Возраст и когнитивные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возраст и когнитивные процессы



 

 

Хотя память является наиболее очевидно ухудшающейся с возрастом способнос- тью, но она в этом не одинока. Интерпретируя возрастные дефекты памяти, важно учесть, что старение связано с общим когнитивным спадом. Американский ге- ронтолог Уорнер Шайе в течение года проводил тестирование когнитивных способностей, выборку составляли испытуемые из Сиэтла и Вашингтона. Тесты

В результате измерения среднего уровня интеллекта с помощью тестов на вербальный интеллект и на выполнение задания выявляется слабое, но неуклонное снижение IQ с возрастом. (Salthouse, 1992.)


Не все аспекты памяти с возрастом ухудшаются. Словарный запас, как показывает анализ способ- ности отличать ложные слова от реальных слов, с возрастом увеличивается. (Baddeley, Emslie & Nimmo-Smith, 1993.)

включали в себя измерение мышления, а также пространственных и вербальных способностей. В результате тестирования было показано наличие постепенного спада, начинавшегося после пятидесяти лет. Процесс ухудшения не ускоряется до восьмого десятка лет. Данные Шайе отражают в большей степени усредненные, а не индивидуальные, показатели. Было несколько попыток объяснить возрастной когнитивный спад с точки зрения одной переменной. Принимались во внимание две переменные — подвижный интеллект и скорость переработки информации. По- движный интеллект — термин, применимый к выполнению тестов на интеллект, высокие баллы в которых коррелируют главным образом с ныне происходящими процессами, а не с прежними знаниями. Подвижный интеллект снижается с воз- растом, в противоположность накопленному интеллекту, который измеряется с по- мощью тестов на накопленное знание, как, например, словарный запас. Накоп- ленный интеллект сохраняется и может даже продолжать улучшаться с возрастом. Что касается скорости переработки информации, то с возрастом снижается ско- рость, с которой нервная система может получать и передавать информацию. Од- нако существует третья возможность, касающаяся рабочей памяти.

 

Рабочая память и старение

 

Изучение рабочей памяти (системы, позволяющей нам одновременно удерживать информацию и манипулировать с ней) в связи с процессами старения началось уже в 1960-х гг. График внизу на стр. 256 показывает влияние старения на два


Масса человеческого мозга снижается с возрастом.

 

Этот график показывает влияние возраста на рабочую память. Нулевая точка обозначает уровень выполнения задания молодыми испытуемыми. С возрастом у нас снижается эффективность перера- ботки как чисел (вычислительный объем), так и слов (слуховой объем). (Salthouse, 1992.)


Миссис Джонс, возможно, не настолько быстро соображает, как ее молодые коллеги, но одежду она штопает с не меньшей быстротой. То, что она теряет в скорости, она наверстывает в умении.

критерия рабочей памяти, один лингвистический, другой — основанный на ариф- метических вычислениях; эти данные были получены в американском исследова- нии, проводившемся Тимоти Сэлтхаусом. Полученные данные свидетельствуют об ухудшении выполнения заданий с возрастом, но точная природа этого явления пока что неясна. К примеру, выполнение сразу двух заданий — проверка истин- ности утверждений одновременно с запоминанием цифр — у пожилых испытуе- мых вызывало не больше затруднений, чем у молодых. Однако возрастание слож- ности одного из заданий (к примеру, более сложные утверждения) ставило пожи- лых испытуемых в менее выгодное положение по сравнению с молодыми. Позже мы вернемся к вопросу о сложностях грамматики.

Плохая новость заключается в том, что чем мы старше, тем замедленнее на- ши реакции. Когда скорость потока информации выходит из-под контроля, мы совершаем больше ошибок, чем молодые люди. С другой стороны, если мы кон- тролируем ситуацию, то результатом нашей замедленности будет уменьшение количества ошибок. В ситуации вождения автомобиля этот прием может ис- пользоваться ценой повышения уровня фрустрации молодых водителей, едущих сзади.

Имеется ли хорошая новость, касающаяся сферы рабочей памяти? Да. Пожи- лые обладают преимуществом в плане запаса жизненного опыта. Проведя иссле- дование, в котором сравнивалась скорость машинописи в молодом и в среднем возрасте, Сэлтхаус обнаружил, что обе группы заметно различались по времени основной реакции и по скорости переработки информации, как показал ряд ла- бораторных заданий, но не различались по скорости машинописи. Такой эффект возникал вследствие того, что старшие испытуемые пробегали глазами последую- щий текст и были способны к лучшему планированию. Лабораторная ситуация, где случайно отобранные стимулы требуют немедленной реакции, конечно, нети- пична для большинства жизненных ситуаций, которые структурированы и в до-

 

9 Ваша память


258 Ваша память

статочной степени предсказуемы. Эта предсказуемость дает пожилым людям не- которые преимущества.

А что происходит с вспомогательными системами рабочей памяти? Хорошая новость состоит в том, что в целом, как показывают измерения цифрового объема памяти, система фонологической петли сохраняется достаточно неплохо, хотя, как мы увидим при обсуждении речевой деятельности в пожилом возрасте, снижается взаимосвязь фонологической петли с центральным исполнителем. Визуально- пространственная матрица демонстрирует более отчетливое снижение как при измерении способности манипуляции с пространственными образами, так и при выполнении теста на складывание листа бумаги, показанного на стр. 260, равно как и при выполнении более естественных заданий. Например, когда Рэббитт тестировал пожилых и молодых обитателей Оксфорда, проживших в городе в те- чение 30 лет, он просил их совершить воображаемую «прогулку» по какой-либо конкретной улице и описать расположенные там магазины, более старшие испы- туемые справились с заданием значительно хуже. Тем не менее на специфические вопросы типа «Есть ли там кондитерская?» или «Есть ли там химчистка?» они да- вали совершенно правильный ответ. Однако, когда аналогичный эксперимент был проведен в Ньюкасле, с использованием более длинной и сложной улицы, старшие испытуемые хуже справились с обоими заданиями. В американском исследовании, в котором проверялась способность молодых и старших людей находить товары в супермаркете, молодые лучше справлялись с заданием в си- туации незнакомого супермаркета, но различие между группами исчезало при

нахождении товаров в знакомом супермаркете. И хотя исследование Рэббитта убедительно показало влияние старения на зрительно- пространственную память, но вряд ли основные проблемы, беспокоящие его испытуемых, связаны с еженедельным хождением в магазин.

В каких же заданиях участвует центральный исполнительный ком- понент рабочей памяти? Одним из таких заданий являются шахматы. Похоже, что навыки игры в шахматы, как показывает стандартизованная рейтинговая система («Елорейтинг»), непрерывно ослабевают начиная с четвертого десятка и дальше — по крайней мере у тех великих мастеров, которые продолжали играть и игра


Покупатели рассматривают товары в центральном пассаже Ньюкасла. А можете ли вы перечислить магазины, расположенные вдоль одного из ваших при- вычных маршрутов?


которых должна была бы быть в меньшей степени подвержена влиянию бегущих лет. Чарнесс сравнивал молодых и по-


 

 

Способность к манипуляции с мысленными образами ослабевает с возрастом. При вспоминании рас- положения магазинов вдоль знакомой улицы пожилые испытуемые демонстрировали более слабые ре- зультаты, чем испытуемые среднего возраста. Ответы на конкретные вопросы относительно рас- положения магазинов вызывали у них меньше затруднений. (Rabbitt, 1989.)

жилых игроков с одинаковыми баллами по «Ело-рейтингу» и обнаружил, что мо- лодые игроки учитывают более широкий диапазон возможных ходов, тогда как пожилые игроки более глубоко анализируют ситуацию. Рэббитт, использовав ме- тодику, согласно которой игроки должны были думать вслух, отмечал, что пожи- лые игроки в большей степени склонны к тому, чтобы возвращаться к уже отверг- нутому ходу, забывая свой предыдущий анализ и неразумно выбирая этот ход.

Одним из наиболее перспективных направлений исследования в данной обла- сти является изучение речевой деятельности. Сьюзан Кемпер из Канзасского уни- верситета провела ряд интересных исследований по влиянию возраста на речевую деятельность. В одном из этих исследований подробно анализировались несколь- ко дневников, написанных первыми канзасскими поселенцами. Сравнивая текс- ты, созданные в разные периоды жизни авторов, Кемпер удалось провести лон- гитюдное (длительностью порядка 70 лет) исследование использования языка. Первоначально ее исследование было сосредоточено на грамматике языка, в ча- стности на некоторых синтаксических формах, предъявляющих особенно высокие требования к рабочей памяти. Одной из таких синтаксических форм является за- мена местоимением ранее употребленных имен существительных. Вот пример:

«Мой дядя Джон был шахтером и работал на северных угольных шахтах. Он рано ушел на пенсию после несчастного случая в шахте». Ниже расположенный гра- фик показывает изменение с возрастом частоты использования замены существи- тельных на местоимения, а также вероятность образования двусмысленной фра-


 

 

 

На рисунке вверху представлен тест на складывание листа бумаги, задуманный как тест способно- сти к визуализации. Чем большее количество складываний требуется, чтобы создать нужную струк- туру по точкам, тем хуже происходит выполнение во всех возрастных группах, но сильнее всего ухуд- шение выполнения выражено в старшей возрастной группе. (Salthouse, 1992.)



зы, например такой: «Дядя Арчи, равно как и дядя Джордж, живет в Америке. Он работает на авто- мобильном заводе в Детройте». Как показывает график, чем старше становились авторы дневников, тем реже они использовали замену существительного                         на местоимение;     при этом повышалась вероятность замены, приводящей к двусмысленности. Затрагивавшиеся темы также менялись со временем; в своих


 

Пожилые шахматные игроки менее эффективны при


ранних  записях авторы много  отбрасывании неразумных ходов, чем молодые.

писали о текущих событиях; когда

они становились старше, то начинали больше писать о людях и о прошлом.

Кемпер продолжила сбор дополнительных данных относительно испытуемых одного возраста, которым давалось задание писать на различные темы, а также предлагался ряд когнитивных тестов. Были повторены результаты исследования с дневниками, но, в частности, было обнаружено, что в пожилом возрасте реже ис- пользуются фразы с обратным порядком слов. В подобной фразе общий ее смысл

 

Возраст

Возраст влияет на использование определенных грамматических конструкций. Авторы дневников в исследовании Кемпер показывают уменьшение частоты замен существительного на местоимение с возрастом, а также повышение вероятности возникновения двусмысленности в случае произведения таких замен. (Кетреr, 1990.)


Ухудшение некоторых аспектов рабочей памяти может фактически приводить к большей прямоте самовыражения. Элси, может быть, не способна запоминать номера телефонов, зато она рассказывает замечательные истории.

неясен до момента окончания фразы. Понимание зависит от удержания началь- ной информации на протяжении фразы. «Крыша над головой является правом каждого человека» — это фраза с обратным порядком слов; аналогичной фразой с прямым порядком слов будет такая фраза: «Каждый человек имеет право на крышу над головой». Кемпер продемонстрировала, что тенденция к использова- нию фраз с обратным порядком слов имела значительную корреляцию с объемом цифровой памяти (при предъявлении цифр как в прямом, так и в обратном по- рядке), что говорит об устойчивой связи данного феномена с фонологической петлей и исполнительными компонентами рабочей памяти.

Работы Кемпер элегантно демонстрируют, что хорошо усвоенный навык, та- кой, например, как письмо, отражает постепенное сокращение вместимости ра- бочей памяти с возрастом. Однако, когда она просила экспертную группу учите- лей литературы оценить литературные достоинства собранного материала, более раннего и современного, эксперты пришли к выводу, что продукция пожилых ав- торов имеет большую стилистическую и смысловую ценность. Еще более хорошая новость!

 

Долговременная память

 

Хазел Эмсли, Ян Ниммо-Смит и я не так давно разработали методику на визу- альное и вербальное долговременное опознавание и припоминание. В качестве визуального материала были отобраны изображения дверей. Преимущество тако- го рода изображений состоит в том, что они являются осмысленными, но разни- цу между ними практически невозможно обозначить вербально — например, для узнавания двери дается набор из четырех похожих дверей. В качестве вербально- го материала мы остановились на личных именах; имена могут иметь значения,


 

Четыре двери из набора стимулов для визуального узнавания в тесте Дверей и Имен. Этот тест вполне пригоден для оценки долговременной памяти.

при этом мы годами, если не веками, игнорируем исходные значения имен, таких как Рекс, Вирджиния, Поттер, Флетчер, Смит и так далее.

График на этой странице показывает общее выполнение нашего оригиналь- ного теста Дверей и Имен, который включает в себя два набора из двенадцати дверей и два набора из двенадцати имен; один из наборов более простой для узнавания — специально для больных с нарушениями памяти. Как видите, вы- полнение постепенно ухудшается с возрастом. График на стр. 264 показывает результаты двух тестов на припоминание. Для визуального припоминания ис- пользовалось заучивание четырех различных вариантов креста, причем испыту-

 

Возраст

При использовании теста Дверей и Имен мы обнаружили, что визуальное и вербальное узнавание сни- жается с возрастом. (Baddeley, Emslie & Nimmo-Smith, готовится к публикации.)


емые вначале перерисовывали каждый вариант для того, чтобы продемонстри- ровать наличие непосредственных моторных навыков, а затем рисовали все че- тыре креста по памяти. Испытуемым давалось три попытки для заучивания крестов, после чего через 20 минут следовало отсроченное воспроизведение. Тест на вербальное припоминание включал заучивание и воспроизведение имен четырех нарисованных персонажей: врача, мальчика-газетчика, почтальо- на и священника. И хотя все четыре теста, два на узнавание и два на припоми- нание, показали постепенное снижение выполнения, однако оказалось, что припоминание в большей степени, чем узнавание, подвержено влиянию возра- ста. Это наблюдение говорит о том, что процессы припоминания становятся с возрастом особенно уязвимыми. Однако тот факт, что память на узнавание так- же нарушается, означает, что проблема в данном случае связана не с одним только припоминанием.

 

Фактор, способствующий более слабому долговременному научению пожи- лых людей, заключается в том, что у них не происходит столь тщательного и интенсивного кодирования информации, как у молодых людей. Это было про- демонстрировано в исследовании, в котором пожилым и молодым испытуе- мым предъявлялись списки слов; в одном случае их просто просили зафикси- ровать слова в памяти, оставляя для них возможность перерабатывать информацию как им заблагорассудится; в другом случае глубина кодирования контролировалась — испытуемых просили создавать семантические суждения относительно каждого слова, а не просто фиксировать слова в памяти. Моло-

В тесте Форм и Людей, направленном на проверку припоминания, выполнение задания с возрастом ухудшается гораздо сильнее, чем в тесте на узнавание. Наша способность узнавать объекты сохра- няется дольше, чем наша способность активно их припоминать; это одно из характерных свойств старения. (Baddeley, Emslie & Nimmo-Smith, готовится к публикации.)


дые испытуемые значительно лучше выполняли задание, чем пожилые, когда им давалась общая обучающая инструкция, но их превосходство становилось менее выраженным в случае семантического кодирования; различие между возрастами оказалось еще менее выраженным в последующем эксперименте, в котором инструкция семантического кодирования сочеталась с тестированием на узнавание, а не на припоминание. Похоже, что само по себе кодирование у пожилых людей происходит менее интенсивно, а припоминание — менее эф- фективно, чем у молодых, так что неудивителен тот факт, что они хуже запо- минают.

Разумеется, можно обучать пожилых испытуемых использовать более эффек- тивные стратегии научения. Пол Бэйлтс в Берлине провел широкий ряд иссле- дований, где пожилых и молодых испытуемых обучали мнемотехническим стра- тегиям для заучивания списков слов. Он обнаружил, что обе группы значитель- но улучшили свои результаты при использовании мнемотехник, причем пожи- лые испытуемые выполняли задание лучше, чем нетренированные молодые испытуемые. Однако маловероятно, чтобы старый человек мог достичь уровня запоминания молодого человека при одинаковой степени натренированности. Хорошие стратегии могут помочь, но они не способны дать 70-летнему память 20-летнего.

Существуют, однако, определенные условия обучения, при которых различия между разными возрастными группами испытуемых весьма незначительны. Это происходит, в частности, при выполнении самостоятельных заданий на запоми- нание, предполагающих взаимодействие с запоминаемыми объектами {спичечный коробок — взять коробок спичек и потрясти его; карандаш — взять карандаш и на- писать им что-нибудь; чашка — перевернуть чашку вверх дном). При выполнении такого рода заданий разница между молодыми и пожилыми испытуемыми прак- тически отсутствует. Вначале предполагалось, что здесь задействована какая-то особая форма автоматического кодирования, но последующее исследование под- твердило, что припоминание улучшается в результате множественного кодирова- ния — через зрение, вербальное обозначение и действие. При множественном ко- дировании информация кодируется наиболее интенсивно и в максимально возможном количестве модальностей, вследствие чего оно представляет собой оп- тимальную стратегию улучшения памяти. Это сравнительно недавнее открытие, которое, насколько я знаю, еще не оформилось в практическую мнемотехнику. Что ж, многообещающее направление для дальнейших прикладных исследований, не так ли?

 

Проспективная память

 

Когда Ривермидский поведенческий тест на память использовался для оценки памяти людей старше 60 лет, наиболее зависимым от возраста компонентом па- мяти оказалась проспективная память. Эти результаты подтвердились с помо- щью недавно разработанного теста на проспективную память, в который входи- ло чтение отрывка текста, сопровождаемое рядом инструкций. Например, испытуемому могли сказать: «Ставьте крестик в конце каждого параграфа»,

«Подчеркните слово лиса, когда вы встретите его в следующий раз» или «Через


266 Ваша память                                                     *

 

три минуты поставьте галочку на полях, чтобы знать, какое количество текста вы уже прочли». Выполнение этого теста пожилыми испытуемыми было ста- бильно более слабым, нежели когда этот тест выполнялся молодыми испытуе- мыми. Возрастные дефекты были также продемонстрированы с помощью ори- гинального компьютерного теста, симулирующего приготовление завтрака; испытуемые должны были накрывать на стол, причем используемые блюда име- ли различное время приготовления. Так вот, у пожилых испытуемых компью- терные тосты подгорали чаще!

Вот свидетельство тому, что проспективная память становится хуже с возрас- том. С другой стороны, анкетирование молодых и пожилых испытуемых относи- тельно частоты мнестических ошибок показало, что именно молодые постоянно забывают что-то сделать вовремя. Может быть, пожилые просто забывают, на- сколько часто они забывают? По-видимому, это не так. В некоторых исследова- ниях на проспективную память испытуемые должны были делать телефонные звонки в определенное время спустя несколько дней или недель. В целом, моло- дые забывали звонить значительно чаще, чем пожилые, даже когда за хорошее вы- полнение задания давалось материальное вознаграждение. Дело тут не только в том, что у пенсионеров не хватает отвлекающей внимание деятельности, так как испытуемые предпенсионного возраста также справлялись с заданием лучше мо- лодых испытуемых. Хороший уровень выполнения задания пожилыми испытуе- мыми скорее всего является следствием более умелого и стабильного использова- ния средств внешней памяти, таких как записные книжки и списки «вещей, которые надо сделать».

 

Семантическая память

 

Будут новости в сфере семантической памяти хорошими или нет — зависит от используемого критерия. Не вызывает сомнения тот факт, что быстрота и плав- ность доступа в хранилища памяти ослабевает с возрастом. Диаграмма на следу- ющей странице отображает результаты исследования на нахождение слов моло- дыми и пожилыми испытуемыми с ключевыми стимулами и без них. Испытуемым давались определения контрольных слов, и требовалось как мож- но быстрее воспроизвести эти слова. Например, если контрольным словом бы- ло слово единорог, определение могло звучать так: «Мифическое животное с од- ним длинным прямым рогом на лбу». В другом случае испытуемым давалось определение и требовалось воспроизвести контрольное слово с помощью клю- чевого стимула; в случае слова единорог могли быть даны просто начальные бук- вы этого слова (еди—), или слово, похожее по структуре (носорог), или слово, се- мантически не связанное с данным (свеча), или же семантически связанное с ним слово (дракон). Слова, сходные по структуре, улучшали доступ к правиль- ному слову, тогда как сходное значение имело достаточно слабый эффект в пла- не такого доступа. Эти ключевые стимулы оказались менее полезными для стар- шей группы испытуемых. По-видимому, чем старше мы становимся, тем слабее становится наша способность находить подходящее слово и тем более вероятно, что мы оставим попытки найти правильное слово. Как мы увидим позже, одна из основных проблем старшего возраста может заключаться в недостаточном по-


 

Как молодые, так и пожилые испытуемые показывали достаточно хорошие результаты при сопос- тавлении контрольных слов с одновременно предъявлявшимися определениями этих слов. Когда же да- валось определение и требовалось вспомнить слово, пожилые были не столь успешны, как молодые. Исключением являлось только предъявление первых букв слова в качестве ключевого стимула. (Рооп, Rubin & Wilson, 1989.)

давлении нерелевантного материала, а не в плохом доступе к релевантной ин- формации.

Однако это компенсируется тем, что объем наших знаний продолжает увели- чиваться с возрастом. Во многих традиционных обществах старые люди оценива- ются по своим накопленным знаниям — по мудрости. Это печально, но совре- менный мир развивается так быстро, что такое качество, как мудрость, часто обесцениваются из-за потребности в адаптации к быстро меняющимся условиям.

 

Имплицитное научение

 

Данные в этой области несколько противоречивы. Люди пожилого возраста де- монстрируют достаточно заметный эффект предшествования (при предваритель- ном предъявлении слова аллигатор, к примеру, облегчается нахождение слова, соответствующего буквенной структуре а-л-г-т-р). Однако, наблюдая за динами- кой темпа освоения новых моторных навыков, можно предположить, что импли- цитное научение ухудшается с возрастом. Пенсионный возраст, вероятно, не са- мое лучшее время для освоения акробатических навыков. Тем более что, собственно, для олимпийских гимнасток пенсионный возраст начинается уже примерно в 12 лет.


268 Ваша память



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.045 с.)