Вспомогательные средства для запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные средства для запоминания



Общество, в котором лишь немногие умеют читать и писать, должно полагаться исключительно на память; способность подробно запоминать большие объемы информации в такой ситуации приобретает особую ценность. Но в таком обще- стве, как наше, мы не можем всецело доверять памяти. Действительно, в наибо- лее важных ситуациях этого делать не стоит. Именно поэтому ведутся протоколы, пишутся отчеты и составляются договоры в письменной форме. Эти действия позволяют защитить информацию от искажений и пробелов, на которые способ- на наша память. Даже когда я иду за покупками, то должен вам признаться, что, если мне нужно купить больше трех или четырех вещей, я не воображаю, как они заполняют мой дом, а просто пишу список необходимых покупок. Это удобно, как и дневник, к тому же избавляет от необходимости держать все в голове. Од- нако бывают ситуации, в которых неприменимы такие очевидные вспомогатель- ные средства, как дневники и списки покупок.

Проблемы запоминания у разных людей разные, и существует множество ва- риантов решений этих проблем. Не остается ничего другого, как решать каждую проблему в отдельности с помощью имеющегося здравого смысла и изобретатель- ности. Впрочем, хотя нету определенных правил для улучшения памяти, сущест- вует набор общих принципов, которые помогут вам использовать свою память в полной мере.

 

Как улучшить свою память

Как я надеюсь, из предшествующих глав стало ясно, что человеческая память является достаточно эффективной системой хранения и воспроизведения ин- формации. Тем не менее все мы знаем, что память время от времени нас под- водит, особенно по мере приближения старости. Промахи нашей памяти часто довольно легко восстановимы — к примеру, описание события, в котором при- нимал участие близкий знакомый, или забывание чьего-либо имени. Другие сбои в памяти могут быть более серьезными — пропущенная встреча может ис- портить отношения с начальством или привести к упущению выгодной сделки. Если вы студент, вам нужно запоминать информацию для сдачи экзаменов; ес- ли ваша работа связана с людьми, вам нужно хорошо запоминать их лица и имена.

В каком-то смысле мы не можем изменить нашу память. Я имею в виду, что мне неизвестен способ, с помощью которого можно было бы регулярно совер- шенствовать нейронные механизмы, лежащие в основе памяти. Мы можем толь- ко использовать эти механизмы с большей эффективностью.

Прежде всего, важно смириться с тем фактом, что память не является систе- мой, которую можно, подобно сердцу и легким, укреплять с помощью физичес- ких упражнений. Такие заблуждения были распространены среди педагогов XIX века, но вера в подобные методы теплится до сих пор. При этом вряд ли кто-ни- будь из врачей станет рекомендовать пациенту с нарушениями памяти игру Кима (заключающуюся в том, что пациенту показывают поднос с предметами, затем убирают, и пациент должен попытаться вспомнить наибольшее количество из ле-


 

жавших на подносе предметов). Хотя в этой игре есть определенный смысл, ма- ловероятно, что это и вправду как-то поможет пациенту.

В блестящей книге Яна Хантера про память имеются две очень полезные главы, посвященные упражнениям, направленным на улучшение памяти. В них упо- минается эксперимент В. Г. Слэйта (1911), в котором 84 двенадцатилетние школь- ницы тестировались на способность запоминать даты исторических событий, списки бессмысленных слогов, стихи, прозу, имена, расположение городов и рек на карте, таблицы с фигурами и последовательность букв в алфавите. Затем дево- чек разделили на четыре группы, с тремя из которых проводили тренировку па- мяти по полчаса в день, четыре дня в неделю, в течение шести недель; в итоге вы- ходило 12 часов упражнений. Одна группа упражнялась в запоминании поэзии, вторая запоминала количественные факты, в частности научные формулы и гео- графические расстояния, тогда как третьей группе давали читать отрывки текстов на географические, исторические и научные темы, а затем требовали воспроизво- дить содержание этих текстов по памяти. Четвертая группа была контрольной, в ней тренировка памяти не производилась. Затем все четыре группы были повтор- но протестированы с использованием стимульного материала, похожего на тот, который использовался в начале эксперимента. Улучшилось ли запоминание оп-

ределенного типа стимульного материала в результате трени- ровки запоминания именно этого типа материала? Результаты эксперимента  недвусмысленно продемонстрировали следующее: контрольная группа, в которой память не           тренировалась, выполняла запоминание так же хорошо, как и остальные три группы, каждая из которых, в свою очередь, не показала более успешного запоминания того материала, на котором она тренировалась.

Такие же отрицательные ре- зультаты были получены и в не- скольких других исследованиях. Одним из наиболее интересных явилось исследование объема памяти, проведенное Дэниелом Вагнером на сельских жителях Марокко, посещающих школу Корана. Большая часть их обу-

Все на своем месте и для всего есть место? Хотя ней- чения сводилась к заучиванию

строчек  из  Корана,  и  уровень
ронная основа памяти, по-видимому, не поддается пере-

стройке путем сознательного усилия, обычно можно

бывает усовершенствовать способы сортировки входя- выполнения ими тестов, содер-

щей информации и связывания ее с уже имеющейся ин-   жащих материал иного содер-


формацией.


жания, был достаточно низок


 

по сравнению с другими марокканцами и с американскими студентами. Они так- же сравнительно мало пользовались мнемотехниками.

В противоположность этому исследованию, Хантером упоминался экспери- мент Вудроу (1927), в котором участвовали 182 студента университета. Сначала им давали ряд заданий на запоминание, в том числе на запоминание прозы и поэзии, заучивание английского значения турецких слов, дат исторических событий, а также тест на объем памяти с использованием согласных букв. Первая группа сту- дентов потратила в целом три часа времени, распределенного в течение четырех- недельного периода, запоминая стихи и бессмысленные слоги. Второй группе в течение такого же количества времени преподавали методики запоминания по- эзии и бессмысленных слогов. Третья группа являлась контрольной, в ней трени- ровка памяти не производилась. При повторном тестировании спустя четыре не- дели первая группа выполняла задание не лучше и не хуже, чем контрольная группа. Однако вторая группа, которой преподавали методики запоминания, вы- полняла задания, большей частью значительно отличавшиеся от тех, которые ис- пользовались в период тренировки, неизменно лучше, чем другие группы; по-ви- димому, методики запоминания им пригодились.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.007 с.)