Мнемонисты и экстраординарная память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мнемонисты и экстраординарная память



 

После опубликования книги Лурии было проведено еще несколько исследований людей, демонстрировавших удивительные свойства памяти, но насколько я знаю, ни один из них не имел столь блестящей зрительной памяти, как Шерешевский.

 

Выдающееся исполнение в любой области связано с долгими часами тренировки. Природные способно- сти могут дать начальный импульс, а дальшетяжелая кропотливая работа.


Мне самому довелось принимать участие в исследовании памяти Райана Махаде- вана, обладавшего замечательным даром запоминания чисел. До недавнего време- ни ему принадлежал мировой рекорд по запоминанию максимального количест- ва цифр числа пи после запятой. Этот рекорд затем перешел к японскому мнемонисту, хотя его темп заучивания был ниже, чем у Райана.

Мы заинтересовались, насколько эрудиция Райана была основана на его вы- дающихся способностях к фонологическому заучиванию, что могло быть следст- вием наличия у него особенно емкой фонологической петли. Поэтому мы прове- рили не только его память на цифры, которая была блестящей, но также вербальную память на разнородные слова, а также припоминание и узнавание вербального (имена людей) и визуального (изображения дверей и крестов) мате- риала. У него оказалась хорошая кратковременная вербальная память, но уровень выполнения заданий не был выдающимся. Райан — будучи студентом психологи- ческого факультета — выполнял задания лучше других студентов, но значитель- ной разницы в выполнении не наблюдалось.

В чем же заключается секрет успеха Райана при запоминании чисел? При об- суждении с ним этого вопроса Райан прежде всего обратил наше внимание на то, что он вырос в Индии, где широко распространено механическое заучивание, а также на то, что он принадлежит к семье, давшей миру несколько крупных мате- матиков. Он описывал, как в возрасте пяти лет он почувствовал себя несколько обойденным вниманием на первом дне рождения сестры и провел время, запоми- ная номера на карточках посетителей. Его за это похвалили, и он с тех пор стал всегда запоминать числа! Похоже, что у Райана были хорошие врожденные спо- собности к запоминанию, но они приумножились знаниями и опытом, приобре- тенными за долгие годы упражнений. Эриксон, проводивший исследование выда- ющихся способностей в области памяти, легкой атлетики и музыки, считает, что такие способности всегда связаны с огромным количеством упражнений — гени- ями скорей становятся благодаря упорному труду, а не вдохновению.



 

6. Забывание

 

 

 

 

Что вы делали вчера? Чем вы занимались ровно неделю назад? Год назад? Де- сять лет назад? Почему-то очень сложно вспомнить, что происходило в какой-то конкретный день десять лет назад. Это уже давно забыто. Чтобы понять, как ус- троены наши воспоминания, необходимо знать не только как приобретается ин- формация, но также и как она утрачивается.

 

Кривая забывания

 

И снова — классическое исследование Эббингауза, в котором он сам высту- пал в качестве испытуемого, а бессмысленные слоги — в качестве стимульно- го материала для заучивания. Он заучивал 169 отдельных списков по 13 бес- смысленных слогов в каждом, а затем, по прошествии промежутка времени, варьирующего от 21 минуты до 31 дня, заучивал заново каждый список. Он отмечал происходившее в процессе эксперимента забывание некоторой части слогов и использовал количество времени, необходимое для повторного за- учивания списка, в качестве критерия уровня забывания. Выявилась четкая зависимость.

Вы помните, что зависимость между заучиванием и запоминанием является более или менее линейной (см. стр. 79), а долговременное хранилище памяти можно уподобить ванне, которая равномерно наполняется текущей из крана во- дой. А забывание? Похоже ли это на то, как вытаскивают затычку из ванны, что- бы информация равномерно утекала, или зависимость в данном случае не на- столько прямая? Результаты, полученные Эббингаузом, отображены на следую- щей странице. Вначале процесс забывания идет быстро, затем темп снижается; скорость процесса забывания выражается скорее логарифмической, а не линей- ной зависимостью. Как и предыдущее исследование Эббингауза, этот экспери- мент выдержал проверку временем, подтверждаясь при самых различных вариан- тах стимульного материала и условий заучивания. Есть другой способ описать эту зависимость — закон Джоста, названный так в честь психолога XIX века, кото- рый утверждал, что если два следа памяти равносильны в какой-то момент вре-

 

Воспоминания ослабевают с течением времени. Происходит ли это в результате стирания следов памяти, или дело в том, что свежие воспоминания заслоняют более давние?


мени, то более давний из них окажется более стойким и будет забываться мед- леннее. Можно предположить, что одновременно с процессом угасания следы памяти становятся со временем более прочными и более устойчивыми к дальней- шему угасанию.

 

Память на события

 

Большинство исследователей, изучавших забывание, подобно Эббингаузу имели дело с достаточно условным стимульным материалом, как, например, списки бес- смысленных слогов или не связанных друг с другом слов, и редко исследовали интервал удержания сроком больше месяца. А что происходит, когда более при- ближенный к жизни материал воспроизводится спустя более долгие промежутки времени?

Именно ответ на этот вопрос и является главной проблемой. Возьмем для примера мой вопрос о том, что вы делали десять лет назад. Если бы вы ответили мне на него, то как бы я мог узнать, что получил правильную информацию? Как бы я смог проверить вас? Вряд ли эта необходимая мне информация до сих пор является для вас актуальной и доступной. Одним из возможных решений мог бы стать опрос испытуемых по поводу достаточно значительного события, привлек- шего всеобщее внимание, когда оно происходило. Именно эта стратегия была из- брана Уоррингтоном и Сэндерсом, которые выбирали темы, фигурировавшие на

 

Вот кривая, полученная Эббингаузом после обработки данных одного из его экспериментов с забыва- нием. Потеря информации, значительная вначале, затем выравнивается. Эта закономерность про- слеживается для различных видов заучиваемого материала. (Ebbinghaus, 1885.)


Танкер «Браер», плывший в Шотландию в январе 1993 г., потерял 85 000 тонн неф- ти. А в каком году «Эксон Вальдс» сел на мель? Когда была авария в Чернобыле? В Бхопале?

первых страницах английских газет за последние 30 лет. Затем они проверили па- мять своих испытуемых на эти события — как припоминание, так и узнавание.

Результаты, полученные Уоррингтоном и Сандерсом, показали, что осно- вательное забывание общественных событий имеет место, но что, вопреки распространенному мнению, у молодых людей более цепкая память на не- давние и давние события, чем у пожилых. Весьма похожие выводы получе-

 

Похоже, что наша способность узнавать лица сохраняется дольше, чем способность припоминать имена, с ними связанные. Если у вас есть старая школьная фотография, посмотрите, сколько лиц вы сможете узнать и сколько имен вспомнить.


ны Сквайром в Соединенных Штатах при запоминании победителей на амери- канских скачках или названий телепередач, которые были показаны на экране только один раз.

Кривые запоминания, обсуждавшиеся нами до сих пор, в основном касаются сравнительно слабого заучивания стимульного материала. А если информация за- учивается более тщательно и обдуманно? Свет на эту проблему пролило интерес- ное исследование Бахриков и Уиттлингера, которые проследили 392 выпускника американских средних школ, проверяя их память на имена и лица соучеников. Это исследование показало, что способность узнавать лицо или имя среди ряда незнакомых лиц и имен и способность сопоставлять лицо с именем оставались на чрезвычайно высоком уровне в течение более 30 лет. Напротив, способность при- поминать имя, без подсказки или по фотографии, была слабее, и забывание в дан- ном случае было сильнее. При проверке через 50 лет припоминание было слабым в обоих случаях, что могло быть результатом общего снижения интеллекта на фо- не возрастных явлений.

 

Гарри Бахрик — профессор Университета Уэсли, штат Огайо, в котором, как и во многих других американских вузах, существуют ежегодные встречи выпу- скников прежних лет. Бахрик остроумно использовал эту традицию для иссле- дования удержания выпускниками широкого спектра материала, от географии университетского городка до словарного запаса иностранных языков, изучав- шихся в университете. График на этой странице демонстрирует эффект отсроч-

 

Люди, изучавшие испанский язык в университете, демонстрировали быстрое забывание в течение первых трех или четырех лет, после чего в течение последующих 30 лет забывание было крайне не- значительным. Те, кто знал язык лучше (верхняя кривая), даже спустя 50 лет продолжали превос- ходить своими знаниями тех, чьи успехи в языке были слабее. Люди, свободно говорящие по-испански, были исключены из данного исследования. (Bahrick & Phelps, 1987.)


ки при припоминании иностранного языка (в данном случае испанского). Наи- более неожиданной особенностью графика является то, что кривая забывания выравнивается примерно через два года и дальнейшее снижение уровня языка очень незначительно на протяжении целых 50 лет. Похоже, как будто забывание происходит в некий определенный момент, после которого следы памяти ока- зываются как бы замороженными. По аналогии с вечной мерзлотой в поляр- ных областях, Бахриком для этого устойчивого уровня запоминания языка был предложен термин вечное хранение. Второй момент, который имеет смысл отметить, — то, что общий уровень вечного хранения определяется первона- чальным уровнем научения, по крайней мере, когда это касается изучения ино- странного языка.

Более тщательный анализ удерживания запаса испанских слов подтвердил

наличие двух факторов, определяющих, какие слова будут хорошо запоминаться, а какие нет. Во-первых, те слова, которые было проще выучить, скорее всего бу- дут лучше сохраняться в памяти. Во-вторых, те слова, которые заучивались рав- номерно через определенные интервалы времени, сохранятся лучше, чем те, за- учивание которых было сосредоточено в узком временном интервале, что лишний раз подтверждает ценность метода распределенного заучивания, описы- вавшегося в 4 главе.

Наблюдавшийся Бахриком эффект вечного хранения при изучении языка от- личается от припоминания имен соучеников,

при котором наблюдалось равномерное снижение в течение первых 30 лет, а затем — более резкое снижение между 35 и 50 годами. Различные виды материала забываются с разной скоростью — это наблюдение проходит красной нитью в недавнем исследовании, проведенном на студентах-психологах Британского открытого университета. Были выявлены различия в удерживании материала различной тематики, однако особенно хорошо сохранялись знания в области статистики. Как предполагают исследователи, это может происходить потому, что статистические методики имеют отношение в основном к работе навыков, а не к удерживанию фактов. Возможно, статистика включает большую долю процедурного или имплицитного научения, тогда как другие темы содержат преимущественно                эксплицитные декларативные знания.

 


Забываем ли мы навыки?


 

Тот, кто один раз научился работать


ся. Некоторые навыки, особенно чисто
Мне вспомнилось, что, когда я учился кататься веслом, уже не забудет, как это делает-

на велосипеде, мне это казалось медленным и физические, будучи однажды усвоенны-


бесполезным занятием; однако,


ми, не так-то легко забываются.


научившись, я смог без труда ездить на велосипеде даже после того, как не- сколько лет на него не садился. Точно так же, один раз научившись плавать, мы способны плавать и в дальнейшем. Значит ли это, что навыки, однажды приобретенные, никогда не забываются? Чтобы ответить на этот вопрос, нам требуется гораздо больше информации. По всей видимости, мы можем позво- лить себе многое забывать относительно плавания или езды на велосипеде до тех пор, пока мы не окажемся перед угрозой упасть с велосипеда или утонуть. Одной из областей приобретения навыков, имеющей важное практическое зна- чение, является тренировка летчиков. Большая ее часть обычно выполняется на тренажере, поскольку гораздо дешевле провести час даже на самом дорогом тренажере, нежели осуществить полет на реальном самолете; это также значи- тельно безопасней. В одном из исследований испытуемые тренировались на летном тренажере, а затем проводилась проверка удерживания ими навыка спу- стя некоторое количество времени: от 9 до 24 месяцев. Уровень выполнения ос- тавался практически без изменений, что означает практически полное отсутст- вие забывания.

 

К сожалению, подобное отсутствие забывания распространяется не на все на- выки. Полет на самолете или езда на велосипеде включают в себя продолжитель- ные навыки, или навыки замкнутого цикла, где каждое действие представляет со- бой основу для последующего действия, в противоположность дискретным навыкам, или навыкам разомкнутого цикла, например машинопись, где каждое на- жатие на клавишу является отдельной реакцией на дискретный стимул.

Месяцы

Как ясно видно из этого графика, навыки оказания первой помощи требуют постоянного повторе- ния. В данном исследовании уровень выполнения спустя три месяца был недостаточен для того, что- бы оживить более чем двух из десяти людей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. (МсКеппа & Glendon, 1985.)


Многие навыки фактически являются смесью навыков замкнутого и разомк- нутого цикла и сочетаются при этом с потребностью в точном декларативном зна- нии. Хорошим примером этого служит навык оказания первой медицинской по- мощи при сердечном приступе, которому добровольно обучались 215 работников магазинов и учреждений. Тренировка и проверка навыков проводилась на мане- кене, с помощью которого фиксировались действия каждого тренирующегося и давалась обратная связь. Затем навык проверялся по нескольким критериям по истечении определенного срока (от трех месяцев до трех лет) после успешного за- вершения обучения. Как показано на графике, имело место значительное забыва- ние, при этом примерная вероятность выживания оживляемого сердечного боль- ного упала от 100% до 15% в течение первого года. Нетрудно заметить, что навык этот сам требует регулярного оживления с помощью каких-либо курсов, освежа- ющих данный навык.

Каким же принципам нужно следовать, чтобы как можно более эффективно сохранять полученные навыки? В какой степени необходимо повторное обуче- ние и насколько часто? Это, разумеется, зависит от природы запоминаемого материала. Для продолжительных моторных навыков необходимость в поддер- жании невелика, но для сложных навыков, таких как оживление, такая необхо- димость может быть очень существенной. Ответы на подобные вопросы нужны для того, чтобы понять, разумно ли обучать навыкам оживления большое коли- чество добровольцев или же лучше сосредоточиться на маленькой группе людей с высокой степенью компетенции. Понимание принципов поддержания навы- ков и умений представляет собой сложную задачу, которой в прошлом не уде- лялось должного внимания. Впрочем, сейчас, вслед за пионерской работой Ба- хрика, начинает осуществляться более широкая исследовательская деятельность в этой области.

 

Устойчивость к забыванию

 

Хотя припоминание информации многолетней давности бывает обычно сравни- тельно слабым, люди способны вспоминать некоторые происшествия по проше- ствии многих лет, в особенности если событие было очень необычным и ярким. В качестве самого наглядного примера можно взять исследование, проводившее- ся среди рыболовов восточной Англии. В июне 1901 года в местной газете появи- лась следующая заметка.

 


 

Следствие было проведено на следующий день и было описано в местной газете: «Расследование проводил во вторник во второй половине дня мистер Коронер Честон, полномочный представитель Герцога Норфолкского. Пер- вым допрашиваемым свидетелем был шурин покойного, Альберт Роберт Джордж, тоже рыбак, живущий в Уинтертоне. Покойному, сказал он, было тридцать шесть лет. Он иногда очень странно себя вел, и свидетель не мог сказать, способен ли он был в такие моменты отвечать за свои действия. По- следний раз он его видел живым 8-го мая около своего дома. Он видел, как покойный тогда возложил руки на голову своего трехлетнего сына Стэнли, сказал ему «Прощай» и ушел. Свидетель решил, что он собирался уходить в море. Он не знал о том, что случилось нечто, выведшее его из равновесия. Вдова покойного, Сюзанна Боултон Гислам, согласилась с показаниями, ко- торые дал предыдущий свидетель, ее брат. Жизнь ее покойного супруга, ска- зала она, была застрахована в «Пруденшл». Между ними не было ссоры перед его уходом из дома 8-го мая, когда она последний раз видела его живым, но он был расстроен из-за повестки в окружной суд. Она думала, что он не вполне осознавал временами свои действия, хотя она никогда не слышала, чтобы он грозился покончить жизнь самоубийством, он даже не упоминал ни о чем таком... Коронер подвел итог, присяжные удалились для вынесения вердикта. Через несколько минут старшина присяжных заявил, что они не согласны с тем, что это самоубийство или временное помешательство. Коронер затем вы- ступил с речью и обратил их внимание на то, что его долгом является, в слу- чае их несогласия, обязать их к выездной сессии суда присяжных. На этом присяжные снова удалились и вернулись через несколько минут с вынесен- ным вердиктом: «Покойный совершил самоубийство в минуту временного по- мешательства».

Через много лет, в 1973 году, с помощью интервью были воскрешены воспо- минания одного человека о событиях того далекого лета.

 

Интервьюер: Рассказывают, что в какой-то деревне много лет назад кто-то сделал нечто такое, что вызвало неодобрение всей деревни... может быть, муж бил свою жену или жена оказалась неверна своему мужу...

 

Респондент: Да. Угу.

 

Интервьюер: И что люди ночью собирались вокруг, били в жестянки и всякое такое?

Респондент: Не поэтому, не поэтому, но все... да, все так и было, да. Я знаю.


Забывание 121

Интервьюер: Что было? Вы можете рассказать?

 

Респондент: Ну, это долгая история. Шел 1910 год. Та женщина, она хотела, что- бы ее муж ушел в море или заработал немного денег — они бедно жили. Ну, вы представляете себе, какова женщина — приставала к нему, чтобы он убирался... В то же время, если он не мог, значит, не мог. И как-то раз он пошел на берег, его последний раз видели на... на углу... и он ушел... говорили, что на юг. Но он был хитер. Когда люди были все внизу... внизу дома после обеда, он повернул и пошел на север. Они... обыскивали холмы... они ходили в Ярмут узнать, не брал ли он лодку. И никто не смог найти его. Никто. И они оставили попытки найти его. Да, его бедная жена — ну, она не выходила из дома... И в итоге... кто- то как-то вечером — это случилось в мае, и еще прошло шесть недель, значит, в июне, может быть, начало июля, я не скажу точно, кто-то... да, так вот, они гуляли по самой кромке воды... У него была собака, наверно, он... вышел с ней, чтоб она вдоволь набегалась. И собака не хотела уходить с этого места. Она под- нялась на холм. И она лаяла и тявкала, лаяла и тявкала, всю дорогу от Уинтер- тона к северу. И он подумал про себя, чего только не бывает на свете. Он не- сколько раз позвал ее. И в конце концов сам пошел посмотреть — и там был вот этот человек, привязанный к столбу, примерно на такой высоте. И он... ну, он был весь обклеван птицами. Ужас. Нельзя было смотреть на это. Разумеется, он увел собаку... Ну, ему пришлось вернуться домой в Уинтертон, он обратился в береговую охрану и сообщил об этом. Ну и началось тут... вскоре... ну, что-то несусветное. Вышло так, что некоторые люди были против нее, они нарядили ее чучело и подожгли... подождали, пока стемнеет, ночью, в десять или одиннадцать часов, и они обошли все, везде, где они жили. Я уж не знаю те- перь, что они пели, мне было всего десять лет. Я забываю... Но эта бедная ста- рушка сошла... ну, нет, она не сошла с ума, она попала в больницу, и она там умерла.

Интервьюер: Люди думали, что это она его довела до этого?

 

Респондент: Да, да.

 

Интервьюер: Вы сказали, что это произошло в 1910 году, и теперь говорите, что вам было десять лет?

 

Респондент: Да, мне было десять лет.

 

Интервьюер: Когда вы родились?

 

Респондент: В 1890 году.

 

Интервьюер: Если вам было десять лет, то это должен был быть 1900-й год.

 

Респондент: Ну а разве я не сказал, что это был 1900-й год?

 

Интервьюер: Кажется, вы сказали, 1910-й.


 

Шторм на восточном побережье Англии — сцена из Уинтертонской трагедии.

Респондент: Ну да, могло быть и в 1900-м. Как раз в начале столетия. Тогда был июнь, тогда... В мае он это сделал и... я не могу вам назвать точную дату... но он был похоронен... на уинтертонском кладбище.

 

Учитывая, что это случилось более 70 лет назад, отчет старика удивительно точен, даже в отношении даты, указанной с помощью соответствующей подсказ- ки интервьюера. В отчете фигурирует много дополнительных деталей, лай соба- ки, то, что человек подумал, и так далее, что совершенно не добавляет точности рассказу. По-видимому, хорошее припоминание этого происшествия явилось следствием его мрачности. Хотя возможно, что со временем это происшествие стало разновидностью местного фольклора, вспоминаясь вновь и вновь в тече- ние многих лет, что, соответственно, помогло этому событию сохраниться в па- мяти.

Велик соблазн предположить, что раз мы помним событие, случившееся 20 лет назад, значит, мы обладаем 20-летней памятью. Такой вывод можно сделать толь- ко в случае, если мы не вспоминали это событие в промежутке. А если вспоми- нали, значит, в лучшем случае упражняли и освежали память, а в худшем случае таким образом мы могли запомнить не само событие, а нашу позднейшую рекон- струкцию происходившего.

Важность этого фактора ясно видна в исследовании Мэриголд Линтон, где ис- пытуемой была она сама. Каждый день на протяжении пяти лет она записывала в своем дневнике два эпизода, имевшие место в этот день. Через определенные заранее промежутки времени она случайным образом выбирала из дневника эпи- зоды и определяла, может ли она вспомнить данное событие. Учитывая случай- ный характер выборки, степень запоминания каждого определенного эпизода, могла проверяться несколько раз. Вследствие этого у нее была возможность снова анализировать свои результаты, чтобы понять, насколько предшествующее припоминание влияет на дальнейшую запоминаемость события. Результаты ее эксперимента отображены ниже на графике; не проверявшиеся эпизоды показы-


Вероятность запоминания чего-либо зависит от того, сколько раз данное событие вспоминается или

«прокручивается» в памяти. Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания. (Linton, 1975.)

вают выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов ма- териала). Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забыва- ние, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, показывали веро- ятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного на- поминания для сохранения воспоминания. При учете этого фактора кривая забы- вания может выглядеть гораздо более похожей на результаты оригинальных экс- периментов Эббингауза.

 

Теории забывания

 

Существует две традиционные теории забывания. Одна из них утверждает, что след памяти просто стирается или угасает, подобно тому как объявление на столбе, открытое солнцу и дождю, постепенно стирается, пока не становится совсем неразличимым. Вторая предполагает, что забывание происходит вследст- вие того, что следы памяти разрушаются или заслоняются последующим на- учением, или, другими словами, что забывание происходит вследствие интерфе- ренции. Какая же из этих двух интерпретаций забывания является правильной? Если след памяти угасает спонтанно, тогда решающим фактором, определяю- щим степень припоминания, является прошедшее количество времени, и чем дольше отсрочка, тем сильнее забывание. Если же забывание происходит вслед-


 

Эта диаграмма отображает память игроков в регби на названия недавно игравших команд. Здесь видна общая тенденция к интерференции недавних эпизодов с эпизодами похожими, но отдаленными во времени. (Baddeley & Hitch, 1977.)

ствие интерференции, тогда решающим фактором для случившихся за это вре- мя событий окажутся интерполирующие события, приводящие к усилению за- бывания.

Часто бывает сложно отделить фактор времени от фактора интерферирую- щих событий; сложно, но возможно. В одном из исследований, которое про- водили мы с моим коллегой Грэхэмом Хитчем, игроков в регби просили при- поминать названия команд, игравших в данном сезоне. Диаграмма вверху по- казывает вероятность припоминания названия последней игравшей команды; команды, игравшей до нее; и так далее. Оказалось, что большая часть игроков пропустила ряд матчей вследствие травмы или по каким-то другим причинам, так что для одного игрока предыдущая игра могла иметь место неделю назад, а для другого — две недели или даже месяц. Благодаря этому стало возмож- ным установить, зависит ли забывание от количества прошедшего времени или от количества прошедших матчей. Результат был очевиден. Время оказалось сравнительно слабым фактором, тогда как количество матчей оказалось ре- шающим, подтверждая, что по крайней мере в этой ситуации забывание про- исходило скорее вследствие интерференции, а не в результате угасания следа памяти.

Если забывание происходит только под воздействием интерференции, это, по- видимому, означает, что если попросить кого-то припомнить определенное собы- тие, произошедшее за последнее время, избегая при этом того, чтобы произошло хоть что-то еще, способное интерферировать след памяти, то забывание не будет наблюдаться. Было осуществлено несколько попыток проверить данное предполо-


 

жение; в некоторых из них использовали животных, пытаясь обездвиживать их в промежутке. К примеру, в одном исследовании были задействованы тараканы; ис- следователи воспользовались тем, что таракан, будучи вынужденным вползти в ко- нус, оклеенный папиросной бумагой, становился совершенно неподвижным, как бы заснувшим. Поэтому экспериментаторы обучали своих тараканов не сворачивать в привлекательный для них затемненный отсек, давая им удар электрическим то- ком всякий раз, когда они ползли туда. Затем они снова тестировали насекомых спустя различные интервалы времени, от десяти минут до 24 часов. Тараканы, ко- торые обездвиживались, показывали сравнительно слабое забывание (25 процен- тов), но их собратья, которым в промежутке предоставлялась возможность ползать и делать все, что любят делать тараканы, продемонстрировали 70-процентное забы- вание.

Обездвиживание испытуемых-людей несколько более затруднительно, но тем не менее предпринималось несколько экспериментальных попыток исследования забывания в условиях сниженной интерференции. Было показано, к примеру, что испытуемые, заучивавшие материал непосредственно перед сном, показывали лучшее сохранение информации спустя 24 часа, чем испытуемые, производившие заучивание утром, а затем проводившие день в условиях нормальной дневной активности. Однако хотя отсутствие интерференции может являться важным фак- тором, но этот фактор безусловно не единственный, поскольку испытуемые, ко- торые заучивали список слов утром, а затем спали вплоть до момента припоми- нания этих слов днем, показали такое же забывание, как и те, кто оставался в бодрствующем и активном состоянии в течение данного промежутка времени. Возможная причина того, почему заучивание вечером приводит к более устойчи- вому сохранению информации, нежели заучивание утром, заключается в том, что физиологический процесс закрепления следа памяти действует ночью более эф- фективно. В человеческом организме существует ряд циклических суточных рит- мов. Наиболее явным циклом является чередование сна и бодрствования, с кото- рым связаны также и другие циклические изменения, включая температуру тела, которая поднимается в течение дня и снижается к вечеру, а также выработку ряда гормонов, часть из которых может, вероятно, оказывать влияние на физиоло- гический процесс закрепления следа памяти, по-видимому, лежащий в основе на- учения.

 

Сон и память

 

Ряд ученых предполагают, что сон может быть важным фактором при науче- нии, поскольку во время сновидения происходит определенное переструкту- рирование информации. Отсюда делается вывод, что процесс сновидения слу- жит для структурирования в памяти событий прошедшего дня, связывая их с более ранними впечатлениями и отбрасывая ненужную информацию. Но, не- смотря на всю привлекательность этой мысли, существует крайне мало под- тверждающих ее данных. Период сновидения можно определить путем запи- си электрических импульсов мозга во время сна, а также путем наблюдения за движением глаз. Время от времени глаза начинают быстро двигаться под закрытыми веками. Этот период можно также отследить с помощью электри-


 

ческих потенциалов мышцы глаза; кроме того, известно, что он связан с од- ним из мозговых ритмов. Если в этот промежуток времени человека разбу- дить, он сообщит вам о том, что он сейчас видел сон. Фаза быстрых движе- ний глаз (БДГ) повторяется на протяжении всей ночи, но преимущественно ближе к утру. Предъявляя стимульный материал в различные моменты ночи, можно обеспечить большее или меньшее количество сновидений в промежут- ке между предъявлением материала и тестированием. Так, значит, сновидения улучшают память, или наоборот? Такой вопрос возник в связи с эксперимен- тами, в которых ряду добровольцев давали препараты, тормозящие возникно- вение сновидений.

По этой проблеме проводился ряд экспериментов, и их результаты откровен- но разочаровывали. В нескольких экспериментах прослеживалась слабая тенден- ция к тому, что сон со сновидениями оказывался полезнее для запоминания, чем глубокий сон без сновидений; другие же эксперименты показывали обратное; ре- зультаты, по-видимому, зависели не только от метода исследования сна, но так- же и от типа заучиваемого материала.

Несмотря на столь различные результаты, большая часть исследователей не увидели в них отражения процессов сортировки переживаний прошедшего дня, интерпретируя свои результаты скорее в терминах закрепления полученной ин- формации. Но какая бы интерпретация ни осуществлялась на основе этих резуль- татов, наблюдаемый эффект был невелик и давал очень слабое подтверждение точки зрения, что сновидение играет центральную роль в процессе научения, не- смотря на всю привлекательность этой идеи.

 

Интерференция и забывание

 

Для более плодотворного изучения эффекта интерференции при забывании пришлось отказаться от идеи создания интервала забывания, полностью свобод- ного от интерферирующего воздействия, и вместо этого начать изучение интер- ферирующего влияния различных видов стимульного материала на припомина- ние. Хорошим примером является исследование, проводившееся 50 лет назад МакДжоком и МакДональдом, в котором испытуемым требовалось заучивать спи- ски прилагательных. Исследователи изучали интерферирующее воздействие путем изменения видов активности в промежутке между первоначальным заучиванием и последующим воспроизведением. Они обнаружили, что степень забывания бы- ла минимальной, когда испытуемые просто отдыхали в это время, и была выше, когда они в это время заучивали альтернативный стимульный материал (напри- мер, трехзначные цифры или бессмысленные слоги). Забывание увеличивалось, когда испытуемым требовалось заучивать другие прилагательные, и становилось максимальным, когда альтернативное заучивание включало прилагательные, близкие по значению к первоначально заучивавшимся прилагательным. Этот ре- зультат демонстрирует характерную особенность интерференции, заключающую- ся в том, что чем сильнее сходство между заучиваемым материалом и интерфери- рующим, тем сильнее забывание.

Расположенный ниже стимульный материал может дать некоторую пищу для размышлений относительно важности той роли, которую играет сходство при воз-


 

никновении интерференции. В нем содержится два списка, А и Б, по пять сущест- вительных и прилагательных в каждом. Просмотрите список А и попробуйте зафик- сировать в памяти прилагательное, связанное с каждым существительным. Сделав это, закройте верхнюю часть таблицы и попробуйте вспомнить прилагательное, свя- занное с каждым из существительных, написанных ниже в измененном порядке. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока вам не удастся правильно расположить все пять прилагательных, и обозначьте количество проб, потребовавшихся вам для заучивания. Затем перейдите к списку Б и повторите процедуру.

 

Вам, вероятно, было проще справиться со списком А, в котором существи- тельные и связанные с ними прилагательные достаточно разнородны, нежели со списком Б, где они фактически представляют собой синонимы. Данное уп- ражнение демонстрирует интерферирующее воздействие сходства. Вполне со- поставимый эффект возникает, если вы заучиваете некий стимул, а затем пы- таетесь заучить другой, весьма похожий на первый. Во втором случае заучивание будет происходить медленнее, кроме того, вероятность забывания первого стимула будет значительно выше, чем в случае разнородности этих стимулов.

Разумеется, существует не так много ситуаций, когда степень смешения между первоначальным и последующим заучиванием настолько же велика. В са- мом деле, обычно заучивание одного набора фактов оказывается полезным для заучивания другого. Мир является последовательной и согласованной структу- рой, а не набором чисто произвольных взаимосвязей. Таким образом, хотя на- личие интерференции неоспоримо, тем не менее существует расхождение во мнениях относительно того, насколько большое значение она имеет за предела- ми лаборатории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.106 с.)