Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные свойства восприятия. Одну и ту же информацию люди воспринимают , по-разному, субъективно
Одну и ту же информацию люди воспринимают, по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время. Свойства восприятия: 1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть. 2. Константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. 3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»
В-1. Основные этапы становления психологии как науки. Предмет психологии – закономерности функц-ния психической реальности, Изучение психики. Донаучный этап развития – 6-7 в. до н. э. – середина 19в. возникает в контексте натурфилософии. 6-7в до н.э. предмет человек (основывалась на легендах, снах, мифах). Знания субъективны, необобщены. В рамках философии с 7 в. до н.э. предмет – душа (античность – Демокрит, Платон, Аристотель). Осн. метод- наблюдение и самонаблюдение. 1. Что такое душа, из чего состоит, функции и свойства. 2. Что такое познания, познаваем ли мир. 3. Проблемы регуляции поведения свободы воли – что определяет наше поведение. 17 в. – Декарт, Спиноза. Предмет психологии – сознание (Дж. Локк). 18 в. – 1 психологическая школа – Ассоцианизм (Гартли) душа как сознание основы душевной жизни – простые Элем-ты носят чувственный характер, более сложные образования - как сложение более простых на основе принципа ассоциации источник знаний – самонаблюдение, интроспекция Научная психология 1879г. – Вундт – первая эксперим. Лаборатория в Лейпциге. До этого было бурное развитие естеств. Наук, эволюционное учение Дарвина, исследования Вебера, Фехнера, Гельмгольца).
Вундт не изменил предмет психологии и метода, но ввел эксперимент и анализ продуктов творчества, разрушил ос-ые принципы ассоцианизма. Начало века – кризис психологии. Не могли найти унив-ый метод исследования души, и т.о. стали рвать предмет психологии на кусочки. 1900г. Фрейд – школа психоанализа (глубинная психология). Предмет – глубинные структуры психики и бессозн-ное. Метод – психоанализ, исследование бессозн-ого. 1913г. Уотсон – структур при помощи свобод. Ассоциаций. Школа Бихевиоризма – предмет – поведение, метод – эксперим. Изучение связи между стимулом и реакцией. Школа Гештальтпсихологии – 1913-14, Келлер, Кофка, Вертгеймер. Предмет – сознание, метод – эксперим. исследование психич. полей. Школа Марксистской психологии – 20-е годы. Блонский, Выготский. Предмет – деятельность направленная на преобразование окруж. среды. Метод – инструм-ый, исс-ие социальных факторов, опред-их Дея-ость. Школа гуманистической психологии – 40-е годы. Предмет – внутренняя сущность личности (экзистенция). Методы – анализ биографии и т.д. Школа Когнитивной психологии – конец 50-х годов. Линдсей, Норман, Фестингер, Хайдер. Предмет – исследование этапов переработки информации. Метод – иссл-ние деяте-сти человека операт. Трансперсональная психология – 60-е годы. Предмет – особые состояния сознания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.114.118 (0.007 с.) |