Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые стимулы для воспроизведения
Предположим, вы загрузили в вашу долговременную память некую информацию, соответствующим образом рассортированную и расклассифицированную. Как ее извлечь из памяти в том случае, если она вам понадобится? Одна из возможнос- тей — представить код или часть кода, заложенного в процессе классификации. Опять же, возвращаясь к аналогии с библиотекой, если пьеса «Гамлет» отнесена к категориям «Шекспир», «Драматургия», «Поэзия», «Принц» и «Дания», то для нахождения книги будет достаточно поиска в какой-либо одной подгруппе среди этих категорий. Это и есть ключевые стимулы для воспроизведения, обрывки инфор- мации, которые дают нам доступ к следу памяти. Понятие ключевого стимула для воспроизведения было введено в контекст со- временных исследований Энделем Тульвингом, который внес большой вклад в развитие понимания процесса воспроизведения. В одном из экспериментов он предъявлял испытуемым серию слов для сохранения в памяти и последующего воспроизведения; для каждого слова имелось ключевое слово, ассоциативно свя- занное с данным словом (ассоциативная связь была не очень сильная). В качест- ве примера можно привести слово город, для которого ключевым словом в одном случае было слово грязный, а в другом — слово деревня. Испытуемых просили вос- произвести требуемые слова с помощью или без помощи ключевых слов. Ключе- вые слова реально улучшали воспроизведение исходных слов. Тульвинг доказыва- Простые визуальные ключевые стимулы для воспроизведения. Элементы, выделенные кружком, под- сказывают нам образ всего сооружения, с помощью которого, в свою очередь, в нашей памяти всплы- вает облик Парижа, Нью-Йорка, Лондона. ет, что для того, чтобы ключевой стимул был полезен, он должен предъявляться одновременно с исходным словом. Например, слово шумный весьма прочно ассо- циируется со словом город, но оно не будет достаточно эффективным ключевым стимулом, если не предъявлять его во время заучивания. Не будучи включенным в процесс классификации, оно не сможет вызвать след памяти для слова город. Тульвинг пошел дальше и показал, что этот эффект является достаточно сильным. Он провел серию блестящих экспериментов, в которых показал, что испытуемые могут быть индуцированы таким образом, чтобы припоминать исходные слова, не узнавая их при этом, и, несмотря на это, вполне успешно воспроизводить их с по- мощью соответствующего ключевого стимула.
Чтобы разобраться, как это происходит, необходимо понять, что такое словес- ная ассоциация. Испытуемому говорят слово и просят сказать как можно быстрее первое же слово, которое пришло в голову. Некоторые ответы очень распростра- нены. Если, например, я говорю вам слово горячий, вы, скорее всего, ответите: хо- лодный; ответом на хлеб часто бывает масло; на слово черный часто отвечают: бе- лый, и так далее. Тульвинг взял группу таких популярных ответов и предъявлял их в качестве списка для заучивания, причем каждое слово из этого списка сопро- вождалось низкочастотной ассоциацией; например, для слова холодный могла быть взята такая малораспространенная ассоциация, как земля. После заучивания списка заданных слов испытуемых просили воспроизвести как можно больше слов из этого списка. В результате лишь немногие из заданных слов были успеш- но воспроизведены. Затем испытуемым давали высокочастотные ассоциации на заданные слова и просили вспомнить список этих слов. С таким заданием они справлялись без осо- бого труда; слово холодный, к примеру, замечательно припоминалось с помощью слова горячий. Далее Тульвинг просил испытуемых повторить заданные слова, ко- торые они только что воспроизвели, и сказать, имелись ли какие-нибудь из них в первоначальном списке слов. Степень узнавания первоначальных слов была очень низкой. Испытуемые охотно припоминали слово холодный в ответ на горя- чий, но отрицали, что слово холодный имелось в первоначальном списке слов для заучивания. И наконец, Тульвинг предъявлял заданные ключевые стимулы, земля и т. д., и предлагал испытуемым вспомнить заданные слова. В значительной час- ти случаев эти слова (холодный и т. д.) воспроизводились, несмотря на то что пе- ред этим испытуемые припоминали их, но не могли опознать в качестве перво- начально заучивавшихся ими слов. Поскольку узнавание практически всегда яв- ляется более легким, чем свободное (без ключевых стимулов) припоминание, по- добные результаты являют собой настоящий парадокс. В чем же причина?
По сути, такие результаты являются загадочными только в том случае, если предполагать, что испытуемый запоминает слово холодный буквально. Однако, ес- ли подумать, становится ясно, что не в этом заключается задание для испытуемо- го — он уже знает слово холодный; то, что он должен сделать, это запомнить, что слово холодный встречалось в исходной части нашего эксперимента. Короче гово- ря, мы просим его не запоминать переживание, а продемонстрировать воспоми- нание о переживании, отвечая словом холодный. Если я предъявляю ему слово хо- лодный вместе с ассоциирующимся с ним словом земля, то вызванное в памяти переживание будет, скорей всего, составлено из этих двух слов, возможно, похо- роны или ночевка в палатке на холодной земле. Если я скажу вам слово горячий и
попрошу ответить первым пришедшим в голову словом, снова возникнет слово холодный, но навряд ли оно вызовет в памяти переживания, похожие на те, кото- рые возникали при кодировании словосочетания холодная земля. Здесь слово про- ходит классификацию на поверхностном уровне и квалифицируется как «проти- воположное по значению». Последующее предъявление слова -холодный вызывает переживание, которое частично накладывается на исходное переживание и само по себе не служит хорошим ключевым стимулом. Однако предъявление слова зем- ля напоминает испытуемому прежнее переживание или, возможно, образ, создан- ный в процессе заучивания, который, в свою очередь, вызывает припоминание слова холодный. Существуют другие способы продемонстрировать тот же эффект. Например, если я вам говорю фразу: «Человек настроил пианино», а вашему товарищу гово- рю: «Человек поднял пианино», то ключевой стимул что-то тяжелое окажется очень слабым для вас, но вполне подходящим для вашего товарища. Таким обра- зом, мы запоминаем то, что переживаем, используя фрагмент такого переживания как ключ для всего воспоминания.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.01 с.) |