Ключевые стимулы для воспроизведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые стимулы для воспроизведения



 

Предположим, вы загрузили в вашу долговременную память некую информацию, соответствующим образом рассортированную и расклассифицированную. Как ее извлечь из памяти в том случае, если она вам понадобится? Одна из возможнос- тей — представить код или часть кода, заложенного в процессе классификации. Опять же, возвращаясь к аналогии с библиотекой, если пьеса «Гамлет» отнесена к категориям «Шекспир», «Драматургия», «Поэзия», «Принц» и «Дания», то для нахождения книги будет достаточно поиска в какой-либо одной подгруппе среди этих категорий. Это и есть ключевые стимулы для воспроизведения, обрывки инфор- мации, которые дают нам доступ к следу памяти.

Понятие ключевого стимула для воспроизведения было введено в контекст со- временных исследований Энделем Тульвингом, который внес большой вклад в развитие понимания процесса воспроизведения. В одном из экспериментов он предъявлял испытуемым серию слов для сохранения в памяти и последующего воспроизведения; для каждого слова имелось ключевое слово, ассоциативно свя- занное с данным словом (ассоциативная связь была не очень сильная). В качест- ве примера можно привести слово город, для которого ключевым словом в одном случае было слово грязный, а в другом — слово деревня. Испытуемых просили вос- произвести требуемые слова с помощью или без помощи ключевых слов. Ключе- вые слова реально улучшали воспроизведение исходных слов. Тульвинг доказыва-

         
   

Простые визуальные ключевые стимулы для воспроизведения. Элементы, выделенные кружком, под- сказывают нам образ всего сооружения, с помощью которого, в свою очередь, в нашей памяти всплы- вает облик Парижа, Нью-Йорка, Лондона.


ет, что для того, чтобы ключевой стимул был полезен, он должен предъявляться одновременно с исходным словом. Например, слово шумный весьма прочно ассо- циируется со словом город, но оно не будет достаточно эффективным ключевым стимулом, если не предъявлять его во время заучивания. Не будучи включенным в процесс классификации, оно не сможет вызвать след памяти для слова город. Тульвинг пошел дальше и показал, что этот эффект является достаточно сильным. Он провел серию блестящих экспериментов, в которых показал, что испытуемые могут быть индуцированы таким образом, чтобы припоминать исходные слова, не узнавая их при этом, и, несмотря на это, вполне успешно воспроизводить их с по- мощью соответствующего ключевого стимула.

Чтобы разобраться, как это происходит, необходимо понять, что такое словес- ная ассоциация. Испытуемому говорят слово и просят сказать как можно быстрее первое же слово, которое пришло в голову. Некоторые ответы очень распростра- нены. Если, например, я говорю вам слово горячий, вы, скорее всего, ответите: хо- лодный; ответом на хлеб часто бывает масло; на слово черный часто отвечают: бе- лый, и так далее. Тульвинг взял группу таких популярных ответов и предъявлял их в качестве списка для заучивания, причем каждое слово из этого списка сопро- вождалось низкочастотной ассоциацией; например, для слова холодный могла быть взята такая малораспространенная ассоциация, как земля. После заучивания списка заданных слов испытуемых просили воспроизвести как можно больше слов из этого списка. В результате лишь немногие из заданных слов были успеш- но воспроизведены.

Затем испытуемым давали высокочастотные ассоциации на заданные слова и просили вспомнить список этих слов. С таким заданием они справлялись без осо- бого труда; слово холодный, к примеру, замечательно припоминалось с помощью слова горячий. Далее Тульвинг просил испытуемых повторить заданные слова, ко- торые они только что воспроизвели, и сказать, имелись ли какие-нибудь из них в первоначальном списке слов. Степень узнавания первоначальных слов была очень низкой. Испытуемые охотно припоминали слово холодный в ответ на горя- чий, но отрицали, что слово холодный имелось в первоначальном списке слов для заучивания. И наконец, Тульвинг предъявлял заданные ключевые стимулы, земля и т. д., и предлагал испытуемым вспомнить заданные слова. В значительной час- ти случаев эти слова (холодный и т. д.) воспроизводились, несмотря на то что пе- ред этим испытуемые припоминали их, но не могли опознать в качестве перво- начально заучивавшихся ими слов. Поскольку узнавание практически всегда яв- ляется более легким, чем свободное (без ключевых стимулов) припоминание, по- добные результаты являют собой настоящий парадокс. В чем же причина?

По сути, такие результаты являются загадочными только в том случае, если предполагать, что испытуемый запоминает слово холодный буквально. Однако, ес- ли подумать, становится ясно, что не в этом заключается задание для испытуемо- го — он уже знает слово холодный; то, что он должен сделать, это запомнить, что слово холодный встречалось в исходной части нашего эксперимента. Короче гово- ря, мы просим его не запоминать переживание, а продемонстрировать воспоми- нание о переживании, отвечая словом холодный. Если я предъявляю ему слово хо- лодный вместе с ассоциирующимся с ним словом земля, то вызванное в памяти переживание будет, скорей всего, составлено из этих двух слов, возможно, похо- роны или ночевка в палатке на холодной земле. Если я скажу вам слово горячий и


 

попрошу ответить первым пришедшим в голову словом, снова возникнет слово холодный, но навряд ли оно вызовет в памяти переживания, похожие на те, кото- рые возникали при кодировании словосочетания холодная земля. Здесь слово про- ходит классификацию на поверхностном уровне и квалифицируется как «проти- воположное по значению». Последующее предъявление слова -холодный вызывает переживание, которое частично накладывается на исходное переживание и само по себе не служит хорошим ключевым стимулом. Однако предъявление слова зем- ля напоминает испытуемому прежнее переживание или, возможно, образ, создан- ный в процессе заучивания, который, в свою очередь, вызывает припоминание слова холодный.

Существуют другие способы продемонстрировать тот же эффект. Например, если я вам говорю фразу: «Человек настроил пианино», а вашему товарищу гово- рю: «Человек поднял пианино», то ключевой стимул что-то тяжелое окажется очень слабым для вас, но вполне подходящим для вашего товарища. Таким обра- зом, мы запоминаем то, что переживаем, используя фрагмент такого переживания как ключ для всего воспоминания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.01 с.)