностью рецепторов по обеим сто- ронам синапса. Когда пресинаптический нейрон получает высокочастотную стимуляцию, то выделяется нейротрансмиттер глютамат. При этом для осуществления ДП постсинаптический, или получающий, нейрон должен быть приведен в рабочее состояние на таком же частотном уровне. Дональд Хебб, канадский психолог, чьи Соответствующие постсинаптические рецепторы идеи относительно основ научения, обладают чувствительностью к веществу, предложенные в 1949 году, до сих пор известному под аббревиатурой NMDA (К-Метил-Б- имеют огромное значение. Аспартат), и разряд зависит от наличия точного баланса ионов в рецепторном канале. Когда пре- и постсинаптические условия оказываются правильными, при- рода синапса изменяется таким образом, что в будущем более слабый пресинап- тический стимул будет вызывать разряд постсинаптического нейрона. Известно, что клетки, связанные с ДП, особенно многочисленны в гиппокам- пе, который решающим образом задействован в процессах научения и памяти, и это укрепляет нашу убежденность в том, что этот механизм и в самом деле может быть основным механизмом научения. В классической работе, опубликованной в 1949 году, канадский психолог Дональд Хебб предполагает, что механизм, подоб- ный этому, может лежать в основе процессов научения. С тех пор было разрабо- тано множество компьютеризированных моделей научения, использующих идеи Хебба.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.007 с.) |