Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вспомогательные средства для запоминания
Общество, в котором лишь немногие умеют читать и писать, должно полагаться исключительно на память; способность подробно запоминать большие объемы информации в такой ситуации приобретает особую ценность. Но в таком обще- стве, как наше, мы не можем всецело доверять памяти. Действительно, в наибо- лее важных ситуациях этого делать не стоит. Именно поэтому ведутся протоколы, пишутся отчеты и составляются договоры в письменной форме. Эти действия позволяют защитить информацию от искажений и пробелов, на которые способ- на наша память. Даже когда я иду за покупками, то должен вам признаться, что, если мне нужно купить больше трех или четырех вещей, я не воображаю, как они заполняют мой дом, а просто пишу список необходимых покупок. Это удобно, как и дневник, к тому же избавляет от необходимости держать все в голове. Од- нако бывают ситуации, в которых неприменимы такие очевидные вспомогатель- ные средства, как дневники и списки покупок. Проблемы запоминания у разных людей разные, и существует множество ва- риантов решений этих проблем. Не остается ничего другого, как решать каждую проблему в отдельности с помощью имеющегося здравого смысла и изобретатель- ности. Впрочем, хотя нету определенных правил для улучшения памяти, сущест- вует набор общих принципов, которые помогут вам использовать свою память в полной мере.
Как улучшить свою память Как я надеюсь, из предшествующих глав стало ясно, что человеческая память является достаточно эффективной системой хранения и воспроизведения ин- формации. Тем не менее все мы знаем, что память время от времени нас под- водит, особенно по мере приближения старости. Промахи нашей памяти часто довольно легко восстановимы — к примеру, описание события, в котором при- нимал участие близкий знакомый, или забывание чьего-либо имени. Другие сбои в памяти могут быть более серьезными — пропущенная встреча может ис- портить отношения с начальством или привести к упущению выгодной сделки. Если вы студент, вам нужно запоминать информацию для сдачи экзаменов; ес- ли ваша работа связана с людьми, вам нужно хорошо запоминать их лица и имена. В каком-то смысле мы не можем изменить нашу память. Я имею в виду, что мне неизвестен способ, с помощью которого можно было бы регулярно совер- шенствовать нейронные механизмы, лежащие в основе памяти. Мы можем толь- ко использовать эти механизмы с большей эффективностью.
Прежде всего, важно смириться с тем фактом, что память не является систе- мой, которую можно, подобно сердцу и легким, укреплять с помощью физичес- ких упражнений. Такие заблуждения были распространены среди педагогов XIX века, но вера в подобные методы теплится до сих пор. При этом вряд ли кто-ни- будь из врачей станет рекомендовать пациенту с нарушениями памяти игру Кима (заключающуюся в том, что пациенту показывают поднос с предметами, затем убирают, и пациент должен попытаться вспомнить наибольшее количество из ле-
жавших на подносе предметов). Хотя в этой игре есть определенный смысл, ма- ловероятно, что это и вправду как-то поможет пациенту. В блестящей книге Яна Хантера про память имеются две очень полезные главы, посвященные упражнениям, направленным на улучшение памяти. В них упо- минается эксперимент В. Г. Слэйта (1911), в котором 84 двенадцатилетние школь- ницы тестировались на способность запоминать даты исторических событий, списки бессмысленных слогов, стихи, прозу, имена, расположение городов и рек на карте, таблицы с фигурами и последовательность букв в алфавите. Затем дево- чек разделили на четыре группы, с тремя из которых проводили тренировку па- мяти по полчаса в день, четыре дня в неделю, в течение шести недель; в итоге вы- ходило 12 часов упражнений. Одна группа упражнялась в запоминании поэзии, вторая запоминала количественные факты, в частности научные формулы и гео- графические расстояния, тогда как третьей группе давали читать отрывки текстов на географические, исторические и научные темы, а затем требовали воспроизво- дить содержание этих текстов по памяти. Четвертая группа была контрольной, в ней тренировка памяти не производилась. Затем все четыре группы были повтор- но протестированы с использованием стимульного материала, похожего на тот, который использовался в начале эксперимента. Улучшилось ли запоминание оп- ределенного типа стимульного материала в результате трени- ровки запоминания именно этого типа материала? Результаты эксперимента недвусмысленно продемонстрировали следующее: контрольная группа, в которой память не тренировалась, выполняла запоминание так же хорошо, как и остальные три группы, каждая из которых, в свою очередь, не показала более успешного запоминания того материала, на котором она тренировалась.
Такие же отрицательные ре- зультаты были получены и в не- скольких других исследованиях. Одним из наиболее интересных явилось исследование объема памяти, проведенное Дэниелом Вагнером на сельских жителях Марокко, посещающих школу Корана. Большая часть их обу- Все на своем месте и для всего есть место? Хотя ней- чения сводилась к заучиванию
стройке путем сознательного усилия, обычно можно бывает усовершенствовать способы сортировки входя- выполнения ими тестов, содер- щей информации и связывания ее с уже имеющейся ин- жащих материал иного содер- формацией. жания, был достаточно низок
по сравнению с другими марокканцами и с американскими студентами. Они так- же сравнительно мало пользовались мнемотехниками. В противоположность этому исследованию, Хантером упоминался экспери- мент Вудроу (1927), в котором участвовали 182 студента университета. Сначала им давали ряд заданий на запоминание, в том числе на запоминание прозы и поэзии, заучивание английского значения турецких слов, дат исторических событий, а также тест на объем памяти с использованием согласных букв. Первая группа сту- дентов потратила в целом три часа времени, распределенного в течение четырех- недельного периода, запоминая стихи и бессмысленные слоги. Второй группе в течение такого же количества времени преподавали методики запоминания по- эзии и бессмысленных слогов. Третья группа являлась контрольной, в ней трени- ровка памяти не производилась. При повторном тестировании спустя четыре не- дели первая группа выполняла задание не лучше и не хуже, чем контрольная группа. Однако вторая группа, которой преподавали методики запоминания, вы- полняла задания, большей частью значительно отличавшиеся от тех, которые ис- пользовались в период тренировки, неизменно лучше, чем другие группы; по-ви- димому, методики запоминания им пригодились.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.007 с.) |