Автобиографическая память в раннем возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автобиографическая память в раннем возрасте



 

Наверное, самое убедительное свидетельство эксплицитной природы научения у детей можно получить из автобиографических воспоминаний детей того возраста, когда они только начинают пользоваться речью. Кэтрин Нэльсон описывает не- сколько подобных исследований. В одном из них тестировались дети в возрасте от 21 до 27 месяцев; их матерей просили вести дневники, регистрирующие мнес- тическое поведение детей. У младшей группы детей мнестическое поведение большей частью принимало форму запоминания того, где находятся какие пред- меты (например, где в доме бабушки находится коробка с печеньем). Дети же по- старше могли вспоминать отдельные события (например, случай, когда другой ре- бенок сломал игрушку).

Запоминание местонахождения, конечно, может быть проверено экс- периментально. Двухлетние дети вполне способны помнить 24 часа спустя, где спрятана их любимая игрушка. Некоторые птицы, к примеру синицы, могут запоминать свыше 100 мест, в которых они прячут еду, и воздер- живаться от посещения такого места, если еда уже извлечена оттуда, — удивительное умение, хотя оно не обязательно является свидетельством автобиографической памяти. Природа памяти у животных остается под вопросом, но эта тема выходит за рамки данной книги.

Поскольку интерпретация чисто поведенческих данных остается про- блематичной, вернемся к вербальным воспоминаниям детей, которые только что научились говорить. Нэльсон описывает удивительный случай Эмилии, девочки, которая завела удобную привычку говорить сама с собой в своей кроватке перед сном. Начиная с 21 месяца и до 36 месяцев ее ночные монологи записывались и внимательно изучались. В 21 месяц она уже вспоминала события двухме-

сячной давности, например аварию Даже очень маленькие дети быстро усваивают,

папиной  машины.  Ее  монолог  был
что движение ногой может заставить вертушку

вращаться. Они также замечают замену одного

весьма неструктурированным и обычно не предмета на другой.

отражал выдающихся или важных Если обучение происходило с пятью предметами, а

событий, таких как Рождество или при повторном тестировании оказалось только


рождение братика. Она предпо-


четыре из них плюс еще один новый, то реакция движения ногой ослабевает.


читала говорить о более земных вещах, например, как ее водили к няне или как ссорились другие дети в ее группе.

Хотя большинство воспоминаний Эмилии относилось к событиям прошедшего дня, но всплывали также кое-какие воспоминания, относящиеся к последним шести месяцам. Примерно в 24 месяца она начала формулировать эксплицитные правила и обобщения («Ты не можешь спускаться на первый этаж в пижаме» или

«Днем Эмилия ходила к бабушке... Эми иногда к ней ходит») или размышления о будущем («А вдруг доктор снимет мою пижаму»). Приблизительно в 36 месяцев Эмилия прекратила говорить сама с собой, и исследование завершилось Оно много дало для понимания развития эпизодической памяти. У этого особенного и опережающего свой возраст ребенка припоминание отдельных событий т. е. эпизодическая память, действительно имело место. Это исследование пролило также некоторый свет на развитие знаний о мире, или семантическую память

Похоже, что семантическая и эпизодическая память развиваются взаимосвя- занно. Об этом могут свидетельствовать результаты исследования детей из детского сада, часть из которых посещала четыре творческих кружка, а через месяц их тестировали на припоминание. В целом, старшие дети запоминали больше а те кто посещал четыре кружка, лучше могли оценить, какие события произошли во время последнего кружка, а какие имели место раньше. Другими словами у стар- ших детей лучше развивается память на отдельные эпизоды, чем параллельно с ней развивающаяся родовая, или семантическая, память.

А какова роль родителей в развитии памяти у детей? Известно, что раннее раз- витие зависит от стиля взаимодействия родителей со своими детьми Одним из способов стимуляции памяти являются взаимные воспоминания: «А помнишь,

как мы ездили в Вермонт и ви- дели кузена Билла?» Другой способ более «практичен»: к примеру, можно стимулировать ребенка на то, чтобы он исполь- зовал память в решении задач, таких как, например, собирание паззла: «А куда мы положим этот кусочек? Вспомни, куда мы его вчера клали».

В одном из исследований общение матерей с их детьми записывалось во время хождения по музею. Способами их общения были: свободное взаимодействие (подобно стилю воспоминаний) и более практичное. При тестировании через неделю


Для любящих родителей могут быть запоминающимися


матери и  дети, взаимо-


первый день рождения маленькой Энид или тот день, действовавшие в стиле свободных

когда они переехали в новый дом. Но маленькие дети, по- воспоминаний, могли ответить в

видимому, лучше запоминают более тривиальные и не- среднем на 13 из 30 вопросов,


значительные происшествия.


тогда как более прак-


 

Похоже, что ребенок лучше запоминает прогулки и поездки, если взрослый разделяет с ребенком его переживания, а не дирижирует ими. Отношения учительученик мо- гут являться ограничивающим фактором и для детей, и для взрослых.

тичная группа могла ответить только на пять вопросов. Подобные данные не сто- ит трактовать излишне широко, но все же они говорят о том, что способ взаимо- действия родителей со своими детьми может оказаться плодотворной областью исследований и в будущем найти свое применение в сфере образования.

А происходит ли у детей забывание? И если да, то почему? Конечно, взрос- лые, по-видимому, не помнят большинства событий, произошедших в течение первых нескольких лет своей жизни. Однако эксперименты Рови-Кольер свиде- тельствуют о том, что дети в возрасте двух или трех месяцев могут образовывать достаточно сложные ассоциации, а дети, только начавшие говорить, способны вспоминать отдельные события, происходившие задолго до этого момента. То есть младенцы обучаются и запоминают! С другой стороны, забывание у двухме- сячных детей в экспериментах Рови-Кольер было молниеносным, а у трехмесяч- ных — не настолько, но все же довольно быстрым. Тот факт, что напоминание было эффективным, говорит о том, что проблемой является не отсутствие сохран- ности информации, а трудность ее воспроизведения. А могли бы взрослые вспом- нить информацию, полученную в течение первого года жизни, если бы им были даны подходящие ключевые стимулы? Одним из вариантов решения этого вопро- са является применение гипноза с «регрессией на инфантильный уровень». Как всегда, в случае гипноза возникает проблема с интерпретацией результатов. Явля- ются ли эти воспоминания настоящими, или испытуемый, находясь в состоянии высокой внушаемости, просто начинает конфабулировать? Нижняя группа рисун- ков на следующей странице была сделана под гипнозом в состоянии регрессии; верхняя группа рисунков была сделана тем же человеком в возрасте шести лет. Если сравнивать с реальными детскими рисунками, то рисунки, выполненные под гипнозом, сильно смахивают на конфабуляцию.

Возвращаясь к детской амнезии, что мы можем теперь сказать относительно ее интерпретаций, предложенных на стр. 238? Фрейдовская интерпретация не


 


 

 

Рисунки, выполненные в возрасте шести лет (сверху), и рисунки того же человека в состоянии гипнотической «регрессии». (Оrnе 1951.)


считается с фактом быстрого забывания у младен- ца; но маловероятно, чтобы трехмесячные младен- цы, испытуемые Рови-Кольер, забывали о движе- нии вертушки исключительно из-за потребности вытеснить воспоминания о сексуальных желаниях по отношению к родителям. В целом, я не знаю ни одного объективного свидетельства в поддержку фрейдовского взгляда на детскую амнезию и счи- таю, что эта точка зрения имеет лишь историчес- кую ценность.

Мнение, что мозг младенца является недоста- точно зрелым для хранения эпизодических воспо- минаний, также не согласуется с данными Рови- Кольер. Можно было бы предположить, что для работы имплицитной памяти не требуется участия мозговых структур, лежащих в основе эксплицит- ной памяти, но выявленная у младенцев чувстви- тельность к изменению контекста делает это пред- положение маловероятным. Случай Эмилии за- ставляет нас поверить в возможность существо- вания эпизодических воспоминаний в возрасте 21 месяца, часть из которых относится к еще бо- лее младшему возрасту. Короче говоря, младенцы способны к научению и запоминанию, но сталки- ваются со значительными трудностями при вос- произведении. В период младенчества создается внутреннее видение мира; в то же время именно этот процесс обеспечивает структуру для экспли- цитного воспроизведения пережитых событий.


 

Дети в качестве свидетелей

 

Положим, что маленькие дети могут запоминать определенные события но на- сколько надежна их память? В ряде исследований изучалось припоминание определенных событии маленькими детьми. Например, в одном исследовании изучались воспоминания нескольких пятилетних детей о посещении Еврейского музея в Нью-Йорке; во время посещения музея им объяснялись археологические методы и         давалась  возможность покопаться       в     песочнице          для поиска археологических находок. При воспроизведении этого события обнаружился значительный уровень забывания. Однако с помощью соответствующих ключевых стимулов через шесть лет дети сумели вспомнить не менее 87% первоначальной информации Имеются и другие свидетельства того, что для детей особенно важно напоминание При разработке детской версии Ривермидского поведенческого теста на память детей просили пересказать короткий рассказ, после чего задавались контрольные вопросы относительно опущенных при пересказе подробностей. Вопросы оказались особенно полезными для пяти- и шестилетних детей, но сравнительно слабо по-


влияли на пересказ старших детей. К сожалению, такие вопросы, не будучи тщательно сформулированными, могут искажать воспоминания, что было показано в 10 главе. Здесь возникает вопрос о том, действительно ли дети в качестве свидетелей особенно восприимчивы к внушению.

В последние годы, в связи с особенной актуальностью проблемы насилия над детьми, приобрела особую важность надежность детских свидетельских показаний. При

расследовании инцидента, связанного Ямайский мальчик помогает автору разрабатывать с насилием, свидетельство неизбежно тесты на память и научение, которые будут исполь-   опирается на показания ребенка. В 1983 зоваться для оценки влияния недоедания и паразити- году 36-летнюю воспитательницу  ческих инфекций на детей из стран Третьего мира.

детского сада призна-

ли виновной в убийстве и в 12 случаях насилия над детьми, опираясь главным образом на свидетельские показания 29 детей, посещавших детский сад. Правовая система США очень нервно относится к обвинениям исключительно на основе детских показаний, возможно, это отголоски процесса над ведьмами в 1682 году, когда около 20 людей были повешены по обвинению группы девочек возрастом от пяти до двенадцати лет, рассказывавших, как они видели обвиняемых, кото- рые превращались в кошек и собак и улетали на метлах.

Насколько дети внушаемы? Ряд исследований показывает, что они в большей степени, чем взрослые, восприимчивы к сбивающим вопросам; другие исследова- ния говорят об обратном. Возможный вариант ответа на этот вопрос предложил Стефен Чечи со своими коллегами, обнаруживший, что восприимчивость к вну- шению очень велика в возрасте от трех до четырех лет, но она снижается с воз- растом, и в 10—12 лет дети внушаемы не больше, чем взрослые. Применявшаяся исследователями методика заключалась в том, что группам детей читали рассказ про маленькую девочку по имени Лорен и ее первый день в школе. Лорен ест яй- ца на завтрак, потом у нее болит животик, но она про это забывает, когда кто-то из детей дает ей поиграть в свои игрушки. Сбивающий вопрос был такой: «По- мните ли вы рассказ про Лорен, у которой болела голова, потому что она слиш- ком быстро кушала кашу? Потом она почувствовала себя лучше, когда начала играть со своими друзьями». Детей индивидуально проверяли на понимание рас- сказа, а затем экспериментатор уходил. Спустя два дня детей снова тестировали индивидуально и просили выбирать одну из двух картинок в паре: на одной кар- тинке Лорен кушает яйца, а на другой кашу; на другой паре картинок Лорен на- рисована с больным животом и с больной головой. Результаты этого эксперимента отображены на диаграмме.

Дальнейшей целью Чечи являлось показать, что сбивающая информация воз- действует сильнее, если предъявляется взрослым человеком, а не ребенком. До- полнительные данные подтвердили наличие искажений в процессе угадывания


На этой диаграмме показано влияние сбивающей информации на память детей различного возраста. При отсутствии сбивающей информации уровень воспроизведения более или менее одинаково высок в любом возрасте, но в условиях искажения младшие дети сбиваются гораздо легче. (Ceci, 1988.)

при забывании (в соответствии с прогнозом МакКлоски и Зарагоза), а также раз- рушение предшествующего научения (в соответствии с прогнозом Лофтус).

Чечи и его коллеги сделали вывод, что маленькие дети несколько более чув- ствительны к искажениям, чем дети в возрасте от пяти лет и старше. Они отме- чают также, что их эксперимент опирался на нейтральный материал. У ребенка, описывающего ужасающие переживания, вполне может появляться другая модель поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.014 с.)