ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ



Одну и ту же информацию люди воспринимают , по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.

Восприятие зависит от прошлого опыта, от со­держания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоре­чивые данные, он обычно интерпретирует их в со­ответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятель­ности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоцио­нальным состояниям). Фактор аперцепции объясня­ет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Свойства восприятия: 1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного вос­приятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвра­тили зрение в зрелые годы: в первые дни после опе­рации они видели не мир предметов, а лишь рас­плывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно ос­тавалось ограничено тем, что они узнали ранее пу­тем осязания. Таким образом, восприятие форми­руется в процессе практики, т е. восприятие — сис­тема перцептивных действий, которыми надо овла­деть. 2. Константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как отно­сительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являют­ся активные действия перцептивной системы (сис­темы анализаторов, обеспечивающих акт воспри­ятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность воспри­ятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию.

3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы восприни­маем фактически абстрагированную из этих ощу­щений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя от­дельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущно­сти предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмыс­ленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как та­ковые. То есть восприятие протекает как динамиче­ский процесс поиска ответа на вопрос: «Что это та­кое?»

 

 

В-1. Основные этапы становления психологии как науки.

Предмет психологии – закономерности функц-ния психической реальности, Изучение психики.

Донаучный этап развития – 6-7 в. до н. э. – середина 19в. возникает в контексте натурфилософии. 6-7в до н.э. предмет человек (основывалась на легендах, снах, мифах). Знания субъективны, необобщены. В рамках философии с 7 в. до н.э. предмет – душа (античность – Демокрит, Платон, Аристотель). Осн. метод- наблюдение и самонаблюдение.

1. Что такое душа, из чего состоит, функции и свойства.

2. Что такое познания, познаваем ли мир.

3. Проблемы регуляции поведения свободы воли – что определяет наше поведение.

17 в. – Декарт, Спиноза. Предмет психологии – сознание (Дж. Локк). 18 в. – 1 психологическая школа – Ассоцианизм (Гартли)

душа как сознание основы душевной жизни – простые Элем-ты

носят чувственный характер, более сложные образования - как сложение более простых на основе принципа ассоциации

источник знаний – самонаблюдение, интроспекция

Научная психология

1879г. – Вундт – первая эксперим. Лаборатория в Лейпциге.

До этого было бурное развитие естеств. Наук, эволюционное учение Дарвина, исследования Вебера, Фехнера, Гельмгольца).

Вундт не изменил предмет психологии и метода, но ввел эксперимент и анализ продуктов творчества, разрушил ос-ые принципы ассоцианизма.

Начало века – кризис психологии. Не могли найти унив-ый метод исследования души, и т.о. стали рвать предмет психологии на кусочки.

1900г. Фрейд – школа психоанализа (глубинная психология). Предмет – глубинные структуры психики и бессозн-ное. Метод – психоанализ, исследование бессозн-ого. 1913г. Уотсон – структур при помощи свобод. Ассоциаций. Школа Бихевиоризма – предмет – поведение, метод – эксперим. Изучение связи между стимулом и реакцией.

Школа Гештальтпсихологии – 1913-14, Келлер, Кофка, Вертгеймер. Предмет – сознание, метод – эксперим. исследование психич. полей.

Школа Марксистской психологии – 20-е годы. Блонский, Выготский. Предмет – деятельность направленная на преобразование окруж. среды. Метод – инструм-ый, исс-ие социальных факторов, опред-их Дея-ость. Школа гуманистической психологии – 40-е годы. Предмет – внутренняя сущность личности (экзистенция). Методы – анализ биографии и т.д. Школа Когнитивной психологии – конец 50-х годов. Линдсей, Норман, Фестингер, Хайдер. Предмет – исследование этапов переработки информации. Метод – иссл-ние деяте-сти человека операт.Трансперсональная психология – 60-е годы. Предмет – особые состояния сознания.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.007 с.)